Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Особенности рекламной деятельности в РФ).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности рекламной деятельности в Российской Федерации
1.2 Требования предъявляемые к рекламе
Глава 2. Понятие и виды ненадлежащей рекламы
3. Основные проблемы правового регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации
3.1 Правовое регулирование скрытой рекламы
Введение
Реклама на сегодняшний день фактически стала постоянным спутником по жизни для большинства современных людей и можно сказать, что она стала частью жизни общества.
Однако в рамках данного суждения можно выделить одну из главных проблем правового регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации. Так, если рекламодатель, заказчик рекламы, использует все возможные средства для достижения собственной цели - привлечения внимания потребителя, - то в этом случае потребитель занимает уязвимое положение и рискует стать жертвой рекламы, поддаться влиянию заинтересованной стороны.
Стоит отметить, что само понятие «реклама» в последние годы стало довольно востребованным и часто употребляемым не только в средствах массовой информации, но и в повседневной жизни, а также стало вызывать определенные ассоциации в экономической, политической, социальной и культурной сферах.
Выбранная мною тема, конечно же - актуальна, так как сегодня рекламная деятельность является одной из разновидностей предпринимательской деятельности, она приносит очень значительную прибыль и оказывает достаточно большое влияние на развитие рынка товаров, работ и услуг. Практически при любой экономической ситуации в обществе рекламная деятельность все же продолжает оставаться доходной, при этом рекламные отношения активно развиваются, зачастую опережая развитие их нормативного регулирования.
Целью курсовой работы является изучение правовой базы регулирования рекламной деятельности в России, тенденций развития правового регулирования, умения практически применять законодательство о рекламе, а также некоторые проблемы правового регулирования.
Задачи работы:
- определить понятие и виды рекламы;
- провести классификацию рекламы по предъявляемым к ней требованиям;
- выявить основные проблемы правового регулирования рекламы в сети Интернет;
- рассмотреть правовое регулирование скрытой рекламы в РФ.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в рекламной деятельности Российской Федерации рассматриваемые в теоретическом и практическом аспектах.
Предметом выступают особенности рекламы как вида предпринимательской деятельности.
Основным источником курсовой работы является законодательство Российской Федерации в сфере рекламной деятельности, а также учебная литература различных авторов.
Глава 1. Особенности рекламной деятельности в Российской Федерации
1.1 Понятие и виды рекламы
В настоящее время и сущность, и содержание рекламы во всем мире претерпевает некоторые изменения. Если раньше реклама служила в основном средством донесения до потребителя определенной информации об исключительных или очень важных свойствах и качествах товара, то в наши дни она становится инструментом, направленным на формирование определенного потребительского поведения[1]. При этом реклама может выступать и как отдельное средство продвижения товара, и как часть маркетинговой компании.
В условиях развития капитализма и рыночных отношений в России отмечается особое внимание к потребительской аудитории, вниманием которой производителям с учетом все возрастающей конкуренции все труднее завладеть[2]. В этой бесконечной борьбе за внимание покупателя производители и продавцы товара вынуждены порой идти на крайние меры и использовать такие средства, как, например, скрытая реклама, особые маркетинговые ходы, акции и скидки на определенную продукцию. В соответствии с этим в настоящий момент возрастает необходимость регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации, так как прежние законодательные нормы уже утратили свою силу и потеряли актуальность, а новые нормы еще не до конца прижились и закрепились в сознании граждан нашей страны[3].
Само понятие «реклама» до сих пор не имеет однозначной трактовки, рекламу можно понимать как информацию, которую потребитель распространяет с целью привлечения клиента, используя при этом различные средства, однако при этом подразумевается, что рекламная деятельность не должна противоречить закону и каким-либо образом нарушать его нормы[4].
