Файл: Налоговое право -опорный конспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 2324

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

















НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Опорный конспект










УТВЕРЖДЕНО

на заседании методичес-

кого совета ДИТМ МНТУ

Протокол N_______

от _____________ 2003г.

















г. Краматорск 2003г.











Автор: Деркаченко Ю.В.


Налоговое право (опорный конспект, структурно-логические модули и тесты), Краматорск, ДИТМ МНТУ, 2003г, 95с.


В учебном пособии рассматривается содержание налогового права как сложного института финансового права. На основе системного анализа раскрыто содержание его институтов, регулирующих налогообложение в Украине.

В пособии обобщены и систематизированы основные термины и определения.

Учебное пособие составлено в соответствии с учебной программой дисциплины для высших учебных заведений " Налоговое право ", Киев, 2003г.


Рецензент: доцент МНТУ ЧерненкоН.И..

Редактор Соломко Н.Г.

Компьютерный набор текста: студенты 1 курса.


ДИТМ МНТУ, 2003.









СОДЕРЖАНИЕ


ТЕМА 1: ИНСТИТУТ НАЛОГОВОГО ПРАВА.

ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАЛОГОВОГО ПРАВА 4

1.1.Место, содержание и особенности института налогового права

в системе финансового права 4

1.2.Связь налогового права с другими отраслями права,

предмет и метод налогового права 5

1.3 Система и источники налогового права 6

Тема 2: Понятие налога.

Альтернативные формы налогообложения 13

2.1. Понятие налога, соотношение налога, сбора, пошлины 13

2.2.Плата за торговый патент 17

2.3. Единый налог 21

2.4. Налоговое законодательство 23

ТЕМА 3 :НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. 32

3.1. Понятие и виды объекта налогообложения. 32

3.2. Понятие и виды ставки налога 33

3.3. Предмет и единица налогообложения. 34

3.4. Понятие базы налогообложения и налогового периода,

определение налоговой базы 35

ТЕМА 4: НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ 42

4.1. Понятие налоговой льготы 42

4.2. Система виды и формы налоговых льгот 43

4.3 Правовое регулирование территориальных налоговых льгот 44

ТЕМА 5: Налоговый контроль 52

5.1. Понятие, виды и методы налогового контроля 52

5.2. Налоговая проверка: содержание, виды, последствия 53

5.3 Требования об уплате налогов и сборов 55

ТЕМА 6: НАЛОГОВОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО 65

6.1. Представительство в налоговом праве 65

6.2. Законный представитель налогоплательщика 66

6.3. Уполномоченный представитель налогоплательщика 66

6.4. Официальный представитель налогоплательщика 67

ТЕМА 7: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ

НАЛОГОВ И СБОРОВ 72

7.1. Гарантии обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 72

7.2 Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 73

7.2.1. Налоговый залог 73

7.2.2. Поручительство 75

7.2.3. Пеня 77

ТЕМА 8: НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ УКРАИНЫ 83

8.1. Система налоговых органов 83

8.2. Налоговые администрации (инспекции) 86

8.3. Налоговая милиция 88

8.4. Условно налоговые органы 90

ЛИТЕРАТУРА 99



ТЕМА 1: ИНСТИТУТ НАЛОГОВОГО ПРАВА. ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАЛОГОВОГО ПРАВА


План


1.1 Место, содержание и особенности института налогового права в системе финансового права

1.2 Связь налогового права с другими отраслями права, предмет и метод налогового права



1.1 Налоговое право представляет собой сложный институт финансового права, который регулирует основы доходной части бюджета. Сложный характер института налогового права означает определенную иерархическую структуру. Эта структура включает самостоятельные институты налогообложения (институт налогообложения физических лиц; институт местных налогов и сборов; институт налоговой ответственности и другие). Таким образом, налоговое право: выступает как институт предметный, т. е. посвященный строго определенному предмету - разновидности отношений, складывающихся по поводу установления, уплаты и взыскания налогов и сборов, их изменения и отмены;

  1. регулирует общественные отношения по установлению, взиманию и взысканию налоговых платежей, их изменению и отмене; распределение и использование бюджетных средств лежит за рамками налоговых отношений, как и вопрос установления и взыскания неналоговых платежей и других государственных сборов;

  2. устанавливает обязанность юридических и физических лиц по уплате налогов и сборов, а также регламентирует процедуру исчисления и уплаты налогов и сборов, порядок осуществления налогового контроля и применение мер ответственности за нарушение налогового законодательства;

  3. выступает как сложный институт, который охватывает совокупность своеобразных финансово-правовых норм. Эта специфика предусматривает анализ отношений, которые охватывают движение денежных средств от плательщиков в соответствующие фонды (бюджеты) в форме налоговых платежей.

Иными словами, если предмет финансового права охватывает отношения, связанные с движением государственных денежных средств, то налоговое право выделяет только отношения по однонаправленному движению денежных средств снизу вверх — от плательщиков к бюджетам в форме налогов и сборов. Специфичен и метод правового регулирования, который имеет ярко выраженный императивный характер.

Налоговое право включает довольно широкую совокупность финансово-правовых норм, объединенных в определенную систему. Эта система разбита на группы, которые характеризуются специфическими особенностями, логической структурой. Таким образом система налогового права представляет собой объективную совокупность финансово-правовых норм, которые обусловливают внутреннее строение налогового права, содержание и особенность расположения его институтов.

