Файл: Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7273

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

11

 

1.3. Классификация инноваций

 

Существуют различные виды классификации инноваций. В зависимости от использу-

емых критериев различают:

  по  видам  работ  –  научные,  технические  (конструкторские  и  технологические),

опытно-экспериментальные и производственные инновации;

 по конкретным результатам процесса нововведений (инноваций) – патенты, изобре-

тения, новые или модифицированные изделия, прогрессивные технологические процессы,

услуги, стандарты, новые методы управления и организации производства;

 по степени новизны – принципиально новые, новые, модификационные (модифици-

рующие) и псевдоинновации (псевдонововведения)

1

;

  по  предметному  (вещественному)  содержанию  –  продуктовые,  технологические,

социально-экономические, экологические, информационные, организационные и управлен-

ческие инновации;

 по виду эффекта – научно-технические, экономические, социальные, экологические,

информационные и политические инновации;

 по охвату основных сфер деятельности – производственно-технологические, орга-

низационно-управленческие,  социально-политические  и  финансово-экономические  инно-

вации.

В практике управления инновационным процессом учитываются прежде всего наи-

более важные критерии, отражающие существо инноваций (нововведений) и вытекающие

непосредственно из определения понятия «инновация». К таким критериям относятся сте-

пень новизны и предметное содержание. Среди инноваций, выделяемых по предметному

содержанию, наиболее важными являются продуктовые и технологические, но определяю-

щими – продуктовые. Продуктовые новшества (инновации) являются определяющими как

способы и средства удовлетворения общественных потребностей, прежде всего материаль-

ных. Значительную часть продуктовых новшеств (инноваций) составляют средства труда.

Продуктовые новшества стали определяющими по отношению к другим и по той при-

чине,  что  многие  организационно-управленческие,  социально-экономические  нововведе-

ния обусловлены появлением новых видов продукции и условиями их потребления. Более

того,  само  практическое  осуществление  таких  инноваций  в  основном  зависит  от  уровня

продуктовых нововведений (инноваций) и темпов их распространения. Например, внедре-

ние АСУ (организационно-управленческое новшество) или очистка водоемов (экологиче-

ское новшество) определяется уровнем развития технических средств – вычислительной

техники, очистных сооружений и т. д. (продуктовых новшеств). Об этом свидетельствует

показатель масштабности работ по продуктовым нововведениям (около 70 %). Продуктовые

новшества в зависимости от области их применения подразделяются на продукцию произ-

водственного, потребительского и иного назначения (научное, оборонное, спортивное, эко-

логическое). Все эти новшества (инновации) независимо от их назначения представляют

собой промышленную продукцию.

Инновация  характеризуется  такими  родственными  терминами,  как  инновационный

процесс,  инновационная  деятельность,  инновационный  потенциал  и  потенциал  иннова-

ции. Инновационный процесс рассматривается как процесс прохождения новшеством цикла

«исследование  –  производство  –  потребление».  Инновационная  деятельность  –  это  раз-

личные виды работ по созданию новшеств, в состав которых входят исследования поис-

1

 Изменения в упаковке, формах рекламы и других внешних атрибутах продуктов.


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

12

ково-прикладного  характера,  проектно-конструкторские  и  технологические  разработки,

опытно-экспериментальные и производственно-эксплуатационные работы.

Инновационный  потенциал  –  это  готовность  и  восприимчивость  общества,  народ-

ного хозяйства, отрасли, региона (республики), научно-производственного комплекса, пред-

приятия к нововведениям (инновациям) с учетом научно-технических, производственных,

трудовых,  материально-ресурсных  и  иных  возможностей.  Понятие  потенциал  инновации

обычно используется при оценке научно-технической и социально-экономической значимо-

сти инновации, ее масштабности. Здесь было бы более обоснованным учитывать и экологи-

ческую значимость. Исходя из этого потенциал инновации можно трактовать как ожидаемый

уровень научно-технической, социально-экономической и экологической эффективности ее

реализации, а также возможности ее совершенствования (модификации, модернизации) и

широкого распространения. Инновационный потенциал и потенциал инновации могут быть

оценены лишь на основе анализа конкретных объектов (например, региона, предприятия) и

отдельных новшеств (изделий, технологических процессов, методов производства и упра-

вления).


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

13

 

1.4. Инновационный процесс как объект управления

 

Характеристика  инновационного  процесса  как  объекта  управления  включает  три

аспекта:  1)  раскрытие  содержания  инновационного  цикла;  2)  четкое  представление  об

инновациях по их предметному (вещественному) содержанию; 3) выявление особенностей

инновационной деятельности и научно-технических разработок, направленных на создание

новшеств. Управлять каким-либо процессом можно, только когда известны основные напра-

вления его развития, познаны особенности и закономерности объекта управления. Поэтому

рассмотрим эти аспекты более подробно.

