ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2019
Просмотров: 261
Скачиваний: 6
План
Введение…………………………………………………………………………….
1.Пути защиты и охраны животного мира………………………………………
2.Отдельные виды использования объектов животного мира…………………..
3.Порядок и требования по охране, защите и использованию объектов животного мира…………………………………………………………………….
4.
Государственное управление и
государственный контроль в сфере охраны
животного мира
4.1.Государственное
управление………………………………………………….
4.2.Госсудавственный контроль…………………………………………………...
4.3.Госсударственный учет………………………………………………………...
4.4.Госсударственный кадастр…………………………………………………….
4.5.Госсударственный мониторинг………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
Введение.Правовые
меры защиты и охраны объектов и ресурсов
животного мира являются важнейшими
составляющими системы мероприятий,
направленных на сохранение видового,
качественного и количественного состава
животного мира на территории страны. В
соответствии со ст. 31 Закона,охрана
животного мира включает систему правовых,
организационных, экономических,
материально-технических, просветительных
и иных мер, направленных на рациональное
использование, сохранение и воспроизводство
объектов животного мира. Она
осуществляется на основе комплексного
подхода к изучению состояния, разработке
мероприятий и реализации мер по охране
и улучшению всей экологической системы,
в которой находится и составной частью
которой является животный мир.
1.Пути
защиты и охраны животного мира.Защита
и охрана животного мира обеспечивается
путем: установления правил и норм охраны,
рационального использования и
воспроизводства объектов животного
мира; установления запрета и ограничений
в использовании объектов животного
мира; охраны от самовольного использования
и других нарушений действующего порядка
и условий использования объектов
животного мира; охраны среды обитания,
условий размножения и путей миграции
животных; предотвращения гибели животных
при осуществлении производственных
процессов; создания заповедников,
заказников и выделения других природных
территорий и объектов, подлежащих особой
охране; установления особого режима
охраны видов животных, занесенных в
Красную книгу Украины и в перечни видов
животных, подлежащих особой охране на
территории областей; разведения в неволе
редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов животных, создания
центров и "банков" для сохранения
генетического материала; установления
научно обоснованных нормативов и лимитов
использования объектов животною мира
и требований относительно средств их
добывания; ограничения изъятия животных
из природной среды для зоологических
коллекции; оказания помощи животным в
случае заболевания, угрозы их гибели
во время стихийных бедствий и вследствие
чрезвычайных экологических ситуаций;
организации научных исследований,
направленных на обоснование мер по
охране животного мира; воспитания
граждан в духе гуманного отношения к
животным; пропаганды важности охраны
животного мира средствами массовой
информации; осуществления государственного
контроля в области охраны и использования
животного мира; проведения мер
экологической безопасности; создания
системы государственного учета, кадастра
и мониторинга животного мира; учета
вопросов охраны животного мира во время
установления экологических нормативов;
ограничения вывоза заграницу отдельных
объектов животного мира; стимулирования
деятельности, направленной на рациональное
использование, охрану и воспроизводство
животного мира; проведения других
мероприятий и установления иных
требований по охране объектов животного
мира.
2.Отдельные
виды использования объектов животного
мира.
С
целью сохранения и воспроизводства
животных, осуществление отдельных видов
использования объектов животного мира,
а также изъятие их из природной среды
может быть ограничено либо полностью
запрещено на определенной территории
или на определенные сроки в порядке,
предусмотренном законодательством.
Добывание диких животных (зверей, птиц,
пресмыкающихся, земноводных, рыб,
моллюсков) в целях, не предусмотренных
законодательными актами, не
допускается.
Предприятия,
учреждения, организации и граждане при
осуществлении любой деятельности,
которая влияет или может влиять на
состояние животного мира, обязаны
обеспечивать охрану среды обитания,
условий размножения
и путей миграции животных. При размещении,
проектировании и застройке населенных
пунктов, предприятий,
сооружений и других объектов,
совершенствовании существующих и
внедрении новых технологических
процессов, введении в хозяйственный
оборот целинных земель, заболоченных,
прибрежных и занятых кустарником
территорий, мелиорации земель,
осуществлении лесных пользовании и
лесохозяйственных мероприятий, проведении
геологоразведочных работ, добыче
полезных ископаемых, определении мест
выпаса и прогона сельскохозяйственных
животных, разработке туристских маршрутов
и организации мест отдыха населения
должны предусматриваться и осуществляться
меры по сохранению среды обитания и
условий размножения животных, обеспечению
неприкосновенности участков, представляющих
особую экологическую ценность.
