Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы коммуникативных барьеров в деловом общении
Особенности коммуникативной составляющей делового общения
1.2. Характеристика коммуникативных барьеров
1.3Барьеры социально-культурного различия.
1.4. Общие правила и принципы построения эффективных коммуникаций
2.1. Виды коммуникативных барьеров, проявляющиеся в процессе делового общения у студентов
Показатели оценки видов барьеров до и после эксперимента в контрольной группе |
|||||||||
Н1 |
Н2 |
СК1 |
СК2 |
О1 |
О2 |
НС1 |
НС2 |
Х1 |
Х2 |
8 |
7 |
15 |
14 |
0 |
0 |
5 |
6 |
4 |
5 |
0 |
1 |
13 |
14 |
2 |
1 |
11 |
12 |
0 |
0 |
4 |
3 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
4 |
4 |
6 |
7 |
5 |
11 |
10 |
0 |
0 |
7 |
6 |
7 |
7 |
0 |
0 |
9 |
9 |
2 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
14 |
13 |
6 |
7 |
6 |
5 |
0 |
0 |
5 |
3 |
13 |
14 |
0 |
0 |
4 |
4 |
2 |
4 |
6 |
7 |
0 |
0 |
6 |
7 |
2 |
2 |
0 |
0 |
4 |
4 |
10 |
9 |
0 |
0 |
1 |
0 |
7 |
6 |
3 |
3 |
13 |
12 |
1 |
0 |
4 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 |
8 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
1 |
7 |
6 |
13 |
14 |
0 |
1 |
5 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
15 |
14 |
7 |
6 |
3 |
3 |
0 |
0 |
13 |
12 |
11 |
10 |
0 |
0 |
2 |
1 |
6 |
4 |
0 |
0 |
12 |
13 |
0 |
0 |
4 |
4 |
0 |
0 |
Зона незначимости |
Зона незначимости |
Зона незначимости |
Зона незначимости |
Зона незначимости |
Примечание: барьер непонимания(Н); барьер социально-культурных различий(СК); барьер отношения(О); барьер неумения слушать(НС);барьер характера(Х).
Таблица 9
Статистические данные проверки достоверности изменений в экспериментальной группе
Показатели оценки видов барьеров до и после эксперимента в экспериментальной группе |
|||||||||
Н1 |
Н2 |
СК1 |
СК2 |
О1 |
О2 |
НС1 |
НС2 |
Х1 |
Х2 |
4 |
4 |
3 |
2 |
0 |
0 |
7 |
6 |
0 |
0 |
2 |
0 |
6 |
4 |
2 |
2 |
12 |
0 |
3 |
4 |
9 |
8 |
1 |
0 |
6 |
5 |
10 |
7 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
8 |
6 |
0 |
0 |
1 |
0 |
15 |
15 |
5 |
5 |
0 |
0 |
6 |
5 |
14 |
14 |
8 |
3 |
0 |
0 |
6 |
6 |
10 |
10 |
1 |
0 |
5 |
0 |
7 |
6 |
13 |
0 |
0 |
0 |
7 |
5 |
15 |
5 |
3 |
3 |
9 |
0 |
2 |
3 |
9 |
6 |
9 |
9 |
0 |
0 |
11 |
5 |
5 |
6 |
1 |
0 |
7 |
7 |
2 |
1 |
10 |
0 |
0 |
0 |
5 |
5 |
4 |
0 |
0 |
0 |
14 |
7 |
3 |
2 |
15 |
8 |
6 |
6 |
5 |
5 |
8 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
0 |
0 |
11 |
0 |
5 |
7 |
9 |
6 |
15 |
5 |
0 |
0 |
9 |
5 |
1 |
0 |
13 |
7 |
14 |
3 |
5 |
6 |
8 |
0 |
0 |
1 |
Зона значимости |
Зона неопределённости |
Зона значимости |
Зона значимости |
Зона незначимости |
Примечание: барьер непонимания(Н); барьер социально-культурных различий(СК); барьер отношения(О); барьер неумения слушать(НС);барьер характера(Х).
Расчёт достоверных изменений по Т – критерию Вилкоксона подтвердил достоверность изменений в процентных долях, обнаруженную в экспериментальной группе по завершению формирующего эксперимента.
По результатам проверки достоверности изменений после проведения формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах, достоверных изменений в процентных долях в контрольной группе ни по одному виду коммуникативных барьеров обнаружено не было. В экспериментальной группе достоверные изменения были подтверждены по трём видам коммуникативных барьеров: Н, О, НС.
