Файл: Документ Microsoft Word.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2019

Просмотров: 261

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План

Введение…………………………………………………………………………….

1.Пути защиты и охраны животного мира………………………………………

2.Отдельные виды использования объектов животного мира…………………..

3.Порядок и требования по охране, защите и использованию объектов животного мира…………………………………………………………………….

4. Государственное управление и государственный контроль в сфере охраны животного мира

4.1.Государственное управление………………………………………………….

4.2.Госсудавственный контроль…………………………………………………...

4.3.Госсударственный учет………………………………………………………...

4.4.Госсударственный кадастр…………………………………………………….

4.5.Госсударственный мониторинг………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………………




























Введение.Правовые меры защиты и охраны объектов и ресурсов животного мира являются важнейшими составляющими системы мероприятий, направленных на сохранение видового, качественного и количественного состава животного мира на территории страны. В соответствии со ст. 31 Закона,охрана животного мира включает систему правовых, организационных, экономических, материально-технических, просветительных и иных мер, направленных на рациональное использование, сохранение и воспроизводство объектов животного мира. Она осуществляется на основе комплексного подхода к изучению состояния, разработке мероприятий и реализации мер по охране и улучшению всей экологической системы, в которой находится и составной частью которой является животный мир.

1.Пути защиты и охраны животного мира.Защита и охрана животного мира обеспечивается путем: установления правил и норм охраны, рационального использования и воспроизводства объектов животного мира; установления запрета и ограничений в использовании объектов животного мира; охраны от самовольного использования и других нарушений действующего порядка и условий использования объектов животного мира; охраны среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; предотвращения гибели животных при осуществлении производственных процессов; создания заповедников, заказников и выделения других природных территорий и объектов, подлежащих особой охране; установления особого режима охраны видов животных, занесенных в Красную книгу Украины и в перечни видов животных, подлежащих особой охране на территории областей; разведения в неволе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, создания центров и "банков" для сохранения генетического материала; установления научно обоснованных нормативов и лимитов использования объектов животною мира и требований относительно средств их добывания; ограничения изъятия животных из природной среды для зоологических коллекции; оказания помощи животным в случае заболевания, угрозы их гибели во время стихийных бедствий и вследствие чрезвычайных экологических ситуаций; организации научных исследований, направленных на обоснование мер по охране животного мира; воспитания граждан в духе гуманного отношения к животным; пропаганды важности охраны животного мира средствами массовой информации; осуществления государственного контроля в области охраны и использования животного мира; проведения мер экологической безопасности; создания системы государственного учета, кадастра и мониторинга животного мира; учета вопросов охраны животного мира во время установления экологических нормативов; ограничения вывоза заграницу отдельных объектов животного мира; стимулирования деятельности, направленной на рациональное использование, охрану и воспроизводство животного мира; проведения других мероприятий и установления иных требований по охране объектов животного мира.



2.Отдельные виды использования объектов животного мира.
С целью сохранения и воспроизводства животных, осуществление отдельных видов использования объектов животного мира, а также изъятие их из природной среды может быть ограничено либо полностью запрещено на определенной территории или на определенные сроки в порядке, предусмотренном законодательством. Добывание диких животных (зверей, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, моллюсков) в целях, не предусмотренных законодательными актами, не допускается.

Предприятия, учреждения, организации и граждане при осуществлении любой деятельности, которая влияет или может влиять на состояние животного мира, обязаны обеспечивать охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животных. При размещении, проектировании и застройке населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных, прибрежных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользовании и лесохозяйственных мероприятий, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристских маршрутов и организации мест отдыха населения должны предусматриваться и осуществляться меры по сохранению среды обитания и условий размножения животных, обеспечению неприкосновенности участков, представляющих особую экологическую ценность.

При размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции животных. Ввод в эксплуатацию объектов и применение технологий без обеспечения их средствами зашиты животных и среды их обитания, запрещается.

Проведение взрывных и других работ, являющихся источником повышенного шума, в местах размножения животных ограничивается законодательством. Выжигание сухой растительности или ее остатков допускается лишь в случае хозяйственной необходимости по согласованию с органами Минэкоресурсов. В целях сохранения и улучшения экологического состояния отдельных территорий, представляющих особую ценность как среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения и ценных видов животных, Минэкоресурсов может разрабатывать и вводить более строгие экологические нормативы, чем те, которые установлены для всей территории Украины.

