Файл: Теоретический анализ проблемы адаптации ребенка к школе.pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.1 Основные подходы к изучению адаптации ребенка к школе в отечественной и зарубежной литературе
1.2 Особенности процесса адаптации школьников младшего возраста
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
2.1 Организация экспериментального изучения адаптации ребенка к школе
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования уровня адаптации у первоклассников
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
2.1 Организация экспериментального изучения адаптации ребенка к школе
С целью исследования основных качеств учителя, способствующих хорошей адаптации ребенка к условиям школы были рассмотрены исследования основных качеств учителя, способствующих хорошей адаптации ребенка к условиям школы были взяты за основу исследования Ф. Н. Гоноболина, В. Н. Крутецкого, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской, все это привело к определенным выводам. Данные авторы проводили исследования выборки учеников трех первых классов (93 человека) и трех вторых классов (98 человек).
Для исследования уровня адаптации у первоклассников были подобраны следующие авторами были использованы следующие методики:
• Методика «Что мне нравится в школе?» предполагает творческое задание (рисунок, способный объяснить мотивацию походов ребенка в школу)
• Методика «Неоконченные предложения» - дополнительное исследование – вопросы о школе.
Их исследования показатели, что в набольшей степени среди учеников первых классов встречаются дети со вторым (38 учеников) и с третьим уровнем познавательной активности (48 учеников), а среди вторых классов аналогично доминирует 3-й уровень (60 учеников) и второй (32 учеников) уровни познавательной активности, что свидетельствует о постепенном переходе к творческой активности от относительной или привычно-исполнительской.
При тестировании уровня учебной мотивации в 1-м классе чаще всего встречаются ученики с 2-м (57 учеников) и 3-м (34) уровнем, в то же время в параллели 2-х классов доминирует 2-й (68 учеников), 3-й (28) учебной мотивации, что свидетельствует о хорошей школьной мотивации, формировании развитых познавательных мотивов по мере адаптации к обучению в школе.
При оценке освоения норм поведения и социальных контактов учащихся 1-х классов видно, что чаще всего встречаются ученики с 3-м уровнем успешности (74 ученика), а в параллели 2-х классов чаще всего встречаются ученики с 3-м уровнем успешности (94 ученика) и более чем вдвое меньше со 2-м уровнем (40), т. е. большинство детей можно охарактеризовать как дисциплинированных и ответственных.
В плане эмоционального благополучия в параллели 1-х классов чаще всего встречаются ученики с 3-м уровнем (88 учеников), а во 2-х классах — с 3-м (101 ученик) и 2-м (41) уровнями эмоционального благополучия, что свидетельствует о наличии у большинства детей общей школьной тревожности, сравнительно низкой сопротивляемости стрессу.
В процессе исследования критерием Колмогорова — Смирнова оказалось, что исследуемые переменные у учащихся 1-х классов подчиняются закону нормального распределения.
Если оценивать данное исследование с помощью математических и статистических методов, например, при помощи параметрического t-критерия Стьюдента было выявлено, что у учеников «1а» значимо ниже:
- уровень учебной мотивации (t=–2,38 при р=0,02), эмоционального благополучия (t=–3,88 при р = 0,0003) и общий уровень адаптации (t=–3,46 при р = 0,001), чем у учеников «1б»;
- успешность освоения норм поведения и социальных контактов (t =–4,85 при р = 0,00001), уровень эмоционального благополучия (t = –2,72 при р = 0,009) и общий уровень адаптации (t = –3,5 при р = 0,001), чем у учеников «1в»;
- успешность освоения норм поведения и социальных контактов (t = –3,17 при р = 0,003), чем у учеников «1г».
У учеников «1б» значимо выше: познавательная активность (t = 2,56 при р = 0,01), чем у учеников «1в», эмоциональное благополучие (t = 4,15 при р = 0,0001), чем у учеников «1г», но при этом у них наблюдаются более низкие показатели успешности освоения норм поведения и социальных контактов (t = –2,59 при р = 0,01), чем у учеников «1в».
А у учеников «1в» значимо более высокий уровень имеет эмоциональное благополучие (t = 3,01 при р = 0,004), чем у учеников «1г» класса. [33]
Таким образом, учитывая совокупность показателей было выявлено, что у учеников «1в» класса общий уровень адаптации к школе имеет значительно более высокие показатели.
