Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Налоги в экономической системе общества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно технического прогресса.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные, причём это подразделение известно с глубокой древности. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путём надбавки к цене. Следует иметь ввиду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное. Прямые налоги при определённых обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объёме переложены на потребителя, поскольку рынок необязательно в прежнем объёме примет товар по повышенным ценам.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонной, правоохранительной и др. Как составная часть производственных отношений налоги относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует её структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Объект исследования - совокупность налоговых отношений Российской Федерации с точки зрения количественных и качественных характеристик.


Предмет исследования - анализ налоговой системы во взаимосвязи с ее актуальными проблемами.

Цель и задачи исследования. Цель работы автор видит в разработке теоретических и методологических основ совершенствования налоговой системы РФ.

Для достижения этой цели диссертант считает необходимым решение следующих задач:

- рассмотреть сущность налогов и принципы налогообложения

- рассмотреть функции налогов

- рассмотреть налоги как средство государственного регулирования

- рассмотреть проблемы совершенствования налоговой системы в РФ

Методологическую основу исследования составили общенаучные приемы экономического анализа, диалектический метод, сопоставление исторического и логического, статистические методы.

Важное значение в процессе работы было уделено обобщению отечественных и зарубежных трудов по теории экономики и финансов, а также анализу хода экономической реформы, решениям представительных и исполнительных органов власти, выступлениям специалистов в области налогов, материалам научных конференций, круглых столов и заседаний рабочих групп по различным аспектам налогообложения, налоговому законодательству.

1. Налоги в экономической системе общества

1.1. Сущность налогов и принципы налогообложения

Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определённых законодательными актами. [11, стр. 42]

Государство осуществляет регулирующую функцию в сфере экономики, которая проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов. [15, стр. 120]

Бюджетно-финансовая система призвана обеспечивать эффективное развитие экономики. Важной "кровеносной артерией" бюджетно-финансовой системы являются налоги.

Изъятие государством в свою пользу определённой части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта. За счёт налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах.


В течение 1992-1993 годов серьёзные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов. На издержки становления налоговой системы можно отнести и несоблюдение принципа стабильности. Только в 1992 году в налоговое законодательство семь раз вносились изменения и дополнения. [17, стр. 52]

Источником налоговых платежей независимо от объекта налогообложения является валовой национальный доход, который количественно не совпадает с валовым внутренним продуктом. Валовой национальный доход образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления - во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в перераспределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников - в форме подоходного налога и отчислений в пенсионный фонд, а от хозяйствующих субъектов - в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов. [10, стр. 27]

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

- прибыль (доход);

- стоимость определённых товаров;

- добавленная стоимость продукции;

- имущество юридических и физических лиц;

- передача имущества (дарение, продажа, наследование);

- операции с ценными бумагами;

- отдельные виды деятельности;

- другие объекты установленные законом.

Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год). [7, стр. 104]

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы. [4, стр. 45]

Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи "питают" бюджетную систему РФ. Кроме того, существует около 20 государственных Внебюджетных фондов, отчислений. На долю отчислений в эти фонды приходится 46% суммы изъятия финансовых ресурсов в бюджетную систему РФ. Причём 3/5 общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в так называемые социальные фонды. Источником этих отчислений также является произведённый валовой внутренний продукт, за счёт которого на стадии образования доходов осуществляются соответствующие платежи. В частности, внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции. Ставки отчислений в фонды составляют: [15, стр. 102] в пенсионный фонд - 28% ( кроме того, 1% уплачивается работником из его заработной платы); в фонд социального страхования - 5,4%; в фонд занятости населения - 2%; в фонд обязательного медицинского страхования - 3,6%.


По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относят: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами). [6, стр. 105]

По мере повышения материального благосостояния населения, расширения круга товаров массового потребления косвенные налоги эволюционировались: от однократного налогообложения к многократному обложению хозяйственного оборота, начиная со стадии производства, т.е. от акциза к налогу с оборота и затем к налогу на добавленную стоимость и акцизам. [28, стр. 105]

В нашей стране платежи государственных предприятий из прибыли не носили налогового характера. Осуществление рыночных преобразований в экономике России активизировало работу по совершенствованию налоговой системы. Вместо налога с оборота и налога с продаж были введены два других косвенных налога: акцизный (на ограниченный круг товаров) и на добавленную стоимость. [16, стр. 201]

Для современной России система налого­обложения, заимствованная из развитых стран Запада, не является достаточно аутентичной. С целью повышения ее эффективности необ­ходим частичный возврат к прежним формам отчуждения прибавочного продукта в центра­лизованный доход государства. Это касается, прежде всего, восстановления существовавшей ранее налоговой пирамиды, когда основными плательщиками в бюджет были предприятия и организации легкой и пищевкусовой промыш­ленности, торговли и снабженческо-сбытовые организации. Такой подход предполагает ос­вобождение в первоочередном порядке от на­лога на добавленную стоимость предприятий машиностроения и обрабатывающей промыш­ленности, что обеспечит им более благоприят­ные условия для модернизации своих основных фондов и сделает продукцию машинострои­тельного комплекса конкурентоспособной на внутреннем рынке. С этой целью следует осу­ществлять действенный контроль над ценами топливно-энергетического комплекса, предпри­ятия которого являются, по существу, естест­венными монополиями. Таким образом, нало­говая политика должна стать действенным ме­ханизмом перераспределения части прибавоч­ного продукта в пользу машиностроительного комплекса, который с течением времени также будет приобретать характеристики полноцен­ного налогоплательщика. [16, стр. 102]


В период структурной перестройки налог на добавленную стоимость (НДС) следует при­знать преждевременной формой аккумуляции средств в бюджет. А разнорентабельность пред­приятий и целых отраслей неминуемо предпо­лагает временный возврат к налогу с оборота по отдельным товарным группам. Именно на­лог с оборота, как свидетельствует и наш, и за­рубежный опыт, является универсальным сред­ством, создающим равные условия для всех хо­зяйствующих субъектов. [9, стр. 55]

Действенным средством пополнения го­сударственных доходов может стать возврат к государственной монополии на реализацию спиртных напитков. Как показывает опыт Мор­довии, где эта монополия установлена по ини­циативе местных органов власти, акцизы на спиртные напитки обеспечили 28 % поступле­ний в местный бюджет. Такую долю поступле­ний они примерно обеспечивали в царской и советской России. [6, стр. 106]

Восстановление государственной моно­полии на производство алкогольной продук­ции при современных возросших технических возможностях населения трудно осуществить без возвращения монополии государства на её реализацию, включая хранение и транспорти­ровку. Строгость контроля за её производст­вом и реализацией должна быть такой же, как и при эмиссии денежных знаков нашим Цен­тральным банком. [17, стр. 42]

Прирост налоговых поступлений в бюд­жеты различных уровней может быть осуще­ствлен и за счет их собираемости с физических лиц. В период летней уличной торговли реали­заторы Центрального, Приволжского и Ураль­ского округов скрывают свои заработки от на­логовых служб, поскольку документально ни­где не оформлены, а если оформлены, то их зарплата по ведомости занижена в несколько раз. Некоторые из них даже получают в этот период пособие по безработице. В этом отно­шении была бы целесообразной выдача граж­данам России, помимо страховых полисов и свидетельств, и налоговых книжек, где можно было бы ставить ежегодную отметку об упла­те налогов; аналогично можно было бы посту­пить и в отношении иностранцев, занимающих­ся бизнесом или работающих по найму на тер­ритории России [18, стр. 42]. Введение ИНН, как пока­зала практика, не препятствует уклонению от уплаты налогов. Чтобы обеспечить должную собираемость налогов с физических лиц, не­обходимо учредить на территории России ин­ститут участковых налоговых инспекторов, которые контролировали бы исполнение нало­гового законодательства гражданами по месту их проживания. [18, стр. 101]

Сложившаяся в мировой практике тенден­ция к переносу налоговых тягот с юридических на физические лица настоятельно требует при­нятия этой меры и на территории нашей стра­ны. По данным Федеральной налоговой службы, учреждение Таможенного комитета в России в 1990-х гг. позволило обеспечить 1000%-ную рентабельность содержания каж­дого сотрудника этой организации. Учрежде­ние института участковых налоговых инспек­торов, по нашим прогнозам, обеспечит сопос­тавимые финансовые поступления в государственную казну, что существенно улучшит фи­нансирование наиболее приоритетных статей в расходной части бюджета. [27, стр. 44]