При
размещении, проектировании и строительстве
железнодорожных, шоссейных, трубопроводных
и других транспортных магистралей,
линий электропередачи и связи, а также
каналов, плотин и других гидротехнических
сооружений должны разрабатываться и
осуществляться мероприятия, обеспечивающие
сохранение путей миграции животных.
Ввод в эксплуатацию объектов и применение
технологий без обеспечения их средствами
зашиты животных и среды их обитания,
запрещается.
Проведение
взрывных и других работ, являющихся
источником повышенного шума, в местах
размножения животных ограничивается
законодательством. Выжигание сухой
растительности или ее остатков допускается
лишь в случае хозяйственной необходимости
по согласованию с органами Минэкоресурсов.
В целях сохранения и улучшения
экологического состояния отдельных
территорий, представляющих особую
ценность как среды обитания редких и
находящихся под угрозой исчезновения
и ценных видов животных, Минэкоресурсов
может разрабатывать и вводить более
строгие экологические нормативы, чем
те, которые установлены для всей
территории Украины.
Эксплуатация
гидротехнических и других сооружении
на водных объектах, установление
гидрологического режима и режима
водопотребления и иная деятельность,
которая влияет или может влиять на
состояние среды обитания диких животных,
должна осуществляться с учетом требований
по охране животного мира, интересов
рыбного и охотничьего хозяйства.
Предприятия, учреждения, организации
и граждане обязаны принимать меры для
предотвращения гибели животных при
осуществлении производственных
процессов, в том числе хранении,
транспортировке, применении опасных
для животных препаратов, химических
веществ и соединений, складировании,
уничтожении, захоронении промышленных
и бытовых отходов, проведении
сельскохозяйственных, лесохозяйственных,
лесозаготовительных и других работ, а
также при эксплуатации электрической
сети и транспортных средств.
При
проведении экологической экспертизы
действующих объектов, проектов
строительства и реконструкции (расширении,
техническом перевооружении) предприятий,
сооружений и других объектов, внедрении
новой техники, технологии, материалов
и веществ обязательно учитывается их
влияние на состояние животного мира,
среду обитания, пути миграции и условия
размножения животных. Места строительства
предприятий, сооружений и других
объектов, а также внедрения новой
техники, технологии, материалов и
веществ, которые влияют или могут
повлиять на состояние животного мира,
согласовываются с органами Минэкоресурсов
и специально уполномоченными
государственными органами в области
ведения охотничьего и рыбного хозяйства.
3.Порядок и требования по охране, защите и использованию объектов животного мира.
Порядок
и требования по охране, защите и
использованию объектов животного мира
на территориях и объектах природно-заповедного
фонда Украины устанавливаются специальными
законодательными актами. Редкие и
находящиеся под угрозой исчезновения
в естественных условиях на территории
страны виды животных подлежат особой
охране и заносятся в Красную книгу
Украины. Порядок и требования по
использованию, охране и воспроизводству
этих видов животных определяются
Положением о Красной книге Украины,
утверждаемым Верховной Радой. Виды
животных, не занесенные в Красную книгу,
но являющиеся редкими и находящиеся
под угрозой исчезновения, по решению
Минэкоресурсов заносятся в перечни
видов животных, подлежащих особой
охране.
Определение
видов и установление порядка использования,
защиты и охраны воспроизводства
животных, занесенных в указанные перечни,
осуществляется Министерством с учетом
заключений научных организаций. Правила
добывания редких и находящихся под
угрозой исчезновения видов животных
для разведения в специально созданных
условиях, а также в научно-исследовательских
и иных целях устанавливаются Министерством
экологии и природных ресурсов.
Разведение
в неволе редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов животных может
разрешаться в целях их сохранения,
охраны и воспроизводства, если этого
невозможно достичь в естественных
условиях, а также в научно-исследовательских
целях. Разрешения на право заниматься
разведением в неволе редких и находящихся
под угрозой исчезновения видов животных
выдает Минэкоресурсов. Для обеспечения
сохранности генетического фонда редких
и находящихся под угрозой исчезновения
видов животных научные учреждения и
организации проводят исследования
искусственного разведения животных,
создают центры и "банки" хранения
генетического материала.
