Файл: Инновационный менеджмент-2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 719

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26





ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

















«Инновационный менеджмент»

Конспект лекций













УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического совета ДИТМ МНТУ

Протокол N_______

от ___________2011г.















г. Краматорск, 2011г.

















Конспект лекций по дисциплине «Инновационный менеджмент». Сост. к.э.н., доц. БелоброваИ.Ю.- Краматорск, ДИТМ МНТУ, 2004г.






































ВВЕДЕНИЕ


1. Теоретические основы инновационного менеджмента

1.1. Становление теории инноватики и ее современные концепции

1.2. Основные понятия инновационного менеджмента.

1.3. Организация конкурсного выполнения НИОКР


2. . Управление инновациоными преобразованиями

2.1. Управление инновационным стратегическим развитием организации.

2.2. Технологии выбора и реализации инновационной стратегии.


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Множественность организационных форм и функций специалистов в инновационной деятельности

3.2. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах


4. ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ

4.1. Инновационная деятельность как объект инвестирования

4.2. Критерии инвестиционной привлекательности

4.3 Экономическая экспертиза коммерческого предложения или проекта в целом


5. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5.1. Методы анализа неопределенности и риска

5.2. Методы управления рисками


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



























ВВЕДЕНИЕ



Управление инновациями, или инновационный менеджмент – сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-технологической, финансово-экономической и административной сферах деятельности профессиональных управляющих (менеджеров).

Объектами управления в государственных, акционерных и частных организациях (фирмах) являются направления инновационной деятельности, связанные с процессами создания, освоения производства и коммерциализации новых потребительских ценностей, их распространением и использованием в качестве готовых продуктов, прогрессивных технологий и услуг.

Управление инновациями базируется на объективных экономических законах товарного производства и тесно связано с предпринимательством и коммерческим риском. Особенности управления инновациями во многом определяются научными и практическими знаниями о деловых циклах, инновационных процессах, целях и мотивах инновационной деятельности, жизненных циклов продукции и товаров. Формирование организационных структур инновационной деятельности базируется на системном подходе и выявлению многообразных связей между их структурными компонентами и элементами.

Главным элементом целостных организационных систем является человек, что предопределяет их социальный статус и сложность управления инновациями. Функции организации и планирования инновационной деятельности имеют целевую направленность на создание конкурентоспособной продукции, развитие сферы услуг. В вопросах мотивации инновационной деятельности должны быть усилены побудительные причины и потребности к творческому труду методами экономического и морального стимулирования.


Стратегическое управление инновациями дополняется методами программно-целевого планирования обширного комплекса работ по исследованиям, разработкам, технологическому освоению производства новой продукции. При этом функция планирования осуществляется с использованием метода конкурсного выполнения НИОКР с обязательной экспертизой уровня доходности инновационных проектов. Формами государственной поддержки инновационной деятельности являются налоговые льготы, создание сети технопарков, инновационных фондов, прямое финансирование программ и наукоемких перспективных проектов.




1. Теоретические основы инновационного менеджмента

1.1. Становление теории инноватики и ее современные концепции

1.2. Основные понятия инновационного менеджмента.

1.3. Организация конкурсного выполнения НИОКР


1.1. Становление теории инноватики и ее современные концепции


Экономисты первой половины XIX в. обращали внимание на процессы колебательного характера длительностью в 7–11 лет, известные как промышленно - капиталистические циклы. Они слагаются из трех повторяющихся фаз: «подъем – кризис – депрессия». В трудах Родбертуса, Маркса, Жюгляра, а впоследствии Туган-Барановского, Гильфердинга, Митчела и других известных экономистов отмечалось, что указанные колебания периодичны и органически присущи капиталистическому строю.

Исследовав обширный статистический материал, связанный с цикличностью чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, экономист Н.Д. Кондратьев установил существование длинных волн, или больших циклов конъюнктуры протяженностью в 40-60 лет («Вопросы конъюнктуры». М. :1925, т.1, вып.1, с.28-79). До этого вышла книга Н.Д. Кондратьева «Мировое хозяйство и его конъюнктура во время и после войны», где впервые упоминались большие циклы.

