Файл: Налоговая система РФ и проблемы ее совершенствования (Налоги в экономической системе общества).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сложность процедур - одна из коренных проблем практически всех сторон нашей жизни. Бухгалтерский отчет с приложениями - это несколько десятков стра­ниц текста и расчетов. Книги покупок и продаж с трое­кратной записью каждой продажи, налоговый учет, который необходимо вести параллельно с бухгалтер­ским учетом, оформление возмещения НДС за экспорт, расчеты состоящего из четырех налогов ЕСН с учетом возрастов сотрудников, регрессивной ставкой и упла­той в два бюджета и три фонда - это далеко не полный перечень проблем бухгалтера. Инструкция по состав­лению годового бухгалтерского отчета содержит 600 страниц. «Система Главбух», содержащая актуаль­ные практические рекомендации бухгалтеру предпри­ятия, включает в себя:

более 200 тыс. страниц эксклюзивных рекоменда­ций по налогам и сборам;

свыше 30 тыс. нормативно-правовых документов в полной редакции;

CD-диск с обновлениями два раза в месяц;

online-версию для подписчиков - ежедневное об­новление системы.

Во многих странах малые и средние предприятия не имеют своих бухгалтеров, а платят специальным фир­мам, которые ведут их бухгалтерский учет и отчиты­ваются в налоговой инспекции. [14, стр. 42]

А у нас растет нагрузка на предприятия. Это только кажется, что затраты, связанные с бухгалтерским уче­том и расчетом налогов, малы. Они невелики для круп­ных и особо крупных предприятий, а для субъектов малого бизнеса эти затраты составляют существенную часть накладных расходов. [5, стр. 18]

Испытывают трудности и работники налоговых орга­нов: вместо того чтобы обеспечивать поступление нало­гов в бюджет и консультировать предприятия, инспекто­ры вынуждены обрабатывать тысячи страниц отчетов и деклараций. Введение системы сдачи отчетов на магнит­ных носителях проблемы не снимает, т.к. формы остают­ся теми же, а читать их на экране монитора труднее и вреднее для здоровья, чем на бумажном носителе.

Информация, содержащаяся в налоговом отчете, должна быть необходимой и достаточной для решения поставленных задач. Чем проще и прозрачнее отчетная форма, тем проще платить налоги и проверять пра­вильность их уплаты; соответственно, тем труднее ук­лоняться от налогообложения и тем эффективнее нало­говая система в целом. [19, стр. 45]

Если в налоговой декларации указывать только рекви­зиты организации, а также необходимые для исчисления и уплаты налогов их названия, налоговые базы, ставки и начисленные, уплаченные и подлежащие уплате суммы налогов, то объем декларации не превысит одной страни­цы обычного формата. На этой же странице может быть помещена информация налоговой инспекции о том, на­сколько данные налогоплательщика совпадают со сведе­ниями, имеющимися в налоговом органе.


В настоящее время в России требуется смена направ­лений налоговой политики. Государству следует активи­зировать свое вмешательство в экономику с помощью инструментов бюджетно-налоговой политики, направ­ленное на долгосрочное экономическое развитие. [9, стр. 11]

2.2. Проблемы налогообложения в РФ

Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избегать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения. [18, стр. 85]

Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - "чем больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики". В итоге недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой- либо заинтересованности предприятия в развитии производства. [19, стр. 12]

Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащие, учащихся, пенсионеров и Других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В ведущих промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:2-25. Это значительно усиливает социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком. [31, стр. 55]


Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует "вздувание" цен. И такое явление вполне закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров - население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее стараясь получить большую массу прибыли для собственного использования. В России доля косвенных налогов в налогообложении возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления "любой ценой". А цена такой политики высока - экономическая стагнация, инфляция, многократный (в тысячи раз) рост цен на потребительские товары. [16, стр. 82]

Налоговая система должна соответствовать элементарным требованиям теории налогообложения. В России часть налоговых платежей из прибыли предприятий перекладывается на потребителя, имея возможность компенсировать уплату налогов ростом свободных цен. Это можно отнести и к другим налоговым платежам, а также тем начислениям на фонд заработной платы, которые включаются в себестоимость продукции (платежи в пенсионный фонд, в фонды социального и медицинского страхования и другие фонды).

Наша налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Это очень удобно с точки зрения фискального содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций обоснованности налогообложения. [15, стр. 42]

Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирования в экономике наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления, как на макроуровне, так и на микроуровне. [18, стр. 42]

Налоговая система России неадекватна экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта в целом. В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. Понятно, что взвешенной налоговой политике принадлежит особая роль. [18, стр. 89]


Наряду с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую функцию. Чтобы соответствовать этим требованиям налоговая система России должна быть принципиально реформирована. Требует изменения механизма и целевая направленность налогов.

Пути оптимизации налоговой системы России.

Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля над эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны. [4, стр. 45]

Основные направления налоговой реформы в России в этом общем контексте видятся к следующими:

- совершенствование работы налоговых органов. Необходимо осуществлять постоянный контроль качества работы соответствующих органов, а также осуществлять проверку компетентности их работников;

- четкость и ясность положений налогового законодательства. Вносимые поправки в законодательство о налогах и сборах должны быть направлены на внесение определенной ясности законодательства и на однозначность его применения;

- совершенствование системы налоговых ставок, определяющих сумму налогового изъятия. Данное предложение относится к налогу на прибыль организаций. При таком методе компании будут заинтересованы не в уменьшении (покрытии) налогооблагаемой базы, а в том, чтобы показать её в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставки; [18, стр. 25]

- работа по снижению задолженности по налогам и сборам. Перед налоговыми органами стоит задача не просто выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и совершенствовать нормативно- правовую базу, оперативное перекрытие возможных каналов возникновения налоговых нарушений;

- целесообразно внедрить практику предоставления налоговым органами предписаний по сложным вопросам налогового законодательства не имеющих четкой интерпретации, которые должны стать универсальным и высокоэффективным инструментом, разрешающий бизнесу исключать налоговые риски на стадии принятия решений. Сущность рулинга сводится к тому, что, если налогоплательщик реализует операцию в строжайшем соответствии с содержащимися в нем предписаниями, в будущем при осуществлении налоговых проверок налоговые органы уже не вправе занимать другое положение, чем то, которое зафиксировано в рулинге, и предъявлять налогоплательщику какие - либо претензии. [8, стр. 58]


На данный момент целесообразно:

- расширить права местных органов при установлении ставок налогов на имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;

- расширить меры по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;

- усилить социальную направленность налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога для лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции [11, стр. 44].

Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования. [9, стр. 10]

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была так же адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. [3, стр. 34]

Выводы

В настоящее время налоговая система в России приблизилась к тем мировым стандартам, которые характерны для стран с развитой и стабильной экономикой. С выходом в свет Налогового кодекса мы можем считать, что правовые аспекты нашей системы налогообложения являются удовлетворительными. Таковыми можно считать и ее основные параметрические характеристики – формы налогообложения и ставки налогов. В этом контексте они максимально приближены к формам и ставкам налогов гармонизируемой системы стран участниц Евросоюза.