Файл: Влияние личности проектного менеджера на реализацию инновационного проекта (Теория пректного менеджмента).pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проектного и инновационного менеджмента.
1.1 Теория проектного менеджмента
1.2 Основы инновационного менеджмента
1.3 Особенности управления инновационными проектами
Глава 2. Управление инновационного проекта на примере ООО "Морозко"
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Определение целей разработки проекта
2.3 Оценка конкуренции и анализ потребителей
2.4 Производственно – технологические инновации в ООО "Морозко"
решение социальных проблем организации;
формирование сбалансированного функционирования компании в условиях нестабильной экономической среды;
развитие организационной культуры фирмы;
повышение качества трудовой жизни персонала за счет более полного удовлетворения потребностей сотрудников;
модернизация системы социальных отношений, как с сотрудниками компании, так и с внешними субъектами стратегического взаимодействия;
повышение уровня социальной ответственности организации и др.
Выделяют следующие области инноваций в социальной сфере организаций:
совершенствование и создание методов управления и лидерства;
улучшение рабочей атмосферы, мотивации и систем информирования;
вовлечение рядовых сотрудников и партнёров к управлению фирмой;
внедрение усовершенствованных систем обучения и адаптации персонала;
улучшение социальных условий жизни работников, условий безопасности и гигиены труда;
разработка технологий управления организационным поведением работников;
формирование условий для развития креативного мышления персонала организации;
развитие системы отношений с субъектами внешнего взаимодействия;
совершенствование процессов и систем управления социальными инновациями в организации. [6] Исходя из этого, инновационные организации могут быть весьма разнообразными, что связано с вариативностью факторов их определяющих и специфики социальных процессов.
Можно предложить следующие классификационные признаки и виды инноваций в социальной сфере организации:
среда реализации (внутренние и внешние);
степень охвата социальных факторов (комплексные и локальные);
период реализации (тактические и стратегические);
форма реализации (вещественные, организационные, культурные)
составляющие социальной сферы организации (персонал, условия труда, социально-трудовые отношения, социальная инфраструктура, организационная культура, формирование взаимоотношений с субъектами стратегического взаимодействия, социальная ответственность).
Согласно мнению специалистов, необходимость развития инновационных процессов в социальной сфере организации обусловлено тем, что именно они часто являются основой инноваций и изменений в научно-технической сфере компаний.
1.3 Особенности управления инновационными проектами
Инновационный проект - это намечаемый к планомерному осуществлению, объединенный единой целью и приуроченный к определенному времени комплекс научно-технических работ и мероприятий по созданию, производству и продвижению на рынок новых продуктов, услуг и технологий, увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям. Объектом инновационный проект является жизненный цикл инновации.[7]
По своему содержанию инновационный проект охватывает все стадии инновационной деятельности (НИОКР, освоение и организацию производства, маркетинг новых продуктов, финансирование). Инновационный проект реализует все четыре стадии жизненного цикла новшества (зарождение, создание, распространение и потребление) и предусматривает разработку соответствующей документации в установленные сроки.[8]
При управлении инновационным проектом по функциям обычно выделяют стадии разработки, планирования, организации и контроля проекта. Понятие инновационный проект может быть рассмотрено в нескольких категориях:
- как форма целевого управления инновационной деятельности;
- процесс разработки и реализации инноваций;
- комплект документов
По уровню научно-технической значимости инновационные проекты подразделяются:
• на модернизационный;
• новаторский;
• опережающий (основан на опережающих технико-технологических решениях);
• пионерный.
По объему решаемых задач инновационные проекты подразделяются на монопроекты (один разработчик); мультипроекты (комплексные программы); мегапроекты (несколько программ с участием многих отраслей, регионов, корпораций, группы стран).[9]
По уровню принятия управленческих решений инновационные проекты бывают федеральные, региональные, отраслевые и проекты предприятий. Период реализации инновационных проектов: долгосрочный, средне- и краткосрочный.
На современном этапе управление инновационными проектами рассматривается как стратегический процесс (стратегическое управление инновационными проектами).
Процесс разработки инновационных проектов включает в себя следующие этапы:
- формирование инновационной идеи и определение стратегической цели проекта;
- стратегические исследования по проекту;
- структуризация по проекту;
- анализ рисков и факторов неопределенности;
- выбор варианта реализации проекта.
План инновационных проектов представляет собой детально разработанный, сбалансированный по ресурсам, времени и исполнителям, взаимосвязанный перечень работ и мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и задач. Инновационный проект предусматривает создание и стратегических, и оперативных планов.
В процессе планирования определяются следующие параметры:
- состав этапов работ и сроки их выполнения;
- сметная стоимость этапов;
- перечень ресурсов для реализации инновационных проектов;
- расчеты экономической эффективности;
- карты технического уровня по видам продукции и технологическим процессам[10]
Бизнес-план инновационных проектов дает возможность правильно оценить и обосновать варианты реализации проекта в конкурентных условиях рыночных отношений. Он является программным документом, дающим представление о целях, методах осуществления и результатах инновационных проектов, в том числе окупаемости необходимых затрат и кредитов.
Вопросы контроля и реализации инновационных проектов решаются на всех стадиях, начиная с планирования и заканчивая его непосредственным внедрением.
