Файл: Общение как взаимодействие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. В современных условиях быстро развивающегося информационного общества всё больше значения уделяется проблеме эффективной коммуникации[21]. Эффективность коммуникации как передачи и приёма информации важна во всех формах общения, а коммуникативные навыки и опыт делового общения необходимы для достижения успеха в любом виде деятельности. Данное утверждение справедливо и для учебной деятельности студента, поскольку в большинстве случаев овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками не всегда обеспечивает успешность делового общения не только в вузе, но и в профессиональной деятельности, где оно играет первостепенную роль.

Современная система образования предметно ориентирована и приводит к тому, что максимальное количество времени в процессе обучения студент уделяет профессиональным знаниям, умениям и навыкам, полноценно не реализуя своё личностное развитие[20]. В итоге вместо развития качеств личности, способствующих эффективной коммуникации в процессе общения, студенты часто демонстрируют обратные проявления, приводящие к возникновению разнообразных коммуникативных барьеров, что способствует снижению эффективности делового общения как в учебной, так и в будущей профессиональной деятельности и самореализации. Коммуникативные барьеры снижают успешность деятельности и лишают чувства удовлетворённости от общения.

Для повышения эффективности делового общения и самореализации как в учебной, так и в профессиональной деятельности, студент должен иметь представление о возникающих в общении коммуникативных барьерах (непонимания, социально-культурного различия, отношения, неумения слушать, характера и др.) и владеть умениями и навыками их преодоления.

На наш взгляд, целенаправленное формирование знаний, умений и навыков выявления и преодоления коммуникативных барьеров в деловом общении снижает риск возникновения трудностей в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности выпускника вуза.

Проблема исследования. Принимая во внимание имеющиеся потребности в системе высшего образования по повышению эффективности коммуникативной деятельности будущих специалистов и недостаточную разработанность практического аспекта данного вопроса, нами была сформулирована проблема создания психолого-педагогических условий в процессе обучения в вузе, обеспечивающих преодоление у студентов коммуникативных барьеров в деловом общении.


Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в вузе.

Предмет исследования: коммуникативные барьеры в деловом общении у студентов.

Цель исследования: разработка модели преодоления у студентов коммуникативных барьеров в деловом общении.

Гипотеза исследования: своевременное выявление и преодоление у студентов коммуникативных барьеров в деловом общении способствует повышению эффективности их делового общения.

Задачи исследования:

  1. проанализировать, сравнить и обобщить теоретический материал по проблеме коммуникативных барьеров в деловом общении;
  2. изучить частоту возникновения коммуникативных барьеров у студентов в деловом общении;
  3. разработать модель и программу формирование знаний, умений и навыков выявления и преодоления коммуникативных барьеров у студентов;
  4. показать эффективность разработанной программы выявления и преодоления коммуникативных барьеров в деловом общении.

Методы исследования:

    1. Теоретические: анализ научной литературы по теме исследования, обобщение, сравнение;
    2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий и формирующий), анкетирование, беседа, наблюдение, контрольный срез, анализ результатов, полученных в ходе эксперимента;
    3. Методы математической статистики.

Научная новизна:

- в результате исследования были уточнены и конкретизированы понятия «психологические барьеры общения», «коммуникативные барьеры общения»;

- проведён анализ основных подходов к характеристике и типологии коммуникативных барьеров;

- разработан опросник, изучающий частоту проявления качеств личности и особенностей поведения, способствующих возникновению коммуникативных барьеров;

- разработаны модель и программа преодоления коммуникативных барьеров в деловом общении у студентов и эффективно реализована в ходе формирующего эксперимента.

Практическая значимость. Результаты исследования имеют значение для решения важной психолого-педагогической проблемы развития личности студента в ходе учебно-воспитательного процесса в вузе, повышение эффективности его делового общения. Разработанный комплекс занятий с элементами тренинга, входящих в состав программы преодоления коммуникативных барьеров может реализовываться как курс практических занятий со студентами по деловому общению с целью повышения их успешности в процессе обучения и при осуществлении профессиональной деятельности. Разработанный опросник по изучению коммуникативных барьеров в процессе делового общения может использоваться для изучения частоты проявления качеств личности и особенностей поведения, способствующих возникновению коммуникативных барьеров во время данного курса практических занятий.


ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы коммуникативных барьеров в деловом общении

Особенности коммуникативной составляющей делового общения

Посредством общения человек взаимодействует с разными людьми, в разных средах, в том числе учебной и профессиональной. В общении происходит всесторонний обмен деятельностью и ее результатами, выполняются цели, формируются общие установки и настроения, вырабатываются привычки и традиции, формируется стиль поведения[2]. Формы общения многообразны. Специфической формой является деловое общение. Характерной особенностью делового общения является то, что его содержание и цели направлены на решение организационных и социальных задач. Деловое (ролевое) общение и неформальное (личностное) переплетаются друг с другом и могут переходить одно в другое. В каких бы психологических формах не проявлялось общение - оно деловое, если его определяющим содержанием является социально значимая совместная деятельность.