Эксплуатация гидротехнических и других сооружении на водных объектах, установление гидрологического режима и режима водопотребления и иная деятельность, которая влияет или может влиять на состояние среды обитания диких животных, должна осуществляться с учетом требований по охране животного мира, интересов рыбного и охотничьего хозяйства. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны принимать меры для предотвращения гибели животных при осуществлении производственных процессов, в том числе хранении, транспортировке, применении опасных для животных препаратов, химических веществ и соединений, складировании, уничтожении, захоронении промышленных и бытовых отходов, проведении сельскохозяйственных, лесохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, а также при эксплуатации электрической сети и транспортных средств.

При проведении экологической экспертизы действующих объектов, проектов строительства и реконструкции (расширении, техническом перевооружении) предприятий, сооружений и других объектов, внедрении новой техники, технологии, материалов и веществ обязательно учитывается их влияние на состояние животного мира, среду обитания, пути миграции и условия размножения животных. Места строительства предприятий, сооружений и других объектов, а также внедрения новой техники, технологии, материалов и веществ, которые влияют или могут повлиять на состояние животного мира, согласовываются с органами Минэкоресурсов и специально уполномоченными государственными органами в области ведения охотничьего и рыбного хозяйства.




3.Порядок и требования по охране, защите и использованию объектов животного мира.

Порядок и требования по охране, защите и использованию объектов животного мира на территориях и объектах природно-заповедного фонда Украины устанавливаются специальными законодательными актами. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения в естественных условиях на территории страны виды животных подлежат особой охране и заносятся в Красную книгу Украины. Порядок и требования по использованию, охране и воспроизводству этих видов животных определяются Положением о Красной книге Украины, утверждаемым Верховной Радой. Виды животных, не занесенные в Красную книгу, но являющиеся редкими и находящиеся под угрозой исчезновения, по решению Минэкоресурсов заносятся в перечни видов животных, подлежащих особой охране.

Определение видов и установление порядка использования, защиты и охраны воспроизводства животных, занесенных в указанные перечни, осуществляется Министерством с учетом заключений научных организаций. Правила добывания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных для разведения в специально созданных условиях, а также в научно-исследовательских и иных целях устанавливаются Министерством экологии и природных ресурсов.

Разведение в неволе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных может разрешаться в целях их сохранения, охраны и воспроизводства, если этого невозможно достичь в естественных условиях, а также в научно-исследовательских целях. Разрешения на право заниматься разведением в неволе редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных выдает Минэкоресурсов. Для обеспечения сохранности генетического фонда редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных научные учреждения и организации проводят исследования искусственного разведения животных, создают центры и "банки" хранения генетического материала.

Создание и пополнение зоологических коллекций (живых коллекций зоопарков, зоосадов, океанариумов, препаратов, частей и останков животных) путем изъятия животных из природной среды производится предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами лишь по разрешениям, выдаваемым Министерством. Зоологические коллекции, представляющие научную, культурно-просветительную, учебно-воспитательную или эстетическую ценность, подлежат государственному учету. Создание, пополнение, хранение, использование, отчуждение и государственный учет зоологических коллекций, торговля ими, а также ввоз в Украину, пересылка и вывоз за ее пределы осуществляются по правилам, устанавливаемым Минэкоресурсов.

Пользователи объектами животного мира обязаны оказывать помощь диким животным в случае возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных экологических ситуаций, угрожающих существованию животных, незамедлительно информировать об этом органы охраны окружающей природной среды. Добывание и использование диких животных, терпящих бедствие, запрещается.

При применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, используемых в народном хозяйстве, должны учитываться требования по охране животного мира и среды обитания животных. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболевания и гибели животных при хранении, транспортировке и применении указанных препаратов. Правила применения средств зашиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, а также перечни указанных препаратов и веществ, использование которых разрешается в хозяйственной деятельности, способы их применения согласовываются с Минздравом и Минэкоресурсов. В целях предотвращения гибели животных и ухудшения среды их обитания Минэкоресурсов и его органы на местах по согласованию с местными государственными администрациями могут определять отдельные территории, на которых ограничивается или запрещается применение химических средств защиты растений, стимуляторов их роста и минеральных удобрений.

