Файл: Методические указания к ВКР бакалавра.pdf

Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 4948

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

39 

 

сфере. Результатом могут стать также повышение качества организации сбора 

и  регистрации  исходной  информации;  улучшение  информационной  безопас-

ности и др. 

 

Раздел 1.3 «Анализ существующих разработок и выбор  

стратегии автоматизации» 

 

Данный раздел содержит следующие подразделы: 

 

1.3.1 Анализ существующих разработок для автоматизации задачи 

  1.3.2 Обоснование стратегии автоматизации задачи 

 

1.3.3 Выбор и обоснование способа приобретения ИС для автоматиза-

ции задачи 

Подраздел 1.3.1 Анализ существующих разработок для автоматизации задачи 

В этом подразделе следует провести обзор аналогов и прототипов созда-

ваемого программного продукта. Если уже существуют готовые программные 

решения, необходимо дать краткое описание и провести анализ таких разрабо-

ток, указав их основные характеристики и функциональные возможности.  

Для  корректного  сравнения  систем-аналогов  необходимо,  прежде  всего, 

осуществить  их  глубокое  изучение.  Это  поможет  выявить  сильные  и  слабые 

стороны имеющихся систем, а также отметить те функции, которые планиру-

ются  для  разработки  в  создаваемой  АС.  Обзор  рынка  программных  средств 

удобно проводить с помощью Интернет. Адреса используемых при обзоре ре-

сурсов  следует  добавить  в  список  литературы  выпускной  квалификационной 

работы.  

Результаты  сравнения  целесообразно  представить  в  виде  таблицы,  из 

анализа  которой  сделать  вывод,  почему  требуется  разработка  нового  про-

граммного  продукта  или  модернизация  имеющегося.

 

Несомненным  достоин-

ством работы будет являться использование не только качественных, но и ко-

личественных оценок рассматриваемых систем-аналогов. 


background image

 

40 

 

При  выполнении  данного  подраздела  целесообразно  руководствоваться 

следующим планом:  

 

выявить аналоги и прототипы;  

 

выявить и обосновать критерии их анализа; 

 

провести сбор информации по существующим разработкам;  

 

составить  сводную  таблицу  по  найденным  разработкам  в  сравнении  с 

планируемым решением; 

 

написать вывод, исходя из проведенного анализа.  

Подраздел 1.3.2 Обоснование стратегии автоматизации задачи 

Здесь необходимо раскрыть содержание, цель и взаимосвязь этапов ав-

томатизации применительно к своему проекту. Для этого следует кратко опи-

сать:  анализ  и  стратегии  развития  бизнеса  (предприятия);  стратегические 

свойства ИС; функциональность ИС в целом. 

Для  выбора  стратегии  автоматизации  необходимо  кратко  охарактеризо-

вать имеющиеся стратегии (хаотичная, по участкам, по направлениям, полная) 

и  указать,  какую  стратегию  автоматизации  целесообразно  выбрать  в  ВКР  и 

почему. 

Подраздел 1.3.3 Выбор  и  обоснование способа  приобретения ИС для ав-

томатизации комплекса задач  

Здесь необходимо рассмотреть основные возможные варианты приобре-

тения информационных систем (подсистем) для предприятия (покупка готово-

го  решения,  покупка  и  доработка,  собственная  разработка  и  др.),  описав  то, 

что даст их реализация для предприятия, каковы преимущества и недостатки 

рассматриваемых  способов  приобретения.  В  результате  необходимо  выбрать 

подходящий для своего проекта вариант.  

 

 


background image

 

41 

 

Раздел 1.4 Постановка целей, задачи и подзадач автоматизации 

 

Раздел включает три подраздела: 

 

1.4.1 Цели и назначение автоматизированного варианта решения зада-

чи; 

  1.4.2.Разработка  требований  к  проектируемой  системе  (процессу  авто-

матизации);  

  1.4.3 Подзадачи автоматизации и функциональная ИТ их решения. 

 

Подраздел 1.4.1 Цели  и  назначение  автоматизированного  варианта ре-

шения задачи 

Должен  содержать  обоснование  целей  автоматизации.  Логично  предпо-

ложить,  что  цель  автоматизации  должна  сводиться  к  устранению  тех  недо-

статков,  которые  были  отмечены  при  обосновании  необходимости  создания 

новой автоматизированной технологии решения задачи. При этом могут быть 

получены разные виды эффектов. 

