Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Понятие и сущность финансов).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 591
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и сущность финансов
1.1. Понятие и история финансов
1.2. Роль финансов в экономике
1.3. Необходимость финансов в рыночной экономике
2. Анализ финансов как инструмента регулирования современной экономики
2.1. Финансы в современной российской экономике
Как свидетельствует российский и зарубежный опыт, структура государственной власти может быть эффективной и устойчивой лишь тогда, когда ее подкрепляет жизнеспособная система местного управления и самоуправления: почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, проходят через местные органы. Государственная политика оценивается гражданами прежде всего через призму удовлетворения основных жизненных нужд: состояние продовольственного рынка, жилищные условия (наличие в домах тепла, электроэнергии, водоснабжения, газификации), уровень благоустройства территорий, наличие общественного порядка. По словам российского юриста М. Краснова, «государство имеет дело с гражданами, местное самоуправление имеет дело с жителями» [27, стр. 243].
Итак, цель управления финансами на уровне государства заключается в реализации финансовой политики. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства и представляет собой совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях. Осуществление финансовой политики происходит с помощью бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов. На практике финансовая политика реализуется через систему разработанных на определенный период времени государственных мероприятий по сбору части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Таким образом, в широком смысле слова под финансовой политикой понимается законодательно оформленная пропорция распределения финансовых ресурсов в стране. Конечной целью финансовой политики любой страны является повышение уровня и качества жизни населения на основе обеспечения финансовой и социальной стабильности государства. [42, стр. 135]
Содержание финансовой политики, ее основные направления зависят от научного представления о роли государства в жизни общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации финансовой политики. В экономической теории известны три основных типа финансовой политики государства в зависимости от степени участия государства в управлении экономикой.
1. Классическая политика (основатели А. Смит, Д. Рикардо, середина XVIII в.). Суть данной финансовой политики – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. [34, стр. 241]
Теоретически доказано, что, если рыночную стихию не ограничивать механизмами регулирования, это приводит к увеличению неравенства и обнищанию абсолютной массы населения. Так, если в 2014 году среднедушевой доход 10 % наиболее обеспеченной части населения России оказался в 15,3 раза выше среднедушевого дохода 10 % наименее обеспеченной части населения, то по итогам 2016 года данный показатель вырос до 17, а в столице – до 43. [34, стр. 241]
Макроэкономическая теория объясняет подобную тенденцию, с одной стороны, провалами рынка, т.е. невозможностью обеспечить эффективное развитие всех секторов экономики только рыночными инструментами, а с другой – неравенством, т.е. несправедливостью и социальной неэффективностью рыночного распределения доходов. Важнейшей проблемой любого государства является поддержание социального мира, а для этого необходимо преодоление социальной несправедливости – в любом обществе есть больные и пожилые люди, инвалиды, многодетные семьи, безработные. Демократическое государство, ориентированное на концепцию «государства благосостояния», должно принимать заботу о таких гражданах на себя и нести соответствующие социальные расходы. [43, стр. 132]
Основные положения классической политики являлись доминирующими на протяжении достаточно продолжительного периода времени, но Великая депрессия 1929–1933 годов сильно дискредитировала популярную теорию «всесильности рынка». Учение периода свободной конкуренции сменилось учениями периода государственного регулирования рыночного хозяйства. Новое учение называлось кейнсианством – это макроэкономическое течение, сложившееся как реакция экономической теории на Великую депрессию в Соединенных штатах Америки. [4, стр. 324]
Регулирующая политика (основатель Дж.М. Кейнс, работа «Общая теория занятости, процента и денег», 1936 г.). Суть данной финансовой политики – необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.), а также изменения направления государственных расходов с целью формирования дополнительного спроса. Таким образом, кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение уровня процентной ставки по кредитам. [43, стр. 253]
По мнению представителей данного течения, увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, вследствие чего расширяется покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, работы, услуги. В результате увеличивается ВВП, привлекаются дополнительные работники, возрастает занятость [60, с. 40].
