Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы коммуникативных барьеров в деловом общении
Особенности коммуникативной составляющей делового общения
1.2. Характеристика коммуникативных барьеров
1.3Барьеры социально-культурного различия.
1.4. Общие правила и принципы построения эффективных коммуникаций
2.1. Виды коммуникативных барьеров, проявляющиеся в процессе делового общения у студентов
Для решения 5-ой задачи проводилось практическое занятие с элементами тренинга.
Цель занятия: формирование умений и навыков выявления и преодоления барьера характера.
Задачи занятия:
- провести анализ проявлений барьера характера;
- организовать проведение соревнования по подгруппам на лучшие приёмы поведения в ситуации невежливого, грубого обращения;
- сформировать умения и навыки применения приёмов поведения в ситуации невежливого обращения.
Вступительная часть. Решение организационных вопросов. Сообщение темы и плана работы на занятии.
Основная часть. Изложение материала о проблеме возникновения барьера характера. Проведение соревнования по подгруппам на лучшие приёмы поведения в ситуации невежливого, грубого обращения. Разыгрывание ситуаций делового общения с использованием данных приёмов. Обсуждение выполнения задания, определение победителя.
Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Сообщение темы следующей встречи.
Занятие 6. Формирование умений и навыков выявления и преодоления барьера неумения слушать
Для решения 6-ой задачи проводилось практическое занятие с элементами тренинга.
Цель занятия: формирование умений и навыков выявления и преодоления барьера характера.
Задачи занятия:
- сформулировать понятие «умение слушать»;
- рассмотреть различные техники эффективного слушанья в процессе общения (критического, активного, пассивного, эмпатического);
- сформировать умения и навыки применения техник эффективного слушания в различных ситуациях делового общения.
Вступительная часть. Решение организационных вопросов. Сообщение темы и плана работы на занятии.
Основная часть. Дискуссия со студентами о важности и необходимости уметь слушать партнёра в процессе общения. Изложение материала о понятии «умение слушать». Сообщение информации о различных техниках эффективного слушания. Выполнение упражнений, направленных на овладение навыками эффективного слушанья («Спина к спине», «Разговор втроём») с последующими обсуждениями[13].
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 7. Завершение работы с группой
Цель занятия: получение обратной связи по итогам реализации программы.
Задачи занятия:
- провести анализ мыслей и переживаний студентов по поводу курса занятий;
- проанализировать рефлексии участников о продуктивности занятий.
Вступительная часть. Решение организационных вопросов. Сообщение о завершении курса.
Основная часть. Беседа со студентами о важных мыслях и переживаниях, возникших в ходе занятий. Письменная экспресс-рефлексия о продуктивности курса.
Заключительная часть. Заключительная речь ведущего.
2.3. Оценка эффективности реализации программы
С участниками экспериментальной группы был проведён ряд мероприятий в соответствии с программой преодоления коммуникативных барьеров в процессе делового общения, описанной в параграфе 2.2.
По завершении формирующего эксперимента был проведён контрольный срез с помощью разработанного нами опросника по изучению коммуникативных барьеров в процессе делового общения.
Показатели исследования, полученные в результате исходного тестирования и контрольного среза по данному опроснику, сравнивались с целью выявления достоверных изменений показателей в контрольной и экспериментальной группах, а также для обнаружения положительного эффекта по итогам реализации программы преодоления коммуникативных барьеров в процессе делового общения в экспериментальной группе.
В табл. 3 представлены показатели в контрольной группе по итогам исходного тестирования и контрольного среза.
В табл. 4 представлены показатели в экспериментальной группе по итогам исходного тестирования и контрольного среза.
Таблица 3
Показатели частоты возникновения коммуникативных барьеров в контрольной группе до и после эксперимента (в баллах)
Испытуемые |
Показатели |
||
Исх. |
Рпф. |
Изм. |
|
1 |
45 |
45 |
0 |
2 |
30 |
30 |
0 |
3 |
34 |
34 |
0 |
4 |
42 |
42 |
0 |
5 |
49 |
50 |
1 |
6 |
45 |
46 |
1 |
7 |
31 |
31 |
0 |
8 |
46 |
46 |
0 |
9 |
37 |
37 |
0 |
10 |
37 |
38 |
1 |
11 |
32 |
32 |
0 |
12 |
42 |
42 |
0 |
13 |
37 |
37 |
0 |
14 |
43 |
45 |
2 |
15 |
33 |
33 |
0 |
Примечание: Исх. – показатели исследования по итогам исходного тестирования; Рпф. – показатели исследования по итогам реализации программы преодоления коммуникативных барьеров; Изм. – разница в показателях по двум срезам.
Таблица 4
Показатели частоты возникновения коммуникативных барьеров в экспериментальной группе до и после эксперимента (в баллах)
Испытуемые |
Показатели |
||
Исх. |
Рпф. |
Изм. |
|
1 |
31 |
31 |
0 |
2 |
44 |
37 |
-7 |
3 |
37 |
25 |
-12 |
4 |
48 |
34 |
-14 |
5 |
42 |
32 |
-10 |
6 |
35 |
35 |
0 |
7 |
32 |
30 |
-2 |
8 |
34 |
34 |
0 |
9 |
41 |
36 |
-5 |
10 |
33 |
33 |
0 |
11 |
47 |
34 |
-13 |
12 |
29 |
28 |
-1 |
13 |
38 |
38 |
0 |
14 |
44 |
32 |
-12 |
15 |
34 |
30 |
-4 |
Расчёт достоверных изменений по Т-критерию Вилкоксона подтвердил достоверность изменений, обнаруженных в экспериментальной группе по завершению формирующего эксперимента[24]. Статистические данные проверки достоверности отображены в табл.5, 8 и 9.
Таблица 5
Проверка достоверности изменений по Т-критерию Вилкоксона
Результаты |
Группа |
||
Контрольная |
Экспериментальная |
||
Т эмп. |
54 |
15 |
|
Т при n=15 |
0,01 |
19 |
19 |
0,05 |
30 |
30 |
|
Ось значимости |
Зона незначимости |
Зона значимости |
Результаты проверки эффективности реализации программы преодоления коммуникативных барьеров в процессе делового общения наглядно изображены на рис.8, 9, 10, 11, 12, 13.
Рис.8. Показатели исследования в контрольной и экспериментальной группах по итогам реализации программы преодоления коммуникативных барьеров
33,33%
66,67%
33,33%
66,67%
0,00%
10,00%
20,00%
30,00%
40,00%
50,00%
60,00%
70,00%
80,00%
1
2
18 -36 баллов 36 - 72 баллов
исходное тестирование
контрольный срез
Рис.9. Изменения в контрольной группе в %
46,67%
53,33%
86,67%
13,33%
0,00%
10,00%
20,00%
30,00%
40,00%
50,00%
60,00%
70,00%
80,00%
90,00%
100,00%
1
2
18 - 36 баллов 36 - 72 баллов
исходное тестирование
контрольный срез
Рис.10. Изменения в экспериментальной группе в %
Таблица 6
Оценка частоты возникновения видов коммуникативных барьеров в контрольной группе до и после эксперимента (в %)
Вид барьера |
Оценка частоты возникновения |
|||||||||||
всегда |
часто |
иногда |
никогда |
|||||||||
Ит. |
Рпф. |
Изм. |
Ит. |
Рпф. |
Изм. |
Ит. |
Рпф. |
Изм. |
Ит. |
Рпф. |
Изм. |
|
Н |
0 |
0 |
0 |
13,3 |
13,3 |
0 |
53,3 |
46,7 |
-6,6 |
33,4 |
40 |
6,6 |
СК |
20 |
20 |
0 |
33,3 |
33,3 |
0 |
33,4 |
33,4 |
0 |
13,3 |
13,3 |
0 |
О |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
46,7 |
46,7 |
0 |
53,3 |
53,3 |
0 |
НС |
0 |
0 |
0 |
6,6 |
0 |
-6,7 |
86,7 |
86,7 |
0 |
6,7 |
13,3 |
6,7 |
Х |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
46,7 |
46,7 |
0 |
53,3 |
53,3 |
0 |
Примечание: Исх. – показатели исследования по итогам исходного тестирования; Рпф. – показатели исследования по итогам реализации программы преодоления коммуникативных барьеров; Изм. – разница в показателях по двум срезам; барьер непонимания(Н); барьер социально-культурных различий(СК); барьер отношения(О); барьер неумения слушать(НС);барьер характера(Х).
Таблица 7
Оценка частоты возникновения видов коммуникативных барьеров в экспериментальной группе до и после эксперимента (в %)
Вид барьера |
Оценка частоты возникновения |
|||||||||||
всегда |
часто |
иногда |
никогда |
|||||||||
Ит. |
Рпф. |
Изм. |
Ит. |
Рпф. |
Изм. |
Ит. |
Рпф. |
Изм. |
Ит. |
Рпф. |
Изм. |
|
Н |
0 |
0 |
0 |
20 |
6,7 |
-13,3 |
40 |
53,3 |
13,3 |
40 |
40 |
0 |
СК |
26,7 |
6,7 |
-20 |
33,3 |
20 |
-13,3 |
33,3 |
53,3 |
20 |
6,7 |
20 |
13,3 |
О |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
53,3 |
46,7 |
-6,7 |
46,7 |
53,3 |
6,7 |
НС |
0 |
0 |
0 |
6,7 |
0 |
-6,7 |
86,7 |
46,6 |
-40 |
6,7 |
53,3 |
46,7 |
Х |
0 |
0 |
0 |
6,7 |
6,7 |
0 |
40 |
40 |
0 |
53,3 |
53,3 |
0 |
Примечание: Исх. – показатели исследования по итогам исходного тестирования; Рпф. – показатели исследования по итогам реализации программы преодоления коммуникативных барьеров; Изм. – разница в показателях по двум срезам; барьер непонимания(Н); барьер социально-культурных различий(СК); барьер отношения(О); барьер неумения слушать(НС);барьер характера(Х).
Таблица 8
Статистические данные проверки достоверности изменений в контрольной группе