Исследовались статистические данные за период с конца XVIII века, то есть с начала промышленной революции. В сферу статистической обработки данных вошли индексы товарных цен, курс ренты, заработная плата сельскохозяйственных и промышленных рабочих, оборот внешней торговли, а также другие важные экономические показатели, включая потребление угля, производство чугуна и стали.

Чтобы выявить большие циклы конъюнктуры, Кондратьев обозначил промышленно-капиталистические циклы как средние циклы протяженностью в 9 лет. Это было необходимо для выравнивания статистических данных, кроме того, гасило влияние малых циклов с более короткими колебаниями в 3–3,5 года, на которые обращал внимание английский экономист Дж.Китчин.

По результатам проведенного исследования Кондратьев установил, что перед началом повышательной волны каждого большого цикла происходили глубокие изменения в технике (технологии) производства на основе появления кардинальных изобретений и открытий, радикальных нововведений.


Н. Д. Кондратьев пришел к выводу, что повышательная волна большого цикла связана с обновлением и расширением основных капитальных благ, с радикальными изменениями в производительных силах общества. Для этого процесса требуются огромные запасы капитала, в частности, для смены его пассивной части (зданий, сооружений, коммуникаций и др.).

Исследуя экономические изменения в факторах производства, австрийский экономист И. Шумпетер предложил схематическую картину сложной циклической модели. Толчок развитию дают не только внешние факторы, но и внутренние, которые изнутри «взрывают» равновесие рыночной системы (хозяйственного кругооборота). Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и определяют динамические изменения в экономике.

Принципиально новыми комбинациями факторов производства названы следующие:

создание нового продукта;

использование новой технологии производства;

использование новой организации производства;

открытие новых рынков сбыта.

открытие новых источников сырья.

Новые комбинации факторов производства получили название нововведений. В терминологии Шумпетера «нововведение» не является синонимом слова «изобретение», поскольку предпринимательская деятельность связана с применением уже имеющихся средств, а не с созданием новых.

Нововведения, реализуемые в разные сроки, приводят к различным изменениям, проявления которых усложняются на фоне крупного экономического подъема. Шумпетер учитывал одновременно несколько синхронных движений и создал теорию мультицикличности.

Деловые циклы Шумпетера для описания всех явлений определяются волновыми колебаниями. В каждый большой цикл конъюнктуры входит несколько средних циклов, а в каждый средний – несколько коротких циклов. В каждый большой цикл конъюнктуры входит несколько средних циклов, а в каждый средний – несколько коротких циклов.

В длинные волны входят циклы периодом в 55 лет (цикл Кондратьева). Со средними циклами (10 лет) связаны замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и др. Короткие циклы в 2 года 4 месяца распространены Шумпетером на рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции.

Новатор – банки – эффективная монополия. Причиной динамических изменений по модели Шумпетера является вторжение новатора, который как предприниматель энергично отвлекает факторы производства от существующих каналов, открывает начало новой динамической фазе. Благодаря активности в инновационной деятельности создаются новые ценности, происходит технический прогресс в средствах производства.

Новатор-предприниматель нуждается в кредите на осуществление нововведений. Кредит предоставляют банки, после чего происходит перераспределение ресурсов. Процент кредита является ценой, уплаченной за приобретение новых средств производства. Новатор-предприниматель выходит на рынок и нарушает равновесный кругооборот цен, издержек и доходов. Следовательно, инвестирование выступает как неотъемлемая часть инновационной деятельности.



Нововведения представляют собой основу конкуренции нового типа в отличие от ценовой конкуренции. Шумпетер называл ее эффективной конкуренцией. В свою очередь, нововведения создают монополию нового товара или эффективную монополию, которая является естественным элементом экономического развития. Появилась возможность преодоления кризисов и спада в промышленном производстве за счет инновационного обновления капитала через научно-технические, технологические, организационно-экономические и управленческие нововведения.