Согласно требованиям ст. 45 Закона, переселение животных в новые места обитания, акклиматизация новых для фауны видов животных, а также мероприятия по скрещиванию диких животных допускаются в научно-исследовательских и хозяйственных целях с учетом заключений соответствующих научных организаций с разрешения органов охраны окружающей природной среды и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области ведения охотничьего1 и рыбного хозяйства. Самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных запрещаются. Предприятия, учреждения, организации и граждане, содержащие либо разводящие в неволе или полувольных условиях диких животных, а также домашних животных, которые могут скрещиваться с дикими животными или причинить им вред, обязаны принимать меры к предотвращению выхода этих животных в природную среду.

Создание новых штаммов микроорганизмов, биологически активных веществ, выведение генетически изменённых организмов, производство других продуктов биотехнологии осуществляются на основании положительных заключений государственной экологической экспертизы. Использование указанных организмов и веществ без положительных заключений экологической экспертизы запрещается.

При разработке и установлении нормативов экологической безопасности (предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в объектах окружающей природой среды, предельно допустимого содержания загрязняющих веществ в кормах, предельно допустимых уровней акустического, электромагнитного, радиационного и иного вредного воздействия), а также предельно допустимых выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих химических веществ, уровней вредного воздействия физических и биологических факторов должны учитываться требования по охране животного мира и среды обитания животных. Утверждение нормативов экологической безопасности и лимитов добывания диких животных осуществляется Минэкоресурсов. 

Ввоз в Украину и вывоз за ее пределы объектов животного мира осуществляется по правилам, устанавливаемым Минэкоресурсов. В целях обеспечения рационального использования, эффективной охраны и своевременного воспроизводства животного мира права собственников и пользователей земли, лесов и других природных ресурсов могут быть ограничены и на них могут возлагаться соответствующие обязанности согласно действующему законодательству.







 4. Государственное управление и государственный контроль в сфере охраны животного мира

4.1.Государственное управление в области использования, охраны и воспроизводства животного мира осуществляется центральными и местными органами государственной исполнительной власти общей и специальной компетенции. В соответствии со ст. 8 Закона, государственное управление в области использования, охраны и воспроизводства животного мира осуществляют Кабинет Министров Украины и местные государственные администрации, а также Министерство экологии и природных ресурсов, его органы на местах и другие специально уполномоченные на это государственные органы.

Кабинет Министров Украины как центральный орган государственного управления общей компетенции обеспечивает разработку общегосударственных программ использования и охраны животного мира, устанавливает порядок определения платы и её предельные размеры за пользование объектами и ресурсами животного мира, приостанавливает или прекращает деятельность предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подчинения, в случаях нарушения ими требований законодательства об использовании, охране и воспроизводстве животного мира и выполняет другие управленческие функции в области использования и охраны животного мира. Министерство экологии и природных ресурсов как центральный орган государственного управления специальной компетенции осуществляет не только специальные управленческие полномочия в области использования, охраны и воспроизводства животного мира, но и обеспечивает государственный контроль за использованием и охраной животного мира, а также координирует деятельность специальных ведомственных органов в этой сфере.

Местными органами государственного управления общей компетенции в области использования, охраны и воспроизводства животного мира являются местные государственные администрации, а местными органами государственного управления специальной компетенции являются областные1 управления и районные отделы Минэкоресурсов. Они обеспечивают разработку и реализацию региональных и местных программ использования и охраны животного мира, утверждают по представлению органов министерства лимиты использования объектов и ресурсов животного мира, а также осуществляют координацию деятельности органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на их территории, независимо от форм собственности и подчинения в сфере использования и охраны животного мира.

