Файл: Инновационный мкенеджмент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2019

Просмотров: 379

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

13


Содержание:

1. Организационный механизм внедрения инноваций в производство……………...3

2. Планирование и принципы разработки инновационной стратегии предприятия………………………………………………………………………………8

3. Деловая ситуация……………………………………………………………………..11

4. Задачи………………………………………………………………………………….12






































1. Организационный механизм внедрения инноваций в производство

Инновация (нововведение) означает процесс создания и внедрения новшеств. Нововведение становится все более важным моментом экономической жизни. В нынешней обстановке организациям жизненно важно успешно внедрять нововведения. Чаще всего источники этих идей находятся за пределами организации. Основными источниками нововведений являются факторы маркетинга (спрос, давление конкурентов), а не технические факторы. Сформулируем принципы успешной реализации инноваций.

Нововведение становится все более важным моментом экономической жизни. В России постепенно приходят к мнению, что наша во многом неэффективная промышленная деятельность по сравнению с такими странами, как США, Япония, Германия и Китай, объясняется тем, что последние более прогрессивны в плане применения новой техники. В нынешней обстановке организациям жизненно важно идти в ногу или даже впереди технических перемен и успешно внедрять нововведения.

Инновация (нововведение) означает процесс создания и внедрения новшеств. В зависимости от места применения (потребления) можно выделить четыре группы инноваций/нововведений:

- товарные — новые продукты, потребляемые в сфере производства (средств производства) или в сфере потребления (предметы потребления);

- технологические — новые способы производства (или усовершенствованные) старых или новых продуктов;.

- управленческие — новые формы и методы работы, используемые аппаратом управления;

- экономические — проведение маркетинговых исследований в области инноваций на основе методов сбора и анализа информации о потенциале (в том числе коммерческого конкретного нововведения).

Предлагается также ввести классификацию по социально-временным факторам:

- нововведение, соответствующее определенному этапу развития общества или организации;

- нововведение, не соответствующее развитию общества или конкретной организации на определенном этапе их развития.

К первым относятся инновационные процессы, вызванные к жизни объективными потребностями определенного временного этапа (например, появление и развитие авиации).

Ко вторым можно отнести те нововведения, которые могут быть вредными или не приносить пользу обществу или организации (например, разработка и внедрение на рынок наркотических средств, не используемых в медицине, или несоответствие финансовых возможностей организации его инновационной деятельности). В дальнейшем предлагается называть такие нововведения «иррациональными».


Попробуем сформулировать основные принципы успешной реализации инноваций.

1. Приоритетность инновационного производства над традиционным. Данный принцип базируется, во-первых, на ведущей роли науки в системе производительных сил; во-вторых, на решающем значении в прогрессе производительных сил. Приоритет инновационных процессов выступает как прямое следствие повышения роли научно-технической подготовки производства, адекватности уровня рабочей силы состоянию технологической и производственной базы предприятия.

2. Экономичность инновационной деятельности. Данный принцип предполагает последовательный учет в практике управления производительного характера функционирования прикладной науки, определяющей не только самоокупаемость инновационного процесса, но и его прибыльность, коммерческий успех на рынке.

3. Гибкость инновационной деятельности. Исходя из этого принципа, управление должно обеспечить широту свободы действий субъектов инновационной деятельности, получение ими возможности маневра, отказ от жесткой регламентации, поощрение инициативы.

4. Цикличность инновационных процессов. Среди исследователей все большую популярность завоевывает волновая, циклическая концепция развития нововведений. В начале цикла происходит постепенное нарастание технического потенциала нововведения, затем его бурная коммерческая эксплуатация, за которой следует замедление. В основе каждой «волны» лежат доминирующие базисные технологии. Впервые эту концепцию больших циклов предложил экономист Н. Д. Кондратьев («циклы Кондратьева»). Суть ее заключается в том, что существуют большие циклы, характеризующиеся сменой тенденций повышения и понижения.

