Файл: Методические возможности повышения эффективности профессионального обучения (бизнес-тренинг, коучинг, наставничество, элек- тронное обучение)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследования также показывают, что общество все более открыто воспринимает наставнической практики. Наставничество сегодня воспринимается уже не как инструмент решения проблем, а как инструмент развития[18]. Предметом этих методических рекомендаций является производственное наставничество.

Наставничество на производстве - это системная работа с каждым молодым работником, осуществляется наставником с целью его профессиональной адаптации к производственным условиям, формирования профессионального мастерства и дальнейшего профессионального продвижения.

Основными задачами наставничества в организации в современных условиях должно быть:

  • адаптация молодого работника на производстве, формирование сознания престижности своей профессиональной деятельности;
  • повышение профессионального уровня работника в соответствии с потребностями производства;
  • закрепление молодых работников на рабочем месте и в трудовом коллективе, их профессиональное развитие[19].

Преобразование наставничества в одну из форм организованного педагогического воздействия опытных рабочих на молодое пополнение предусматривает выявление педагогической специфики как самого наставничества, так и особенностей деятельности наставников, возрастных и индивидуально-типологических особенностей работающей молодежи.

В сознании молодого рабочего осуществляется переоценка составленного представления о работе человека на производстве и формируется чувство собственной значимости.

Изучение практики наставничества на предприятии дает возможность провести анализ различных форм наставничества, их классификацию.

В зависимости от способа организации объединения молодых работников можно выделить следующие формы наставничества[20]:

1) групповую, когда создается группа молодых работников, функционирует как коллектив или группа учеников, слушателей учебных заведений, которые проходят производственную практику;

2) смешанную, когда в одном трудовом коллективе объединятся опытные рабочие и начинающие;

3) индивидуальную, когда молодой рабочий прикрепляется к бригаде или опытного работника.

Основной сферой развития наставничества является трудовой коллектив соответствующего подразделения. Организация наставничества осуществляется администрацией предприятия[21]. Основной задачей деятельности наставников является выполнение молодыми рабочими всех требований производства, содействие их профессиональной адаптации, закреплению на производстве и профессиональному продвижению.


В зависимости от организации наставничества можно выделить:

1) групповое или бригадную наставничество, когда бригада или определенная группа рабочих становится наставником бригады или отдельной группы новичков;

2) индивидуальное наставничество, когда опытный производственник становится наставником отдельного молодого работника, реже - бригады или группы.

В зависимости от этого среди наставников можно поделить на две основные категории: наставник работника; наставник производственного коллектива. Обязанности наставника работника:

  • оказание помощи молодому рабочему в совершенном овладении профессиональными умениями, навыками работы на оборудовании, оборудовании, с инструментами;
  • контроль обеспечения молодого рабочего инструментами, сырьем, приспособлениями, производственными задачами;
  • контроль совместно с профсоюзной организацией соблюдения законодательства о труде;
  • контроль эффективности использования рабочего времени молодым рабочим, выполнения им задач в соответствии с его профессиональной квалификации;
  • содействие профессиональному продвижению работников;
  • содействие, в случае необходимости, созданию условий, необходимых для трудовой деятельности молодежи, в частности социально-бытовых;
  • содействие формированию у молодых работников навыков здорового образа жизни, искоренение вредных привычек, культуры;
  • воспитание в подопечного чувство ответственности, дисциплинированности, собственного достоинства.

Обязанности наставника производственного коллектива[22]:

  • участие в формировании производственного коллектива;
  • внесение предложения администрации о поощрении и наказании отдельных членов коллектива;
  • подбор наиболее целесообразных участков работы для эффективного использования труда молодых работников с учетом в их квалификации, интересов, индивидуальных возможностей, навыков и склонности;
  • содействие бесперебойной и эффективной работе коллектива;
  • организация последовательного овладения работниками профессиональными навыками и умениями;
  • оперативное реагирование на нарушения трудовой дисциплины, технологии, требований охраны труда;
  • ознакомление коллектива с традициями предприятия, его достижениями;
  • привлечение молодежи к жизни коллектива;
  • воспитание у подопечных чувство ответственности, дисциплинированности, собственного достоинства.

С целью обеспечения системности в работе наставника целесообразно ввести ведение дневника, в котором следует отразить показатели его работы и их динамику, отношение к работе и коллектива и их динамику[23].


Основными методами работы наставника могут быть беседа, рассказ - объяснение, инструктаж, показ, наблюдение, консультирование подопечных. Важным в работе наставника является содействие формированию у молодого работника положительных эмоций в процессе работы: чувство успешности, самоутверждения, значимости собственной деятельности.

Беседа - метод организации и управления деятельностью молодого работника, в ходе которого наставник путем постановки перед работниками вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, которые составляют суть новых профессиональных знаний и умений. Наставник побуждает работников воспроизводить ранее полученные знания, наблюдения и производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Особенно эффективна коллективная беседа, создает атмосферу общей заинтересованности, повышает внимание участников, стимулирует их активность, обеспечивает осознанное усвоение знаний[1]. Беседу целесообразно заканчивать подведением итогов, в ходе которых наставник должен дать точные определения по вопросам, которые обсуждались.

