Файл: Общение как взаимодействие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для решения 5-ой задачи проводилось практическое занятие с элементами тренинга.

Цель занятия: формирование умений и навыков выявления и преодоления барьера характера.

Задачи занятия:

- провести анализ проявлений барьера характера;

- организовать проведение соревнования по подгруппам на лучшие приёмы поведения в ситуации невежливого, грубого обращения;

- сформировать умения и навыки применения приёмов поведения в ситуации невежливого обращения.

Вступительная часть. Решение организационных вопросов. Сообщение темы и плана работы на занятии.

Основная часть. Изложение материала о проблеме возникновения барьера характера. Проведение соревнования по подгруппам на лучшие приёмы поведения в ситуации невежливого, грубого обращения. Разыгрывание ситуаций делового общения с использованием данных приёмов. Обсуждение выполнения задания, определение победителя.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Сообщение темы следующей встречи.

Занятие 6. Формирование умений и навыков выявления и преодоления барьера неумения слушать

Для решения 6-ой задачи проводилось практическое занятие с элементами тренинга.

Цель занятия: формирование умений и навыков выявления и преодоления барьера характера.

Задачи занятия:

- сформулировать понятие «умение слушать»;

- рассмотреть различные техники эффективного слушанья в процессе общения (критического, активного, пассивного, эмпатического);

- сформировать умения и навыки применения техник эффективного слушания в различных ситуациях делового общения.

Вступительная часть. Решение организационных вопросов. Сообщение темы и плана работы на занятии.

Основная часть. Дискуссия со студентами о важности и необходимости уметь слушать партнёра в процессе общения. Изложение материала о понятии «умение слушать». Сообщение информации о различных техниках эффективного слушания. Выполнение упражнений, направленных на овладение навыками эффективного слушанья («Спина к спине», «Разговор втроём») с последующими обсуждениями[13].

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Занятие 7. Завершение работы с группой

Цель занятия: получение обратной связи по итогам реализации программы.

Задачи занятия:

- провести анализ мыслей и переживаний студентов по поводу курса занятий;

- проанализировать рефлексии участников о продуктивности занятий.

Вступительная часть. Решение организационных вопросов. Сообщение о завершении курса.


Основная часть. Беседа со студентами о важных мыслях и переживаниях, возникших в ходе занятий. Письменная экспресс-рефлексия о продуктивности курса.

Заключительная часть. Заключительная речь ведущего.

2.3. Оценка эффективности реализации программы

С участниками экспериментальной группы был проведён ряд мероприятий в соответствии с программой преодоления коммуникативных барьеров в процессе делового общения, описанной в параграфе 2.2.

По завершении формирующего эксперимента был проведён контрольный срез с помощью разработанного нами опросника по изучению коммуникативных барьеров в процессе делового общения.

Показатели исследования, полученные в результате исходного тестирования и контрольного среза по данному опроснику, сравнивались с целью выявления достоверных изменений показателей в контрольной и экспериментальной группах, а также для обнаружения положительного эффекта по итогам реализации программы преодоления коммуникативных барьеров в процессе делового общения в экспериментальной группе.

В табл. 3 представлены показатели в контрольной группе по итогам исходного тестирования и контрольного среза.

В табл. 4 представлены показатели в экспериментальной группе по итогам исходного тестирования и контрольного среза.

Таблица 3

Показатели частоты возникновения коммуникативных барьеров в контрольной группе до и после эксперимента (в баллах)

Испытуемые

Показатели

Исх.

Рпф.

Изм.

1

45

45

0

2

30

30

0

3

34

34

0

4

42

42

0

5

49

50

1

6

45

46

1

7

31

31

0

8

46

46

0

9

37

37

0

10

37

38

1

11

32

32

0

12

42

42

0

13

37

37

0

14

43

45

2

15

33

33

0


Примечание: Исх. – показатели исследования по итогам исходного тестирования; Рпф. – показатели исследования по итогам реализации программы преодоления коммуникативных барьеров; Изм. – разница в показателях по двум срезам.

Таблица 4

Показатели частоты возникновения коммуникативных барьеров в экспериментальной группе до и после эксперимента (в баллах)

Испытуемые

Показатели

Исх.

Рпф.

Изм.