Содержание делового общения определяется потребностями в совместной деятельности, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым её участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по её реализации.

Целью делового общения становится воздействие коммуникатора на окружающих с тем, чтобы сделать собеседников в каких-то проявлениях близкими себе, склонить их к определенным действиям и поступкам, изменить их мнения и взгляды, и благодаря такому воздействию, у людей, находящихся в положительном повседневном контакте, вырабатывается понимание вкусов, интересов и взглядов друг друга. Они учатся объективнее оценивать окружающих и проявлять толерантность, учитывать индивидуально-психологические особенности личности при взаимодействии[7].

Деловое общение включает в себя все многообразие функций общения:

коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникация - в узком

смысле слова это обмен информацией между субъектами делового общения.


Специфика межличностной коммуникации проявляется в следующих особенностях:

А) в характере процесса обратной связи;

Б) наличии коммуникативных барьеров;

В) наличие феномена коммуникативного влияния;

Г) существовании различных уровней передачи информации.

Процесс коммуникации в общении включает семь основных структурных компонентов:

1)отправитель — лицо (или группа), являющееся источником сообщения для коммуникативного обмена;

2)сообщение — собственно информация, подлежащая передаче получателю;

3)получатель — адресат (лицо или группа), которому предназначено сообщение;

4)канал коммуникации — средство (или система средств), с помощью которого происходит передача сообщения;

5)«шум» — вся совокупность внешних (из среды) и внутренних помех, искажающих информацию, предназначенную для коммуникации;

6)обратная связь — информация от получателя к отправителю, служащая для индикации степени понятности сообщения;

7)коррекция — изменения, вносимые в первоначальную информацию отправителем в целях обеспечения ее понятности получателю.

В своем развертывании процесс коммуникации проходит четыре основных этапа:

а)возникновение намерения, зарождение и формулировка идеи, информацию о которой отправитель затем делает сообщением;

б)оформление идеи — кодирование и выбор способа (канала) для ее передачи;

в)сама передача как таковая, т.е. собственно коммуникативный акт;

г)декодирование (понимание смысла) сообщения получателем.

Основные компоненты и этапы процесса коммуникации имеют стабильную последовательность. Благодаря обратной связи и коррекции она приобретает замкнутый — кольцеобразный характер.

«Принцип кольца» важен и организационно, и психологически. Он обеспечивает результативность коммуникаций в целом. Благодаря ему обеспечивается контроль за ее эффективностью и возможность повтора «кольца», т.е. всего коммуникативного цикла в случае неэффективности его первой реализации[18].

С точки зрения эффективности делового общения, для его участников очень важно понимание этих особенностей и их учёт в повседневной деятельности.

1.2. Характеристика коммуникативных барьеров

В процессе коммуникации человек может играть каждую из трёх ролей: быть передатчиком, принимающим и передающим средством связи. В то же время он является самым подверженным помехам каналом коммуникации, и тем не менее информация очень часто передаётся именно через людей, что обусловливает определённые искажения в информационном процессе.


Человек как элемент коммуникации - сложный и чувствительный "получатель" информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

Рассмотрим потери информации при сообщении на основе схемы, разработанной П. Мицичем . При передаче информации нужно возникшую идею, мысль сначала словесно оформить во внутренней речи, затем перевести из внутренней речи во внешнюю, т.е. высказать. Это высказывание должно быть услышано и понято. Задумано передать собеседникам 100% информации. В соответствии с определенным пределом воображения информация приобрела словесные формы. Включился активный языковой фильтр - Высказано собеседникам 80% информации. Препятствует языковой барьер словарных запасов - Услышано 70% информации. Работает фильтр воображения и желания - Понято 60% информации. У собеседников ограничен объем запоминания - Осталось в памяти 24% информации. На каждом этапе происходят потери информации и ее искажение. Величина этих потерь определяется и общим несовершенством человеческой речи, невозможностью полно и точно воплотить мысли в словесные формы[7].

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров[15]. В современной общей и социальной психологии большое внимание уделяется проблеме затруднённого общения.

С точки зрения В.Н. Куницыной, «объективные» трудности – те, которые обнаруживаются в условиях непосредственного общения, снижают его успешность и лишают чувства удовлетворённости от общения[16]. Одной из ключевых проблем общения является проблема коммуникативных барьеров. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту[18].

Б.Д. Парыгин, рассматривая психологический барьер как «такое состояние или свойство индивида, которое консервирует резервы его духовно-психического потенциала или тормозит их реализацию в процессе его жизнедеятельности», распространяет психологические барьеры на всю систему человеческих коммуникаций[19, c.79].

Главная причина возникновения коммуникативных барьеров – сам человек. На способность людей передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики.