Файл: Документ Microsoft Word.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2019

Просмотров: 500

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.1.9. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА


В соответствии со ст. 37 Закона Украины «Об охране труда» государственное управление охраной труда в Украине осуществляют:

  • Кабинет Министров Украины;

  • Комитет по надзору за охраной (в соответствии с административной реформой 2000 г. – Департамент Госнадзорохрантруда) Министерство труда и социальной политики Украины;

  • министерства и другие центральные органы государственной исполнительной власти;

  • местная государственная администрация, местные Советы народных депутатов;

  • ассоциации, концерны, корпорации и другие объединения предприятий. Закон содержит нормы прямого действия, которые определяют обязанности, права и полномочия каждого из этих органов.

В соответствии со статьей 13 Закона Украины «Об охране труда» на каждом предприятии создается и обеспечивается функционирование системы управления охраной труда (СУОТ).

Система управления охраной труда (СУОТ) это совокупность органов управления предприятием, которые на основании комплекса нормативной документации проводят целеустремленную, планомерную деятельность по осуществлению заданий и функций управления с целью обеспечения здоровых, безопасных и высокопроизводительных условий труда, улучшение производственного быта, предотвращение травматизма и профзаболеваний.

Основные задачи и функции СУОТ на предприятии следующие:

  • Планирование работ по охране труда. Функция планирования, в основе которой лежит прогностический анализ, имеет решающее значение в системе управления охраной труда. Планирование работы по охране труда подразделяют на: перспективное, текущее и оперативное. Перспективное планирование содержит наиболее важные, трудоемкие и долгосрочные по срокам выполнения мероприятия по охране труда, выполнение которых, как правило, требует совместной работы нескольких подразделений предприятия. Возможность выполнения мероприятий перспективного плана должна быть подтверждена обоснованным расчетом необходимого материально-технического обеспечения и финансовых расходов с указанием источников финансирования. Основной формой перспективного планирования работы по охране труда является разработка комплексного плана предприятия по улучшению состояния охраны труда. Текущее планирование осуществляется в течение календарного года при разработке соответствующих мероприятий в разделе „Охрана труда" коллективного договора. Оперативное планирование работы по охране труда осуществляют по итогам контроля состояния охраны труда в структурных подразделениях и на предприятии в целом. Оперативные меры по устранению обнаруженных недостатков указываются непосредственно в приказе собственника предприятия, который издается по итогам контроля, и в плане мероприятий, как дополнение к приказу;

  • Разработка, принятие и отмена нормативных актов предприятия (инструкций, положений, правил и др.);

  • Профессиональный подбор кадров. Профессиональный подбор – это процесс обоснованного отбора из группы кандидатов для обучения и работы на сложных, ответственных и опасных профессиях на основе объективной оценки психофизиологических показателей кандидатов. Существует официальный перечень работ, где существует необходимость в профессиональном подборе. На основании этого перечня работ составляется перечень профессий, для которых необходим профессиональный отбор. Медицинские обследования по поводу профессионального подбора осуществляется согласно правилам Министерства здравоохранения Украины;

  • Обучение и инструктажи по вопросам охраны труда. Проходят все работники предприятия как при приеме на работу, так и в процессе работы. Работники, выполняющие работы с повышенной опасностью или работающие там, где требуется профессиональный отбор, проходят предварительное специальное обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в сроки, установленные соответствующими отраслевыми нормативными актами об охране труда, но не реже одного раза в год.;

  • Регламентация процесса труда (правила внутреннего трудового распорядка, регламентация продолжительности работы во вредных или тяжелых условиях, в условиях высоких или низких температур, аварийно-спасательных работ, оформление нарядов-допусков на выполнение работ и т.п.);

  • Аттестация рабочих мест по условиям труда, паспортизация объектов. Аттестацию проводит предприятие не реже одного раза в пять лет на рабочих местах, паспортизации подлежат некоторые виды оборудования путем диагностики и технической экспертизы, а также измерением уровня возникающих вредных и опасных факторов. По форме проведения аттестация и паспортизация практически одинаковы, но цель их разная: аттестация дает право на предоставление работающим во вредных и тяжелых условиях льготы и компенсации, а по результатам паспортизации этого нельзя сделать. Однако оба эти вида позволяют дать оценку условий труда на соответствие требованиям производственной санитарии и техники безопасности и разработать мероприятия по достижению требуемых норм.