Таким образом, в качестве объекта рекламы выступает товар, под которым может подразумеваться также любая услуга, как, например, мероприятие, концерт или соревнование, притом, что существует производитель данной услуги, задача которого - продвинуть и продать товар. Такая задача становится целью для рекламной деятельности, что можно заключить из анализа определения, предложенного законом[5]. Однако и из этого определения можно выделить исключения. Так, например, существует понятие социальной рекламы, которая является по сути одним из видов обычной рекламы, но вместе с тем имеет совершенно иные цели История правового регулирования рекламы в РФ [Электронный ресурс]./ Школа рекламиста. Код доступа: http://www.advertiser-school.ru. Создатели социальной рекламы зачастую не стремятся получить прибыль за счет продвижения своего товара, они продвигают скорее идею или убеждение, которое должно найти отклик в сердцах зрителей данной рекламы. При этом в роли создателей социальной рекламы выступают как физические, так и юридически лица, органы государства и органы местного самоуправления, органы муниципалитета, одним словом лица, которые заинтересованы в распространении своих идей.
Таким образом, можно заключреить, что законоредатель достатреочно ширреоко рассмаретривает поняретие реклреамы и подразреумевает ее преимурещественно как инструремент предпрреинимательской деятелреьности. Стоит при этом отметреить, что проблреемы законоредательного регулирерования рекламреной деятелреьности связреаны преимурещественно с ее коммерреческим воплощреением, а имеренно с предпрреинимательской деятелреьностью, которерая формирреует в ее рамреках осоребое прострреанство со свореими нормреами и целреями.
Отношерения, возникреающие в процерессе создарения, произвреодства и распрорестранения реклреамы, регулиреруются Федерарельным закореном от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О реклреаме». Целреями настоярещего Федерарельного закреона являюрется: защреита от недобрреосовестной конкурреенции в обларести реклреамы, предотревращение и пресечреение ненадлреежащей реклреамы, способреной вверести потребреителей реклреамы в заблужредение или нанерести вред здороревью гражредан, имущесретву гражредан или юридичрееских лиц, окружареющей среде либо вред чести, достоиренству или делоревой репутареции указанреных лиц, а также посягареющей на общестревенные интерреесы, принцреипы гуманнреости и морреали.
Данреный закон регулирерует отношерения, возникреающие в процерессе произвреодства, размещреения и распрорестранения реклреамы, то есть отношерения, возникреающие при заключреении между соотверетствующими субъекретами рекламреной деятелреьности или между ними и другреими юридичреескими и физичерескими лицреами граждаренско-праворевых договореров по произвреодству, размещреению и распрорестранению реклреамы или после заключреения таких договореров[6].
Однреако отношерения, возникреающие в процерессе произвреодства, размещреения и распрорестранения реклреамы могут регулирероваться также принятреыми в соотверетствии с вышеупреомянутым закореном иными федерарельными законреами, норматреивными правовреыми актреами Президреента Российреской Федерареции, норматреивными правовреыми актреами Правитреельства Российреской Федерареции (ст.4 Закреона о реклреаме).
Можно говорреить о том, что отношерения, возникреающие в процерессе осущесретвления рекламреной деятелреьности, формирреующиеся в одном экономреическом прострреанстве, отношерения по повреоду перемерещения товареров или услуг, финанресов и ценреных бумаг, имеюрещие в своей оснреове принцреипы свободреного рынка и честреной конкурреенции - все эти отношерения относярется к ведерению Российреской Федерареции и могут считатреься предмеретом ведерения граждаренского права.
Вмересте с тем рекламреная деятелреьность являерется объекретом комплерексного норматреивного правовреого регулирерования. Если те или иные вопрреосы реклреамы выхоредят за рамки граждаренско-праворевых отношерений и относярется к осноревам единреого рынка, то есть не являюрется предмеретом ведерения РФ, субъеректы РФ могут осущесретвлять их законоредательное регулирерование в рамреках, опредереленных Констиретуцией РФ (в том числе ст.72, 73, 76). Оргреаны местнреого самоупреравления впрреаве самостреоятельно решреать вопрреосы местнреого значерения. Связанреные с особенреностями распрорестранения наружреной реклреамы, посколреьку они затрагреивают правомреочия пользоревания, владерения и распорреяжения муницирепальной собствреенностью (в силу положерений ст.130. 132, 133 Констиретуции РФ).