Следует отметить, что кейнсианская теория развивалась в эпоху относительно закрытых экономик. В связи с ускорением процессов глобализации, прежде всего в финансовой сфере, усиливались позиции сторонников денежно-кредитного регулирования экономики – представителей монетаризма (середина XX века). Рестриктивная (сдерживающая) политика монетаристов (М. Фридман и др.) предполагала необходимость снижения темпов роста государственных расходов и понижения государственной задолженности. Основной целью данной финансовой политики явилось уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Однако вследствие отсутствия желаемых результатов в процессе реализации монетаристская политика также была подвергнута критике. [34, стр. 341]
Планово-директивная политика – применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Суть данной финансовой политики – прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизнью, в том числе финансами. Данная финансовая политика в качестве основополагающей выдвигала систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики. Такая система ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны без участия международного движения капитала. [41, стр. 43]
Следует отметить, что любая из перечисленных видов финансовой политики в чистом виде в мировой финансовой практике применяется редко – на современном этапе развития от государства требуется разработка твердой законодательной базы для соблюдения рамок вмешательства в предпринимательскую деятельность. В этой связи доминирующая роль государства и необходимость реализации его функций на основе мобилизации финансовых ресурсов и их эффективного перераспределения общепризнана современными экономистами. Своеобразным индикатором уровня государственного регулирования является процент ВВП, перераспределяемый через бюджетную систему страны. Данное перераспределение средств играет важную роль в обеспечении устойчивого развития любой страны. В различных государствах данный показатель колеблется от 10 до 50 % ВВП. [42, стр. 144]
Финансовый рынок и его структура сегодня очень популярные и интересные темы. Финансовый рынок на планете включают национальных и международных рынков, которые обеспечивают накопление направлении перераспределения средств между субъектами рыночных отношений различных финансовых учреждений, для того, чтобы достичь баланса между спросом и предложением капитала. Финансовый рынок и его структура играют важную роль в мировой экономике. Финансовый сектор, в том числе финансово-кредитной сфере, очень специфической подготовкой, и прибыль и доходность. Финансового рынка заключается в обеспечении сообщества в сфере финансовых услуг и сэкономить деньги в нужном месте в нужное время. Можно сказать, что финансовый рынок определенного товара-это деньги. Финансовый рынок представляет собой систему некоторых отношений механизм сбора и последующего перераспределения богатства на основе конкуренции за финансовые ресурсы между государством, уезды, филиалов и подразделений. Финансовом рынке и имеет очень сложную структуру. Разделить его на ряд отраслей, в том числе ценных бумаг, страхование иностранных инвестиций и кредитов. Цель продажи-Финансовая. Однако, следует отметить, что существуют некоторые различия в операциях в различных секторах финансового рынка. Если, например, на кредитном рынке деньги покупается и продается как таковой, то продажи эмиссионных ценных бумаг или будущих денежных поступлений. Финансового рынка и его структуру можно рассматривать с разных точек зрения. Финансовый рынок это не только способ перераспределения денег в экономике, но и общее состояние экономики государства и мира. Ее суть заключается не только в распределении финансирования, а также для выявления различных областях перераспределения. В финансовом рынке можно определить наиболее эффективные направления, где можно применить денежных средств. Финансовые рынки структура обычно представлена всего денежного рынка и рынка капитала кредитной. Подводные средства финансовые инструменты со сроком погашения менее одного года. Рынок капитала позволяет рынку долгосрочных или среднесрочных активов, это означает, облигаций, акций и денежных кредитов. Кредит на рынке долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных кредитов. Между ними практически невозможно провести четкую грань. Работа на финансовом рынке тесно с этой идеей, процентная ставка, это означает, что стоимость товара "деньги", проданного в форме кредита. - Формирование рациональной системы процентных ставок-одна из важнейших функций финансовых рынков, также имеют значительное влияние на эффективность экономики. Функции финансового рынка является весьма широким. К ним относятся, в первую очередь, обойти и перераспределение капитала. Функции: обхват торговли, которые уменьшают затраты циклов экономики, помощи центральной концентрации капитала в целях содействия процессу воспроизводства без перерыва. Финансовый рынок России на современном этапе развития имеет свои особенности. Первый довольно резкое различие в уровне развития во всех областях. Второй раз инструменты, используемые в этой статье. Следует также отметить, что коммерческие банки на рынке основных финансовых агентов, имеют конкурентное преимущество. Преимущество жестких финансовых рынков, которые по два сектора фондовой и Форекс.