Состав проектной документации инновационных проектов включает следующие разделы:
- содержание проблемы и обоснование необходимости (актуальности) ее решения;
- цели и задачи проекта;
- этапы и конкретные сроки их осуществления, а также реализации инновационных проектов;
- система комплексных мероприятий по программе инновационных проектов;
- ресурсное обеспечение проекта;
- оценка эффективности инновационных проектов;
- механизм реализации инновационных проектов, организации управления и контроля плановых заданий.[11]
К проекту прилагается расчетно-пояснительная записка и бизнес-план.
Успешная реализация инновационных проектов возможна при соблюдении базовых принципов управления инновационным проектом:
- альтернативный выбор объекта и цели проекта;
- гибкая система и методы планирования;
- сбалансированность затрат и рисков с ожидаемой эффективностью ИП;
- полнота цикла управления ИП;
- поэтапная реализация и контроль ИП;
- оценка побочных (второстепенных) эффектов ИП и обратной связи, динамики распределения рисков и финансирования по этапам ИП;
- системно- комплексная взаимоувязка работ и мероприятий ИП;
- своевременная корректировка действий по результатам этапного выполнения.
Важнейшее значение имеет проведение качественной экспертизы инновационных проектов, принимающей решение о целесообразности и объеме финансирования проекта. Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук осуществляют Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).[12]
Следует пояснить, что любой инновации и проекту всегда сопутствует определенное (устойчивое или неустойчивое) сопротивление. Поэтому руководители предприятий и инновационных проектов должны принимать меры по нейтрализации этого сопротивления (внедрение коллективных методов обсуждения и принятия решений, системы консенсуса и коллективной ответственности, систем оптимального мотивирования, привлечение социально-психологических служб, организация и поддержание инновационного климата, корпоративной культуры и др.)
Глава 2. Управление инновационного проекта на примере ООО "Морозко"
2.1 Характеристика предприятия
Химчистка "Морозко" работает на рынке бытовых услуг с 1993 г. За это время компания смогла укрепить свои позиции за счет внедрения передовых технологий химчистки, наращивания мощностей фабрик и расширения сети приёмных пунктов которых на сегодняшний день более 60 по всей России. В Карелии так же открыт филиал химчистки "Морозко" в январе 2008 года, который расположен по адресу Урицкого дом 10 , в торговом центре "Арктика".
Химчистка "Морозко" оказывает следующие услуги:
- химчистка одежды и изделий из ткани.
- химчистка кожи, меха и замши.
- тонирование и крашение кожи, замши.
- стирка одежды, изделий из ткани.
- ремонт одежды.
Исходя из ассортимента перечисленных услуг, можно сделать вывод о том, что среди предлагаемых есть услуги, удовлетворяющие потребности, для которых существуют альтернативные пути удовлетворения, а есть и те, для которых решение уникально.
Анализ рынка указанного вида услуг показал, что ООО "Бытовые услуги", единственный в Карелии комбинат бытового обслуживания, оставшейся с "советских" времен, обладающий изношенным оборудованием и устаревшими технологиями чистки оказалось неконкурентоспособным.
Администрация города неоднократно в своих выступлениях указывала на недостаточное обеспечение населения города бытовыми услугами, а в частности услугами прачечных и химических чисток.
Таким образом, есть причины полагать, что продукция ООО "Морозко" нашла своего потребителя. Нет никаких сомнений, что химчистка-прачечная нужна людям и выгодна с точки зрения предпринимательства.
2.2 Определение целей разработки проекта
Рассматриваемый инновационный проект принят к реализации со следующей миссией: "Обеспечение жителей города более качественными услугами по химической чистке и стирке".
Сущность рассматриваемого проекта состоит в следующем. Приобретение машины для углеводородной чистки замкнутого цикла фирмы NUOVA MARTINI, что позволит увеличить качество оказываемых услуг, разнообразить их. Фирма NUOVA MARTINI уже много лет продает оборудование, моющие средства, препараты и аксессуары, необходимые в нашем деле, распространяет передовые технологии фирма NUOVA MARTINI уже много лет продает оборудование, моющие средства, препараты и аксессуары, необходимые в нашем деле, распространяет передовые технологии.
Фирма NUOVA MARTINI является официальным представителем ведущих итальянских фирм ILSA, SILC, GIRBAU, ZETOLINK, COLORTEX, IMAS, ARTMECC, THERMINDUS в России и странах СНГ. Новейшие технологии позволяют значительно повысить качество химической чистки, при высокой производительности. Монтаж, наладка, запуск, обучение на месте. Химикаты, расходные материалы со склада в Москве. Оборудование и химикаты, поставляемые фирмой NUOVA MARTINI s.r.l., сертифицированы Госстандартом и Госсанэпиднадзором России.
Главной целью инновационного проекта по оказанию бытовых услуг ООО "Морозко" является получение прибыли, за счет оказания новой услуги. Не одно предприятие в России не оказывает ее. Это своего рода ноу-хау. "Морозко" - будет первой химчисткой, работающей на углеводородных растворителях, по технологии "Wet & Dry", Менеджеры фирмы постоянно следят за новыми технологиями и внедряют их в производство. Основой такого рода инновации является известная западная практика работы службы быта.