Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы коммуникативных барьеров в деловом общении
Особенности коммуникативной составляющей делового общения
1.2. Характеристика коммуникативных барьеров
1.3Барьеры социально-культурного различия.
1.4. Общие правила и принципы построения эффективных коммуникаций
2.1. Виды коммуникативных барьеров, проявляющиеся в процессе делового общения у студентов
Рис. 1. Показатели исходного тестирования в группе
40%
60%
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
18 - 36 баллов
36 - 72 балла
Рис. 2. Показатели исходного тестирования в группе в %
Таблица 1
Оценка частоты возникновения видов коммуникативных барьеров в группе (в %)
Виды барьеров |
Частота возникновения барьеров (в %) |
|||
всегда |
часто |
иногда |
никогда |
|
Н |
0 |
38 |
52 |
10 |
СК |
23 |
21 |
26 |
30 |
О |
0 |
0 |
21 |
79 |
НС |
11 |
19 |
60 |
10 |
Х |
0 |
0 |
19 |
81 |
Примечание: барьер непонимания(Н); барьер социально-культурных различий(СК); барьер отношения(О); барьер неумения слушать(НС);барьер характера(Х).
Как показано на рис.1, результаты группы по частоте проявления личностных качеств и поведения, способствующих возникновению коммуникативных затруднений находятся в пределах интервала от 29 до 49. Никто из испытуемых не набрал слишком малое количество баллов (0 – 5), что свидетельствует об искренности ответов и достаточно развитой рефлексии. Также не встречается и таких, у кого обычно не возникает проблем в процессе делового общения (до 18 баллов). У 40% испытуемых иногда наблюдаются некоторые сложности в коммуникативной деятельности (18 – 36 баллов), в то время как 60% показали наличие довольно частых преград в процессе общения (36 – 72 балла): слабый контроль за своим вербальным поведением, затруднения в процессе слушания и ведения беседы, ригидность мнений, взглядов, установок, отрицательное влияние гендерных, возрастных, профессиональных различий на процесс и результат делового общения.
Тем не менее, в группе отсутствуют высокие показатели, вызывающих очень частые или постоянные помехи в деловом общении (72 – 108 баллов) (рис.2).
В исследуемой группе 38% и 52% учащихся в процессе делового общения часто и иногда испытывают барьеры непонимания соответственно, что может быть связано с неумением четко строить фразы, аргументировать свои высказывания, неосознанный подход к ведению беседы. Только 10% группы не имеют таких сложностей(рис.3).
Показатели исследования барьеров социально-культурного различия в группе распределились таким образом, что около 70% испытывают данные сложности общения с разной частотой. Особенно часто на процесс и результат общения отрицательно влияют половые различия между партнёрами по общению, что скорее всего является следствием незнания гендерных особенностей коммуникативного поведения и влияния гендерных стереотипов(рис.4).
Большинство испытуемых (79%) не сталкиваются с барьерами отношения, а у 21% данные препятствия возникают лишь иногда, что может быть связано с их недостаточно высокой авторитетностью в группе, неумением привлечь и удержать внимание(рис.5).
Проблемы неумения слушать и вести беседу довольно часто возникают у 11% студентов, часто – у 19%, иногда – у 60% и никогда – у 10%, что свидетельствует о недостаточно сформированных навыках эффективного слушания(рис.6).
Наличие барьеров характера демонстрируют 19% испытуемых, личностные особенности которых иногда препятствуют эффективному деловому общению(рис.7).
Рис.3. Показатели исследования барьеров непонимания в группе
Рис.4. Показатели исследования барьеров социально-культурного различия в группе
Рис.5. Показатели исследования барьеров отношения в группе
Рис.6. Показатели исследования барьеров неумения слушать в группе
Рис.7. Показатели исследования барьеров характера в группе
2.2. Содержание и структура программы преодоления коммуникативных барьеров в процессе делового общения у студентов
Организация деятельности по реализации программы
До начала курса занятий, входящих в состав формирующего эксперимента, мы сравнили показатели контрольной и экспериментальной групп по W-критерию Вилкоксона (Манна-Уитни) с целью нахождения достоверных различий между показателями групп. Результаты сравнительного анализа отображены в табл.1.
Таблица 2
Сравнение показателей контрольной и экспериментальной групп до проведения формирующего эксперимента по W-критерию Вилкоксона (Манна-Уитни)
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||
Испытуемые |
Балл |
Испытуемые |
Балл |
1 |
45 |
1 |
31 |
2 |
30 |
2 |
44 |
3 |
34 |
3 |
37 |
4 |
42 |
4 |
48 |
5 |
49 |
5 |
42 |
6 |
45 |
6 |
35 |
7 |
31 |
7 |
32 |
8 |
46 |
8 |
34 |
9 |
37 |
9 |
41 |
10 |
37 |
10 |
33 |
11 |
32 |
11 |
47 |
12 |
42 |
12 |
29 |
13 |
37 |
13 |
38 |
14 |
43 |
14 |
44 |
15 |
33 |
15 |
34 |
Среднее арифметическое |
38,87 |
Среднее арифметическое |
37,93 |
Стандартное отклонение |
5,896 |
Стандартное отклонение |
5,907 |
W Вилкоксона |
223,000 |
||
Модуль Т |
0,441<1,96 |
Так как модуль Т=0,441<1,96, то гипотеза однородности выборки принимается на уровне значимости 0,05, таким образом, достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами не обнаружено.