5. «Не навреди!» С нашей точки зрения, этот принцип является основополагающим не только для медицины, но и для общества, организации, индивидуума, занимающегося инновационной деятельностью. Неразумное, непродуманное создание и внедрение новшества может быть опасно для общества в целом (новые виды оружия массового поражения) и для конкретной организации (средства, затраченные на нововведение, не имеющее коммерческого потенциала, могут привести к гибели организации).

6. Соответствие инновационной деятельности и его результатов (новшества) определенным временным рамкам. Нововведение, которое для данного общества или организации не соответствует конкретному этапу развития, не может принести пользы и быть востребованным.

7. Соответствие инновационной деятельности и ее результатов культурному уровню рынка. Новшество, которое внедряется на рынок, должно соответствовать культурному уровню этого рынка, иначе оно не будет обладать коммерческим потенциалом и не будет востребовано им.

8. Финансовая обеспеченность нововведения. Инновационная деятельность должна быть адекватна финансовым возможностям организации и обеспечиваться денежными ресурсами на каждом этапе (для ее успешного завершения и проведения мероприятий по анализу и подготовке рынка к внедрению новшества).


9. Общественная полезность. Нововведение должно приносить пользу не только конкретной структуре, занимавшейся его разработкой, но и обществу в целом, т. е. нововведение должно ориентироваться на принципы социально-этического маркетинга.

10. Экономико-географический принцип. Мы исходим из того, что результат и сам процесс нововведения должны реализовываться, быть адекватны определенному уровню экономики и географическим, климатическим и т. п. условиям.

11. Поддержка фундаментальной науки. Прикладная наука имеет возможность самофинансирования. Такая возможность отсутствует у фундаментальной. Так как фундаментальная наука является основой для научно-технического прогресса в целом, задача государственных органов и предпринимательских структур, занимающихся инновационной деятельностью, поддерживать материальную основу этой деятельности — фундаментальную науку.

12. Защищенность инновационной деятельности. Принятие и действие законов и других нормативно-правовых документов для защиты авторских прав и интересов организаций, действующих в сфере инновационной деятельности.

13. Организация обратной связи. Процесс нововведения заканчивается появлением на рынке новшества, которое должно на определенном этапе жизненного цикла вызывать потребность в создании следующего нового продукта (идею) и давать финансовую возможность этому процессу.

14. Кадровое соответствие. Для успешного проведения процесса нововведения организация должна располагать кадрами, которые могут и хотят создавать новое.

15. Конкурентоспособность. Политика нововведения должна строиться с учетом деятельности конкурентов на рынке, анализа их возможностей, сильных и слабых сторон, использования достижений конкурентов в своих интересах (бенчмаркинг), а также носить упреждающий характер.

16. Единая инновационная стратегия. Организация разрабатывает стратегию в области инновационной деятельности, учитывающую экономические, финансовые, кадровые возможности; социальное воздействие на общество; факторы внешней среды.

17. Коммерческий эффект нововведения. Процесс инновационной деятельности возможен и имеет смысл в том случае, когда он обладает коммерческим потенциалом, а новшество приносит прибыль, которая должна покрывать затраты на ведение инновационной деятельности, обеспечивать жизнедеятельность организации и стимулировать организацию к созданию последующих новшеств.

18. Экологическая безопасность. Любое нововведение должно гарантировать отсутствие вреда для окружающей среды. Организация предусматривает возможность причинения вреда и принимает меры по его предотвращению. В конечном итоге новый продукт, наносящий вред природе и человеку, отторгается обществом и не приносит пользу организации.

19. Приоритет потребности рынка. Фирма, занимающаяся инновационной деятельностью, для получения коммерческого эффекта должна ориентироваться на потребителя и предлагать те новшества, которые ему действительно нужны, а не те, которые может произвести (основной принцип маркетинга).


Правила успешного внедрения и реализации инноваций в организациях.

Правило № 1. Чем больше потребность в нововведении, тем более организация должна использовать различные структуры для начального этапа и этапа внедрения нововведения.

