Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Налоги в экономической системе общества).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Налоги в экономической системе общества
1.1. Сущность налогов и принципы налогообложения
1.3. Налоги как средство государственного регулирования
2. Проблема совершенствования налоговой системы в РФ
2.1. Особенности налоговой политики России и мировой опыт налогообложения
1.2. Функции налогов
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. [16, стр. 4]
Функции налогов:
1 Фискальная (бюджетная) функция - формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Благодаря этой функции формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимые для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.). [14, стр. 40]
2 Контрольная функция - проявляется в возможности количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
3 Распределительная функция - обладает рядом свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.). [11, стр. 42]
Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие подфункции, а так же подфункция воспроизводственного назначения. В отлаженной налоговой системе реализуются все функции и подфункции налогов. [14, стр. 45]
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки.
Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:
- финансирования затрат на развитие производства и непроизводственное строительство;
- малых форм предпринимательства;
- занятости инвалидов и пенсионеров;
-благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах.
Преференции установлены в виде инвестиционного налогового кредита и
целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между предприятием и региональным налоговым органом. [9, стр. 12]
Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного налогового кредита может предоставляться любому предприятию органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет. Порядок и условия предоставления те же, что и у налогового кредита. [14, стр. 102]
Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство природно-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют чёткую отраслевую принадлежность. [16, стр. 45]
Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчётов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции(работ, услуг), и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, транспортный налог, земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами. [14, стр. 28]
При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги.
1.3. Налоги как средство государственного регулирования
Основными объектами государственного регулирования экономики при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, капиталовложения, цены, научно-исследовательские и опытно-конструктивные работы, внешнеэкономические связи, окружающая среда и др. [18, стр. 104]
Регулирующая функция налогов заключается в следующем:
- установление и изменение системы налогообложения;
- определение налоговых ставок, их дифференциация;
- предоставление налоговых льгот - освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственное экономическое программирование. [17, стр. 85]
Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Например, налог с оборота при допущении его с оборота между предприятиями по "принципу ограничения единства" не взимается с оборота между предприятиями "органически единой" формы, корпорации и ставил таким образом, крупные фирмы в привилегированное положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось инструментом централизации капитала, создания единых структур. подразделения которых тесно связаны между собой технически. [18, стр. 42]
Изменения налоговой ставки на прибыль. государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов - воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен. [18, стр. 35]
По мере усложнения и совершенствования государственного регулирования экономики налоги всё шире использовались для регулирования структуры народного хозяйства. Налоговые ставки всё более дифференцировались по отраслям и регионам. Они стали оказывать усиливающееся воздействие на отраслевую и подотрослевую структуру, на изменение роли отдельных земель, штатов, департаментов в народно хозяйственном комплексе. Так, налоги на добычу нефти и газа традиционно высокие, а в малоосвоенных, экономически менее развитых районах они часто ниже.
Налоговая система становится всё более гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые ставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям государственного регулирования экономики. Стали широко практиковаться скидки с налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, на научные исследования и внедрение их достижений, на создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды. [16, стр. 246]
Регулирующая функция налогов в современных условиях не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать общие и селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями государственного регулирования экономики, сколько в стремлении создать жёсткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями. [14, стр. 52]
Большинство целей государственного регулирования экономики достигается на Западе путём целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном темпы роста, состояние коньюнктуры, занятость, спрос, национальная конкурентоспособность, а от структуры инвестиций - отраслевая и региональная структура, темпы и направленность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Преобладающей формой обеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетий является самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется от 55 до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только благодаря государственной налоговой политике, и в частности санкционированному правительственными органами ускоренному амортизационному спасению основного капитала.
Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
Основной целью российской налоговой системы была определена, прежде всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.
В период экономического и социального возрождения России чрезмерное перераспределение национального дохода через бюджетную сферу по-прежнему сдерживает общественно- экономический прогресс. [5, стр. 52]
Доля заработной платы трудящихся во вновь созданной стоимости так же, как и в административно-командной системе, занимает немногим более 10 %. Тогда как в странах с развитой рыночной экономикой ее доля составляет в структуре национального дохода более 60 %.
Большая часть национального дохода России, отчуждаемая и централизуемая посредством бюджетов всех уровней и различных внебюджетных фондов, подрывает мотивацию работников к высокопроизводительному труду, включает действие принципа дырявого ведра, при котором темпы роста основных макроэкономических показателей ухудшаются. [16, стр. 44]
Основным фактором легализации доходов физических лиц может стать переход на накопительную систему формирования страховых взносов. С этой целью необходимо открытие на каждого работающего гражданина лицевого счета в уполномоченных страховых компаниях с соответствующей выдачей им сберегательной страховой книжки. Ее отличие от банковской будет состоять лишь в том, что вклады по ней осуществляются в безакцептном порядке на основе нормативов, утвержденных государством в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса [5], а расходование накапливаемых средств - при наступлении страхового случая или выхода на пенсию. Только такой режим накопления страховых взносов позволит легализовать фактическую заработную плату работающих граждан России. [13, стр. 104]
В таких организационно-правовых и экономических условиях граждане России заинтересованы будут осуществлять дополнительные вложения в свой социальный фонд, обладающий персональной обратимостью, включая и обратимость его в плане наследования в соответствии с действующим законодательством. [27, стр. 40] В этом контексте какие-либо льготы отдельным категориям работников в виде пониженных нормативов отчислений в соответствующие пенсионный, социальный и медицинский фонды являются неприемлемыми. Льготы как таковые должны быть переведены через сам механизм налогообложения, а страховые взносы налогами по своей природе не являются.
Другим средством превращения страховых взносов из их налоговой формы в их действительное страховое бытие может стать создание на федеральном уровне нового пенсионного фонда посредством аккумуляции в нем привилегированных акций высокодоходных предприятий России - предприятий, которые по праву являются собственностью старшего поколения. Десятипроцентные пакеты акций крупнейших металлургических и добывающих компаний могут стать необходимыми и достаточными, чтобы учредить пенсионный фонд России и обеспечить безбедное существование людей, создавших их своим трудом и сбережениями. [17, стр. 14]
Предложенная мера позволит единовременно снизить на значительную величину существующий норматив отчислений из фонда заработной платы работающих россиян в нынешний виртуальный «Пенсионный фонд России», созданный в период перестройки.
Переход на накопительную систему формирования и расходования страховых взносов не только снимает отчуждение работника от производимых им материальных и духовных благ, но и включает его в общероссийский инвестиционный процесс, процесс капиталовложения, в котором он выступает уже не как безликий и бесправный винтик, а как персонифицированный хозяйствующий субъект современной рыночной экономики, а это есть уже утверждение и реализация на деле хозяйственной самостоятельности населения России. [16, стр. 102]
Таким образом, одной из основных причин ухода от налогов и страховых взносов является отсутствие персональной обратимости последних. Работник, который не дожил до наступления пенсионного возраста, автоматически теряет всю сумму своих пенсионных взносов, накапливаемых в течение многих лет, а тот, который достигает его, получает жалкое содержание, ни каким образом не соответствующее его действительному вкладу в национальное достояние России. К тому же фондами, как известно, могут быть лишь накапливаемые капитальные активы в течение определенного времени - это заводы, фабрики, дороги, мосты, каналы, нефтепромыслы, газопроводы и др., которые отчуждены у российских граждан всем известной приватизацией в пользу довольно узкого круга физических лиц. [17, стр. 45]