Следует отметить, что система и функции государственных органов управления в области охраны животного мира не являются окончательно разрешёнными в современном украинском законодательстве. Известно, что действующее фаунистическое законодательство интегрировано регламентирует содержание использования, охраны и воспроизводства животного мира, охватывающего как наземных животных, птиц и насекомых, так и водных животных, видового разнообразия рыбных ресурсов и их запасов. Однако интеграцию управленческих функций в области использования и охраны животного мира в результате осуществления административной реформы центральных органов исполнительной власти нельзя признать оптимальной.
На уровне выполнения функций управления в области использования и охраны животного мира органами общей компетенции, каковыми являются Кабинет Министров и местные государственные администрации, интегрированная система государственных органов сформирована. В известной степени она сложилась и на уровне специального управления, осуществляемого Минэкоресурсов и его местными управленческими структурами как органами специальной компетенции. К тому же в настоящее время Госкомводхоз, Госкомзем и Госкомлесхоз, обладающие определёнными управленческими функциями в области использования, охраны и воспроизводства объектов животного мира действуют через Минэкоресурсов.
Однако такая интеграция управленческих функций органов специальной компетенции предусмотрена не для всех объектов животного мира. Сложности осуществления управленческой деятельности заключаются не в том, что Госкомводхоз и его местные органы выполняют функции специального государственного управления водными объектами, а Госкомлесхоз и его местные органы - государственное управления наземными объектами животного мира. При современной структуре управления природопользованием и природоохраной органами исполнительной власти, когда координационные функции возложены на Минэкоресурсов, интеграция государственного управления обеспечивается.

Проблема заключается в недостаточной интегрированности государственного управления в сфере использования и охраны рыбных ресурсов и воспроизводства их запасов в связи с тем, что в результате административной реформы Государственный комитет по рыбному хозяйству и рыбной промышленности отнесен к структуре Министерства аграрной политики Украины1. Это вступило в определённое противоречие с интегрированным содержанием фаунистического законодательства и свидетельствует о том, что управленческие структуры рассматривают рыбные запасу в качестве продовольственных ресурсов, а не объектов охраны. Наиболее оптимальным путём преодоления этого противоречия было бы преобразование Государственного комитета по рыбному хозяйству и рыбной промышленности в Госкомрыбхоз с сохранением за ним функций специального органа государственного управления в области использования, охраны и воспроизводства рыбных ресурсов, осуществляемых через Минэкоресурсов как головным органом специального государственного управления в сфере природопользования и природоохраны.
4.2. Государственный контроль в области использования, охраны и воспроизводства животного мира, в соответствии со ст. 52 Закона, осуществляется Кабинетом Министров Украины, Министерством экологии и природных ресурсов и его органами на местах, местными органами государственной исполнительной власти, другими государственными органами, а также органами местного самоуправления. Условия и порядок осуществления государственного контроля за использованием, охраной и воспроизводством животного мира определяется законодательством.

Министерство экологии и природных ресурсов и его органы на местах, согласно ст. 54 Закона, имеют право: координировать работу других специально уполномоченных органов государственной исполнительной власти в области охраны, использования и воспроизводства животного мира и осуществлять контроль за деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира; контролировать соблюдение установленного порядка учета животных и учета их использования; требовать от физических и юридических лиц устранения нарушений законодательства в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира; прекращать в установленном порядке использование объектов животного мира, которое ведется с нарушением законодательства; в установленном порядке временно приостанавливать работы, при проведении которых нарушаются правила, нормы и другие требования по использованию и охране животного мира, среды их обитания, условий размножения и путей миграции животных, до устранения нарушений; прекращать незаконные действия или аннулировать разрешения и устанавливать ограничения на добывание, все виды использования, содержание, реализацию, вывоз из Украины и ввоз на ее территорию диких животных; осуществлять контроль за торговлей охотничьими трофеями и изготовлением изделий из них; предъявлять иски о возмещении ущерба и потерь, причиненных предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами вследствие нарушения законодательства об охране, использовании и воспроизводстве объектов животного мира.

Должностные лица специально уполномоченных государственных органов управления и контроля в области охраны, использования и воспроизводства животного мира в соответствии с законодательством имеют право: давать обязательные к исполнению указания (предписания) об устранении нарушений в области использования, охраны и воспроизводства животного мира; проверять документы на право использования объектов животного мира; останавливать транспортные (плавучие) средства и производить досмотр вещей, транспортных средств и судов, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и других предметов; доставлять лиц, нарушающих законодательство в области использования, охраны и воспроизводства животного мира, в органы внутренних дел и местные органы власти; изымать у лиц, нарушающих законодательство в области использования и охраны животного мира, орудия добывания животных (в том числе рыбных запасов), плавучие и транспортные средства, устройства и предметы, послужившие орудием правонарушения, незаконно добытую продукцию, а также соответствующие документы; проводить фотографирование, звукозаписи, кино и видео съемки как вспомогательные средства для предупреждения и раскрытия нарушений законодательства в области использования, охраны и воспроизводства животного мир; вызывать граждан и должностных лиц для дачи устных или письменных объяснений в связи с нарушением ими законодательства о животном мире; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в области использования, охраны и воспроизводства объекте животного мира.

