Файл: Заключение договора на торгах (Особенности заключения договора для государственных и муниципальных нужд).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Понятие, общая характеристика торгов и их виды

1.1 В целях определения понятия торги, рассмотрим определения термина торги, которые определяют современные исследователи и законодательство.

1.2 Порядок проведения торгов

Глава 2. Особенности заключения договора на торгах

2.1. Предмет и объект заключения договора на торгах

Глава 3. Особенности процедуры заключения договора на торгах

3.1. Успешность торгов во многом зависит от их информационного обеспечения.

3.2. Подача заявки на участие в торгах знаменует собой новый этап в развитии отношений по заключению договора на торгах.

3.3. Законом установлены два требования к порядку подписания протокола.

3.4. Последствия нарушения правил проведения торгов

Глава 4. Особенности заключения договора для государственных и муниципальных нужд

4.2.Виды закупок, организация закупок заказчиком

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Две данные классификации (разделение торгов на аукционы и конкурсы -- открытые и закрытые), воспроизведенные в законе, позволяют создавать форму торгов, наиболее адекватную интересам общества и отдельных лиц.

Оценивая нормы действующего законодательства, посвященные проведению торгов, можно сделать вывод, что приоритет отдается аукционным торгам, на которых соблюдается принцип определения победителя по цене. Например, системный анализ многих норм Закона о размещении заказов позволяет сделать вывод, что основным критерием для определения лучших условий исполнения государственного контракта является именно цена контракта. Другие же критерии имеют сопутствующее значение, причем даже при проведении конкурсов.

1.2 Порядок проведения торгов

Процедура торгов начинается с принятия решения о проведении торгов, для заключения договора по их итогам. Вторым шагом к заключению договора именно способом проведения торгов является определение лица, которое будет выступать организатором торгов, а также других лиц, которые будут участвовать непосредственно в торгах.

Законодатель устанавливает, что организатором торгов может выступать или сам собственник вещи, или обладатель имущественного права, или специализированная организация. Гражданский кодекс РФ (п. 1 ст. 447 ГК РФ) прямо устанавливает, что отношения между собственником и организатором торгов имеют в своей основе договор.

Исходя из принципа свободы договора, стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Тем не менее, вопрос о принадлежности такого договора к какому-нибудь виду поименованных договоров является не праздным и носит сугубо практический характер. Ясность по данной проблеме позволяет внести определенность в права и обязанности собственника и организатора торгов, что имеет значение не только для сторон договора, но и для участников торгов Сухадольский В.А. Тендеры. Вопросы и ответы. М.: Издательство «Вершина», 2004. С. 14..

В число обязанностей организатора торгов, согласно ГК РФ, входит: извещение о проведении торгов, подписание протокола по результатам торгов, имеющего силу договора. Такие действия носят характер юридически значимых действий (сделок). П. 2 ст. 447 ГК РФ устанавливает, что организатор торгов может выступать как от своего имени, так и от имени собственника. Совершение организатором торгов от имени и за счет собственника юридически значимых действий совпадает с определением договора поручения (глава 49 ГК РФ), в то время как совершение им сделок от своего имени, но за счет собственника охватывается понятием договора комиссии (глава 51 ГК РФ).


Несмотря на то, что ГК РФ не упоминает прямо о совершении организатором фактических действий по поручению собственника (таких, например, как прием заявок на участие в торгах, разъяснение правил участия в торгах, фактическое проведение торгов, включая анализ поступивших от участников заявок), в большинстве случаев такие действия являются договорной обязанностью организатора торгов.

Наиболее часто состав участников торгов включает заказчиков торгов, их организаторов и собственно участников торгов. Однако данный состав варьируется в зависимости от вида, целей торгов и волеизъявления самих участников. Рассмотрим более подробно правовой статус указанных лиц и их место в процедуре торгов.