С целью приведения профессиональных умений и навыков молодого работника в соответствии с потребностями производства наставником могут использоваться такие методы, как: показ приемов трудовых действий; упражнения; самостоятельное наблюдение молодых рабочих за работой наставника; обучение высокопроизводительным приемам и способам работы и тому подобное[24].

Упражнение является основным методом формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков молодежи. Под упражнением следует понимать многократное повторение определенных действий с целью их сознательного совершенствования. Эффективность этого метода зависит от системы его использования, представляет собой такую последовательность выполнения:

  • отработка правильности выполнения определенных трудовых действий, их точности (координации движения, соблюдения технических условий);
  • достижение определенной скорости работы (темпа, ритма, производительности труда);
  • формирование профессиональной самостоятельности;
  • формирование творческого отношения к работе.

Такая система обеспечивает последовательное движение работников в овладении основами профессионального мастерства. Упражнения могут выполняться самостоятельно в производственных условиях или на тренажерах.

Выполняя упражнения, молодые работники используют полученные знания и умения в различных комбинациях, учатся самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач, средство воздействия, приобретают умение решать субъективно новые для них проблемы познавательного и практического характера.


Самостоятельное наблюдение - метод, преимущественно используется при профессиональной адаптации молодых работников на предприятиях, деятельность которых связана с обслуживанием сложного оборудования. Эффективность этого метода в значительной степени зависит от правильности постановки наставником задачи, руководства подопечными.

К активным методам относятся также специальные упражнения на принятие решений в различных производственных ситуациях. Такие упражнения готовят работников к правильным действиям в ситуациях, возникающих в реальных условиях предприятия. Это повышает уровень их профессиональной подготовки и увеличивает вероятность успешного развития деловой карьеры[25].

Для выполнения упражнений необходимо создать ситуации, моделирующие в той или иной степени условия работы на оборудовании, основные нарушения технологического режима на конкретном рабочем месте, в том числе, и аварийные.

В практике наставничества наибольшее распространение должны получить такие эффективные способы обучения молодежи высокопроизводительным приемам и способам работы, как: личный показ и объяснение наставником передовых приемов и методов работы; организация специальных упражнений по отработке молодыми работниками передовых приемов и методов труда на своих рабочих местах; широкое привлечение молодых работников к самосовершенствования трудовых приемов и способов с последующим обсуждением предложенных решений с наставником; использование различных форм информации о передовых методах труда.

Таким образом, с целью повышения профессионального уровня молодых работников на производстве необходимо совершенствовать действующие методы работы по овладению ими профессиональными знаниями, умениями и навыками, предоставления им возможности творческой самореализации, профессионального развития[26].

Вместе с тем, следует отметить, что методы работы с подопечными определяются лично наставником.

Коучинг - это сотрудничество, помогающее человеку чётко определить свои цели и задачи и достигать результатов в профессиональной и личной жизни. Это искусство, способствующее развитию человека. Это создание среды, облегчающей движение к заветным целям. Коучинг — это возможность «познать себя», расти как личность, действовать эффективней и получать при этом удовольствие от процесса

Рассмотрим коучинг как личностно-развивающие технологии, а также особенности применения коучингового подхода в процессе развития профессиональной компетентности руководителей.


Современный этап социально-экономического развития в России характеризуется следующими тенденциями: усиление конкуренции на рынках так называемого третичного сектора (в частности, сферы телекоммуникаций, информационно-коммуникационных технологий); переход к инновационным моделей управления (в частности, управление на принципах управления результативностью, «бережное» управления), активное распространение и интеграция в практику управления персоналом зарубежных образцов и принципов корпоративной культуры. Эти и другие тенденции актуализируют поиск и инкорпорирования в систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации (в частности, внутрифирменного) таких методов, подходов и технологий обучения, которые интенсифицировали процесс получения знаний и приобретение навыков, способствовали повышению мотивации персонала к приобретению знаний и саморазвития, углубляли бы ответственность персонала за результаты своего развития, обеспечивали бы высокие достижения в развитии ключевых компетенций. Одним из таких подходов, который способствует успешной реализации перечисленных задач, является оптимальным с точки зрения использования ресурсов компании, экологическим и личностно-ориентированным по отношению к персоналу, является коучинговый подход[27]. Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы.

Коучинг как технология консультирования и взаимодействия возникла достаточно давно. В частности, первой сферой, где было применено подходы и инструменты, позже инкорпорированы в коучинг, был спорт, где в процессе индивидуальной и групповой работы использовались подходы, которые способствовали повышению эффективности и результативности спортсменов, осознанию ими собственного потенциала. Впервые идеи коучинга бизнес-инструмента и инструмента для индивидуального консультирования были сформулированы Т. Голви. Можно утверждать, что на сегодняшний день является достаточно сформированным понятийно-терминологический, методологический и методический аппарат коучинга, который, однако, касается преимущественно таких видов коучинга, как executive coaching - коучинг высшего руководства организаций; leadership coahing - коучинг руководителей различного уровня, в подчинении которых находятся коллективы различного типа; life coaching (концентрируется на планировании индивидом своей жизни и достижении им личных и профессиональных целей); business coaching (направлен на поддержку и развитие бизнеса); on-jobcoaching (коучинг на рабочем месте, направленный на развитие компетентности персонала в ходе выполнения производственных задач).