Файл: Теоретический анализ проблемы адаптации ребенка к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И, наконец, низкий уровень адаптации, соответственно приводит к той характеристике, когда школьник особо не стремится к учебной деятельности, выполнение уроков и заданий в классе вызывает у него трудности и не приносит ему никакого удовольствия, школьник зачастую начинает жаловаться на нездоровье, в это время у него появляется в поведении наблюдается доминирование подавленного настроения, иногда школьник нарушает общепринятую дисциплину поведения. Материал, который представляется учителем не всегда понятен, ученик не старается выносить из него ничего полезного, не старается запоминать ничего важного; самостоятельная работа школьника особенно затруднена, также особого интереса он не проявляет в процессе обучения и подготовки к урокам. Ребенку при этом постоянно важно быть под контролем родителей при выполнении учебных заданий. Сохранения работоспособности ученика возможна только при условии соблюдения определённых правил между разными видами деятельности, преимущественно при удлинённых паузах.

От учителя и старших товарищей требуется значительная помощь школьнику при объяснении нового материала и представление его для решения задач по образцу. Общественные поручения у школьника с низким уровнем понимания материала вызывают определенные затруднения, что требует контроля со стороны старших товарищей. Школьник не испытывает особого желания по отношению к учёбе, он пассивен., близких друзей и товарищей также не имеет, а лишь знает по именам и фамилиям некоторых одноклассников и сверстников.[3]

Необходимо отметить, что ребёнок, который ранее посещал дошкольное учреждение способен адаптироваться к условиям школы более быстро, чем его сверстники, которые не посещали дошкольное учреждение вовсе.

Это необходимо принимать во внимание учителям, которые должны стремиться адаптировать первоклассников к условиям школы. Главная задача учителя состоит в том, чтобы стимулировать детей к осознанию и понимаю ими ответственности в новой социальной роли ученика.

Также учителям требуется стимулировать в них готовность к выполнению имеющихся сейчас и будущих задач и требований, касающихся поведения детей, готовность общаться со сверстниками и взрослыми, выполняет требования нового режима дня, распорядка занятие последовательности дел.[4]

Выполнение большого количества правил для детей в силу их возраста представляется довольно трудным, ученики воспринимает их как общественно важные дела, но поскольку не все знают, как именно нужно вести себя в новой для них роли, то они совершают много ошибок.


Преподавателю необходимо уделять особое внимание поведению детей уже в первые дни начала работы с детьми, следует не только давать знания детям, но и следить за тем, какие выводы дети выносят из самих занятий.

Дети обязательно должны сами понимать, что именно для них интересно, а что нет, считает ли он важным общение с одноклассниками и со сверстниками. Любому ребенку младшего возраста важно получить одобрение своего поведения со стороны.

Учитель должен способствовать общению детей между собой, стараться познакомить их сближать, создавая гармоничную атмосферу взаимопонимания в коллективе. Эмоции, которые в будущем получить ребёнок от общения со своими сверстниками в большей степени определяет уровень его адаптации к условиям школы в младшем возрасте.

Отношение преподавателя к детям должна определять отношения сверстников коллективе к самому ребёнку.

Поскольку учитель для школьников младшего возраста представляет собой авторитет, он является неким старшим товарище в коллективе, которому дети соответственно доверяют. Поэтому, учитель должен избегать любых критических высказываний в отношении ребенка в присутствии сверстников ученика, поскольку негативное отношение будет формироваться в отношении ученика от самих же сверстников, которые будут следовать примеру учителя. Это негативным образом повлияет на процесс адаптации ребенка к условиям школы.

Поэтому основной задачей учителя при этом является поддержание дружеских отношений в коллективе между сверстниками развитие общих интересов детей. Некоторые ученые считают, что учитель является второй матерью поскольку тот несет огромную ответственности за оценку действий ребенка, которую он выносит ребенку не только за его социальную роль ученика, но и в большей степени за личностные мотивации и достижения в целом.

В процессе адаптации детей к условиям школы отметки не должны быть применены для адекватной оценки успехов учащихся, именно поэтому в некоторых отечественных школах в первых классах отказались от использования оценочной системы с той целью, чтобы не формировать в учащихся негативные реакции по отношению к самими себе и к друг к другу, а также с целью формирования доброжелательной психологической обстановки в младших классах.

Известно, что согласно положений федеральной государственной оценочной системы в первом классе должны применяться не цифровые оценки, а звездочки и значки. А также положительные слова поощрения: «Молодец», «умница», «хорошо справился с заданием», «отлично!», «очень было приятно читать твою работу» и т.д. Мимические знаки одобрения, такие как улыбка, добрый взгляд и др. Оценка действий с помощью методики светофора: зелёный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь (методика Г.А. Цукерман).


В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, повышается работоспособность, усиливается стремление к творческой активности, улучшается общий психологический климат в классе, ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.

При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основной акцент в деятельности детей должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении. При этом снижается уровень общей и учебной тревожности, осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения. Безотметочная система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой. Неудачи ребенка в процессе обучения не должны быть всеобщим достоянием класса. Поскольку любые негативные проявления влияют на репутацию ученика не лучшим образом [5]

Как уже было отмечено, выше каждый ребёнок проявляет в зависимости от имеющихся у него способностей собственная готовность к обучению номер. На начальных этапах развития адаптационных мотивов ребенка недостаточно формировать в них зависимость от получения хорошие оценки или страх от получения наказание или плохой отметки. Необходимо формировать в детях прежде всего мотивация в получении знаний.