  • Регистрация и учет (условий труда, обучения, инструктажей, нормативных актов предприятия по охране труда, несчастных случаев, аварий, профессиональных заболеваний, предписаний инспекторов, медицинских осмотров, выдачи специальной одежды, средств индивидуальной защиты и др.);

  • Обеспечение безопасности оборудования, процессов, зданий, сооружений и территории. Это достигается путем обеспечения: качества проектных решений относительно безопасных и безвредных условий труда; качества монтажа; принятия промышленных объектов приемной комиссией; осуществления входного контроля нового оборудования; обследования состояния зданий, сооружений, оборудования, систем защиты и управления; своевременного проведения диагностики, технических испытаний, ремонта оборудования и сооружений; выполнения технических регламентов, правил эксплуатации, инструкций и др.; соответствия профессиональной квалификации работников и должностных лиц профилю производства и наличия у них необходимых знаний и навыков по безопасности труда;

  • Обеспечение санитарно-гигиенических условий труда, санитарно-бытового, лечебно-профилактического и медицинского обслуживания (это означает, что предприятие обеспечивает оптимальные режимы труда и отдыха, соблюдение норм санитарии, наличие на предприятии необходимых санитарно-бытовых помещений, снабжение спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, моющими средствами, а также организацию предварительных и периодических медицинских осмотров работников предприятия, функционирование медицинских пунктов (больниц), наличие средств оказания первой помощи и т.п.);

  • Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий;

  • Создание и управление фондами охраны труда на предприятии. Средства фондов охраны труда предприятий формируются за счет: части прибыли от предпринимательской деятельности предприятия; отчислений средств предприятий; средств, полученных от применения органами государственного надзора за охраной труда штрафных санкций к предприятиям за нарушение нормативных актов об охране труда. Администрация (собственники) предприятий определяют порядок управления этими фондами, осуществляют контроль за правильным использованием и учетом этих средств. Решения об использовании фондов охраны труда принимаются с участием служб охраны труда предприятия и профсоюзных организаций предприятия;

  • Пропаганда и воспитание безопасности поведения. Целью пропаганды и воспитания является повышение индивидуальной защищенности работников путем организации, самоорганизации их безопасного поведения. Методы пропаганды и воспитания могут быть одноканальными (без обратной связи): инструкции, правила, газеты, журналы, информационные стенды, письма, радио- и аудиовизуальные средства, – а также более эффективные двухканальные (с обратной связью, контролем восприятия): беседы, лекции, семинары, обсуждения, рассмотрение конкретных нарушений и их возможных последствий и т.п.;

  • Контроль и инспектирование выполнения норм, правил, инструкций и т.д. Контроль следует рассматривать как общую функцию системы проверки исполнительской дисциплины при решении ранее упомянутых функций и задач, и как специальную функцию органов государственного надзора, специальных служб и уполномоченных на то представителей общественности. Специальный контроль – это инспектирование. Инспекторские проверки делятся на оперативные, целевые и комплексные. Оперативные проверки проводятся на определенном объекте государственным инспектором, как правило, на протяжении одного рабочего дня в разные смены в присутствии ответственного работника предприятия. Целевые проверки – это проверки на объектах, предприятиях, группе предприятий конкретных вопросов по охране труда, например, газового режима, взрывных работ, средств защиты и т.п. Они осуществляются одним государственным инспектором или группой на протяжении рабочей смены, а иногда и нескольких дней. Комплексные проверки – это всесторонняя и тщательная ревизия состояния безопасности и условий труда на предприятии. Они осуществляются согласно графикам проверки органов Госнадзорохрантруда специальной комиссией с участием представителей органов государственного надзора и исполнительной власти, министерств, главков и т.д., аварийно-спасательных формирований и профсоюзов. Предприятие или объединение предупреждается о плановой комплексной проверке за месяц до ее начала. Оперативные и комплексные проверки должны заканчиваться выдачей руководителю предписания установленной формы по устранению обнаруженных нарушений, а также постановлением о запрещении работы оборудования или ведения работ. По результатам комплексной проверки составляется акт установленной формы. Этот акт является основанием для наложения штрафа на предприятие. результаты проверок должны обсуждаться на совещаниях в присутствии всех членов комиссии, собственника, руководителей подразделений, а также доводиться до сведения трудящихся предприятия.