В процессе аналогичного сравнения показателей познавательной активности в рамках анкет Э. М. Александровской во 2-х классах было выявлено, что у учеников «2а» значимо выше уровень познавательной активности, чем у учеников «2б» (t = 3,397 при р = 0,0002) и «2в» (t = 2,18 при р = 0,03) классов, а также по сравнению со «2в» классом выше уровень учебной мотивации (t = 2,24 при р = 0,03) и успешности освоения норм поведения и социальных контактов (t = 2,2 при р = 0,03).
При этом у учеников «2а» класса значимо ниже уровень эмоционального благополучия, чем у учеников «2б» (t = –7,14 при р < 0,001), «2в» (t = –12,42 при р < 0,001), «2г» (t = –6,04 при р < 0,001) и «2д» (t = –5,96 при р < 0,001). У учеников «2б» класса значимо ниже познавательная активность, чем у учеников «2в» (t = –2,02 при р = 0,04) и «2д» (t = –2,3 при р = 0,03).
В целом, можно сказать, что у учеников «2а» класса лучше развиты познавательная активность, учебная мотивация и освоение норм поведения, но более низкие показатели эмоционального благополучия не позволяют назвать их однозначным «лидером» по общему уровню адаптации к обучению в школе.
При сравнении показателей между параллелями 1-х и 2-х классов выявлено, что у учеников 2-х классов лучше развита познавательная активность (t=–2,93 при р = 0,004), учебная мотивация (t = –2,21 при р = 0,03) и общий уровень адаптации учеников (t = –2,1 при р = 0,04). Полученные результаты можно интерпретировать как факт поэтапной (от года к году) адаптации детей к новой для них учебной деятельности.
Однако для подтверждения данного предположения необходимо провести лонгитюдное исследование. При анализе опросников Олдхэма — Морриса, заполненных классными руководителями обследованных детей, выявлено, что у учителя «1а» класса преобладает идеосинкратический тип личности, «1б» — серьезный тип личности, а «1в» — добросовестный тип, и наконец, у учителя «1г» — деятельный тип личности; а у педагогов из параллели 2-х классов доминируют добросовестный (у учителей «2а», «2в» и «2д» классов) и деятельный («2б» и «2г») типы личности. [34]
По мнению авторов методики, личности с идеосинкратическим типом (в пределе — шизотипическое расстройство личности) проявляют себя как мечтатели, визионеры и мистификаторы, им свойственны абстрактные и спекулятивные размышления.
При соотнесении распределения учеников с различными уровнями сформированности действий смыслообразования с доминирующим типом личности учителей было обнаружено, что лучше всего познавательная активность развита у детей под руководством учителей с серьезным и добросовестным типами, а наиболее низкий уровень познавательной активности наблюдается в классах учителей с идеосинкратическим типом личности.
Более высокий уровень учебной мотивации у детей, учителя которых имеют деятельный, серьезный или добросовестный типы личности, а наиболее низкий уровень — в классе учителя с идеосинкратическим типом.
Успешность в освоении норм поведения формируется под руководством учителей с деятельным и добросовестным типами личности, наиболее низкий уровень освоения у учителя с идеосинкратическим типом личности.
Высокий уровень эмоционального благополучия наблюдается у детей под руководством учителей с деятельным и серьезным типом личности, наиболее низкий — в классе учителя с идеосинкратическим типом личности.
Также было обнаружено, что вне зависимости от обучения в 1-м или 2-м классах ученики, руководимые учителем с серьезным и добросовестным типами личности, показывают более высокий общий уровень адаптации, а хуже всего с адаптацией обстоят дела у учеников, преподаватель которых проявляет себя как личность с идеосинкратическим типом.
Для доказательства поставленной гипотезы исследования о влиянии типа личности учителя на уровень адаптации учеников был использован однофакторный дисперсионный анализ. Проведенный критерий Ливена показал, что дисперсии исследуемых выборок однородны, поэтому нет объективных препятствий для проведения дисперсионного анализа. В ходе дисперсионного анализа установлено, что тип личности педагога оказывает значимое влияние на универсальные учебные действия по смыслообразованию.
