Файл: Инновационный менеджмент-2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 708

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными классификационными признаками инновации являются: тип новшества; степень новизны инновации; характер удовлетворяемой общественной потребности; стимул и причина появления инновации; способность инновации к распространению.




Известно, что конкурентная стратегия предприятия может строиться на повышении потребительской ценности, снижении себестоимости или одновременном развитии обоих направлений]. В основе каждой из этих стратегий лежит тот или иной тип новшества инновации: 1)стратегия технологических инноваций направлена на снижение себестоимости при данном уровне потребительской ценности; 2)стратегия продуктовых инноваций предполагает улучшение потребительских качеств и привлекательности продукции при данном уровне себестоимости; 3)стратегия cочетания продуктовых и технологических инноваций осуществляется в тесной связи с изменениями в управленческой, организационной, экономической, социальной и правовой системах, что усиливает значение комплексности нововведений.

Основу радикальных инноваций составляют принципиально новые научные знания, они могут коренным образом преобразовать возможности удовлетворения общественных потребностей. С другой стороны в основу формирования новых поколений и направлений развития техники может быть положено и не очень радикальное (ординарное) научно-техническое решение, которое не затрагивает научной первоосновы традиционных способов, приемов и методов удовлетворения общественных потребностей.

В соответствии с характером реализуемой предприятием инновационной стратегии могут преобладать инновации, носящие упреждающий характер и связанные с необходимостью получения конкурентных преимуществ в перспективе или инновации, которые призваны обеспечить фирме способность вести борьбу на рынке и осуществляются вслед нововведениям конкурентов. Это, на наш взгляд, делает целесообразным классифицировать все нововведения в зависимости от цели их осуществления как стратегические и реактивные.

При этом характеристики протекания инновационного процесса во многом определяются стимулом появления инновации и будут отличаться значительными особенностями в зависимости от того, явилось ли побудительной причиной возникновения инновации развитие науки и техники, потребности производства, или потребности рынка..

Важной характеристикой рассматриваемой категории является её способность к распространению. Так, инновации, осуществленные на одном объекте являются единичными, а распространенные по многим объектам - диффузными.

Инновационный процесс, обобщающий результаты инновационной деятельности, наиболее полно раскрывается этапами его организации, которые установлены в соответствии с основными стадиями эволюции научного знания в цикле работ «исследования - разработки -производство».


Последовательно сменяющиеся этапы инновационного процесса, предусматривают как зарождение и обоснование идеи нового метода удовлетворения общественных потребностей, так и создание, распространение, использование на практике конкретного продукта, технологии, услуги.

Непосредственно инновационный процесс начинается с этапа проведения поисковых НИР, которые, как уже отмечалось, относятся к фундаментальным научным исследованиям и реализуют результаты ФТИ. Все поисковые НИР проводятся как в академических учреждениях, так и в крупных научно-технических организациях промышленности персоналом высокой научной квалификации. Основными источниками финансирования поисковых НИР являются средства государственного бюджета, выделяемые на безвозвратной основе. Это обусловлено тем, что законченное решение научно-технической проблемы по результатам поисковых НИР характеризуется достижением важных качественных показателей.

На втором этапе инновационного процесса выполняются прикладные НИР. Для потенциальных инвесторов финансирование прикладных НИР связано с наличием экономического риска, что обусловлено высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Поэтому инвестиции на эти цели принято называть рискоинвестициями. Проведением прикладных НИР занимаются научно-технические организации промышленности и кафедры вузов по различным направлениям тематики исследований и разработок.

На третьем этапе инновационного процесса выполняются ОКР. Из анализа тенденций в распределении затрат по укрупненным стадиям ОКР можно сделать



вывод об экономической целесообразности их финансирования не на весь цикл работ по этапу, раздельно по наиболее существенным результатам.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации нововведения-продукта от запуска в производство до выхода на рынок в качестве товара. При запуске в производство требуются крупные инвестиции в реконструкцию производственных мощностей*, затраты на подготовку персонала, рекламную деятельность и т.д. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на новый товар еще неизвестна и инвестиции продолжают носить рисковый характер.

На рис.2. представлены основные этапы и результаты инновационных процессов, источники их финансирования.

Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс эволюционного преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования* рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, конкурентной среды, а также комплекс технологических, управленческих и организационно- экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям, новому подходу к информационным, консалтинговым, социальным и другим видам услуг.


Затраты на масштабное освоение технологии производства новой продукции превышают инвестиции в НИОКР в 4, 6, 8, 10 раз в зависимости от проектируемого типа производства мелкосерийное, среднесерийное, крупносерийное или массовое).

Знание о темпах нарастания затрат в цикле НИОКР и их доли в сумме инвестиций в технологическое освоение производства новой продукции, ее коммерциализации, очень важны для практики управления инновациями. Следовательно, чтобы перейти к инвестициям в масштабное освоение новой продукции, необходимо иметь информацию о результативности работы научно-технических организаций, выполняющих НИОКР.

Потенциальный инвестор НИОКР должен знать о степени риска, которая зависит в значительной мере от фактической результативности работы научно-технических организаций, субъектов инновационных процессов. Известно, что фактическая результативность работы научно- технических организаций в среднем по стране определяется величиной в пределах 30-50%. Это можно выразить средним коэффициентом результативности r$ = 0,4.

Однако для потенциального инвестора большой практический интерес состоит в возможности определить расчетным путем фактическую результативность научно-технической деятельности какой-либо организации. Расчет следует проводить по данным годовых балансов о рискоинвестициях в НИОКР, отчетным калькуляциям о затратах по темам, а также по переходящим (незавершенным) работам на начало и конец анализируемого периода времени. Этот период целесообразно устанавливать продолжительностью в 4-6 лет, что объективно обусловлено практикой списания произведенных затрат на НИОКР только после их окончания.