Во-первых, с точки зрения достижения прямого эффекта, получающего 

свое  отражение  непосредственно  на  себестоимости  выпускаемой  продукции 

или оказываемых услуг: улучшения значений показателей качества обработки 

информации (например, сокращение времени и стоимости обработки и полу-

чения данных для принятия управленческих решений; повышение степени до-

стоверности  обработки  информации,  степени  ее  защищенности,  повышение 

степени автоматизации получения первичной информации; увеличение коли-

чества  аналитических  показателей,  получаемых  на  базе  исходных  и  т.д).  В 

этом случае цели должны носить точный численный характер.   

Во-вторых, с точки зрения получения косвенного эффекта в управлении 

организацией или предприятием: улучшение некоторых показателей выполне-

ния выбранной функции управления или работы подразделения или предприя-

тия в целом (например, увеличение выпуска продукции, числа обслуживаемых 

клиентов, сокращение простоев и т. д.). В этом случае достаточно перечислить 


background image

 

42 

 

те функции управления и операции обработки данных, которые будут автома-

тизированы при внедрении предлагаемого проекта.  

В  этом  же  подразделе  следует  отразить  критерии  успеха  проекта,    воз-

можные бизнес - риски,  а также масштабы и ограничения проекта. 

оцессу 

автоматизации)  

Должен  строиться  на  основании  требований  к  будущему  проекту.  Со-

гласно  IEEE  Standard  Glossary  of  Software  Engineering  Terminology  (1990)  [5] 

требование – это:  

- условия  или  возможности,  необходимые  пользователю  для  решения 

проблем или достижения целей; 

- условия  или  возможности,  которыми  должна  обладать  система  или  си-

стемные компоненты, чтобы выполнить контракт или удовлетворять стандар-

там, спецификациям или другим формальным документам; 

- документированное  представление  условий  или  возможностей  для 

пунктов 1 и 2. 

Основным  источником  требований  к  ИС  являются  соображения,  выска-

занные представителями заказчика ИС. В соответствии с иерархической моде-

лью требований данная информация структурируется как минимум на 2 уров-

ня: бизнес-требования и  

требования  пользователей.  Однако  требования 

формулируются  к  создаваемой,  пока  еще  не  существующей  системе,  т.е.  по 

сути решается начальная подзадача задачи проектирования АИС, а представи-

тели заказчика далеко не всегда бывают компетентны в данном вопросе. По-

этому,  наряду  с  требованиями,  высказанными  заказчиком,  целесообразно  со-

бирать  и  требования  от  других  совладельцев  системы:  сотрудников  аналити-

ческой группы исполнителя, внешних экспертов и т.д. 

Другим  важным  источником  информации,  помимо  выявления  требова-

ний, являются артефакты, описывающие предметную область. Это могут быть 

документы с описанием бизнес-процессов предприятия, либо просто докумен-


background image

 

43 

 

ты (должностные инструкции, распоряжения, своды бизнес-правил), принятые 

на предприятии.  

Еще  одна  альтернатива,  используемая  при  выявлении  требований  –  так 

называемые  «лучшие  практики»,  широко  используемые  в  настоящее  время  в 

бизнес-консалтинге  и  при  внедрении  корпоративных  информационных  си-

стем.  Лучшие  практики  представляют  собой  описания  моделей  деятельности 

успешных компаний отрасли, используемые длительное время в лучших ком-

паниях по всему миру. 

Подытоживая  сказанное, отметим,  что основными источниками, образу-

ющими «вход» процесса выявления требований, являются требования, выска-

занные  совладельцами,  как  таковые,  и  артефакты,  описывающие  объект  ис-

следования.  

Подраздел 1.4.3 Подзадачи автоматизации и функциональная ИТ их решения 

В этом подразделе дипломник должен описать:  

 

рекомендуемую организацию архитектуры аппаратной платформы; 

 

этапы  решения  задачи, последовательность  и  временной  регламент  их 

выполнения;  

 

порядок  ввода  первичной  информации  (названия  документов)  и  пере-

чень используемых экранных форм;  

 

краткую характеристику результатов (результатные документы, экран-

ные формы выдачи результатов, перечень результатных файлов, способов их 

выдачи: на экран, печать или в канал связи) и мест их использования; 

  краткую характеристику системы ведения файлов в базе данных;  

 

режим  решения  задачи  (пакетный,  диалоговый,  с  использованием  ме-

тодов телеобработки или смешанный);  

 

периодичность решения задачи.