Файл: Заключение договора на торгах (Особенности заключения договора для государственных и муниципальных нужд).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие, общая характеристика торгов и их виды
Глава 2. Особенности заключения договора на торгах
2.1. Предмет и объект заключения договора на торгах
Глава 3. Особенности процедуры заключения договора на торгах
3.1. Успешность торгов во многом зависит от их информационного обеспечения.
3.3. Законом установлены два требования к порядку подписания протокола.
3.4. Последствия нарушения правил проведения торгов
Глава 4. Особенности заключения договора для государственных и муниципальных нужд
Пункт 5 ст. 93 нового закона, устанавливающий право заказчика разместить контракт у единственного контрагента ограничивает его твердым размером ‑ 100 тысяч рублей. П. 4 ст. 4 Федерального закона № 44-ФЗ ограничивает совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, - не более 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и не более чем 50 миллионов рублей в год. Указанные ограничения не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.
Пункт 5 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ добавляет в этот перечень такие субъекты как муниципальные образовательные учреждения, дворцы культуры и государственные или муниципальные учреждения культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, ограничивая на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем 20 миллионов рублей в год.
В 2014, 2015 годах расчет указанных выше предельных сумм закупок у единственного контрагента на основании п.п. 4, 5 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ без использования планов-графиков. Каким образом осуществляется такой расчет, к сожалению, не указано. Надо полагать, следует отталкиваться от сумм доведенных лимитов финансирования или суммы указанной в плане финансово-хозяйственной деятельности.
Существенным изменением является введение в ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ двух норм, обобщающих указания о возможности заключения контрактов с единственным контрагентом в случаях, когда конкурентные процедуры определения контрагента признаны несостоявшимися.
Запрос котировок. Запрос котировок заказчик вправе провести по общему правилу при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тысяч рублей. Установлено ограничение: совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем 100 миллионов рублей в год (ч. 2 ст. 72 Федерального закона № 44-ФЗ).
В 2014, 2015 годах расчет предельной суммы закупок путем запроса котировок в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ осуществляется без использования планов-графиков. Каким образом осуществляется такой расчет, к сожалению, не указано. Надо полагать, следует отталкиваться от сумм доведенных лимитов финансирования или суммы указанной в плане финансово-хозяйственной деятельности.
Предварительный отбор согласно ч. 1 ст. 80 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик должен осуществлять для составления перечня контрагентов, среди которых проводится запрос котировок для закупок товаров, работ, услуг в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Запрос предложений. Закупку путем проведения запроса предложений заказчик вправе осуществлять в случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 83 Федерального закона № 44-ФЗ:
- заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
- заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд Российской Федерации в Олимпийских играх и Паралимпийских играх;
- заключения федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
- заключения контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами;
- осуществления закупок дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации, официальными представительствами Российской Федерации при международных организациях и иными заказчиками, осуществляющими свою деятельность за пределами территории Российской Федерации, для обеспечения такой деятельности в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 15 миллионов рублей;
- осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании ч. 9 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ (в объеме обязательств, неисполненных на момент расторжения предыдущего контракта);
- осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с этим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам.
- признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися;
- осуществления закупок изделий народных художественных промыслов, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Закрытые способы определения контрагентов. Закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион объединяются под общим определением «закрытые способы определения контрагентов». Они применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление данных функций в следующих случаях:
- закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
- закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
- заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
- закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ст. 84 Федерального закона № 44-ФЗ).
Электронный аукцион. Электронный аукцион заказчик обязан проводить в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
- существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
- критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные перечни (ч.ч. 2, 3 ст. 59 Федерального закона № 44-ФЗ).
Двухэтапный конкурс. Двухэтапный конкурс, подразумевающий предквалификационный отбор, проводимый среди неограниченного круга лиц, заказчик вправе провести при одновременном соблюдении следующих условий:
- конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
- для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57 Федерального закона № 44-ФЗ).
Конкурс с ограниченным участием. Конкурс с ограниченным участием проводится в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только контрагенты, имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к таким, которые способны поставить, выполнить, оказать только контрагенты, имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 56 Федерального закона № 44-ФЗ).
Открытый конкурс. Закупка путем проведения открытого конкурса проводится во всех случаях, помимо вышеперечисленных (ч. 2 ст. 48 Федерального закона № 44-ФЗ). То есть формально открытый конкурс является основным способом закупок, хотя очевидно, что на практике частота применения его каждым заказчиком будет определяться объемом изъятий, в том числе устанавливаемых Правительством РФ.
Общие требования к порядку проведения закупки. В новом законе в параграфе 1 главы 3 этого Закона отдельным блоком установлены общие требования к порядку проведения закупки. Причем поскольку речь идет о требованиях к проведению закупки, без выделения каких-либо способов, следует сделать вывод, что эти требования следует иметь в виду при подготовке проведения закупки любым способом, в том числе, исходя из буквального прочтения данного указания и при закупке у единственного контрагента.
В случае нарушения этих требований определение поставщика может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица (ст. 47 Федерального закона № 44-ФЗ).
Требования к участникам закупки. Новый закон устанавливает единые требования ко всем участникам закупки (п. 1 ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ):
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) правомочность участника закупки заключать контракт;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;