 

1.4.1. Стадии и этапы инновационного цикла

 

Эффективное  управление  инновациями  (инновационный  менеджмент)  во  многом

зависит от инновационного цикла, правильного выявления границ его составных частей и

их содержания, а также познания закономерностей их развития. Важной характеристикой

инновационного цикла является рассмотрение его как последовательного и непрерывного

процесса, совершающегося во времени и состоящего из логически взаимосвязанных стадий

и этапов. Инновационный цикл включает следующие звенья: наука – производство – потре-

бление (исследование – производство – потребление). Они обладают относительной само-

стоятельностью.

Наука. Звено «наука» состоит из четырех стадий (видов исследований): фундамен-

тальные, поисковые и прикладные исследования, технические разработки (проектно-кон-

структорские  и  проектно-технологические).  На  всех  этих  стадиях  присутствует  элемент

творчества, поиска новых (нередко принципиально новых) научных и технических решений.

Фундаментальные  исследования  могут  быть  разделены  на  «чистые»  (свободные)  и

целевые.  «Чистые»  фундаментальные  исследования  –  это  исследования,  главной  целью

которых является раскрытие и познание неизвестных законов и закономерностей природы

и общества, причин возникновения явлений и раскрытие связей между ними, а также уве-

личение объема научных знаний. В «чистых» исследованиях имеет место свобода выбора

области исследования и методов научной работы.

Целевые фундаментальные исследования  направлены на разрешение определенных

проблем при помощи строго научных методов на основе имеющихся данных. Они ограничи-

ваются определенной областью науки, и их цель заключается не только в познании законов

природы и общества, но и в объяснении явлений и процессов, в более полном понимании

изучаемого объекта, расширении человеческих знаний. Однако, как и в «чистых» исследова-

ниях, практическое использование полученных результатов не ставится в качестве непосред-

ственной задачи. Эти фундаментальные исследования можно назвать ориентированными на

цель. Для них сохраняется свобода выбора методов работы, но в отличие от «чистых» фун-

даментальных исследований при этом отсутствует свобода выбора объектов исследования,

ориентировочно задаются область и цель исследования (например, разработка управляемой

термоядерной реакции). Они главным образом проводятся в институтах Российской акаде-

мии наук (РАН) и отраслевых академиях, а также в высших учебных заведениях. Резуль-

таты фундаментальных исследований – теории, открытия, новые принципы действия. Веро-

ятность их использования – 5—10 %.

Поисковые исследования охватывают работы, направленные на изучение путей и спо-

собов практического приложения теоретических выводов фундаментальных исследований.

Их проведение предполагает возможность вариантных разработок проблемы и выбор наи-

более перспективного направления. Они опираются на известные фундаментальные иссле-


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

14

дования,  хотя  в  результате  поиска  основные  их  положения  могут  быть  пересмотрены.

Поисковые работы проводятся в институтах РАН, частично в вузах и отраслевых научных

организациях.  В  отдельных  отраслевых  институтах  промышленности  и  других  отраслей

народного хозяйства удельный вес поисковых работ доходит до 10 %.

К  поисковым  исследованиям  могут  быть  отнесены  работы  по  созданию  принципи-

ально новой технологии обработки металлов или производству пряжи непосредственно из

массы текстильных волокон (например, с использованием аэродинамики, электростатиче-

ских полей и др.), изысканию новых методов формирования полимерных покрытий, изуче-

нию и разработке научных основ оптимизации технологических процессов, поиску новых

лекарственных препаратов, анализу биологического влияния на организм новых химиче-

ских соединений и т. п. Поисковые исследования имеют разновидности: они могут быть

широкого профиля без специального приложения к тому или иному производству и узкона-

правленного характера для решения конкретных вопросов. Основная цель поисковых иссле-

дований – использование результатов фундаментальных исследований для практического

применения в различных отраслях в ближайшем будущем (например, поиск и выявление

возможностей применения лазера в практике). Вероятность практического использования

поисковых исследований – около 30 %.

Выводы и рекомендации поисковых исследований позволяют перейти к следующему,

наиболее  распространенному  виду  научных  исследований  –  прикладным  исследованиям.

Прикладные исследования в основном проводятся в отраслевых институтах. К прикладным

работам относятся исследования, которые осуществляются с целью практического исполь-

зования достигнутых результатов фундаментальных и поисковых работ применительно к

конкретным задачам. Конкретная цель прикладных исследований – создание новых и совер-

шенствование используемых технологических процессов, выявление возможностей созда-

ния  конструкций  машин  и  приборов,  основанных  на  новых  принципах,  создание  новых

видов  сырья  и  материалов,  изыскание  конкретных  путей  и  методов  совершенствования

организации производства и управления. Вероятность практического использования при-

кладных  исследований  –  75–85  %.  Результаты  прикладных  исследований  –  патентоспо-

собные схемы, научные рекомендации, доказывающие техническую возможность создания

новшеств (станков, приборов, технологий). На этой стадии можно с высокой степенью веро-

ятности установить рыночную цель.