В соответствии со статьями 13 и 15 Закона Украины «Об охране труда» на каждом предприятии создаются соответствующие службы: служба охраны труда; газоспасательная служба; санитарно-гигиенические лаборатории, комиссия по вопросам охраны труда и др., обеспечивающие функционирование системы управления охраной труда (СУОТ).


1.1.10. СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЯ


Собственник создает на предприятии службу охраны труда в соответствии с приказом Госкомитета Украины по надзору за охраной труда № 73 от 03.08.93г.

На предприятии с количеством работающих 50 и более чело­век работодатель создает службу охраны труда в соответствии с типовым положением, утверждаемым специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам надзо­ра за охраной труда.

На предприятии с количеством работающих менее 50 человек функции службы охраны труда могут исполнять в порядке совмес­тительства лица, имеющие соответствующую подготовку.

На предприятии с количеством работающих менее 20 человек для исполнения функций службы охраны труда могут привлекаться посторонние специалисты на договорных началах, имеющие соот­ветствующую подготовку.

Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю. Руководители и специалисты службы охраны труда по своей должности и заработной плате приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно-технических служб.

Специалисты службы охраны труда в случае выявления наруше­ний охраны труда имеют право:

  • выдавать руководителям структурных подразделений предприя­тия обязательные для выполнения предписания по устранению имеющихся недостатков, получать от них необходимые сведения, документацию и объяснения по вопросам охраны труда;

  • требовать отстранения от работы лиц, не прошедших предус­мотренных законодательством медицинского осмотра, обучения, инструктажа, проверки знаний и не имеющих допуска к соответ­ствующим работам или не выполняющих требований нормативно-правовых актов по охране труда;

  • приостанавливать работу производства, участка, машин, механиз­мов, оборудования и других средств производства в случае нару­шений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих;

  • направлять работодателю представление о привлечении к ответ­ственности работников, нарушающих требования по охране труда.

Предписание специалиста по охране труда может отменить лишь работодатель.

Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия либо прекращения использования наем­ного труда физическим лицом.

В соответствии с Типовым положением о службе охраны труда, утвержденным названным приказом Госкомитета Украины, служба входит в структуру предприятия как одна из основных производственно-технических служб. Она комплектуется специалистами, имеющими высшее образование и стаж работы по профилю производства не менее 3 лет. Специалисты со средним специальным образованием принимаются в службу охраны труда в исключительных случаях. В Типовом положении есть «Рекомендации о структуре и численности службы охраны труда».


Служба охраны труда решает задачи:

  • обеспечения безопасности производственных процессов, оборудования, зданий и сооружений;

  • обеспечения работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • профессиональной подготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда, пропаганды безопасных методов труда;

  • выбора оптимальных режимов труда и отдыха работающих;

  • профессионального отбора исполнителей для определенных видов работ.

Служба охраны труда выполняет такие основные функции:

  • разрабатывает эффективную целостную систему управления охраной труда, способствует совершенствованию деятельности в этом направлении каждого структурного подразделения и каждого должностного лица;

  • проводит оперативно-методическое руководство всей работой по охране труда;

  • составляет вместе со структурными подразделениями предприятия комплексные мероприятия для достижения установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды (повышения существующего уровня охраны труда, если установленные нормативы достигнуты), а также раздел "Охрана труда" коллективного договора;

  • проводит работникам вводный инструктаж по вопросам охраны труда;

  • содействует внедрению в производство достижений науки и техники, в том числе эргономики и прогрессивных технологий, современных средств коллективной и индивидуальной защиты работающих, защиты населения и окружающей среды;

  • рассматривает письма, заявления и жалобы работающих по вопросам охраны труда;

  • оказывает методическую помощь руководителям структурных подразделений предприятия в разработке мероприятий по вопросам охраны труда;