Создание
и пополнение зоологических коллекций
(живых коллекций зоопарков, зоосадов,
океанариумов, препаратов, частей и
останков животных) путем изъятия животных
из природной среды производится
предприятиями, учреждениями, организациями
и гражданами лишь по разрешениям,
выдаваемым Министерством. Зоологические
коллекции, представляющие научную,
культурно-просветительную,
учебно-воспитательную или эстетическую
ценность, подлежат государственному
учету. Создание, пополнение, хранение,
использование, отчуждение и государственный
учет зоологических коллекций, торговля
ими, а также ввоз в Украину, пересылка
и вывоз за ее пределы осуществляются
по правилам, устанавливаемым
Минэкоресурсов.
Пользователи
объектами животного мира обязаны
оказывать помощь диким животным в случае
возникновения стихийных бедствий и
чрезвычайных экологических ситуаций,
угрожающих существованию животных,
незамедлительно информировать об этом
органы охраны окружающей природной
среды. Добывание и использование диких
животных, терпящих бедствие,
запрещается.
При
применении средств защиты растений,
стимуляторов их роста, минеральных
удобрений и других препаратов, используемых
в народном хозяйстве, должны учитываться
требования по охране животного мира и
среды обитания животных. Предприятия,
учреждения, организации и граждане
обязаны принимать меры по предотвращению
заболевания и гибели животных при
хранении, транспортировке и применении
указанных препаратов. Правила применения
средств зашиты растений, стимуляторов
их роста, минеральных удобрений и других
препаратов, а также перечни указанных
препаратов и веществ, использование
которых разрешается в хозяйственной
деятельности, способы их применения
согласовываются с Минздравом и
Минэкоресурсов. В целях предотвращения
гибели животных и ухудшения среды их
обитания Минэкоресурсов и его органы
на местах по согласованию с местными
государственными администрациями могут
определять отдельные территории, на
которых ограничивается или запрещается
применение химических средств защиты
растений, стимуляторов их роста и
минеральных удобрений.
Согласно
требованиям ст. 45 Закона, переселение
животных в новые места обитания,
акклиматизация новых для фауны видов
животных, а также мероприятия по
скрещиванию диких животных допускаются
в научно-исследовательских и хозяйственных
целях с учетом заключений соответствующих
научных организаций с разрешения органов
охраны окружающей природной среды и по
согласованию со специально уполномоченными
государственными органами в области
ведения охотничьего1 и
рыбного хозяйства. Самовольное
переселение, акклиматизация и скрещивание
животных запрещаются. Предприятия,
учреждения, организации и граждане,
содержащие либо разводящие в неволе
или полувольных условиях диких животных,
а также домашних животных, которые могут
скрещиваться с дикими животными или
причинить им вред, обязаны принимать
меры к предотвращению выхода этих
животных в природную среду.
Создание
новых штаммов микроорганизмов,
биологически активных веществ, выведение
генетически изменённых организмов,
производство других продуктов
биотехнологии осуществляются на
основании положительных заключений
государственной экологической экспертизы.
Использование указанных организмов и
веществ без положительных заключений
экологической экспертизы запрещается.
При
разработке и установлении нормативов
экологической безопасности (предельно
допустимых концентраций загрязняющих
веществ в объектах окружающей природой
среды, предельно допустимого содержания
загрязняющих веществ в кормах, предельно
допустимых уровней акустического,
электромагнитного, радиационного и
иного вредного воздействия), а также
предельно допустимых выбросов и сбросов
в окружающую природную среду загрязняющих
химических веществ, уровней вредного
воздействия физических и биологических
факторов должны учитываться требования
по охране животного мира и среды обитания
животных. Утверждение нормативов
экологической безопасности и лимитов
добывания диких животных осуществляется
Минэкоресурсов.
Ввоз
в Украину и вывоз за ее пределы объектов
животного мира осуществляется по
правилам, устанавливаемым Минэкоресурсов.
