Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7273
Скачиваний: 31
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
11
1.3. Классификация инноваций
Существуют различные виды классификации инноваций. В зависимости от использу-
емых критериев различают:
по видам работ – научные, технические (конструкторские и технологические),
опытно-экспериментальные и производственные инновации;
по конкретным результатам процесса нововведений (инноваций) – патенты, изобре-
тения, новые или модифицированные изделия, прогрессивные технологические процессы,
услуги, стандарты, новые методы управления и организации производства;
по степени новизны – принципиально новые, новые, модификационные (модифици-
рующие) и псевдоинновации (псевдонововведения)
1
;
по предметному (вещественному) содержанию – продуктовые, технологические,
социально-экономические, экологические, информационные, организационные и управлен-
ческие инновации;
по виду эффекта – научно-технические, экономические, социальные, экологические,
информационные и политические инновации;
по охвату основных сфер деятельности – производственно-технологические, орга-
низационно-управленческие, социально-политические и финансово-экономические инно-
вации.
В практике управления инновационным процессом учитываются прежде всего наи-
более важные критерии, отражающие существо инноваций (нововведений) и вытекающие
непосредственно из определения понятия «инновация». К таким критериям относятся сте-
пень новизны и предметное содержание. Среди инноваций, выделяемых по предметному
содержанию, наиболее важными являются продуктовые и технологические, но определяю-
щими – продуктовые. Продуктовые новшества (инновации) являются определяющими как
способы и средства удовлетворения общественных потребностей, прежде всего материаль-
ных. Значительную часть продуктовых новшеств (инноваций) составляют средства труда.
Продуктовые новшества стали определяющими по отношению к другим и по той при-
чине, что многие организационно-управленческие, социально-экономические нововведе-
ния обусловлены появлением новых видов продукции и условиями их потребления. Более
того, само практическое осуществление таких инноваций в основном зависит от уровня
продуктовых нововведений (инноваций) и темпов их распространения. Например, внедре-
ние АСУ (организационно-управленческое новшество) или очистка водоемов (экологиче-
ское новшество) определяется уровнем развития технических средств – вычислительной
техники, очистных сооружений и т. д. (продуктовых новшеств). Об этом свидетельствует
показатель масштабности работ по продуктовым нововведениям (около 70 %). Продуктовые
новшества в зависимости от области их применения подразделяются на продукцию произ-
водственного, потребительского и иного назначения (научное, оборонное, спортивное, эко-
логическое). Все эти новшества (инновации) независимо от их назначения представляют
собой промышленную продукцию.
Инновация характеризуется такими родственными терминами, как инновационный
процесс, инновационная деятельность, инновационный потенциал и потенциал иннова-
ции. Инновационный процесс рассматривается как процесс прохождения новшеством цикла
«исследование – производство – потребление». Инновационная деятельность – это раз-
личные виды работ по созданию новшеств, в состав которых входят исследования поис-
1
Изменения в упаковке, формах рекламы и других внешних атрибутах продуктов.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
12
ково-прикладного характера, проектно-конструкторские и технологические разработки,
опытно-экспериментальные и производственно-эксплуатационные работы.
Инновационный потенциал – это готовность и восприимчивость общества, народ-
ного хозяйства, отрасли, региона (республики), научно-производственного комплекса, пред-
приятия к нововведениям (инновациям) с учетом научно-технических, производственных,
трудовых, материально-ресурсных и иных возможностей. Понятие потенциал инновации
обычно используется при оценке научно-технической и социально-экономической значимо-
сти инновации, ее масштабности. Здесь было бы более обоснованным учитывать и экологи-
ческую значимость. Исходя из этого потенциал инновации можно трактовать как ожидаемый
уровень научно-технической, социально-экономической и экологической эффективности ее
реализации, а также возможности ее совершенствования (модификации, модернизации) и
широкого распространения. Инновационный потенциал и потенциал инновации могут быть
оценены лишь на основе анализа конкретных объектов (например, региона, предприятия) и
отдельных новшеств (изделий, технологических процессов, методов производства и упра-
вления).
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
13
1.4. Инновационный процесс как объект управления
Характеристика инновационного процесса как объекта управления включает три
аспекта: 1) раскрытие содержания инновационного цикла; 2) четкое представление об
инновациях по их предметному (вещественному) содержанию; 3) выявление особенностей
инновационной деятельности и научно-технических разработок, направленных на создание
новшеств. Управлять каким-либо процессом можно, только когда известны основные напра-
вления его развития, познаны особенности и закономерности объекта управления. Поэтому
рассмотрим эти аспекты более подробно.
1.4.1. Стадии и этапы инновационного цикла
Эффективное управление инновациями (инновационный менеджмент) во многом
зависит от инновационного цикла, правильного выявления границ его составных частей и
их содержания, а также познания закономерностей их развития. Важной характеристикой
инновационного цикла является рассмотрение его как последовательного и непрерывного
процесса, совершающегося во времени и состоящего из логически взаимосвязанных стадий
и этапов. Инновационный цикл включает следующие звенья: наука – производство – потре-
бление (исследование – производство – потребление). Они обладают относительной само-
стоятельностью.