Чем больше потребность организации, тем больше вероятность того, что необходимо быстрое реагирование. Например, в последнее время, вследствие нехватки нефти, у многих нефтяных компаний появилась острая необходимость создания заменителей нефти для выпускаемых ими продуктов; создать эти заменители надо было довольно быстро. Использование более децентрализованной и неформальной структуры на начальном этапе нововведения может помочь сбору и обработке информации, необходимой для выявления новых нововведений. После выявления нововведений для внедрения этих заменителей или модификаций производственного процесса можно было бы использовать более централизованную и формализованную структуру. Этот более централизованный этап внедрения уменьшит неопределенность того, как же должны работники использовать нововведения.

Правило № 2. Чем больше неопределенность, связанная с инновационной ситуацией, тем более организация должна использовать различные структуры для начала и внедрения нововведения.

Когда неопределенность относительно начального этапа велика, она оказывает важное воздействие на этапы начала и внедрения нововведения. Когда велика неопределенность относительно инновационной ситуации, то потребность в информации в период начала нововведения будет велика. Организации необходимо иметь более гибкую (с низкой централизацией и формализацией) организационную структуру, а также большие входы(потоки) информации. Благодаря этому организация сможет получить информацию, необходимую для выявления новых сфер применения нововведений. Очень жесткие правила и процедуры просто будут мешать сканированию среды на новые источники информации.

В инновационном процессе сканирование внешней среды играет очень большую роль. Чаще всего источники идей нововведений находятся за пределами самой организации. Основными источниками идей для нововведений являются факторы маркетинга (спрос покупателей, давление со стороны конкурентов), а не технические факторы (стремление использовать работу отделов НИОКР). Поэтому для начала инновационного процесса организация должна сканировать окружающую среду. Однако в период этапа внедрения нововведения необходимы более конкретные, специальные правила и процедуры, которых будут придерживаться при разработке стратегии для внедрения нововведения. Эта уменьшенная неопределенность, неоднозначность, свойственная внедрению, имеет большое значение.

Правило № 3. Чем более радикально нововведение, тем в большей степени организация должна использовать различные структуры для начала и внедрения нововведения.


Для радикальных нововведений характерна их новизна и неповторимость. Чем больше нововведение отличается от существующих альтернатив, от status quo, тем более оно радикально. Тогда для начала радикального нововведения необходима организационная единица (подразделение). Это подразделение должно предложить очень своеобразные, необычные подходы для решения какой-то частной ситуации; потребности сбора и обработки информации будут очень высокими. Однако более гибкая организационная структура при низкой централизации, низкой формализации и высокой сложности будет способствовать сбору и обработке информации. В данном случае можно создать команды по выполнению специальных заданий или проектные группы с целью мозговой атаки и разработки этих новых решений. Таким образом, организационная структура в данном случае будет очень гибкой. Однако при переходе на этап внедрения нововведения снова появляется необходимость создания несколько более централизованной и формализованной и менее сложной структуры. Это необходимо для получения правил и процедур, с помощью которых члены организации могут лучше понять, как данное нововведение используется в их рабочей роли. Эта большая централизация и формализация будет иметь возможность для уменьшения неясности, неопределенности относительно того, как будет внедряться нововведение.

Если структурное нововведение носит «радикальный» характер, то становится важным интегрировать этот процесс в организации. Для полной институционализации этой структуры необходимо, чтобы руководители высшего уровня поддерживали этот процесс. В организации необходимо создать климат, поддерживающий инновационный процесс. Для создания этого климата членам организации может быть необходимо пройти специальную подготовку, благодаря чему они научатся способам внедрения структур нововведения.

2. Планирование и принципы разработки инновационной стратегии

Стратегическое управление инновациями решает вопросы планирования и реализации инновационных проектов, рассчитанных на значительный качественный скачок в предпринимательстве, производстве или социальной среде предприятия. В широком смысле — это процесс предвидения глобальных изменений в экономической ситуации и поиска крупномасштабных решений, обеспечивающих выживание и устойчивое развитие предприятия. Любые стратегические меры, предпринимаемые организацией, так или иначе, основаны на нововведениях. Например, продуктово-рыночная стратегия направлена на развитие новых видов продукции и технологий, сфер и методов сбыта.

Инновационная политика (стратегия нововведений) требует объединения технической политики с политикой капиталовложений. Такая политика основывается на определенных объектах исследований и поиске новых технологических возможностей.