Полученные результаты могут быть интерпретированы двояко: с одной стороны, люди идеосинкратического склада, в силу увлеченности своими идеями и отсутствия эмоционального контакта с учениками, действительно хуже других способны к формированию у учащихся адаптивных форм поведения, с другой стороны, не стоит забывать, что оценка адаптивности учеников проводилась самими же учителями, т. е. лучше всего оценивают своих подопечных люди добросовестные или серьезные, для которых успех ученика приравнен к собственному успеху.
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования уровня адаптации у первоклассников
Методика «Что мне нравится в школе?» Данные заносим в таблицу (см. таблицу 1).
Таблица 1.Результаты исследования по методике «Что мне нравится в школе»
Испытуемый |
Сюжет рисунка |
Мотивация учения |
1)Иван А. |
Учебник математики |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
2)Николай В. |
Несколько сердец,стол,на котором стоят цветы |
Мотивационная незрелость ребенка,отсутствие школьной мотивации |
3)Герман Г. |
Окно и цветы |
Ситуация не учебного характера с внешними школьными атрибутами,положительное отношение к школе |
4)Владислава Г. |
Азбука-любимая книга.Изобразила себя |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
5)Анастасия Г. |
Подруга и одноклассница Ангелина |
Ситуация внешнего характера с внешними школьными атрибутами,положительное отношение к школе |
6)Анастасия Д. |
Учительница,стоящая возле доски |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивовф |
7)Даниил Д. |
Учебник математики |
Высокая школьная мотивация,учебная активность и наличие познавательных мотивов |
8)Григорий Д. |
Окна и цветы |
Ситуация не учебного характера с внешними школьными атрибутами, положительное отношение к школе. |
9)Ксения Д. |
Классная руководительница, несколько одноклассников. Светит солнце. |
Ситуация не учебного характера с внешними школьными атрибутами, положительное отношение к школе. |
10)Денис Е. |
Классная доска |
Высокая школьная мотивация, учебная активность и наличие познавательных мотивов |
Таким образом, в ходе проведенной методики нами были получены следующие результаты: 15 детей характеризуются высоким уровнем адаптации и высоким уровнем мотивации; 9 учащихся характеризуются средним уровнем адаптации и средним уровнем мотивации; 2 ребенка имеют внешнюю мотивацию и 2 ребенка имеют низкую школьную мотивацию.
В процессе исследования по методике №2 показали, что в 18 детей испытывают положительные эмоции, связанные со школой. Остальные 10 детей неохотно идут в школу, большинство из них идут, чтобы увидеться с друзьями, неохотно отвечают на вопросы и не любят контрольные работы.
Исходя из полученных данных экспериментального исследования, можно сделать вывод, что у большинства детей процесс адаптации прошел успешно, они мотивированы на получение знаний. Все дети положительно относятся к учителю и друг другу.
Исследования свидетельствует о необходимости учета воспитательных возможностей учителей разных личностных типов при планировании психолого-педагогических мероприятий с учащимися начальной школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы позволяет нам охарактеризовать процесс адаптации, как один из главных процессов развития личности.
Авторское исследование было направлено на адаптированность первоклассников к школе, целью было выявить их уровень мотивации и тревожности.
В содержание работы входят две главы, основные положение направлены на теоретическое и практическое изучение проблемы.
Исходя из поставленных задач, автором проанализированы литературу первой главы, дали общую характеристику процессу адаптации. Автором были выделены основные уровни процесса адаптации с точки зрения отечественных и зарубежных психологов. Было дано определение адаптации, его физиологические и психологические особенности адаптации ребенка.
Здесь же раскрыли общую характеристику младшего школьного возраста. Выявили особенности адаптации младших школьников.
Во второй главе автором было обозначено экспериментальное исследование по выявлению уровня адаптации первоклассников.
По результатам экспериментального исследования выявили, что у испытуемых в основном высокий уровень мотивации и тревожность практически отсутствует. То есть процесс адаптации прошел успешно, цель работы достигнута. Полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о том, что положительный микроклимат в классе, наличие внутренней мотивации у ребенка и положительное отношение учителя к ребенку влияют на успешную адаптацию ребенка к школе.