В целях обеспечения рационального
использования, эффективной охраны и
своевременного воспроизводства животного
мира права собственников и пользователей
земли, лесов и других природных ресурсов
могут быть ограничены и на них могут
возлагаться соответствующие обязанности
согласно действующему законодательству.
4.
Государственное управление и
государственный контроль в сфере охраны
животного мира
4.1.Государственное
управление в
области использования, охраны и
воспроизводства животного мира
осуществляется центральными и местными
органами государственной исполнительной
власти общей и специальной компетенции.
В соответствии со ст. 8 Закона,
государственное управление в области
использования, охраны и воспроизводства
животного мира осуществляют Кабинет
Министров Украины и местные государственные
администрации, а также Министерство
экологии и природных ресурсов, его
органы на местах и другие специально
уполномоченные на это государственные
органы.
Кабинет
Министров Украины как центральный орган
государственного управления общей
компетенции обеспечивает разработку
общегосударственных программ использования
и охраны животного мира, устанавливает
порядок определения платы и её предельные
размеры за пользование объектами и
ресурсами животного мира, приостанавливает
или прекращает деятельность предприятий,
учреждений и организаций, независимо
от форм собственности и подчинения, в
случаях нарушения ими требований
законодательства об использовании,
охране и воспроизводстве животного
мира и выполняет другие управленческие
функции в области использования и охраны
животного мира. Министерство экологии
и природных ресурсов как центральный
орган государственного управления
специальной компетенции осуществляет
не только специальные управленческие
полномочия в области использования,
охраны и воспроизводства животного
мира, но и обеспечивает государственный
контроль за использованием и охраной
животного мира, а также координирует
деятельность специальных ведомственных
органов в этой сфере.
Местными
органами государственного управления
общей компетенции в области использования,
охраны и воспроизводства животного
мира являются местные государственные
администрации, а местными органами
государственного управления специальной
компетенции являются областные1 управления
и районные отделы Минэкоресурсов. Они
обеспечивают разработку и реализацию
региональных и местных программ
использования и охраны животного мира,
утверждают по представлению органов
министерства лимиты использования
объектов и ресурсов животного мира, а
также осуществляют координацию
деятельности органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений
и организаций, расположенных на их
территории, независимо от форм
собственности и подчинения в сфере
использования и охраны животного
мира.
Следует
отметить, что система и функции
государственных органов управления в
области охраны животного мира не являются
окончательно разрешёнными в современном
украинском законодательстве. Известно,
что действующее фаунистическое
законодательство интегрировано
регламентирует содержание использования,
охраны и воспроизводства животного
мира, охватывающего как наземных
животных, птиц и насекомых, так и водных
животных, видового разнообразия рыбных
ресурсов и их запасов. Однако интеграцию
управленческих функций в области
использования и охраны животного мира
в результате осуществления административной
реформы центральных органов исполнительной
власти нельзя признать оптимальной.
На
уровне выполнения функций управления
в области использования и охраны
животного мира органами общей компетенции,
каковыми являются Кабинет Министров и
местные государственные администрации,
интегрированная система государственных
органов сформирована. В известной
степени она сложилась и на уровне
специального управления, осуществляемого
Минэкоресурсов и его местными
управленческими структурами как органами
специальной компетенции. К тому же в
настоящее время Госкомводхоз, Госкомзем
и Госкомлесхоз, обладающие определёнными
управленческими функциями в области
использования, охраны и воспроизводства
объектов животного мира действуют через
Минэкоресурсов.
Однако
такая интеграция управленческих функций
органов специальной компетенции
предусмотрена не для всех объектов
животного мира. Сложности осуществления
управленческой деятельности заключаются
не в том, что Госкомводхоз и его местные
органы выполняют функции специального
государственного управления водными
объектами, а Госкомлесхоз и его местные
органы - государственное управления
наземными объектами животного мира.
При современной структуре управления
природопользованием и природоохраной
органами исполнительной власти, когда
координационные функции возложены на
Минэкоресурсов, интеграция государственного
управления обеспечивается.
Проблема
заключается в недостаточной
интегрированности государственного
управления в сфере использования и
охраны рыбных ресурсов и воспроизводства
их запасов в связи с тем, что в результате
административной реформы Государственный
комитет по рыбному хозяйству и рыбной
промышленности отнесен к структуре
Министерства аграрной политики Украины1.