Известно, что наиболее длительными и ресурсоемкими являются рискоинвестиции в ОКР. Каждый из видов таких работ может продолжаться 3-4 года. Отсюда следует, что в анализируемый период времени обычно входит окончание отдельных ОКР из научно-технического задела знаний по переходящим (незавершенным) работам с соответствующим объемом затрат. Однако основной объем рискоинвестиций, как правило, приходится на успешно законченные ОКР, которые и определяют результативность научно-технической деятельности каждой конкретной организации. Что касается рискоинвестиций в ОКР, завершение которых планируется в следующем за анализируемым периоде времени, то они представляют собой переходящие объемы затрат по незаконченным работам. Затраты были произведены на создание научно-технического потенциала, необходимого для завершения ОКР с последующей передачей технической документации в производство.

Фактическая результативность научно-технической деятельности конкретной организации определяется по формуле:

r – коэффициент фактической результативности научно-технической деятельности организации;


åR – суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производстве;

H1 – затраты по переходящим (незавершенным) ра ботам на начало анализируемого периода времени;

H2 – затраты по переходящим (незавершенным) работам на конец анализируемого периода времени;

N – число лет анализируемого периода времени;

Q1 – рискоинвестиции за i-й год.

ПРИМЕР . В ЦНИИ приборостроения планировалось выполнить в течение 4-х лет 5 ОКР. Из них успешно завершены в намеченные сроки только 3 ОКР с фактическими затратами по теме «А» – 7340 тыс. руб., по теме «В» – 8360 тыс. руб. и по теме «С» – 8410 тыс. руб. По двум другим темам сроки выполнения были перенесены на более поздний период времени. Таким образом, получилось, что åR = 24150 тыс. руб. Объемы рискоинвестиций составили в первый год четырехлетнего периода 10620 тыс. руб., во второй – 11100 тыс. руб., в третий – 11320 тыс. руб. и в четвертый – 11510 тыс. руб. Итоговое значение рискоинвестиций за 4 года составило сумму 44550 тыс. руб. Затраты по переходящим (незавершенным) работам оказались на начало анализируемого периода времени в сумме 16980 тыс. руб., а на конец - 13012 тыс. руб.

Фактическая результативность научно-технической деятельности ЦНИИ за период времени в 4 года оценивается так:

В случае, когда H2 = 0, снижается не только уровень результативности научно-технической деятельности конкретной организации, но и складывается ситуация, при которой разработка образцов новой продукции может существенно замедлиться. Замедление произойдет из-за отсутствия задела переходящих (незавершенных) работ на новый период времени, когда эта организация вынуждена будет проводить исследования и разработки практически с нуля.

Следовательно, для обеспечения достигнутого уровня результативности научно-технической деятельности организаций промышленности необходимо, чтобы величина H2 была не ниже, чем Н1,. Увеличение шансов инвесторов на более эффективное использование рискоинвестиций в создание конкурентоспособной продукции обнаружится в случаях, когда H2 > H1. Чтобы не получилось: сначала густо, а под конец пусто.


2. Основные понятия инновационного менеджмента (ИМ).

Ведущий американский специалист по проблемам управления П.Друкер считает предприятие предпринимательского типа источником инновационного менеджмента. Механизм принятия решений такого предприятия рассматривает инновации, как шанс для улучшения финансово-экономического и технологического состояния . Концепция ИМ предприятия, с одной стороны, выступает как определяющая составная часть общего менеджмента в части организации нововведений на всех стадиях инновационного процесса. С другой стороны, концепция ИМ является этапом в развитии общего менеджмента и аккумулирует актуальные направления менеджмента, такие как применение системного и ситуационного подходов; признание социальной ответственности менеджмента перед человеком и обществом в целом; использование моделей и методов преодоления проблем неопределенности и быстрых изменений в окружающей среде; а также прогнозное, стратегическое, маркетинговое направление, управление качеством.


Р.Фатхутдинов связывает осуществление ИМ с применением таких научных подходов, как: системный, ситуационный, маркетинговый, воспроизводственный, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический (анализ и прогноз развития объекта), процессный подход, функциональный, оптимизационный, директивный, поведенческий; а использование этих подходов на практике называет основным фактором развития системы менеджмента. По мнению Л.Оголевой, главные закономерности развития инновационной деятельности отражают системный, маркетинговый, жизнециклический и проектный подходы, которые и формируют особый тип инновационного управления.

С другой стороны, инновационный менеджмент представляет собой систему управления в нескольких сферах деятельности. Так, С.Покропивный разграничивает сферы организационного, научно-технического и инвестиционного менеджмента В соответствии с определением Й. Шумпетера, инновационный менеджмент объединяет менеджмент организационно-управленческий, объектом которого выступает сам процесс управления нововведением, и менеджмент производственно-технологический, объектом которого выступает нововведение.

Сложной системой является и процесс нововведения как объект ИМ. Процесс нововведения характеризуется пространственно-временной протяженностью, функциональной обособленностью видов деятельности, разделением труда и специализацией, необходимостью взаимодействия всех элементов на основе применения специфических организационных форм кооперации и структур, обеспечивающих необходимую координацию работ.

Реализация инновационного менеджмента осуществляется посредством выполнения комплекса функций.

Представим схему инновационного менеджмента в виде, приведенном на рисунке 4. Здесь управляющая (2) подсистема выступает как самостоятельная и включает различные компоненты (систему функций инновационного менеджмента, управление персоналом, разработку управленческих решений, координацию выпуска инновационных продуктов), а также определяет качество всех остальных подсистем.

Управляемая подсистема (4) определяет специфику аспектного содержания всей системы инновационного менеджмента и состоит из двух субсистем в зависимости от объекта управления: процесс управления нововведением или