Файл: Влияние личности проектного менеджера на реализацию инновационного проекта (Теория пректного менеджмента).pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проектного и инновационного менеджмента.
1.1 Теория проектного менеджмента
1.2 Основы инновационного менеджмента
1.3 Особенности управления инновационными проектами
Глава 2. Управление инновационного проекта на примере ООО "Морозко"
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Определение целей разработки проекта
2.3 Оценка конкуренции и анализ потребителей
2.4 Производственно – технологические инновации в ООО "Морозко"
На самом деле перевод инноваций из исследовательского центра в производственный цех не может осуществляться в виде патента, научной разработки или даже работающего головного образца. Менеджер должен знать, чтобы иметь хоть какой-то шанс на успех, новые концепции на всех стадиях инновационного процесса - от стадии идеи до внедрения в производство - должны сопровождаться их автором. Идея, которая стала много миллиардным бизнесом компании «Xerox» - лазерное копирование изображений - во многом обязана своему успеху тем, что во главе этого проекта от начала и до конца стоял Роберт Адамс, который являлся автором идеи, главным инженером, главным менеджером и главным маркетинговым специалистом проекта.
Адамс первым обратил внимание на то, что многие блестящие идеи, разработанные в исследовательских лабораториях компании PARC, используются конкурентами. Он разработал проект под названием XeroxTechnologyVentures - компанию с бюджетом в тридцать миллионов долларов, главная деятельность которой была направлена на использование разработанных в PARC проектов, которые не получили поддержки у руководства компании. Единственным условием, которое ставил Адамс своим исследователям, было продолжение совершенствования их идеи с PARC до тех пор, пока не будет сделан работающий прототип или схема получения доходов. После идея «переезжала» из исследовательской лаборатории в производственный цех. Для дальнейшего успешного развития проекта в помощь его автору присылался профессиональный менеджер. Автор идеи получал 20% в новом бизнесе.
За первые десять лет работы Адамса было основано огромное количество новых фирм, которые использовали идеи, забракованные руководством «Xerox». Некоторые из этих новых компаний стали акционерными обществами и успешно работают. Другие были проданы, третьи не добились успеха. Фирма AWP стала одним из немногих исключений. Она разработала компьютерную плату, которая при стоимости в 400$ делала доступными для пользователей ПК все функции рабочей станции «Xerox», которая стоила 13 тысяч долларов. «Xerox» был вынужден заплатить 15 миллионов долларов, чтобы купить компанию AWP обратно, дабы получить контроль над производством ее продукции.
Способ, благодаря которому «Xerox» получал прибыль от невостребованных поначалу идей, вдохновил многие другие компании. Лаборатории компании BellLabs достигли еще более блестящего результата. За первые десять лет их существования они получили одиннадцать
Нобелевских премий за такие открытия как транзистор, лазер, солнечная батарея, волоконная оптика, спутниковая связь и многие другие.
В истории BellLabs тоже были дорогостоящие ошибки. Работники BellLabs до сих пор не могут забыть, как в середине прошлого века их коллега Вильям Шоклей использовал идею транзисторов для создания собственного бизнеса, который теперь называется Intel.
Ошибки в инновационной сфере обычно допускаются при создании принципиально новых инноваций из-за неспособности оценить будущий эффект от их использования, даже если их техническая осуществимость доказана. Одним из самых значительных технических достижений XX века является лазер, имеющий широкое использование в различных сферах деятельности. Лазеры применяются для точной резки в текстильной промышленности, металлургии и в других отраслях, широко используются в хирургии. Но самое главное усовершенствование лазер совершил в сфере телекоммуникаций, образуя передачу данных в сочетании с оптоволокном. В 1966 г. Лучший трансатлантический телефонный кабель мог одновременно выдерживать только 138 разговоров. Первый оптический кабель, установленный в 1988 г., выдерживал 40 тысяч, а установленные в 90-х, держат почти 1,5 миллиона разговоров. Несмотря на грандиозные успехи в дальнейшем, специалисты лаборатории BellLabs сочли, что лазер не имеет никакого отношения к телекоммуникациям и не хотели подавать заявку на патент. Можно привести множество других исторических примеров, которые показывают такую же неспособность предвидеть масштабы новых изобретений. В 1949 г. компьютер считали годным только для быстрых вычислений в научной сфере и для обработки данных. Тогдашний президент фирмы IBM отвергал идею о том, что компьютер подходит для более широкого потребителя и преобладало мнение, что мировой спрос на эту технику исчисляется десятками. При изобретении транзистора предполагалось, что этот прибор поможет усовершенствовать слуховые аппараты. Основная трудность объективной оценки изобретений состоит в том, что они обычно появляются в примитивном виде. Их применение в будущем зависит от процесса усовершенствования, расширяющего их практические возможности.