Это вступило в определённое противоречие
с интегрированным содержанием
фаунистического законодательства и
свидетельствует о том, что управленческие
структуры рассматривают рыбные запасу
в качестве продовольственных ресурсов,
а не объектов охраны. Наиболее оптимальным
путём преодоления этого противоречия
было бы преобразование Государственного
комитета по рыбному хозяйству и рыбной
промышленности в Госкомрыбхоз с
сохранением за ним функций специального
органа государственного управления в
области использования, охраны и
воспроизводства рыбных ресурсов,
осуществляемых через Минэкоресурсов
как головным органом специального
государственного управления в сфере
природопользования и
природоохраны.
4.2. Государственный
контроль в
области использования, охраны и
воспроизводства животного мира, в
соответствии со ст. 52 Закона, осуществляется
Кабинетом Министров Украины, Министерством
экологии и природных ресурсов и его
органами на местах, местными органами
государственной исполнительной власти,
другими государственными органами, а
также органами местного самоуправления.
Условия и порядок осуществления
государственного контроля за
использованием, охраной и воспроизводством
животного мира определяется
законодательством.
Министерство
экологии и природных ресурсов и его
органы на местах, согласно ст. 54 Закона,
имеют право: координировать работу
других специально уполномоченных
органов государственной исполнительной
власти в области охраны, использования
и воспроизводства животного мира и
осуществлять контроль за деятельностью
предприятий, учреждений, организаций
и граждан в области охраны, использования
и воспроизводства объектов животного
мира; контролировать соблюдение
установленного порядка учета животных
и учета их использования; требовать от
физических и юридических лиц устранения
нарушений законодательства в области
охраны, использования и воспроизводства
объектов животного мира; прекращать в
установленном порядке использование
объектов животного мира, которое ведется
с нарушением законодательства; в
установленном порядке временно
приостанавливать работы, при проведении
которых нарушаются правила, нормы и
другие требования по использованию и
охране животного мира, среды их обитания,
условий размножения и путей миграции
животных, до устранения нарушений;
прекращать незаконные действия или
аннулировать разрешения и устанавливать
ограничения на добывание, все виды
использования, содержание, реализацию,
вывоз из Украины и ввоз на ее территорию
диких животных; осуществлять контроль
за торговлей охотничьими трофеями и
изготовлением изделий из них; предъявлять
иски о возмещении ущерба и потерь,
причиненных предприятиями, учреждениями,
организациями и гражданами вследствие
нарушения законодательства об охране,
использовании и воспроизводстве объектов
животного мира.
Должностные
лица специально уполномоченных
государственных органов управления и
контроля в области охраны, использования
и воспроизводства животного мира в
соответствии с законодательством имеют
право: давать обязательные к исполнению
указания (предписания) об устранении
нарушений в области использования,
охраны и воспроизводства животного
мира; проверять документы на право
использования объектов животного мира;
останавливать транспортные (плавучие)
средства и производить досмотр вещей,
транспортных средств и судов, орудий
охоты и рыболовства, добытой продукции
и других предметов; доставлять лиц,
нарушающих законодательство в области
использования, охраны и воспроизводства
животного мира, в органы внутренних дел
и местные органы власти; изымать у лиц,
нарушающих законодательство в области
использования и охраны животного мира,
орудия добывания животных (в том числе
рыбных запасов), плавучие и транспортные
средства, устройства и предметы,
послужившие орудием правонарушения,
незаконно добытую продукцию, а также
соответствующие документы; проводить
фотографирование, звукозаписи, кино и
видео съемки как вспомогательные
средства для предупреждения и раскрытия
нарушений законодательства в области
использования, охраны и воспроизводства
животного мир; вызывать граждан и
должностных лиц для дачи устных или
письменных объяснений в связи с нарушением
ими законодательства о животном мире;
составлять протоколы и рассматривать
дела об административных правонарушениях
в области использования, охраны и
воспроизводства объекте животного
мира.
