Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Понятие и сущность финансов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 542

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Особенности управления финансами на современном этапе

В широком смысле слова управление представляет собой сознательное воздействие субъекта на объект с целью развития и совершенствования объекта. Наличие двух подсистем финансовой системы предполагает наличие двух различных субъектов (государство, хозяйствующий субъект), оказывающих воздействие на два различных объекта. Вместе с тем в обоих случаях управляющей системой (субъектом) будет являться совокупность каких-либо учреждений, а управляемым объектом – совокупность денежных отношений и финансовых потоков. [10, стр. 40]

Важно отметить, что конечные цели управления в различных сферах финансовой системы также будут различны. Целью управления финансами хозяйствующих субъектов будет являться достижение положительных результатов его деятельности (необязательно получение прибыли). Цель управления финансами на уровне государства заключается в реализации финансовой политики. Мы не будем подробно останавливаться на рассмотрении процесса управления финансами хозяйствующих субъектов, а осветим вопросы управления государственными и муниципальными финансами. [40, стр. 49]

Рассмотрим высшие органы власти и управления, осуществляющие общее управление системой финансов.

1. Президент Российской Федерации (Администрация Президента РФ) – регламентирует деятельность финансовой системы, имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным собранием РФ.

2. Федеральное собрание Российской Федерации (Парламент РФ), состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы – принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и др.).

3. Правительство Российской Федерации – выступает как единый координирующий центр управления финансами. Состоит из федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств [23]. Указанные ведомства наделены различными функциями: федеральные министерства (Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство регионального развития РФ и др.) выполняют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию; федеральные службы (Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др.) выполняют функции контроля и надзора; федеральные агентства (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ, Федеральное архивное агентство и др.) выполняют функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом. [17, стр. 14]


В составе Правительства необходимо выделить Министерство финансов РФ, как центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Минфин РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, финансового обеспечения государственной службы и пр. Таким образом, Минфин РФ обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики России. [14, стр. 21]

Кроме того, в ведении Минфина РФ находятся:

Федеральная налоговая служба (ФНС), осуществляющая функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов. Кроме того, ФНС осуществляет государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; [17, стр. 41]

Федеральная служба страхового надзора, осуществляющая функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела);

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, осуществляющая функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля;

Федеральное казначейство (федеральная служба), осуществляющее бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; [17, стр. 410]

Отметим те ведомства, которые непосредственно участвуют в реализации финансовой политики на высшем уровне управления:

Федеральная служба по финансовым рынкам, осуществляющая принятие нормативных правовых актов, контроль и надзор на финансовых рынках, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж; [15, стр. 104]

Федеральная служба по финансовому мониторингу, уполномоченная принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;


Федеральная служба по тарифам, осуществляющая правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов естественных монополий;

Федеральная антимонопольная служба (ФАС), осуществляющая функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций;

Федеральная таможенная служба, осуществляющая в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административным правонарушениями. [23, стр. 41]

Министерство регионального развития Российской Федерации, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, административно-территориального устройства РФ, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Кроме того, министерство осуществляет функции по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ, Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета (в установленной сфере деятельности министерства), согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ в части, касающейся комплексного территориального развития, разработке и согласованию методик выделения средств государственной поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере градостроительства, строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства и координации деятельности государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; [35, стр. 105]


Министерство экономического развития Российской Федерации, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития РФ, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. [2, стр. 17]

В его ведении находятся: [3, стр. 155-156]

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляющее функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом РФ; осуществляет полномочия государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также полномочия собственника имущества должника – федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

Федеральная служба государственной статистики, осуществляющая функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ, а также функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности. [15, стр. 89]

Система Центрального банка Российской Федерации – совместно с Правительством РФ разрабатывает и реализует единую государственную денежно-кредитную политику. Центральный банк Российской Федерации обслуживает счета бюджетов – именно здесь Федеральным казначейством открывается единый счет бюджета, необходимый для учета бюджетных средств и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из него. [17, стр. 68]


Счетная палата Российской Федерации – орган государственного финансового контроля. Она независима от Правительства РФ, так как образуется Федеральным собранием РФ и ему подотчетна. Основное назначение счетной палаты – организация и осуществление контроля за исполнением бюджета, определение эффективности расходов бюджетных средств и использования государственной собственности, финансовая экспертиза законопроектов и нормативно-правовых актов органов исполнительной власти. [24, стр. 244]

Следует отметить, что реализация финансовой политики в субъектах РФ и муниципальных образованиях осуществляется соответствующими финансовыми учреждениями. Существует определенное разграничение полномочий между уровнями публичной власти в России. Компетенция органов государственной власти и местных органов управления муниципальным образованием распределяется следующим образом: органы государственной власти ведают теми вопросами, которые касаются интересов государства (оборона, безопасность, внешняя политика и т.д.); местные органы власти выражают интересы населения в отдельном муниципальном образовании. [27, стр. 174]

В задачи федерального уровня власти входит установление основ государственной политики (в том числе финансовой), разработка федеральных программ развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.

Субъекты РФ разрабатывают основы региональной политики с учетом исторических и культурных традиций; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики. [24, стр. 74]

Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной политики, в соответствии с особенностями конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека и его воспроизводства. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования. [32, стр. 274]