Файл: Влияние личности проектного менеджера на реализацию инновационного проекта (Теория пректного менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«ВВЕДЕНИЕ»

Любая проектная деятельность состоит из определенного набора относительно постоянных задач. Масштабность задач, стоящих перед современным российским обществом, резко повышает актуальность проблемы эффективности деятельности проектных менеджеров. Поэтому проектный менеджер должен обладать высокой управленческой компетентностью, то есть ему необходимо не только хорошо знать профессиональную область (производство, технология, продажа и т.н.), но и обладать знаниями и умениями в сфере управления. Только в этом случае он сможет добиться успеха и его проектная деятельность будет эффективной. Современный российский проектный менеджер находится в условиях постоянных изменений и неопределенности. Какие-то задачи в его деятельности утрачивают свое значение и вообще исчезают, другие как-то трансформируются, в чем-то меняются. Одновременно появляются новые задачи, которые требуют еще большей перестройки профессиональной деятельности. Объектом исследования работы выступает проектный менеджмент. Предметом исследования работы является личность проектного менеджера. Цель работы заключается в изучении влияния личности проектного менеджера на реализацию инновационного проекта. Чтобы достичь цель работы, были выделены следующие задачи:

- изучить теоретические основы организационной структуры инновационного проекта;

- рассмотреть задачи проект менеджера при реализации инновационного проекта;

- рассмотреть личностные качества проект менеджера в реализации инновационного проекта.

Глава 1. Теоретические основы проектного и инновационного менеджмента.

1.1 Теория проектного менеджмента

Понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом признаков, наиболее общими из которых являются следующие:

направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;

координированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий;

ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом.

Проект является однократной деятельностью в отличии от производственной системы, проект как система деятельности существует ровно столько времени, сколько требуется для получения конечного результата[1].


В настоящее время существует достаточно много определений термина «проект»:

проект – это «что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие»;

проект - процесс перехода из исходного состояния в конечное – результат при участии ряда ограничений и механизмов (схематично данное определение представлено на рис. 1);

Обеспечение:

- люди

- знания и опыт

- инструменты и техника

- технология

Вход:

потребности

Проект

Ограничения:

- финансовые

- правовые

- этические

- время

- окружения

Выход:

удовлетворенные потребности

Рисунок 1 - Проект как процесс перехода системы из исходного состояния в конечное

- проект – некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ ее решения (данное определение также может быть представлено в виде схемы, изображенной на рис. 2);

Замысел

(проблема, задача)

Цели реализации

(результаты)

Средства реализации

(решения)

Рисунок 2 Основные элементы проекта

-проект (когда результатом реализации выступают некие физические объекты) – целенаправленное, заранее проработанное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технической организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.[2]

На основе анализа рассмотренных определений и других, предлагаемых специалистами в области менеджмента и управления проектами, автор работы считает возможным дать следующее определение: проект – это совокупность разнообразных и взаимосвязанных действий и мероприятий, координированное выполнение которых позволяет достичь запланированных результатов.

В то же время следует отметить, что существует достаточно большое количество типов проекта, направленных, в конечном счете, на увеличение прибыли. Более простой вариант типологии проектов с характером влияния факторов внешней среды представлен в табл. 1.

Таблица 1 - Экспертная оценка степени влияния факторов внешней среды на различные типы проектов(Бурков, Новиков)

Типы проектов

Сферы влияния внешней среды предприятия

политика

экономика

общество

законодательство

наука

культура

природа

экология

инфраструктура

Социальные

3

3

3

3

1

3

1

2

2

Экономические

3

3

2

3

1

2

1

1

1

Организационные

2

3

2

3

2

3

2

1

1

Инновационные (технологические)

1

2

1

2

3

3

1

1

1

Инвестиционные

1

3

2

3

2

1

3

3

3


Определение типа проекта является значимым, поскольку позволяет заранее увидеть возможные риски и учесть их при расчете финансовых результатов реализации проекта. Чаще всего учет рисков при определении финансовых результатов проекта проводится с помощью поправочного коэффициента (см. табл. 2).