В соответствии с п. 2 ст. 447 ГК РФ в качестве организатора торгов может выступать собственник веши или обладатель имущественного права, либо специализированная организация. Когда проведение торгов возлагается на специализированную организацию, собственник имущества именуется обычно заказчиком торгов. Так, п. 1.4 Положения о подрядных торгах, раскрывая используемые термины, определяет заказчика как лицо, для которого строится, реконструируется и оснащается объект торгов; организатор торгов - лицо, которому заказчиком поручено проведение торгов. Таким образом, лицо, заинтересованное в использовании торгов для выбора своего будущего контрагента, вправе самостоятельно организовать торги либо поручить их организацию иному лицу, специализирующемуся на их проведении.

Если заказчик сам организует торги, то возникает совпадение заказчика и организатора торгов в одном лице. В некоторых случаях законодательство прямо предусматривает, что заказчик торгов одновременно является и их организатором. Так, в соответствии с пунктом 4 Порядка проведения торгов на размещение государственного оборонного заказа на поставку продовольственных товаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 мая 1997 г. № 628 государственные заказчики сами организуют проведение торгов (конкурса).

Если заказчик торгов обращается к специализированной организации, то она действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени (ст. 447 ГК). Под термином «специализированная организация» может пониматься как специально созданный или уполномоченный на проведение торгов государственный орган, так и специализирующаяся на организации и проведении торгов частная организация. Так, Положение о подрядных торгах называет в качестве таковых Межведомственную комиссию по подрядным торгам, инженерно-консультационную и иные организации.


Обычно в нормативных актах не содержится особых требований к такой организации, за исключением ее специализации на проведение торгов. Однако в некоторых случаях имеются специальные ограничения. Например, в силу ст. 110 Закона о банкротстве указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника и внешнего управляющего.

Специализированная организация получает полномочия на проведение торгов в силу договора с собственником имущества. Правовая природа договора, заключаемого между заказчиком и организатором торгов, в большинстве случаев может быть определена как агентский договор. Это следует из анализа различных правовых норм. Как указывалось, в соответствии со ст.447 ГК РФ специализированная организация может выступать как от своего имени, так и от имени собственника имущества. Аналогичное положение содержится в п.п. «к» п.4 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808. В соответствии с названным пунктом организатор торгов подписывает от имени собственника договоры купли - продажи земельных участков по результатам торгов. Кроме того, все расходы по организации и проведению торгов отнесены на счет принципала, т.е. заказчика. Об этом говорится, например, в п. 9.5. Положения о подрядных торгах: все расходы по организации торгов осуществляются за счет заказчика и относятся на стоимость строительства.

Определение отношений, складывающихся между специализированной организацией и заказчиком торгов как отношений между агентом и принципалом можно встретить в литературе. Так, К. Скловский, говоря об отношениях службы судебных приставов и специализированной организации, называет их принципалом и агентом соответственно .

Кроме того, в отношениях между специализированной организацией и заказчиком торгов могут быть использованы и иные договорные формы действия в чужом интересе: поручение (гл. 49 ПС, от имени и за счет доверителя, в данном случае - собственника или правообладателя), комиссия (гл. 51 ГК, от своего имени, но за счет комитента, в данном случае - собственника или правообладателя).

В отдельных случаях специализированная организация приобретает свои полномочия в связи с исполнительным производством. Так, торги недвижимым имуществом организуются и проводятся специализированными организациями по заявке судебного пристава-исполнителя с указанием минимальной начальной цены имущества, выставляемого на торги (п. 2 ст. 62 Закона об исполнительном производстве). При этом существенной проблемой является правовое положение данных организаций в сфере реализации имущества в связи с отсутствием закрепленных в законодательстве принципов и порядка осуществления организациями-реализаторами своей деятельности.