К реклреаме можно отнерести любой споресоб агитареции, информреации, убеждерений (в рамреках рынка), выставреочные меропрреиятия, коммерреческие семинреары, упакоревку, печатреную продукрецию (просперекты, каталреоги, плакреаты и т.д.), распрорестранение сувениреров, купоренов и друрегие средсретва стимулреирования торгоревой деятелреьности[7].
Сущестревуют следуюрещие основреные черты, характрееризующие реклреаму:
- общестревенный харакретер;
Реклреама - сугреубо общестревенная форма коммунреикации. Ее общестревенная прирреода предпорелагает, что товар являерется законреным и общепрреинятым.
- способреность к увещевреанию;
Реклреама - это средсретво увещевреания, позволреяющее продаревцу многокрератно повторреить свое обращерение. Одновррееменно она дает возможреность покупаретелю получреать и сравниревать между собой обращерения разреных конкурреентов. Крупноремасштабная реклреама являерется свореего рода положиретельным свидетреельством популярерности и преуспреевания продаревца.
- экспререссивность;
Благодреаря искуснреому испольрезованию шрирефта, звука и цвета реклреама открывреает возможрености для броскреого, эффектреного предстреавления фирмы и ее товареров.
- обезлиреченность.
Реклреама не может быть актом столь же личносретным, как общерение с продаврецом фирмы. Реклреама спосоребна толреько на монорелог, но не на диарелог с аудиторерией.
С одной сторреоны, реклреаму можно испольрезовать для создарения долговреременного стойкреого обрреаза товреара (наприремер, товар фирмы Coka-Cola), а с друрегой сторреоны - для стимулреирования быстрреого сбыта[8]. Реклреама - это эффектреивный споресоб охвреата множесретва геограрефически разброресанных покупаретелей со схожреими потребреностями.
Итак, реклреама в рамреках коммерреческих отношерений с точки зререния потенцреиального потребреителя - это обирелие информреации о товарерах и услурегах, свореего рода проводреник в мире рынка[9].
1.2 Требования предъявляемые к рекламе
Закореном к рекламреной информреации предъяревляется ряд требовреаний, которерые услоревно можно подразределить на две груреппы. Это - общие требовреания и специарельные требовреания.
Под общреими требовреаниями следреует понимреать такие требовреания, которерые обращреены к любой реклреаме, незавиресимо от вида товреара, от вида рекламреируемой деятелреьности или от каких бы то ни было иных критерреиев. Общие требовреания к реклреаме состреоят в следуюрещем:
- реклреама долрежна быть поняретна потребреителю, не обладареющему специарельными знаниреями. Закореном о реклреаме устаноревлено правреило об обязатреельном предварерительном уведомрелении о том, что предларегаемая информреация носит рекламреный харакретер. Один из варианретов такреого сообщерения - померетка «на праревах реклреамы»;
- реклреама долрежна быть распозренаваема без применреения техничрееских средреств имеренно как реклреама в момреент ее предстреавления;
- посколреьку реклреама обращреена к неопреределенному кругу лиц, на территреории Российреской Федерареции она долрежна распрорестраняться на руссреком языке. Исключреение составреляют слуречаи, когда радио- и телеверещание, распрорестранение печатреных издарений ведурется исключреительно на государерственных языреках респубрелик, родреных языреках нароредов Росресии и инострреанных языреках;
- если деятелреьность рекламреодателя являерется лицензреируемой, в реклреаме долрежен быть укарезан номер лиценрезии и орган ее выдавреший;
- реклреама товареров, подлежреащих обязатреельной сертифреикации, долрежна сопровреождаться соотверетствующей пометрекой «подлережит обязатреельной сертифреикации»;
- не допускреается реклреама товареров, запрещреенных к произвреодству и реализреации на территреории Российреской Федерареции;
- испольрезование в реклреаме объекретов исключреительных прав допускреается толреько в поряредке, предусремотренном законоредательством Российреской Федерареции;
- реклреама не долрежна побуждреать к насирелию, агресресии, возбужредать панреику, побуждреать к опасреным действреиям;