Таблица 2 - Значения поправочного коэффициента (Р), учитывающего вид риска

Риск

Пример цели проекта

Р, %

Низкий

Вложения при интенсификации производства на базе освоенной техники

3-5

Средний

Увеличение объемов продаж существующей продукции

8-10

Высокий

Производство и продвижение на рынок нового товара

13-15

Очень высокий

Вложения в исследования и инновации

18-20

Эффективная реализация проекта предполагает не только понимание типа осуществляемого проекта, анализ и учет возможных рисков, но и определенную методологию процесса разработки проекта, его реализации и управления.[3]

Методы управления проектами, в частности разработки проекта, развиваются достаточно давно и в настоящее время широко распространены. Эволюция развития методов управления проектов в кратком виде может быть представлена с помощью табл. 3

Таблица 3 - Этапы развития методов управления проектов

Область применения и методы

Годы

1970

1975

1980

1985

1990

1995

2010

Техника сетевого планирования

+

+

+

+

+

+

+

Организация работ над проектом

+

+

+

+

+

+

Системное планирование проекта

+

+

+

+

+

Логистика

+

+

+

+

+

Разработка специальных пакетов прикладных программ

+

+

+

+

+

Методы реструктуризации проекта

+

+

+

+

+

Системное управление функциями

+

+

+

+

Системное управление подсистемами

+

+

+

+

Системное представление о фазе закрытия проекта и эксплуатационной фазе

+

+

+

+

Управление специальными – в т.ч. особо сложными - проектами

+

+

+

+

Формирование объектно-ориентированных структур управления

+

+

+

+

Управление рисками

+

+

+

Разработка целостной теории управления психологическими аспектами управления проектами

+

+

+

Методология формирования команд проектов

+

+

Философия управления проектами

+


В настоящее время следуют признать, что проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, законодательные и другие факторы.

Проект, как уже было отмечено выше, всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Разработка и реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта.

Для разработки и эффективного управления проектами система должна быть хорошо структурирована.

1.2 Основы инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент - сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Своё начало это понятие берёт из технологической и экономической сфер. В 20 веке понятие инновация стало обозначать технологические нововведения. Понятие ввел Йозеф Шумпетер в работе «Теория экономического развития»(1911г.). Тогда еще не говорилось об инновациях, а речь шла об основных комбинациях изменений в развитии жизненных этапов. Йозеф Шумпетер выделил 5 изменений: 1) использование новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства, т.е. купля-продажа; 2) внедрение продукции с новыми свойствами;

) использование нового сырья и материалов; 4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; 5) появление новых рынков сбыта.

В 30-е г. Шумпетер уже использовал понятие инновации, как измерение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. [4]

Первое специфическое инновационное наблюдение было сделано советским экономистом Кондратьевым в 20-е годы 20 века. Он сделал анализ избранных экономических показателей в рамках 50-60 летнего периода, наличие повторяющихся циклов развития или длинных волн. Эти циклы образуются от базового нововведения и представляют собой множество вторичных совершенствований. В более поздних работах Шумпетер выводил теорию длинных волн именно из технических изменений, придавая им главную роль. В период с 30-60 годы 20 века проблематика инноваций оставалась в стороне основного потока экономической теории и ее применения в практике. В 60-х г. ситуация изменилась благодаря ученому Дж. Брайту, который обратил внимание на труды Й. Шумпетера, П. Самуэльсона. В нашей стране об инновации, как инструменте и методе социально-экономического развития впервые заговорили в конце 70-х начале 80-х годов. Первые работы носили социальный характер. 10 лет проблемы инноваций рассматривались в контексте НТП. В конце 80-90х годов исследования в области инноваций активизировались.


Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике, как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество - становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).[5]

Инновации в организации представляют собой сознательно организуемые нововведения или процессы, реализуемые компанией в соответствии с изменяющимися условиями её функционирования и имеющие целью эффективное использование социального потенциала организации. В философском плане инновации в социальной сфере организации рассматриваются как нововведения в социальном управлении компанией, способствующие разрешению противоречий, возникающих в условиях неоднородности персонала и нестабильности внешней среды, сосуществования различных культурных систем, повышения уровня информатизации общества, усиления процессов инновационного развития производственной сферы, при которых многие из традиционных форм и методов социального менеджмента оказываются несостоятельными. Процесс развития любой социальной общности, в том числе и организации, идет через обновление и обуславливает создание предпосылок для формирования новых нетрадиционных компонентов в социуме, инновационных способов социальной деятельности, при этом формой этого общественного развития являются нововведения.

Исходя из этого, в основе необходимости развития социальных инноваций организации лежит невозможность решить возникающие проблемы с помощью традиционных методов, изменения лишь структуры потребностей сотрудников организации, ценностей организационной культуры. Неразрешенность тех или иных социальных проблем и даёт импульс к разработке новых средств и норм в социальной сфере отечественных компаний. В соответствии с нашим мнением, социальная сфера любой организации может быть представлена совокупностью факторов внутренней и внешней социальной среды, изменение которых и будет формировать необходимость инновационного направлений социальных инвестиций фирмы. Основной целью инновационной деятельности в социальной сфере компании является: