Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7274
Скачиваний: 31
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
6
А. М. Мухамедьяров
Инновационный менеджмент:
учебное пособие
Введение
Включение дисциплины «Инновационный менеджмент» в состав дисциплин по мно-
гим направлениям и специальностям государственного образовательного стандарта выс-
шего профессионального образования продиктовано требованиями реальной обстановки.
Кардинальные социально-экономические изменения в стране, переход к рыночным отно-
шениям выдвинули проблемы освоения новых видов продукции и технологических про-
цессов, изменения номенклатуры и ассортиментных сдвигов. Сужающиеся возможности
использования традиционных ресурсов экономического роста выдвигают на первый план
инновационные процессы, которые становятся неотъемлемой частью и важным звеном
экономических преобразований. Особую актуальность приобретает проблема научного и
эффективного управления инновационными процессами.
Дисциплина «Инновационный менеджмент» является одной из наиболее сложных.
Ее основные положения и методы базируются на методологии и понятийном аппарате
таких дисциплин, как «Экономика предприятий», «Экономический анализ», «Прогнозиро-
вание», «Теория организации», «Маркетинг», «Управление персоналом» и «Стратегический
менеджмент». Цель учебного пособия – обобщить достижения отечественной и мировой
науки и практики управления инновационными процессами, оказать помощь студентам и
аспирантам при изучении инновационного менеджмента, усвоении теоретических основ
инновационных процессов, особенностей инновационного процесса как объекта управле-
ния, элементов инновационного механизма, принципов государственного регулирования
инновационной деятельности, инновационных форм и источников финансирования.
В учебном пособии большое внимание уделяется использованию законодательных
и нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность. Причем правовые
аспекты не сводятся к нормативно-правовым документам, относящимся лишь к финанси-
рованию и стимулированию инноваций, а рассматриваются в более широком смысле, охва-
тывающем не только финансово-экономические, но и организационные, управленческие,
информационные и морально-психологические элементы инновационного механизма. Зару-
бежный опыт изложен с точки зрения выявления общих тенденций развития инновацион-
ных процессов в промышленно развитых странах и использования наиболее эффективных
форм и методов осуществления инновационной деятельности в российской управленческой
политике. Некоторые вопросы управления инновациями изложены кратко и в общей форме,
что объясняется наличием ряда опубликованных учебных пособий, где они рассмотрены
достаточно подробно.
Учебное пособие написано на основе обобщения уже имеющихся учебно-методи-
ческих материалов, анализа различных точек зрения по ряду дискуссионных вопросов и
использования фактических материалов (отраслевых, региональных и зарубежных). При
подготовке книги возникли определенные трудности. Эти трудности связаны с трактовкой
тех или иных вопросов, определением различных понятий, а также с тем, что система упра-
вления инновациями окончательно не сформировалась, ее отдельные звенья и элементы не
имеют строгой взаимосвязи. Поэтому автор излагает только проверенные на практике под-
ходы и формы работы без попыток их теоретического обобщения. Было бы неправильно в
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
7
учебном пособии рассматривать различные варианты решения вопросов. Автор стремился
в основном показать то, что уже функционирует (или начинает функционировать), лишь в
отдельных случаях анализируя выдвигаемые предложения о новых подходах и решениях.
Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие написано в соответствии с госу-
дарственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по
специальностям: 061100 «Менеджмент организаций», 061000 «Государственное и муници-
пальное управление», 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и
др. Автор будет благодарен читателям за замечания по содержанию книги.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
8
Глава 1
Инновации и инновационный процесс
1.1. Инновации как источник удовлетворения
общественных потребностей
Научно-технический прогресс, особенно его современный этап – научно-техническая
революция, способствует развитию массового производства многих видов продукции при
одновременном уменьшении общественно необходимых затрат на их изготовление. Вну-
тренняя логика развития науки приводит к созданию принципиально новых и усовершен-
ствованию существующих видов продукции и технологий, ускорению темпов их обновле-
ния, что вносит специфические изменения в систему общественных потребностей. При этом
возникают новые потребности, выявляются разнообразные способы удовлетворять различ-
ные потребности одним продуктом, меняются соотношения между различными потребно-
стями, раскрываются возможности удовлетворения одних и тех же потребностей разными
видами продукции и т. д.
Массовый характер производства, ускорение создания принципиальных новшеств
и модифицированных видов продукции, изменения условий труда не только расширили
потребности, но и трансформировали структуру общественных потребностей. Обществен-
ные потребности (производственные и личные) удовлетворяются за счет двух источников:
1) экстенсивного расширения освоенных видов продукции и технологий. Экстен-
сивное расширение освоенных видов продукции, превращая единичную потребность в
массовую и вызывая новые потребности, создает необходимые условия для полного удо-
влетворения многих ранее неудовлетворенных потребностей. Кроме того, такое расшире-
ние производства будет способствовать также удовлетворению части вновь возникающих
потребностей, например меняя назначение выпускаемых видов изделий, приспосабливая их
к изменяющимся условиям, хотя в этом случае имеют место нерациональное потребление,
большие потери;
2) быстрого и эффективного создания и реализации новшеств, их ассортиментной
широты и масштабности нововведений (инноваций).
Второй источник – нововведения (инновации) представляют собой основу удовлетво-
рения общественных потребностей.
Объясняется это эластичностью потребностей, разнообразием и динамичностью их
структуры, возможностью удовлетворения за счет новшеств существующих потребностей
(из-за экономической нецелесообразности выпуска «старой» продукции, несоответствия
ее параметров условиям потребления), а также способностью удовлетворять различные
потребности в результате внедрения одного нововведения. В общем плане нововведения
(инновации) – это реальные возможности удовлетворения общественных потребностей,
выраженные в вещной форме и представляющие конкретные способы, пути и средства
достижения основной цели производства.
Нововведения, являясь результатом инновационной деятельности в конечном счете
способствуют повышению конкурентоспособности производства и эффективному развитию
экономики. Об этом и о необходимости активизации инновационной деятельности свиде-
тельствуют следующие данные. В промышленно развитых странах 70–85 % валового вну-
треннего продукта (ВВП) обеспечивается за счет инноваций, новшеств. Отметим, что в
начале 1980-х гг. этот показатель в развитых странах оценивался в пределах 55–65 %. В
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
9
России до перехода к рыночным отношениям эта доля оценивалась в пределах 25–30 %. В
настоящее время в России внедряется лишь 2 % изобретений, в то время как в развитых
странах – 30 % и более. Разработку и освоение новшеств осуществляют 6–9 % промышлен-
ных предприятий, а в промышленно развитых странах 35–40 %.
В России 60 % увеличения ВВП происходит за счет роста цен на нефть и газ. В настоя-
щее время место страны в мире во многом определяется объемом реализации ее инновацион-
ной продукции. Годовой оборот инновационных технологий на мировом рынке в несколько
раз превышает оборот по всем сырьевым составляющим, включая нефть и газ. Доля России
в наукоемкой продукции, поставляемой на мировой рынок, составляет 0,3–0,5 %, в то время
как доля Германии – 17 %, США – 36, Японии – 32 %. При этом доля высокотехнологичной
продукции в экспорте России составляет 3–4 %, в Китае – 22, Южной Корее – 38, Венгрии
– 25 %. Добавим, если в стране с однобоким развитием экономики, ориентированным на
добычу сырья, одна тонна продукции стоит 100 долл., то в стране, вставшей на инноваци-
онный путь развития, – 1 млн долл.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
10
1.2. Сущность понятия «инновация»
В последние годы часто используется термин «инновация» (наряду с такими, как
«нововведение» и «новшество»). В каком же соотношении находятся понятия «нововве-
дение», «новшество» и «инновация»? При этом необходимо иметь в виду, что широко
употребляемый в научном обороте термин «инновация» происходит от латинского слова
«innovus» (in – в и novus – новый) и по содержанию термины «инновация» и «нововведения»
могут рассматриваться как синонимы. Термин «нововведение» тесно связан и с понятием
«новшество», и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих поня-
тий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т. е. как новшества
(новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления.
Итак, как материальный продукт инновации (нововведения) отождествляются с нов-
шествами (новыми изделиями, материалами, процессами, методами и т. д.), а как процесс
они рассматриваются как изменения, направленные на разработку, освоение, распростране-
ние и использование новшеств. Во втором значении новшества трактуются как результат
процесса нововведений (инновационного процесса), развивающегося во времени и имею-
щего четко выраженные стадии и этапы. Стадии инноваций (нововведений), характеризуя
виды деятельности, ничем не отличаются от известных этапов процесса «наука – произ-
водство – потребление», причем их трактовка как фаз (возникновение, адаптация, реализа-
ция и т. п.) нововведений (инноваций) не меняет существа дела. Другими словами, как про-
цесс инновация (нововведение) – это иная формулировка процесса «наука – производство
– потребление».
Что касается сущности инновации, то здесь имеются различные точки зрения отече-
ственных и зарубежных ученых. Но в какой бы форме ни выражалась сущность инновации
или нововведения, общими чертами этих понятий являются изменения (кардинальные или
частичные), новизна и применимость. Эти же черты нашли отражение и в международных
документах («Руководство Фраскати» и «Руководство Осло» и др.), в которых инновация
трактуется как конечный результат инновационной деятельности. Инновации (нововведе-
ния) как процесс сложны и противоречивы, а их результаты – новшества – весьма разно-
образны. Инновации могут быть классифицированы по разным признакам. Классификация
инноваций необходима для эффективного управления инновационным механизмом, слажен-
ного взаимодействия его звеньев.