Должностные
лица предприятий, учреждении и организации,
осуществляющих охрану, использование
и воспроизводство животного мира в
соответствии с законодательством имеют
право: проверять документы на право
использования объектов животного мира,
останавливать транспортные, в том числе
плавучие, средства и производить досмотр
вещей, транспортных, в том числе плавучих,
средств, орудий охоты и рыболовства и
добытой продукции; доставлять лиц,
нарушающих законодательство в области
охраны, использования и воспроизводства
животного мира, в милицию и органы
местного самоуправления; составлять
протоколы о правонарушениях в области
использования, охраны и воспроизводства
животного мира.
Для
осуществления государственного контроля
за использованием, охраной и воспроизводством
животного мира в Минэкоресурсов и его
органах на местах могут создавать
специальные подразделения. Во время
исполнения служебных обязанностей
государственные инспекторы специальных
подразделений имеют право на ношение
форменной одежды установленного образца,
а также табельного оружия и других
специальных средств в соответствии с
законодательством. Государственные
инспекторы специальных подразделений
подлежат обязательному социальному
страхованию. Условия и порядок страхования
государственных инспекторов специальных
подразделений и их социальной защиты
устанавливаются Кабинетом Министров
Украины. Работникам предприятий,
учреждений и организаций, осуществляющим
охрану и контроль в области использования,
охраны и воспроизводства животного
мира, гарантируется правовая защита их
чести, достоинства, здоровья и жизни в
соответствии с законодательством
Украины.
Наряду
с государственным контролем,
законодательством предусмотрено
осуществление общественного контроля
в области использования, охраны и
воспроизводства животного мира. Такой
контроль, согласно ст. 53 Закона,
осуществляется общественными инспекторами
охраны окружающей природной среды.
Полномочия общественных инспекторов
в области контроля за использованием,
охраной и воспроизводством животного
мира определяются в соответствии с
Положением1,
утверждаемым министерством. Условия и
порядок стимулирования работников
специально уполномоченных государственных
органов и общественных инспекторов в
области использования, охраны и
воспроизводства животного мира
устанавливается Кабинетом Министров
Украины.
4.3.Государственный
учет животных
и учет объемов их добывания ведётся с
цельюобеспечения рационального
использования и организации охраны
животного мира. Условия и порядок ведения
государственного учета животных и
объема их добывания устанавливается
Минэкоресурсов. В этой связи необходимо
учитывать также требования ст. 24 Закона
«Об охране окружающей природной среды»,
согласно которой предприятия, учреждения
и организации проводят первичный учет
использования природных ресурсов и
представляют соответствующую информацию
органам, ведущим государственный учет
в соответствующей сфере. Сбор, обработка
и предоставление соответствующим
государственным органам сводной
статистической отчетности об объемах
использования природных ресурсов,
выполнении мероприятий по охране
природных объектов и другой информации,
осуществляется по единой системе в
порядке, определённом Кабинетом Министров
Украины.
4.4. Государственный
кадастр животного
мира ведётся с целью учета количественных,
качественных и других характеристик
режимов использования, форм охраны и
объёмов воспроизводства объектов и
ресурсов животного мира. Согласно ст.
51 Закона, государственный кадастр
животного мира содержит систематизированную
совокупность сведений о географическом
распространении видов (групп видов)
животных, их численности и состоянии,
характеристики среды обитания и
современного хозяйственного использования
и другие необходимые данные. Условия и
порядок ведения государственного
кадастра животного мира определяется
Кабинетом Министров Украины1.
4.5. Государственный
мониторинг животного
мира представляет собой наблюдение за
состоянием объектов и ресурсов животного
мира и ведётся в целях обеспечения
сбора, обработки, сохранения и анализа
информации о животном мир, прогнозирования
изменений в них, и разработки научно
обоснованных рекомендаций для принятия
эффективных управленческих решений в
области использования и охраны животного
мира. Мониторинг животного мира является
составной частью мониторинга окружающей
природой среды и осуществляется в
соответствии с Законом «Об охране
окружающей природой среды». Порядок
осуществления государственного
мониторингу окружающего природной
среды определяется Кабинетом Министров
Украины. Специально уполномоченные
государственные органы вместе с
соответствующими научными учреждениями,
согласно ст. 22 природоохранного закона,
обеспечивают организацию краткосрочного
и долгосрочного прогнозирования
использования и воспроизводства
природных ресурсов.
Список литературы:
Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.