Должностные лица предприятий, учреждении и организации, осуществляющих охрану, использование и воспроизводство животного мира в соответствии с законодательством имеют право: проверять документы на право использования объектов животного мира, останавливать транспортные, в том числе плавучие, средства и производить досмотр вещей, транспортных, в том числе плавучих, средств, орудий охоты и рыболовства и добытой продукции; доставлять лиц, нарушающих законодательство в области охраны, использования и воспроизводства животного мира, в милицию и органы местного самоуправления; составлять протоколы о правонарушениях в области использования, охраны и воспроизводства животного мира.

Для осуществления государственного контроля за использованием, охраной и воспроизводством животного мира в Минэкоресурсов и его органах на местах могут создавать специальные подразделения. Во время исполнения служебных обязанностей государственные инспекторы специальных подразделений имеют право на ношение форменной одежды установленного образца, а также табельного оружия и других специальных средств в соответствии с законодательством. Государственные инспекторы специальных подразделений подлежат обязательному социальному страхованию. Условия и порядок страхования государственных инспекторов специальных подразделений и их социальной защиты устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Работникам предприятий, учреждений и организаций, осуществляющим охрану и контроль в области использования, охраны и воспроизводства животного мира, гарантируется правовая защита их чести, достоинства, здоровья и жизни в соответствии с законодательством Украины.

Наряду с государственным контролем, законодательством предусмотрено осуществление общественного контроля в области использования, охраны и воспроизводства животного мира. Такой контроль, согласно ст. 53 Закона, осуществляется общественными инспекторами охраны окружающей природной среды. Полномочия общественных инспекторов в области контроля за использованием, охраной и воспроизводством животного мира определяются в соответствии с Положением1, утверждаемым министерством. Условия и порядок стимулирования работников специально уполномоченных государственных органов и общественных инспекторов в области использования, охраны и воспроизводства животного мира устанавливается Кабинетом Министров Украины.

4.3.Государственный учет животных и учет объемов их добывания ведётся с цельюобеспечения рационального использования и организации охраны животного мира. Условия и порядок ведения государственного учета животных и объема их добывания устанавливается Минэкоресурсов. В этой связи необходимо учитывать также требования ст. 24 Закона «Об охране окружающей природной среды», согласно которой предприятия, учреждения и организации проводят первичный учет использования природных ресурсов и представляют соответствующую информацию органам, ведущим государственный учет в соответствующей сфере. Сбор, обработка и предоставление соответствующим государственным органам сводной статистической отчетности об объемах использования природных ресурсов, выполнении мероприятий по охране природных объектов и другой информации, осуществляется по единой системе в порядке, определённом Кабинетом Министров Украины.

4.4. Государственный кадастр животного мира ведётся с целью учета количественных, качественных и других характеристик режимов использования, форм охраны и объёмов воспроизводства объектов и ресурсов животного мира. Согласно ст. 51 Закона, государственный кадастр животного мира содержит систематизированную совокупность сведений о географическом распространении видов (групп видов) животных, их численности и состоянии, характеристики среды обитания и современного хозяйственного использования и другие необходимые данные. Условия и порядок ведения государственного кадастра животного мира определяется Кабинетом Министров Украины1.

4.5. Государственный мониторинг животного мира представляет собой наблюдение за состоянием объектов и ресурсов животного мира и ведётся в целях обеспечения сбора, обработки, сохранения и анализа информации о животном мир, прогнозирования изменений в них, и разработки научно обоснованных рекомендаций для принятия эффективных управленческих решений в области использования и охраны животного мира. Мониторинг животного мира является составной частью мониторинга окружающей природой среды и осуществляется в соответствии с Законом «Об охране окружающей природой среды». Порядок осуществления государственного мониторингу окружающего природной среды определяется Кабинетом Министров Украины. Специально уполномоченные государственные органы вместе с соответствующими научными учреждениями, согласно ст. 22 природоохранного закона, обеспечивают организацию краткосрочного и долгосрочного прогнозирования использования и воспроизводства природных ресурсов.




Список литературы:

Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.

Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.

Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.

Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.