Исследование показало, что программа преодоления коммуникативных барьеров в процессе делового общения может способствовать снижению частоты проявления коммуникативных преград в процессе делового общения. Об этом свидетельствует общее снижение показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (рис.8). В экспериментальной группе на 40% увеличилось количество испытуемых, которые лишь иногда демонстрируют затруднения в процессе коммуникации. Также в экспериментальной группе произошло снижение количества испытуемых на 40%, которые показали возможное наличие преград в общении (рис.10). В группе можно наблюдать уменьшение частоты проявления личностью в общении таких качеств, как неумение слушать и вести диалог, конфликтность, невежливость, навязывание своей точки зрения. Проявляется тенденция к контролю за вербальным поведением, более пристальное внимание к структуре, форме и уместности высказывания. Реже наблюдается негативное влияние профессиональной принадлежности собеседника, национальные, возрастные, гендерные и статусные различия на процесс и результат делового общения. Произошла оптимизация таких характеристик личности, как интерес к собеседнику, его точке зрения, способность поставить себя на место партнёра по общению, признать свою неправоту и пересмотреть собственное мнение под влиянием новых обстоятельств (рис.10). В контрольной группе достоверных изменений не выявлено (рис.9).
В экспериментальной группе в целом можно наблюдать снижение частоты возникновения барьеров непонимания, отношения и неумения слушать(рис.11, 12, 13). На 13,3% снизился процент студентов, сталкивающихся с барьерами непонимания довольно часто, в то время, как процент учащихся, испытывающих данные препятствия иногда увеличился на 13,3%(рис.11). В то же время процент студентов, не так часто демонстрирующих трудности по барьерам отношения снизился на 6,7%, и на 6,7% вырос процент испытуемых, которые редко или иногда сталкиваются с барьерами отношения (рис.12). Наиболее значительные изменения произошли в отношении барьеров неумения слушать. Так, на 6,7% и 40% снизился процент студентов, часто и иногда испытывающих барьеры неумения слушать соответственно. На 46,6% увеличился процент испытуемых, не имеющих затруднений в процессе слушания и ведения беседы.
Рис.11. Изменения в экспериментальной группе по барьерам непонимания
Рис.12. Изменения в экспериментальной группе по барьерам отношения
Рис.13. Изменения в экспериментальной группе по барьерам неумения слушать
Таким образом, проверка достоверных изменений в контрольной и экспериментальной группах показала, что положительный сдвиг в сторону снижения частоты проявления коммуникативных барьеров, выявлен только в экспериментальной группе, где реализовывалась программа преодоления коммуникативных барьеров, что свидетельствует о наличии положительного эффекта. На основе данного факта мы можем сказать, что целенаправленное формирование знаний, умений и навыков выявления и преодоления коммуникативных барьеров в деловом общении способствует снижению проявления коммуникативных барьеров, в частности барьеров непонимания, отношения и неумения слушать. А это, в свою очередь, обеспечивает эффективность делового общения студентов и достижения успехов в различных сферах деятельности. На основе проведённого исследования мы выделили следующие психолого-педагогические условия преодоления у студентов коммуникативных барьеров в деловом общении:
- формирование общего представления о коммуникативных барьерах, их видах, признаков и причин возникновения в деловом общении;
- развитие знаний, умений и навыков по созданию условий профилактики возникновения коммуникативных барьеров;
- формирование знаний, умений и навыков по преодолению коммуникативных барьеров в деловом общении.
Итак, на основе проведённого нами исследования, мы можем сказать, что гипотеза исследования о том, что своевременное выявление и преодоление у студентов коммуникативных барьеров в деловом общении способствует повышению эффективности их делового общения, подтверждена.
Заключение
На основе проведённого нами исследования и анализа проблемы коммуникативных барьеров в деловом общении, в соответствии с целью исследования и поставленными задачами, мы можем сделать следующие выводы:
- Анализ литературы показывает, что специфической формой общения является деловое общение. Характерной особенностью делового общения является то, что его содержание и цели направлены на решение организационных и социальных задач. Содержание делового общения определяется потребностями в совместной деятельности, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым её участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по её реализации как в вузе, так и в будущей профессиональной деятельности студента.
- Специфика межличностной коммуникации в деловом общении также проявляется в наличии коммуникативных барьеров. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту. Главная причина возникновения коммуникативных барьеров – сам человек. На способность людей передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики. Все рассмотренные типы ошибок и «барьеров» являются негативными факторами, препятствующими реализации коммуникативной функции. Их преодоление — одно из средств повышения эффективности данной функции.
