Файл: Учет безналичных денежных средств (Теоретические основы организации учета безналичных расчетов).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 337
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации учета безналичных расчетов
1.1. Понятие и значение безналичных расчетов
1.2. Цели и задачи безналичного учета денежных средств
Глава 2. Организация бухгалтерского учета безналичных расчетов
2.1. Порядок ведения учета безналичных денежных средств
2.2. Организация учета безналичных расчетов в ООО «Московские окна»
Глава 3. Основные направления совершенствования безналичных расчетов
Генеральный директор
Руководитель коммерческого отдела
Главный бухгалтер
Руководитель отдела кадров
Руководитель отдела маркетинга
Начальник службы контроля
Руководитель отдела продаж
Руководитель сервисной службы
Администраторр
Продавец-консультант
Менеджер по персоналу
Бухгалтер
Охрана
Отдел закупа
Служба монтажа
Маркетолог
Служба доставки
Маркетолог аналитик
Маркетолог по рекламе и PR
Разнорабочий
Рисунок 1. - Организационная структура ООО «Московские окна»
На предприятии существует линейно - функциональная организационная структура. Организационная структура управления на предприятии строиться по принципу подчинения нижестоящего звена вышестоящему.
Вертикальное разделение труда на предприятии эффективно, т.к. в непосредственном подчинении генерального директора находятся только управленцы среднего звена, а именно: руководитель отдела маркетинга, руководитель сервисной службы, главный бухгалтер, руководитель отдела кадров, руководитель отдела продаж, начальник службы контроля и руководитель коммерческого отдела, и нет представителей низшего звена управления, что снимает дополнительную нагрузку с руководителя.
Согласно организационной структуре существующей на предприятии единоличным исполнительным органом является генеральный директор.
На расчетном счете предприятия ООО «Московские окна» сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, и прочие зачисления.
С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия:
- оплата поставщикам за материалы;
- погашение задолженности бюджету, соцстраху;
- получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи,
- премий, пособий по уходу за ребенком и т.п.
Выдача денег, а также безналичные перечисления со счета предприятия банком осуществляются, как правило, на основании приказа ООО «Московские окна» или с его согласия (акцепта).
В особых случаях банк принудительно списывает денежные средства с расчетного счета по документам других организаций. Например, по приказу Финансовых органов несколько раз снимали со счета ООО «Московские окна» суммы просроченных налоговых сборов, а также пени по исполнительным листам.
Банк, кроме того, списывает со счета денежные средства без приказа фирмы по собственной инициативе за выполненные им услуги. (За обслуживание расчетного счета банк в месяц с ООО «Московские окна» взимает 500 рублей; за переводы со счета клиента, в бюджетные организации – не взимает, т.е. производит операции бесплатно, за переводы в пользу клиентов других банков по платежным документам через электронную почту - 5 рублей за один расчетный документ; в пользу клиентов других банков по платежным документам принятым от предприятий в печатной форме - 10 рублей за один расчетный документ).
Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основе документов специальной формы. Это платежные поручения, объявления на взнос наличными, чеки (денежные).
Объявление на взнос наличными - выписывается при взносе наличных денег на расчетный счет. В подтверждение о получении денег банк выдает плательщику квитанцию, которая служит оправдательным документом.
Предприятие применяет такую форму для сдачи торговой выручки в банк.
Чек - это приказ предприятия банку о выдаче с расчетного счета предприятия указанной в нем суммы наличных денег. Чек является ценной бумагой и по этому его бланки служат бланками строгой отчетности.
Деньги по чеку в основном снимаются с расчетного счета ООО «Московские окна» на оплату труда и хозяйственные расходы.
Расчеты платежными поручениями являются наиболее распространенной формой расчетов и представляют собой поручение предприятия обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого предприятия.
Предприятие оплачивает платежными поручениями товары, работы, услуги, перечисляет налоги и другие платежи.
Платежные поручения в банк подаются на бланке установленной формы и действительны в течение 10 дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается).
Платежные поручения принимаются банком только в том случае, когда на расчетном счете предприятия хватает денежных средств для их оплаты.
При оформлении платежного поручения следует учитывать некоторые моменты, без которых платежное поручение в обработку банком принято не будет [12, с. 93]:
- В графах плательщик и получатель обязательно указывается ИНН (Идентификационный номер налогоплательщика), который был присвоен зарегистрированному на территории России предприятию Государственной налоговой инспекцией Российской Федерации;
- Сумма пишется прописью с большой буквы, и после слова рублей обязательно указываются цифрами копейки;
- Обязательно цифрами выделяется НДС (налог на добавленную стоимость), если же товар не облагается НДС, то указывается: НДС не облагается;
- В основание платежного поручения обязательно указывается за что производится оплата (за товар, за услуги или за работы). Также указывается номер и дата составления счета или заключения договора, в соответствии с которым осуществляется оплата;
- Указывается, что представляет собой платеж: предоплату или оплату. Если же оплата происходит за аренду помещения или за услуги связи и т.п. обязательно указывается за какой период идет оплата (месяц, промежуток между ними).