Продолжением  научно-исследовательских  работ  прикладного  характера  являются

технические  разработки  (опытно-конструкторские,  проектно-технологические  и  проект-

ные), цель которых – непосредственное практическое использование результатов приклад-

ных  исследований.  На  этой  стадии  разрабатываются  новые  технологические  процессы,

создаются и осваиваются образцы новых машин, изделий. В отраслевых институтах про-

мышленности технические разработки занимают небольшой удельный вес, они в основном

осуществляются проектными и конструкторскими организациями. Вещественный результат

этой стадии – чертежи, проекты, стандарты, инструкции, опытные образцы. Вероятность

практического использования – 90–95 %.

В зависимости от видов инноваций (по степени новизны, предметному содержанию)

и конкретных задач по созданию новшеств звено «наука» может быть трех– или двухста-

дийным. Например, если создается отличающийся принципиальной новизной вид техники

(технологии), допустим производство электроэнергии на основе магнитно-динамического

эффекта  без  котлов,  турбин  и  генераторов,  фундаментальные  и  поисковые  исследования

включаются в инновационный цикл. А в случае создания лишь моделей (а также при модер-

низации) определенного вида техники или совершенствования традиционных технологий

фундаментальные исследования (во многих случаях и поисковые исследования) в иннова-

ционном цикле не учитываются.


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

15

Производство. Звено «производство» включает две стадии: освоение новшеств (новой

продукции  и  новых  технологических  процессов)  и  собственно  производство.  На  ста-

дии освоения создаются производственно-технологические и организационно-технические

условия для начала производства, а на стадии собственно производства начинается массо-

вый выпуск новшеств, тиражирование результатов научно-технических разработок.

Стадия освоения новшеств включает следующие этапы: техническое освоение, эконо-

мическое освоение, изготовление установочной серии (партии), выпуск первых промышлен-

ных  серий.  На  этапе  технического  освоения  осуществляется  изготовление,  испытание  и

доводка опытного образца (партии), отрабатываются отдельные технологические операции,

проверяются их соотносительность и возможность приспособления к реальным условиям

производства. В целом на этом этапе уточняется возможность технического осуществления

заложенных в проекте (конструкции новшества, технологическом регламенте, рецептурах)

идей и достигается уровень проектных технико-технологических и эксплуатационных пара-

метров новшества. Экономическое освоение заключается в достижении основных экономи-

ческих и социальных показателей (себестоимости, производительности, улучшения усло-

вий и повышения безопасности труда), заложенных в проекте новшеств.

Основное функциональное назначение этой стадии – технико-технологическое и про-

изводственно-экономическое освоение параметров показателей новшеств. Началом стадии

освоения считают принятие решения о выпуске (тиражировании) новшеств и подготовке

производства  (технической,  организационной,  материальной).  Окончанием  этой  стадии

является выпуск и испытание первой промышленной партии (серии).

Стадия собственно производства начинается с серийного (массового) выпуска нов-

шеств (продукции) или широкого использования технологических новшеств, а завершается

снятием продукции-новшества с производства или прекращением использования техноло-

гий-новшеств.  Функциональное  назначение  этой  стадии  –  выпуск  (тиражирование)  нов-

шеств для удовлетворения общественных потребностей (производственных и личных).

Потребление. Звено «потребление» состоит из двух стадий: распространение (реали-

зация) новшеств и их использование. Включение звена «потребление» в состав инновацион-

ного цикла ориентирует управление инновационным процессом на удовлетворение потреб-

ностей народного хозяйства и населения.

Стадия распространения (реализации) новшеств начинается с момента поступления

изделия потребителям для эксплуатационного освоения и завершается полным удовлетворе-

нием общественных потребностей. Началом стадии использования новшеств следует счи-

тать момент, когда потребители приступают к эксплуатации продуктовых новшеств (машин,

приборов, установок), вошедших в первую промышленную серию, и к применению нов-

шеств личного потребления (продуктов питания, одежды, предметов гигиены и т. д.) или

внедрению технологических и организационно-управленческих новшеств. Окончание этой

стадии установить сложно, ведь потребителей много и сроки использования разные. Целе-

сообразно его увязывать со сроком морального износа и отчасти со сроком физического

износа, а практически – с появлением новых, более эффективных моделей изделий.

Предельная длительность инновационного цикла в основном определяется сроками

морального износа изделий. Срок морального износа изделий машиностроения составляет

6–7 лет, легкой промышленности – 2–3 года. Звенья и стадии инновационного цикла логи-

чески связаны между собой, составляют целостную систему. Для них характерна обратная

связь, обратный поток информации (например, для доводки новшеств, их экономического

освоения и т. д.).