Если говорить о личностных особенностях руководителей, реализаторов инновационного процесса, то такие их характеристики, как склонность к риску, заинтересованность в служебном росте, высокий профессионализм, установка на нововведения, являются безусловным фактором инновационной активности. Что же касается характеристик персонала, то для успешного проведения инновационной политики важны образовательный и интеллектуальный уровни работников, а также мотивация к нововведению, которая предполагает внедрение руководством стандартов инновационного поведения, опору на мотивирующее видение решения проблем, обращение к соответствующим стимулам.
Успех инновационного процесса во многом зависит от того, в какой степени его непосредственные участники заинтересованы в быстром и экономически эффективном внедрении результатов научных исследований опытных разработок в производство. В производстве важен не сам инновационный процесс, а его коммерческий результат, выражающийся в конкретных показателях эффективности: росте прибылей, снижении издержек, повышении качества продукции. Коммерческий критерий играет решающую роль и в оценке значимости труда новаторов.
Таким образом, подход современных компаний к стимулированию труда в инновационном процессе определяется двумя главными моментами - стремлением максимально активизировать творческую личность и направить эту активность на достижение конкретного экономического результата.
Наиболее эффективным методом повышения отдачи труда специалистов в области нововведений является самомотивация, то есть состояние, при котором стремление к творческому труду исходит от самого работника. Задача менеджеров состоит в том, чтобы создать условия, в которых бы в наибольшей степени раскрылся творческий потенциал работника, возникла устойчивая потребность в напряженном и результативном нововведенческом труде.
Решение этой задачи начинается с создания такой производственной среды, которая стимулировала бы творческую деятельность новатора, обеспечивая работника всеми необходимыми ресурсами. Сюда относятся как непосредственные орудия инженеров и дизайнеров -компьютеры, графопостроители, экспериментальные установки, так и вспомогательная техника - кондиционеры, средства связи, удобные кресла и тому подобное. Лиц, занятых в инновационном процессе, освобождают от монотонной, однообразной и утомительной вспомогательной работы, передав ее техническим устройствам или вспомогательному персоналу. Условия труда оказывают значительное влияние на рост производительности нововведенческих подразделений.
Важным источником мотивации для инноваторов является возможность получения дополнительного образования и повышение квалификации на фирме или за ее счет. Сам по себе процесс приобретения новых знаний стимулирует творчество, поиск новых оригинальных решений. Это хорошо понимают и менеджеры компаний, как и то, что без постоянного повышения квалификации работников инновационной сферы невозможно успешно конкурировать на современном рынке.
В конечном итоге, стимулирование труда в инновационном процессе направлено на решение двуединой задачи - максимально разбудить творческую активность лиц, занятых нововведениями, и направить эту активность на решение конкретных коммерчески ориентированных задач современной фирмы.
«ЗАКЛЮЧЕНИЕ»
Проекты представляют собой организационные рамки для планомерного, систематического и построенного на методических правилах получения знаний, идей и результата. Инструмент проектной организации находит в современных системах рыночной экономики широкое применение как для комплексных, так и для сравнительно простых специфических задач.
Поэтому проектный менеджмент означает реализацию определенных специальных задач внутри существующей структуры предприятия или между различными предприятиями, при которых, по возможности, не должно быть оказано отрицательное воздействие на исходные производственные задачи.