1

31

31

0

2

44

37

-7

3

37

25

-12

4

48

34

-14

5

42

32

-10

6

35

35

0

7

32

30

-2

8

34

34

0

9

41

36

-5

10

33

33

0

11

47

34

-13

12

29

28

-1

13

38

38

0

14

44

32

-12

15

34

30

-4

Расчёт достоверных изменений по Т-критерию Вилкоксона подтвердил достоверность изменений, обнаруженных в экспериментальной группе по завершению формирующего эксперимента[24]. Статистические данные проверки достоверности отображены в табл.5, 8 и 9.

Таблица 5

Проверка достоверности изменений по Т-критерию Вилкоксона

Результаты

Группа

Контрольная

Экспериментальная

Т эмп.

54

15

Т при n=15

0,01

19

19

0,05

30

30

Ось значимости

Зона незначимости

Зона значимости


Результаты проверки эффективности реализации программы преодоления коммуникативных барьеров в процессе делового общения наглядно изображены на рис.8, 9, 10, 11, 12, 13.

Рис.8. Показатели исследования в контрольной и экспериментальной группах по итогам реализации программы преодоления коммуникативных барьеров

33,33%

66,67%

33,33%

66,67%

0,00%

10,00%

20,00%

30,00%

40,00%

50,00%

60,00%

70,00%

80,00%

1

2

18 -36 баллов 36 - 72 баллов

исходное тестирование

контрольный срез

Рис.9. Изменения в контрольной группе в %

46,67%

53,33%

86,67%

13,33%

0,00%

10,00%

20,00%

30,00%

40,00%

50,00%

60,00%

70,00%

80,00%

90,00%

100,00%

1

2

18 - 36 баллов 36 - 72 баллов

исходное тестирование

контрольный срез

Рис.10. Изменения в экспериментальной группе в %

Таблица 6

Оценка частоты возникновения видов коммуникативных барьеров в контрольной группе до и после эксперимента (в %)

Вид

барьера

Оценка частоты возникновения

всегда

часто

иногда

никогда

Ит.

Рпф.

Изм.

Ит.

Рпф.

Изм.

Ит.

Рпф.

Изм.

Ит.

Рпф.

Изм.

Н

0

0

0

13,3

13,3

0

53,3

46,7

-6,6

33,4

40

6,6

СК

20

20

0

33,3

33,3

0

33,4

33,4

0

13,3

13,3

0

О

0

0

0

0

0

0

46,7

46,7

0

53,3

53,3

0

НС

0

0

0

6,6

0

-6,7

86,7

86,7

0

6,7

13,3

6,7

Х

0

0

0

0

0

0

46,7

46,7

0

53,3

53,3

0


Примечание: Исх. – показатели исследования по итогам исходного тестирования; Рпф. – показатели исследования по итогам реализации программы преодоления коммуникативных барьеров; Изм. – разница в показателях по двум срезам; барьер непонимания(Н); барьер социально-культурных различий(СК); барьер отношения(О); барьер неумения слушать(НС);барьер характера(Х).

Таблица 7

Оценка частоты возникновения видов коммуникативных барьеров в экспериментальной группе до и после эксперимента (в %)

Вид

барьера

Оценка частоты возникновения

всегда

часто

иногда

никогда

Ит.

Рпф.

Изм.

Ит.

Рпф.

Изм.

Ит.

Рпф.

Изм.

Ит.

Рпф.

Изм.

Н

0

0

0

20

6,7

-13,3

40

53,3

13,3

40

40

0

СК

26,7

6,7

-20

33,3

20

-13,3

33,3

53,3

20

6,7

20

13,3

О

0

0

0

0

0

0

53,3

46,7

-6,7

46,7

53,3

6,7

НС

0

0

0

6,7

0

-6,7

86,7

46,6

-40

6,7

53,3

46,7

Х

0

0

0

6,7

6,7

0

40

40

0

53,3

53,3

0

Примечание: Исх. – показатели исследования по итогам исходного тестирования; Рпф. – показатели исследования по итогам реализации программы преодоления коммуникативных барьеров; Изм. – разница в показателях по двум срезам; барьер непонимания(Н); барьер социально-культурных различий(СК); барьер отношения(О); барьер неумения слушать(НС);барьер характера(Х).

Таблица 8

Статистические данные проверки достоверности изменений в контрольной группе