Технологические уклады. Технологический уклад характеризуется единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно- технический потенциал и пр. (Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. С. 61–62).

В современной теории инноватики чередование деловых циклов принято связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве.

Понятие «уклад» означает обустройство, установившийся порядок организации чего-либо.

Равновесное распространение нововведений-процессов в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности, включая сферу оказания услуг, принято называть диффузией инноваций.

Одним из рыночных регуляторов диффузных процессов является трансферт инноваций, который законодательно разрешает передачу права использования новшеств и нововведений как носителей новых ценностей (стоимостей) другим субъектам инновационной деятельности.

Лицензионное соглашение на передачу патентных прав оформляется договором купли- продажи по обычным юридическим нормам и предусматривает не только размер вознаграждения, но и порядок осуществления платежей. Различают простые, исключительные и полные лицензии

Простая лицензия ограничивает объем производства продукции, ее реализацию лицензиатом на определенной территории, запрещает продажу лицензии третьим лицам, в то время как лицензиар может осуществить ее вторичную продажу.

Исключительная лицензия дает право лицензиату монопольно распоряжаться предметом лицензии, а лицензиар утрачивает аналогичные права.

Полная лицензия, применяемая крайне редко, предусматривает передачу лицензиату всех без исключения прав на предмет лицензии, что равносильно продаже патента.

Существующие теоретические предпосылки дают основание для размежевания понятий инновация (нововведение) и инновационный процесс и позволяет рассматривать инновационный процесс как процесс продвижения нововведения от идеи до использования конечным потребителем, сопряженный с изменениями в той вещественной среде, в которой он совершается; а инновацию (нововведение), являющееся предметом этого процесса, как новый способ удовлетворения общественной потребности, предполагающий использование новшества в хозяйственной практике.


Исходя из такого понимания, основные понятия теории инноваций могут быть представлены в следующем соотношении. В центре теории инноватики стоит инновация (нововведение), в смысле применения, использования новшеств (новаций). Новшество (новация) представляет собой новую идею продукта, способа, технологии. То, каким образом осуществляется процесс продвижения нововведения от научного открытия (идеи) до использования конечным потребителем, составляет сущность инновационного процесса.

Инновационная деятельность является не единичным актом внедрения какого-либо новшества, а целенаправленной системой мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии и коммерциализации новшеств.

Сложная структура процесса создания новшеств, новые формы его организации требуют соответствующей системы управления этим процессом. Управление инновациями предполагает применение особых способов и средств управляющего воздействия к различным группам инноваций. Результативность такого воздействия во многом зависит от однородности групп инноваций. Следовательно, система классификации инноваций должна позволить определять эти однородные группы, т.е. место каждой инновации в общей системе. А это зависит от степени научной обоснованности признаков, используемых в классификационной схеме.

Научной основой построения классификаций являются принципы таксономии (греч. taxis - расположение по порядку, nomos - закон). Это теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение, которая исследует взаимоотношение соподчиненных групп и категорий. Группа дискретных объектов, связанных той или иной степенью общности называется таксон. Система таксонов, построенная для определенной сферы реальности дает полное описание этой реальности с точки зрения её иерархического строения.

Сложная структура процесса создания новшеств, новые формы его организации требуют соответствующей системы управления этим процессом. Управление инновациями предполагает применение особых способов и средств управляющего воздействия к различным группам инноваций. Результативность такого воздействия во многом зависит от однородности групп инноваций. Следовательно, система классификации инноваций должна позволить определять эти однородные группы, т.е. место каждой инновации в общей системе. А это зависит от степени научной обоснованности признаков, используемых в классификационной схеме.

Научной основой построения классификаций являются принципы таксономии (греч. taxis - расположение по порядку, nomos - закон). Это теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение, которая исследует взаимоотношение соподчиненных групп и категорий [11]. Группа дискретных объектов, связанных той или иной степенью общности называется таксон. Система таксонов, построенная для определенной сферы реальности дает полное описание этой реальности с точки зрения её иерархического строения.