  • готовит проекты приказов и распоряжений по вопросам охраны труда, общих для всего предприятия;

  • рассматривает факты наличия производственных ситуаций, опасных для жизни или здоровья работающих либо для окружающих людей и окружающей природной среды, в случае отказа работников выполнения порученной им работы по этим причинам;

  • организует: обеспечение работающих правилами, стандартами, нормами, положениями, инструкциями и другими нормативными актами по охране труда, паспортизацию цехов, участков, рабочих мест на соответствие их требования охраны труда; учет, анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, а также ущерб от этих происшествий; подготовку статистических отчетов предприятия по вопросам охраны труда; разработку перспективных и текущих планов работы предприятия по созданию безопасных и безвредных условий труда; работу методического кабинета охраны труда, пропаганду безопасных и безвредных условий труда путем проведения консультаций, обзоров, конкурсов, бесед, лекций, распространения средств наглядной агитации, оформления информационных стендов; помощь комиссии по вопросам охраны труда предприятия в проработке необходимых материалов и реализации рекомендаций; повышение квалификации и проверку знаний должностных лиц по вопросам охраны труда;

  • принимает участие в: расследовании несчастных случаев и аварий, в формировании фонда охраны труда предприятия и распределении его средств, работе комиссии по вопросам охраны труда предприятия; работе комиссий по вводу в эксплуатацию законченных строительств, после реконструкции и технического перевооружения объектов производственного и социального назначения, отремонтированного или модернизированного оборудования, разработке положений, инструкций, других нормативных актов об охране труда, действующих в пределах предприятия; работе постоянно действующих комиссии по вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда;

  • контролирует: соблюдение действующего законодательства, межотраслевых, отраслевых и других нормативных актов, исполнение работниками должностных инструкций по вопросам охраны труда; исполнение предписаний органов государственного надзора, предложений и представлений уполномоченных трудовых коллективов и профсоюзов по вопросам охраны труда, использование по назначению средств фонда охраны труда; соответствие нормативным актам об охране труда машин, механизмов, оборудования, транспортных средств, технологических процессов; средств противоаварийной, коллективной и индивидуальной защиты работающих; наличие технологической документации на рабочих местах; своевременное проведение обучения и инструктажей работающих, аттестации и переаттестации по вопросам безопасности труда должностных лиц и лиц, выполняющих работы повышенной опасности, а также соблюдение требований безопасности при выполнении этих работ; обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, моющими средствами, санитарно-бытовыми помещениями; организацию питьевого режима; предоставление работникам предусмотренных законодательством льгот и компенсаций, связанных с тяжелыми и вредными условиями труда; использование труда несовершеннолетних, женщин и инвалидов согласно действующему законодательству; прохождение предварительного (при приеме на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда либо таких, где есть необходимость в профессиональном отборе; прохождение ежегодных обязательных медицинских осмотров лиц в возрасте до 21 года; выполнение мероприятий, приказов, распоряжений по вопросам охраны труда, а также мероприятий по устранению причин несчастных случаев и аварий, указанных в актах расследования; осуществляет связь с медицинскими заведениями, с научными и другими организациями по вопросам охраны труда, организовывает внедрение их рекомендаций.


При службе охраны труда может создаваться лаборатория, которая осуществляет контроль за наличием вредных производственных факторов на рабочих местах, а также наличие загрязнения окружающей природной среды источниками выбросов предприятия.

На предприятиях, где возможно выделение взрывоопасных и токсичных веществ, создается газоспасательная служба. Основная задача этой службы – это предупреждение взрывов на предприятии и организация безопасного ведения работ в газоопасных местах. Специалисты этой службы контролируют состояние воздушной среды при ведении работ, а также принимают участие в ликвидации аварий.

В соответствии с СУОТ каждое должностное лицо предприятия и его рабочие имеют обязанности по охране труда, которые зафиксированы в должностных обязанностях специалистов и в инструкциях для рабочих профессий. В первую очередь владелец предприятия полностью отвечает за состоянием охраны труда на предприятии, а соответственно руководители структурных подразделений предприятия – на своих участках работ.