Каждая страна имеет свои специфические для финансовых учреждений, которые могут отличаться по нескольким направлениям: профессия, Размер, широкий спектр услуг. Тем не менее, все учреждения подобного типа ряд общих функций, которые не зависят от расстояний и местных условий: они могут помочь в развитии экономики и налаживании международных связей. Финансового рынка и финансового рынка является Тип механизма, который обеспечивает перераспределение капитала между заемщиками и кредиторами через посредников. Финансовый рынок-это форма комплексных правовых институтов, что передача кредитов заемщиков от хозяев и наоборот. Играть в текущее время 0:01 / Длительность 0:20 Загрузок: 0% прогресс: 0% 0:01 полноэкранный 00:00 Mute, чтобы перейти на веб-сайт финансового рынка: ее сущность и функции ссудного капитала является основой финансового рынка главным "товаром" на финансовом рынке деньги, покупать и продавать, они принимают форму кредитов. Финансовый рынок состоит из денежного рынка (который, в свою очередь, включают в себя межбанковский рынок, дисконтные рынок и валютный рынок) и рынок капитала (который состоит из фондового рынка, и средне-и долгосрочные кредиты). Денежный рынок состоит из краткосрочных кредитов (до года). Рынок капитала "был" акции и облигации среднесрочные и долгосрочные кредиты. Кредитный рынок продукции государством, банками и компаниями долгосрочных инвестиционных ресурсов. Межбанковский рынок является составной частью рынка ссудного капитала; на этом рынке временно свободные денежные средства размещены между банками в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. На рынке бухгалтерского учета основным средством для лечения очень подвижны и изменчивы – это векселя и краткосрочные обязательства. Валютные рынки, баланс международных платежных трафика и финансовых обязательствах лиц (юридических и физических) в различных странах. Наиболее важные функции финансовых рынков: передача временно свободных денежных средств в ссудный капитал. Финансовые рынки, как и все рынки, есть много других функций: - мобилизация временно свободных накопления денег. Финансовый рынок предлагает различные способы, чтобы вложить эти деньги для получения дохода в течение короткого времени, не делая ничего деньги, которые могут быть инвестированы в ценные бумаги или открыть депозитный счет в банке. В будущем, чтобы собрать достаточно денег, продать безопасность или взять кредит в банке. - Распределение имеющихся средств. Финансовый рынок обеспечивает движение капитала между различными отраслями. Предложение на рынке капитальных вложений, необходимых на условиях и структуре. Бесплатные деньги в достаточно большое число, чтобы инвестировать, а затем обратиться к заемному капиталу. - Функция перераспределения. Как только вся вода была в мобилизации и распределении финансовых рынков главной задачей становится задача обеспечения постоянного движения и распределения денежных средств. - Повышения эффективности экономики. Экономика может функционировать только при постоянном потоке денежных средств между компаниями, частными лицами, банками, предприятиями и государством. Основной механизм, обеспечивающий продолжение перевода капитала на финансовом рынке. В дополнение к перераспределению средств на финансовом рынке требуется изменение риска. Например, если вы даете другу в долг и не возвращают риск дефолта будет отлично и Вы не получите никаких денег, но на свои собственные деньги. Но если вы положите деньги в банковскую гарантию и ваши друзья будут взять кредит от банка риск невозврата будет распространяться еще на берегу. Вы кроме того получите доход в виде процентов от размещения временно свободных денег.
Вместе с тем вопрос, каковы должны быть границы государственного перераспределения и как найти ту критическую процентную долю перераспределения ВВП, превысив которую правительство будет угнетающе действовать на экономику, негативно влиять на уровень частных инвестиций, создаст социальную напряженность, до сих пор не нашел ответа в финансовой науке [41, с. 15]. Однако совершенно ясно, что процент перераспределения, обеспечивающий процветание конкретного государства, будет индивидуален для каждой страны в зависимости от многих факторов: уровня развития, правовой культуры населения, географического положения и т.д. Большинство решений правительствами разных стран в данной сфере пока принимается интуитивно или под влиянием лоббирования отдельных корпораций или элит. Отметим, что в России данный процент составляет около 35 %, что является средним показателем при сопоставлении с аналогичными показателями других стран. [24, стр. 84]
Финансовая политика в широком смысле включает бюджетную, налоговую и денежно-кредитную. Рассмотрим их основные задачи.
Задачи бюджетной политики в зависимости от экономической конъюнктуры и положения страны могут изменяться, что находит свое отражение в бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике на соответствующий год и, конечно, при формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы России. Так, задачами бюджетной политики России стали:
1. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает, в том числе, сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции.
2. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств. [14, стр. 441]
3. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов. Правительство Российской Федерации работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ. На повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении государственных и муниципальных учреждений.