Сложному институту налогового права присущи определенные признаки:

  1. Однородность фактического содержания, предполагающая регулирование строго определенной разновидности отношений, связанных с движением денег в форме налогов и сборов в бюджет

  2. Единство норм, образующих налоговое право. Они составляют единую систему, которая определяется однородным фактическим содержанием. Этот институт обеспечивает регулирование данной разновидности финансовых отношений, что не исключает специализации юридических норм внутри института.

  3. Законодательная обособленность, означающая внешне обособленное закрепление основных положений института в нормах, его образующих. Вполне вероятно появление в ближайшее время единого кодифицированного акта, отграничивающего налоговое право, — Налогового кодекса.


Принципы налогового права включают:

1) Материальные, которые определяют сущность категорий, норм, используемых налоговым правом, выстраивая их в определенную иерархическую систему:

а) налоги и сборы, взыскиваемые в государстве, едины на всей его территории;

б) налоги и сборы должны исходить из реальных возможностей плательщика и носить справедливый характер. Принцип справедливого налогообложения лежит в основе многих законодательств.

2) Процессуальные — регулируют сферы компетенции субъектов налоговых правоотношений, механизм установления, изменения и отмены налоговых платежей.

Они включают:

а) исключительное право органов государственной власти законодательно устанавливать, изменять, отменять налоги. Основы законодательного закрепления налогов заложены в нормах конституций;

б) налоги и сборы не могут устанавливаться или применяться, исходя из политических, идеологических и других критериев;

в) плательщики налогов платят налоги и сборы, установленные на данной территории, на основе равенства перед законом, регулирующим действие налога;

г) регулярность пересмотра налоговых законов. Этот принцип разрешает соединить стабильность и гибкость в налогообложении.

3) Расчетные — регулируют функционирование конкретного налогового механизма, определение основных его элементов и перечисление средств в соответствующие бюджеты. В реализации этих принципов широко участвуют и подзаконные акты.


1.2 Налоговые правоотношения, которые предусматривают в качестве обязательного субъекта государство, связаны со многими сторонами его функционирования.

Конституционное право имеет базовое значение для всех правовых отраслей и институтов, играет такую же роль и относительно налогового права. Так, например, Конституция Украины устанавливает приоритет международных соглашений над нормами национального налогового законодательства. Принципиальное значение для формирования и функционирования всей системы налогового.законодательства имеет и норма Конституции, согласно которой законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции. Кроме того, некоторые нормы конституционного права одновременно входят в состав налогового права. Так, Конституция содержит положение, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта же статья выполняет охранительные функции и защищает интересы всех плательщиков, поскольку содержит положение, запрещающее необоснованное увеличение налогового бремени путем придания налоговым нормам обратной силы.

Взаимодействие налогового права и административного права проявляется в установлении ответственности за нарушение налогового законодательства. Охранительная функция налогового права обусловлена тем, что административная ответственность обеспечивает выполнение плательщиками налогов их обязанностей. Например, ответственность за нарушение налогового законодательства, урегулированная Законом Украины «О Государственной налоговой службе в Украине», содержит вместе с финансовыми и систему административных санкций. При этом применение административных санкций за налоговые правонарушения также невозможно без применения категорий налогового права.


Особый интерес вызывает соотношение налогового и гражданского права. Налоговое и гражданское право связаны настолько тесно, что дают основания одним видеть в налоговом праве приложение к гражданскому праву, а другим — утверждать, что гражданское право должно быть подчинено налоговому праву.

Налоговое право охватывает регулирование хозяйственных процессов, как и гражданское, но в совершенно иных аспектах, иными методами.

Связь налогового и уголовного права имеет двойственную природу. С одной стороны, отдельные нормы уголовного права направлены на защиту тех объектов, которые являются объектами регулирования налоговым правом. С другой стороны, квалификация некоторых преступлений невозможна без применения категорий налогового права и норм налогового законодательства.

Предметом налогового права является группа однородных общественных отношений, которые определяют поступление денежных средств от плательщиков в бюджеты в форме налогов и сборов. Предмет регулирования охватывает совокупность определенных, специфических отношений, что позволяет выделить их из общей массы финансовых отношений. Особенностью их является движение денег в собственность государства снизу вверх (от плательщика в бюджет) в форме налогов и сборов. Распределение этих средств, выделение их на удовлетворение государственных потребностей (т. е. движение сверху вниз) — уже не предмет налогового права, хотя и регулируется правом финансовым.

Характерной особенностью налоговых отношений является их имущественный характер — выполнение налоговой обязанности означает передачу в собственность или распоряжение государства определенных денежных средств.

Налоговые правоотношения имеют имущественный характер — выполнение налогового обязательства означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств». Причем обязательство плательщика носит безусловный и односторонний характер. Здесь отсутствует какое-либо равенство сторон даже в скрытой, усеченной форме. Подчеркивается этот характер той же однозначностью санкций за нарушение законодательства о налогах. Законодатель не предполагает в данном случае никакой альтернативы и закрепляет санкции в единственном варианте, без выбора более или менее тяжких.

По методу правового регулирования налоговое право мало чем отличается от традиционного метода финансового права, во главе угла которого лежит метод властных предписаний. Однако он характеризуется своеобразным механизмом регулирования, особым переплетением норм, юридическим режимом. Метод налогового права является финансово-правовым и предусматривает использование императивных норм. Причем здесь идет речь о безусловном характере императивности.

Таким образом, кроме особенностей предмета института налогового права самым важным критерием при определении природы налогового права в системе права выступает метод правового регулирования, под которым понимается совокупность и объединение приемов, способов влияния права на общественные отношения.