До недавнего времени специализированные организации в своей деятельности руководствовались следующим. В соответствии с п. 2 ст. 54 Закона об исполнительном производстве продажа имущества должника, за исключением недвижимого, осуществляется специализированной организацией на комиссионных и иных договорных началах. Однако Закон обходит вниманием содержание данных договоров, порядок их заключения, а также вопрос о том, кто будет являться второй стороной по данным договорам. В практической деятельности соответствующие договоры комиссии заключались с организациями-реализаторами органами юстиции и Федеральным долговым центром при Правительстве РФ.

    1. Организация торгов

Торги проводятся в форме либо аукциона, либо конкурса. Форма их определяется самим собственником продаваемой вещи (обладателем имущественного права), если иное не предусмотрено законом. Различие между этими двумя формами торгов заключается в том, что на аукционе выигравшим признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложит лучшие условия (п. 4 ст. 447 ГК).
В конкурсе или аукционе должно участвовать два или более лиц, иначе они теряют всякий смысл. Именно поэтому п. 5 ст. 447 ГК устанавливает, что аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются не состоявшимися.
По изложенным выше правилам должны проводиться и публичные торги в порядке исполнения решения суда, если иное не предусмотрено процессуальным законодательством (п. 6 ст. 447 ГК).
Аукционы и конкурсы могут быть открытыми или закрытыми. В открытых аукционе и конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытых аукционе и конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
На организаторов торгов возлагаются определенные обязанности. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.
По своей юридической сущности извещение о проведении торгов является односторонней сделкой, порождающей соответствующие последствия. Так, между лицом, получившим извещение о проведении торгов, и организатором этих торгов устанавливается обязательственное правоотношение, в силу которого данное лицо, изъявившее желание участвовать в торгах, имеет право требовать от организатора торгов принятия и рассмотрения его предложения. Однако в силу п. 4 ст. 448 ГК организатор открытых торгов, сделавший извещение (если иное не установлено в законе), вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до его проведения. В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор же закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.
Вместе с тем определенные обязательные условия возлагаются и на участников торгов. Они обязаны внести задаток в том размере, сроке и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Эта обязанность возлагается на участников торгов с той целью, чтобы отсечь от торгов недобросовестных участников гражданского оборота и тем самым обеспечить выполнение обязательств, возникших в результате проведения торгов. Если те не состоялись, задаток подлежит возврату. Он возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
Лицо, выигравшее торги, и их организатор подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, имеющий силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить выигравшему торги лицу убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.
Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
Из этих общих правил о заключении договоров на основе торгов имеются некоторые изъятия, когда стороны подчиняются специальным правилам. Однако эти специальные правила не могут противоречить общим принципам заключения, организации и проведения торгов (ст. ст. 447-449 ГК).


Глава 2. Особенности заключения договора на торгах


2.1. Предмет и объект заключения договора на торгах

Существенными особенностями отличается такой способ оформления договорных отношений, как заключение договора на торгах (ст. 447-449 ГК). Путем проведения торгов может быть заключен любой договор, если только это не противоречит его существу. Например, невозможно представить заключение подобным способом издательского договора с автором определенного произведения, договора дарения либо договора о совместной деятельности. В то же время не существует препятствий для продажи в порядке проведения торгов какого-либо имущества, включая недвижимость, ценные бумаги, имущественные права (скажем, права аренды помещения) и т.п. К их числу, в частности, относятся:

- продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа на специализированном аукционе акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ;

- продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

- отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций (ст. 16 Закона о приватизации).

При продаже вещей или имущественных прав на открытых торгах договор должен быть заключен с лицом, выигравшим торги. Заключение такого договора - обязанность продавца, поэтому в случае необоснованного уклонения от заключения договора победитель торгов вправе потребовать понуждения продавца к его заключению, а также возмещения убытков, вызванных уклонением от заключения договора.

В определенных случаях, предусмотренных законом, договоры о продаже имущества, в том числе имущественных прав, могут заключаться только путем проведения торгов. В частности, среди способов приватизации государственного и муниципального имущества имеются такие, которые могут быть реализованы исключительно путем проведения открытых торгов.