Не менее важным этапом в процессе адаптации ребенка в школе является процесс физиологической адаптации. Данный процесс можно разделить на несколько основных этапов, каждый из которых обладает своей спецификой. Специалисты в процессе исследования исследование воздействия адаптации к школе на организм детей часто оценивали определенные изменения. За счет этого им удалось сформировать три основных этапа физиологической адаптации.[6]

На первом этапе происходит ориентировка ребёнка на адаптацию. Данный период длится примерно две-три недели. Систем организма ребенка при этом отличаются довольно бурной реакцией.

На втором этапе происходит неустойчивое приспособление ребенка, в это время организма ребёнка пытается найти какие-либо оптимальные реакции на воздействие внешних факторов.

На третьем этапе происходит относительно устойчивое приспособление организма. На данном этапе организм ребенка уже на в ответ на нагрузку, исходящую извне.

Чем большее напряжение требуется от каждой системы организма ребенка, тем больше ресурсов тратится соответственно. Но при этом следует учитывать, что ресурсы организма ребенка не являются безграничными. Это значит, что длительное переутомление способствуют нарушению функционирования организма ребенка и нарушению его здоровья.[7]


При этом продолжительность всех трех этапов вода физиологической адаптации организма ребенка к условиям школы занимает примерно около 5-6 недель. По итогам прохождения данных этапов ребёнок практически полностью подготавливается к условиям школы, то есть формируется устойчивая работоспособность.[8]

К наиболее важным факторам психологической адаптации ребенка к школе относятся готовности к обучению, отношения в семье, индивидуально – психологические особенности ребенка.

Наиболее важными факторами психологической адаптации ребенка к школе являются готовность ребенка к обучению, то есть формирование дошкольных необходимых навыков письма и счёта, формирование благоприятных отношений в семье, а также индивидуально психологические особенности развития ребёнка.

Субботина, Л.Г. в свое время отмечала важность личностной и интеллектуальной готовности к школе. Эти аспекты важны как для успешного овладения учебной деятельностью, так и для скорейшей адаптации ребенка к новым условиям[9]

Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения, установления контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Но, социально – психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному.

Успешность адаптации зависит от готовности ребенка к началу систематического обучения.[10]

Организм ребенка должен быть обязательно подготовлен в функциональном аспекте. Иначе процесс адаптации ребенка будет проходить напряженно и долго. Кроем того, на успешность адаптации влияет возраст ребенка. Например, для шестилетнего ребенка привыкание к школе проходит медленнее, для у семилетнего. Еще один фактор, влияющий на успешную адаптацию ребенка это состояние здоровья. [11]

Сложность адаптации заключается в нарушении организации внешкольного режима дня. Наблюдается сокращение ночного сна. Также родители начинают переутомлять ребенка дополнительными занятиями, кружками, секциями. Требуют от ребенка только положительных оценок, и для этого готовы заниматься несколько часов в день чтением, математикой со своим ребенком. Все это приводит к эмоциональному напряжению детского организма, и могут наблюдаться срывы. [12]

То есть, успешность адаптации зависит от состояния здоровья ребенка и изменения его показателей под влиянием учебной нагрузки.


Период адаптации к школе завершается либо возникновением состояния адаптированности, либо формированием школьной дезадаптации, рассматриваемой многими авторами как совокупность различных психофизиологических нарушений, отклонений в эмоциональной сфере, поведении и личностном развитии ребенка.

Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или[13]

Дезадаптация социальная – нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформации системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установок[14]

Важным фактором, определяющим наличие у ребенка эмоциональных нарушений, которые связаны с отказом посещать школу уже в первом классе, является семья. М. Мартин и К. Уолтман-Гринвуд выделяют следующие основные характеристики семей, в которых воспитывается ребенок, отказывающиеся посещать школу:

-наличие невротических расстройств у одного или у обоих родителей;

-непродуктивный тип семейного воспитания;

-высокая тревожность матери;

-отсутствие отца либо его неучастие в воспитании ребенка;

-единственный ребенок в семье. [15]

1.2 Особенности процесса адаптации школьников младшего возраста

Дети младшего школьного возраста могут быть охарактеризованы с позиции относительно преобладанием процессов адаптации к условиям окружающей среды сравнение с процессами индивидуализации

От первоклассников в первую очередь требуется стремиться к социализации, уметь строить отношения со своими сверстниками по классу, а также с учителями. Причём отношения со сверстниками должны быть выстроены на иных основаниях, чем это происходило социализации у детей в дошкольном возрасте. В школьном возрасте цели взаимоотношений иные, чем они были в дошкольном возрасте. Например, в дошкольном возрасте у ребенка взаимоотношения строились по вопросам игры, то теперь отношения возникают по вопросам учебного процесса, личных интересов и др. в основном цели общения генерируются и задаются со стороны внешних факторов (учителей, старших наставников, взрослы и сверстников).

Младшие школьники преимущественно стараются взаимодействовать друг с другом, прежде всего и социальными ролями являются роли учеников