Организация проекта направлена на то, чтобы в рамках существующего предприятия решить: одиночную; инновационную и потому - ненадежную; - ограниченную во времени и комплексную задачу. Менеджер проекта имеет полномочия по руководству и реализации соответствующего проекта и координирует все необходимые для его реализации действия по всем функциональным областям предприятия, обладает для этого обширной компетенцией, а также несет ответственность за успех проекта.
Ключ к успеху предприятия заключается, прежде всего, в регулярных и успешных инновациях, которые могут быть реализованы на рынке. Снижение расходов и реструктурирование предприятий и исследовательских учреждений являются, несомненно, необходимыми и важными. Однако, они носят защитный характер, а долгосрочный успех требует значительно большего - позитивного мышления, направленного вовне и вперед, на новые шансы и рынки.
Инновация - это, коротко говоря, порождение и применение нового знания. Такое знание должно основываться не на случае, а может и должно производиться систематически.
Важнейшей предпосылкой для этого является свобода и мотивация к творческому мышлению и действию.
Другой предпосылкой является сведение вместе людей с различными способностями, специальностями, знаниями, опытом и образом мышления. При этом речь идет о так называемых мягких факторах, трудно поддающимися оценкам, которые должны применяться к человеческому фактору, требуют современного ведения кадровой политики и, в конце концов, имеют решающее значение при успехе в конкурентной борьбе.
Основным соревновательным фактором в век информации и интегрированной в мировую систему экономики является способность учиться, и быстрее чем конкуренты применять изученное. Это, прежде всего, вопрос о принципиальном отношении к изменению и новому, а также вопрос организации систематического процесса производства и реализации инноваций.
Важным инструментом для этого является проектный менеджмент, который тесно связан с понятием менеджмента инноваций. Далее, мы более подробно остановимся на предпосылках успешного проектного менеджмента, на различных составных частях, организационных формах и инструментах. По опыту, эта тема рассматривается предприятиями и исследовательскими учреждениями часто с большой ориентацией на технику и сужается в вопросах финансов. Дефицит внимания часто наблюдается в ориентации на рынок, при учете только что названных мягких факторов и в организационных вопросах. Для того, чтобы подчеркнуть здесь необходимость действия, этим факторам в нижеследующих рассуждениях придается особое значение.
Успех проектов непосредственно связан со степенью личной ответственности сотрудников проекта и возможности самоорганизации. Чем большими полномочиями обладает каждый в отдельности, тем скорее он готов взять на себя ответственность, и тем больше его личная инициатива и мотивация. Малые полномочия напротив способствуют пассивности и даже противодействию.
«СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
- Гультяев А. К. Project Professional 2003. Управление проектами; Корона-Принт - М., 2010. - 512 c.
- Кремер Н.Ш., Путко Б.А., Тришин И.М. и др. Исследование операций в экономике: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н.Ш. Кремера. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 430 с.
- Гонтарева И. В., Нижегородцев Р. М., Новиков Д. А. Управление проектами; Либроком - М., 2013. - 384 c.
- Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. -М.: ИНФРА- М, 2005. - 222 с.
- Основы менеджмента. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., -М.: 2007
- 6.Завлин П.П. Инновационный менеджмент: Справочное пособие.- СПб.-2008 г.
- Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент»/ В.Я. Горфинкель [и др.].— Электрон. Текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 391 c.
- Богомолова А.В. Управление инновациями [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Богомолова А.В.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012.— 144 c
- Грибов В. Д., Никитина Л. П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2012.
- Агарков А.П. Управление инновационной деятельностью [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Агарков А.П., Голов Р.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 208 c.
- Дармилова Ж.Д. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Дармилова Ж.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 168 c
- Синенко С.А. Управление проектами [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие/ Синенко С.А., Славин А.М., Жадановский Б.В.— Электрон. Текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015.— 181 c
- Агарков А.П. Управление инновационной деятельностью [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Агарков А.П., Голов Р.С.— Электрон. Текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.
- Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 238 с. - (Высшее образование).
- Давила Т., Шелтон Р., Эпштейн М. Работающая инновация: Как управлять ею, измерять ее и извлекать из нее выгоду. Издательство: Баланс Бизнес Букс, 2007. - 320 с.
- «Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)», 2012, №2