Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 4948
Скачиваний: 3
39
сфере. Результатом могут стать также повышение качества организации сбора
и регистрации исходной информации; улучшение информационной безопас-
ности и др.
Раздел 1.3 «Анализ существующих разработок и выбор
стратегии автоматизации»
Данный раздел содержит следующие подразделы:
1.3.1 Анализ существующих разработок для автоматизации задачи
1.3.2 Обоснование стратегии автоматизации задачи
1.3.3 Выбор и обоснование способа приобретения ИС для автоматиза-
ции задачи
Подраздел 1.3.1 Анализ существующих разработок для автоматизации задачи
В этом подразделе следует провести обзор аналогов и прототипов созда-
ваемого программного продукта. Если уже существуют готовые программные
решения, необходимо дать краткое описание и провести анализ таких разрабо-
ток, указав их основные характеристики и функциональные возможности.
Для корректного сравнения систем-аналогов необходимо, прежде всего,
осуществить их глубокое изучение. Это поможет выявить сильные и слабые
стороны имеющихся систем, а также отметить те функции, которые планиру-
ются для разработки в создаваемой АС. Обзор рынка программных средств
удобно проводить с помощью Интернет. Адреса используемых при обзоре ре-
сурсов следует добавить в список литературы выпускной квалификационной
работы.
Результаты сравнения целесообразно представить в виде таблицы, из
анализа которой сделать вывод, почему требуется разработка нового про-
граммного продукта или модернизация имеющегося.
Несомненным достоин-
ством работы будет являться использование не только качественных, но и ко-
личественных оценок рассматриваемых систем-аналогов.
40
При выполнении данного подраздела целесообразно руководствоваться
следующим планом:
выявить аналоги и прототипы;
выявить и обосновать критерии их анализа;
провести сбор информации по существующим разработкам;
составить сводную таблицу по найденным разработкам в сравнении с
планируемым решением;
написать вывод, исходя из проведенного анализа.
Подраздел 1.3.2 Обоснование стратегии автоматизации задачи
Здесь необходимо раскрыть содержание, цель и взаимосвязь этапов ав-
томатизации применительно к своему проекту. Для этого следует кратко опи-
сать: анализ и стратегии развития бизнеса (предприятия); стратегические
свойства ИС; функциональность ИС в целом.
Для выбора стратегии автоматизации необходимо кратко охарактеризо-
вать имеющиеся стратегии (хаотичная, по участкам, по направлениям, полная)
и указать, какую стратегию автоматизации целесообразно выбрать в ВКР и
почему.
Подраздел 1.3.3 Выбор и обоснование способа приобретения ИС для ав-
томатизации комплекса задач
Здесь необходимо рассмотреть основные возможные варианты приобре-
тения информационных систем (подсистем) для предприятия (покупка готово-
го решения, покупка и доработка, собственная разработка и др.), описав то,
что даст их реализация для предприятия, каковы преимущества и недостатки
рассматриваемых способов приобретения. В результате необходимо выбрать
подходящий для своего проекта вариант.
41
Раздел 1.4 Постановка целей, задачи и подзадач автоматизации
Раздел включает три подраздела:
1.4.1 Цели и назначение автоматизированного варианта решения зада-
чи;
1.4.2.Разработка требований к проектируемой системе (процессу авто-
матизации);
1.4.3 Подзадачи автоматизации и функциональная ИТ их решения.
Подраздел 1.4.1 Цели и назначение автоматизированного варианта ре-
шения задачи
Должен содержать обоснование целей автоматизации. Логично предпо-
ложить, что цель автоматизации должна сводиться к устранению тех недо-
статков, которые были отмечены при обосновании необходимости создания
новой автоматизированной технологии решения задачи. При этом могут быть
получены разные виды эффектов.
Во-первых, с точки зрения достижения прямого эффекта, получающего
свое отражение непосредственно на себестоимости выпускаемой продукции
или оказываемых услуг: улучшения значений показателей качества обработки
информации (например, сокращение времени и стоимости обработки и полу-
чения данных для принятия управленческих решений; повышение степени до-
стоверности обработки информации, степени ее защищенности, повышение
степени автоматизации получения первичной информации; увеличение коли-
чества аналитических показателей, получаемых на базе исходных и т.д). В
этом случае цели должны носить точный численный характер.
Во-вторых, с точки зрения получения косвенного эффекта в управлении
организацией или предприятием: улучшение некоторых показателей выполне-
ния выбранной функции управления или работы подразделения или предприя-
тия в целом (например, увеличение выпуска продукции, числа обслуживаемых
клиентов, сокращение простоев и т. д.). В этом случае достаточно перечислить
42
те функции управления и операции обработки данных, которые будут автома-
тизированы при внедрении предлагаемого проекта.
В этом же подразделе следует отразить критерии успеха проекта, воз-
можные бизнес - риски, а также масштабы и ограничения проекта.
оцессу
автоматизации)
Должен строиться на основании требований к будущему проекту. Со-
гласно IEEE Standard Glossary of Software Engineering Terminology (1990) [5]
требование – это:
- условия или возможности, необходимые пользователю для решения
проблем или достижения целей;
- условия или возможности, которыми должна обладать система или си-
стемные компоненты, чтобы выполнить контракт или удовлетворять стандар-
там, спецификациям или другим формальным документам;
- документированное представление условий или возможностей для
пунктов 1 и 2.
Основным источником требований к ИС являются соображения, выска-
занные представителями заказчика ИС. В соответствии с иерархической моде-
лью требований данная информация структурируется как минимум на 2 уров-
ня: бизнес-требования и
требования пользователей. Однако требования
формулируются к создаваемой, пока еще не существующей системе, т.е. по
сути решается начальная подзадача задачи проектирования АИС, а представи-
тели заказчика далеко не всегда бывают компетентны в данном вопросе. По-
этому, наряду с требованиями, высказанными заказчиком, целесообразно со-
бирать и требования от других совладельцев системы: сотрудников аналити-
ческой группы исполнителя, внешних экспертов и т.д.
Другим важным источником информации, помимо выявления требова-
ний, являются артефакты, описывающие предметную область. Это могут быть
документы с описанием бизнес-процессов предприятия, либо просто докумен-
43
ты (должностные инструкции, распоряжения, своды бизнес-правил), принятые
на предприятии.
Еще одна альтернатива, используемая при выявлении требований – так
называемые «лучшие практики», широко используемые в настоящее время в
бизнес-консалтинге и при внедрении корпоративных информационных си-
стем. Лучшие практики представляют собой описания моделей деятельности
успешных компаний отрасли, используемые длительное время в лучших ком-
паниях по всему миру.
Подытоживая сказанное, отметим, что основными источниками, образу-
ющими «вход» процесса выявления требований, являются требования, выска-
занные совладельцами, как таковые, и артефакты, описывающие объект ис-
следования.
Подраздел 1.4.3 Подзадачи автоматизации и функциональная ИТ их решения
В этом подразделе дипломник должен описать:
рекомендуемую организацию архитектуры аппаратной платформы;
этапы решения задачи, последовательность и временной регламент их
выполнения;
порядок ввода первичной информации (названия документов) и пере-
чень используемых экранных форм;
краткую характеристику результатов (результатные документы, экран-
ные формы выдачи результатов, перечень результатных файлов, способов их
выдачи: на экран, печать или в канал связи) и мест их использования;
краткую характеристику системы ведения файлов в базе данных;
режим решения задачи (пакетный, диалоговый, с использованием ме-
тодов телеобработки или смешанный);
периодичность решения задачи.