Предприятие ежедневно получает от Сбербанка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.
Выписка из расчетного счета - второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого ему банком.
Сохраняя денежные средства предприятия, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету.
Обрабатывая выписки, бухгалтер учитывает одну особенность и записывает зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списание – по кредиту.
Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей.
Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 63 "Расчеты по претензиям", а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений.
В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерии предприятия задолженность списывается.
Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается, подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета.
Необходимо отметить, что проверка и обработка выписок производится в день их поступления.
Синтетический учет операций по расчетному счету бухгалтерия ООО «Московские окна» ведет на счете 51 "Расчетный счет".
Это активный счет, по дебету которого записываются: остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства, перечисленные в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.
Для отражения оборотов по кредиту счета 51 "Расчетный счет" служит журнал-ордер по счету 51 "Расчетный счет" (1С- "Бухгалтерия").
Основанием для заполнения этого регистра являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета ООО «Московские окна».
Обороты по дебету отражаются в ведомости по счету 51 "Расчетный счет" (1С- "Бухгалтерия"). Основанием для заполнения этой ведомости, как и журнала-ордера по счету 51 "Расчетный счет" служат также проверенные и обработанные выписки.
Суммы с одноименными корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами.
Как в журнале-ордере так и в ведомости на счете 51 "Расчетный счет" суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51.
Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет работнику бухгалтерии:
- анализировать, источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия;
- контролировать целевое использование средств, пополнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.
У предприятия есть свой расчетный счет в ОАО «Сбербанк России». Текущих, валютных и специальных счетов ООО «Московские окна» не имеет. Аккредитивами - не пользуется. Учет и движение денежных средств по расчетному счету, как и по кассе полностью автоматизирован.
При проверке операций по расчетному счету необходимо обратить внимание на следующее [7, с. 112]:
- соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах;
- имеется ли на первичных документах, приложенных к выпискам, штамп банка.
В случае если выявлены документы без штампа банка, необходимо провести встречную проверку в банке (либо сделать письменный запрос) с целью выявления правильности произведенной операции [10, с. 128]:
- правильность и полноту зачисления денежных средств, сданных в банк наличными;
- обоснованность перечисления денежных средств акцептованными платежными поручениями через почтовые отделения связи (депонированная заработная плата, алименты и т.д.), а также доверенность указанных в перечне почтовых адресов получателей переводов;
- правильность отражения в учете операций, связанных с конвертацией рубля;
- правильность составления бухгалтерских проводок по операциям в банке, отражены ли эти операции в бух. учете на соответствующих счетах. Особое внимание следует обратить на то как операции, которые по бухгалтерскому учету списаны (минуя счета расчетов) на затраты производства (счета 20,23,25,26) или издержки обращения (сч.44);
- соответствие записей, указанных в выписках банка, записям в журнале-ордере и ведомости на счете 51 и в главной книге;
- полноту и достоверность банковских выписок и документов к ним. Полноту банковских выписок устанавливают по их постраничной нумерации и переносу остатка средств на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущий выписке банка по счету должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке.
ООО «Московские окна» имеет расчетный счет № 40702810931020000482. Проверка показала, что учет операций по расчетному счету ведется верно, штампы на выписках банка и на первичных документах, приложенных к ним, имеются. Записи в выписке банка соответствуют записям в журнале-ордере и ведомости по счету 51 «Расчетный счет», а также записям главной книги.
Глава 3. Основные направления совершенствования безналичных расчетов
Платежная система России, обеспечивающая выполнение безналичных расчетов между Банком России, кредитными организациями, Казначейством и другими клиентами Банка России является "кровеносной системой" российской банковской системы в целом. От скорости, надежности доставки и стоимости выполнения платежей зависят практически все банковские операции. Особую роль в функционировании платежной системы играют форматы электронных документов при обмене между участниками процесса. В настоящее время в различных регионах России применяется множество форматов. Такая ситуация характеризуется существенными техническими и технологическими недостатками.
В результате на разработку информационных систем тратится большое количество времени и средств, растут расходы на сопровождение и поддержку работоспособности различных программных комплексов. Эти затраты и риски несут все участники финансовых расчетов.
Основной целью разработки единых форматов электронных документов является стандартизация способов и средств взаимодействия между системами автоматизации различных производителей, используемых в расчетной системе Банка России и кредитных организациях, упрощение существующих форматов электронных документов, переход к международным стандартам обмена коммерческой информацией в электронном виде.
Внедрение унифицированных форматов электронных документов позволяет значительно сократить время проведения безналичных платежей в России, повысить надежность платежной системы в целом и снизить затраты на поддержку программных комплексов Банка России и кредитных организаций.