Программа преодоления коммуникативных барьеров в процессе делового общения у студентов реализовывалась как курс 7-ми практических занятий с использованием методов активного социально-психологического обучения, проведённых в феврале – марте 2020 г. Программа предлагалась магистрантам 5-го курса Национального Исследовательского Московского Государственного Строительного Университета (НИУ МГСУ), обучающимся по специальностям: теплогазоснабжение, вентиляция, водоснабжение и водоотведение зданий, сооружений, населённых пунктов
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков преодоления коммуникативных барьеров у студентов.
Задачи программы:
- Провести анализ актуальных знаний и умений преодоления коммуникативных барьеров;
- Сформировать умения и навыки выявления и преодоления барьера непонимания;
- Сформировать умения и навыки выявления и преодоления барьера социально-культурных различий;
- Сформировать умения и навыки выявления и преодоления барьера отношения;
- Сформировать умения и навыки выявления и преодоления барьера характера;
- Сформировать умения и навыки выявления и преодоления барьера неумения слушать.
Средства, формы и методы реализации программы:
Занятие 1. Знакомство с группой
Цель занятия: знакомство с группой; ознакомление студентов с целями и задачами курса, правилами работы в группе.
Задачи занятия:
- проинформировать о целях и задачах занятий, форме их проведения;
- передать информацию о правилах работы группы в условиях использования элементов тренинга;
- создать положительный настрой учащихся на дальнейшую работу.
Вступительная часть. Решение организационных вопросов. Сообщение плана работы, целей и задач курса, формы проведения занятий.
Основная часть. Информирование о правилах работы группы. Дискуссия, выявляющая наличие знаний о коммуникативных барьерах у студентов. Выполнение упражнения, направленного на знакомство с участниками группы («Презентация товарища»).
Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Сообщение темы следующей встречи.
Занятие 2. Овладение умениями и навыками выявления и преодоления барьера непонимания
Для решения 2-ой задачи проводилось занятие с элементами тренинга.
Цель занятия: формирование умений и навыков выявления и преодоления барьера непонимания.
Задачи занятия:
- передать информацию об особенностях делового общения и возможных видах коммуникативных барьеров;
- дать характеристику барьерам непонимания;
- проанализировать в форме дискуссии пути преодоления данного барьера;
- развить навыки устранения барьеров непонимания.
Вступительная часть. Решение организационных вопросов. Сообщение темы и плана работы на занятии.
Основная часть. Сообщение об особенностях делового общения и возможных видах коммуникативных барьеров. Дискуссия о потери информации во время делового общения. Выполнение упражнения «Передай сообщение»[9]. Обсуждение упражнения, выявление причин потери информации. Изложение материала по характеристике барьеров непонимания. Выполнение упражнений, направленных на развитие умений и навыков осуществления вербальной коммуникации (редактирование фраз, объяснение смысла крылатых выражений и фразеологизмов, спряжение глаголов, склонение числительных)[26].
Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Обсуждение темы следующей встречи( о каком барьере социально-культурных различий хотят узнать более подробно).
Занятие 3. Формирование умений и навыков выявления и преодоления барьера гендерных различий
Для решения 3-ей задачи проводилось практическое занятие с элементами тренинга.
Цель занятия: формирование умений и навыков выявления и преодоления барьера социально-культурных различий.
Задачи занятия:
- передать информацию об основных характеристиках барьера социально-культурных различий;
- рассмотреть проблему гендерных стереотипов, их основные характеристики в коммуникативной сфере общения;
- сформировать знания и навыки успешного делового общения с учётом гендерных особенностей партнёра.
Вступительная часть. Решение организационных вопросов. Сообщение темы и плана работы на занятии.
Основная часть. Сообщение информации об основных характеристиках барьера социально-культурных различий, проблеме гендерных стереотипов. Организация работы студентов по группам, с целью изучения особенностей мужского и женского коммуникативного поведения. Дискуссия по итогам выполнения задания[25].
Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Сообщение темы следующей встречи.
Занятие 4. Формирование умений и навыков выявления и преодоления барьера отношения
Для решения 4-ой задачи проводилось практическое занятие с элементами тренинга.
Цель занятия: формирование умений и навыков выявления и преодоления барьера отношения.
Задачи занятия:
- проанализировать причины возникновения барьера отношения;
- сообщить информацию об основных приёмах привлечения и удержания внимания собеседника;
- сформировать умения и навыки применения приёмов привлечения и удержания внимания собеседника.
Вступительная часть. Решение организационных вопросов. Сообщение темы и плана работы на занятии.
Основная часть. Организация дискуссии по проблемам авторитетности собеседника и невнимания как основных причин возникновения барьера отношения. Сообщение информации об основных приёмах привлечения и удержания внимания собеседника. Разыгрывание ситуаций использования данных приёмов в процессе делового общения с последующим обсуждением[12].
Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Сообщение темы следующей встречи.
Занятие 5. Овладение умениями и навыками выявления и преодоления барьера характера