1.1.11. КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЯ


В соответствии с ст. 16 Закона Украины «Об охране труда» на предприятии с целью обеспечения пропорционального уча­стия работников в решении любых вопросов безопасности, гигие­ны труда и производственной среды по решению трудового кол­лектива может создаваться комиссия по вопросам охраны труда.

Комиссия состоит из представителей работодателя и профес­сионального союза, а также уполномоченного наемными работ­никами лица, специалистов по безопасности, гигиене труда и дру­гих служб предприятия в соответствии с типовым положением, утверждаемым специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда.

Решения комиссии имеют рекомендательный характер.

«Типовое положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия», утвержденное приказом Госкомохрантруда № 73 от 03.08.93, предусматривает возможность её образования при численности работающих не менее 50 человек. Она является постоянно действующим консультативно-совещательным органом трудового коллектива и собственника. Решение о целесообразности создания комиссии, ее количественном и персональном составе, сроке полномочий принимается трудовым коллективом на общем собрании (конференции). Она формируется на началах равного представительства от собственника и трудового коллектива.

Основными задачами комиссии являются:

  • защита законных прав и интересов работников в области охраны труда;

  • подготовка, на основании анализа состояния безопасности и условий труда на производстве, рекомендаций собственнику и работникам по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, практической реализации принципов государственной политики в области охраны труда на производстве;

  • согласование, путем двухсторонних консультаций, позиций сторон в разрешении практических вопросов в области охраны труда с целью обеспечения сочетания интересов государства, собственника и трудового коллектива, каждого работника, предупреждения конфликтов;

  • выработка предложений по включению в коллективный договор отдельных вопросов по охране труда и использованию средств фонда охраны труда предприятия.


Комиссия имеет право:

  • обращаться к собственнику, органу самоуправления трудового коллектива, профсоюзному комитету с предложениями по регулированию отношений в области охраны труда;

  • создавать рабочие группы из числа членов комиссии для выработки согласованных решений по конкретным вопросам охраны труда с привлечением в их состав на договорной основе по согласованию сторон соответствующих специалистов, экспертов, инспекторов государственного надзора за охраной труда;

  • получать от отдельных работников, служб предприятия, профсоюзного комитета (комитетов) информацию, необходимую для выполнения функций и заданий, предусмотренных Типовым положением;

  • устанавливать степень вины потерпевшего в порядке, определяемом трудовым коллективом по представлению собственника и профсоюзного комитета, при решении вопроса о размере единовременного пособия, если несчастный случай произошел вследствие невыполнения потерпевшим требований нормативных актов об охране труда и факт наличия его вины установлено комиссией по расследованию несчастных случаев;

  • осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства по вопросам охраны труда непосредственно на рабочих местах, обеспечения работающих средствами коллективной и индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной водой, состоянием использования санитарно-бытовых помещений и т. п.;

  • знакомиться с любыми материалами по вопросам охраны труда, анализировать состояние условий и безопасности труда на предприятии, выполнение соответствующих программ и коллективных договоров;

  • свободного доступа на все участки производства и обсуждения с работающими вопросов охраны труда.

Комиссия может делегировать своих представителей для участия: в разрешении совместно с представителями государственного надзора за охраной труда конфликтов, связанных с отказом работников выполнять порученную работу по мотивам опасной для его здоровья (или жизни) производственной ситуации на предприятии, где отсутствует профсоюзная организация; в обсуждении вопросов охраны труда собственником и профсоюзным комитетом или органом самоуправления трудового коллектива (по согласованию с этими органами).

Члены комиссии выполняют свои обязанности, как правило, на общественных началах. При привлечении к отдельным проверкам, проведении обучения они могут освобождаться от основной работы на предусмотренный коллективным договором срок с сохранением за ними среднего заработка.

Комиссия осуществляет свою деятельность на основании планов, разрабатываемых на квартал, полугодие или год. Решения комиссии оформляются протоколами и имеют рекомендательный характер, внедряются в жизнь приказами собственника. При несогласии собственника с рекомендациями комиссии он дает аргументированный ответ. Комиссия не менее одного раза на год отчитывается о своей работ на общих собраниях (конференции) трудового коллектива.