- Для повышения эффективности делового общения и самореализации как в учебной, так и в профессиональной деятельности, студент должен иметь представление о возникающих в общении коммуникативных барьерах (непонимания, социально-культурного различия, отношения, неумения слушать, характера и др.) и владеть умениями и навыками их преодоления.
- Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что достаточно высокий процент исследуемых студентов довольно часто в деловом общении проявляют личностные качества и особенности поведения, приводящие к коммуникативным барьерам: неумение слушать и вести диалог, недостаточно развитая устная речь, конфликтность, невнимательность к собеседнику и пр.
- Как показало исследование, положительный сдвиг в сторону снижения частоты проявления коммуникативных барьеров, достоверно выявлен только в экспериментальной группе, где реализовывалась программа преодоления коммуникативных барьеров, что свидетельствует о наличии положительного эффекта. На основе данного факта мы можем сказать, что целенаправленное формирование знаний, умений и навыков выявления и преодоления коммуникативных барьеров в деловом общении способствует снижению проявления коммуникативных барьеров, в частности барьеров непонимания, отношения и неумения слушать. А это, в свою очередь, обеспечивает эффективность делового общения студентов и достижения успехов в различных сферах деятельности.
- Выявлены следующие психолого-педагогические условия преодоления у студентов коммуникативных барьеров в деловом общении: 1)формирование общего представления о коммуникативных барьерах, их видах, признаков и причин возникновения в деловом общении; 2) развитие знаний, умений и навыков по созданию условий профилактики возникновения коммуникативных барьеров; 3) формирование знаний, умений и навыков по преодолению коммуникативных барьеров в деловом общении.
- Результаты исследования имеют значение для решения важной психолого-педагогической проблемы развития личности студента в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе, повышение эффективности его делового общения. Разработанный комплекс занятий с элементами тренинга, входящих в состав программы преодоления коммуникативных барьеров может реализовываться как курс практических занятий со студентами по деловому общению с целью повышения их успешности в процессе обучения и при осуществлении профессиональной деятельности. Разработанный опросник по изучению коммуникативных барьеров в процессе делового общения может использоваться во время данного курса практических занятий для изучения частоты проявления качеств личности и особенностей поведения, способствующих возникновению коммуникативных барьеров.
Литература
1. Абдурахманов, Р.Л. Психологические трудности общения и их коррекция [Текст] / Р.Л. Абдурахманов. - М., 2004.
2. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст] / Г.С. Абрамова. Издание третье, стереотипное. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. –368с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 200 с.
4. Андриенко, Е.В. социальная психология: учеб. пособие для студ. [Текст] / Под ред. В.А.Сластёнина. 2-е изд., доп. – М.: «Академия», 2003. – 264 с.
5. Батаршев, А.В. Диагностика способности к общению[Текст] / А.В. Батаршев. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
6. Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст] / Т.В. Бендас. – учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006. — 431 с.
7. Березуцкая, Ю.П. Психология делового общения [Текст] / Ю.П.Березуцкая. – Барнаул., 2000.
8. Бороздина, Г.В. Психология делового общения. [Текст] / Г.В. Бороздина. – М.: Инфра-М, 2000. – 224 с.
9. Васильев, Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике [Текст] / Н.Н. Васильев. – СПб.: Речь, 2005. – 283 с.
10. Вердербер, Р. Психология общения [Текст] / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2003. – 320 с.
11. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков [Текст] / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.
12. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. – СПб.: «Речь», 2004. – 256 с.
13. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия [Текст] / Под ред. Е.А. Левановой. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
14. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений: Учебник [Текст] / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалов / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 368 с.
15. Козлов, В.В. Управление конфликтом [Текст] / В.В. Козлов, А.А. Козлова. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
16. Лабунская, В.А. Психология затруднённого общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Лабунская. – М.: «Академия», 2001. – 288 с.
17. Лупьян, Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс [Текст] / Я.А. Лупьян. – РнД., 2001.
18. Морозов, А. П. Деловая психология. Практикум [Текст] / А.П. Морозов. – СПб., 1997.
19. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории [Текст] / Б.Д. Парыгин. – СПб.: ИГУП, 1999. – 592 с.
20. Попова, Т.С. Образование как процесс накопления человеческого и культурного опыта [Текст] / Т.С. Попова // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - №2. – с. 234 – 241.
21. Почепцов, Г. Теория коммуникации [Текст] / Г.Почепцов. — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер»,2001. – 656 с.