Наука. Звено «наука» состоит из четырех стадий (видов исследований): фундамен-
тальные, поисковые и прикладные исследования, технические разработки (проектно-кон-
структорские и проектно-технологические). На всех этих стадиях присутствует элемент
творчества, поиска новых (нередко принципиально новых) научных и технических решений.
Фундаментальные исследования могут быть разделены на «чистые» (свободные) и
целевые. «Чистые» фундаментальные исследования – это исследования, главной целью
которых является раскрытие и познание неизвестных законов и закономерностей природы
и общества, причин возникновения явлений и раскрытие связей между ними, а также уве-
личение объема научных знаний. В «чистых» исследованиях имеет место свобода выбора
области исследования и методов научной работы.
Целевые фундаментальные исследования направлены на разрешение определенных
проблем при помощи строго научных методов на основе имеющихся данных. Они ограничи-
ваются определенной областью науки, и их цель заключается не только в познании законов
природы и общества, но и в объяснении явлений и процессов, в более полном понимании
изучаемого объекта, расширении человеческих знаний. Однако, как и в «чистых» исследова-
ниях, практическое использование полученных результатов не ставится в качестве непосред-
ственной задачи. Эти фундаментальные исследования можно назвать ориентированными на
цель. Для них сохраняется свобода выбора методов работы, но в отличие от «чистых» фун-
даментальных исследований при этом отсутствует свобода выбора объектов исследования,
ориентировочно задаются область и цель исследования (например, разработка управляемой
термоядерной реакции). Они главным образом проводятся в институтах Российской акаде-
мии наук (РАН) и отраслевых академиях, а также в высших учебных заведениях. Резуль-
таты фундаментальных исследований – теории, открытия, новые принципы действия. Веро-
ятность их использования – 5—10 %.
Поисковые исследования охватывают работы, направленные на изучение путей и спо-
собов практического приложения теоретических выводов фундаментальных исследований.
Их проведение предполагает возможность вариантных разработок проблемы и выбор наи-
более перспективного направления. Они опираются на известные фундаментальные иссле-
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
14
дования, хотя в результате поиска основные их положения могут быть пересмотрены.
Поисковые работы проводятся в институтах РАН, частично в вузах и отраслевых научных
организациях. В отдельных отраслевых институтах промышленности и других отраслей
народного хозяйства удельный вес поисковых работ доходит до 10 %.
К поисковым исследованиям могут быть отнесены работы по созданию принципи-
ально новой технологии обработки металлов или производству пряжи непосредственно из
массы текстильных волокон (например, с использованием аэродинамики, электростатиче-
ских полей и др.), изысканию новых методов формирования полимерных покрытий, изуче-
нию и разработке научных основ оптимизации технологических процессов, поиску новых
лекарственных препаратов, анализу биологического влияния на организм новых химиче-
ских соединений и т. п. Поисковые исследования имеют разновидности: они могут быть
широкого профиля без специального приложения к тому или иному производству и узкона-
правленного характера для решения конкретных вопросов. Основная цель поисковых иссле-
дований – использование результатов фундаментальных исследований для практического
применения в различных отраслях в ближайшем будущем (например, поиск и выявление
возможностей применения лазера в практике). Вероятность практического использования
поисковых исследований – около 30 %.
Выводы и рекомендации поисковых исследований позволяют перейти к следующему,
наиболее распространенному виду научных исследований – прикладным исследованиям.
Прикладные исследования в основном проводятся в отраслевых институтах. К прикладным
работам относятся исследования, которые осуществляются с целью практического исполь-
зования достигнутых результатов фундаментальных и поисковых работ применительно к
конкретным задачам. Конкретная цель прикладных исследований – создание новых и совер-
шенствование используемых технологических процессов, выявление возможностей созда-
ния конструкций машин и приборов, основанных на новых принципах, создание новых
видов сырья и материалов, изыскание конкретных путей и методов совершенствования
организации производства и управления. Вероятность практического использования при-
кладных исследований – 75–85 %. Результаты прикладных исследований – патентоспо-
собные схемы, научные рекомендации, доказывающие техническую возможность создания
новшеств (станков, приборов, технологий). На этой стадии можно с высокой степенью веро-
ятности установить рыночную цель.
Продолжением научно-исследовательских работ прикладного характера являются
технические разработки (опытно-конструкторские, проектно-технологические и проект-
ные), цель которых – непосредственное практическое использование результатов приклад-
ных исследований. На этой стадии разрабатываются новые технологические процессы,
создаются и осваиваются образцы новых машин, изделий. В отраслевых институтах про-
мышленности технические разработки занимают небольшой удельный вес, они в основном
осуществляются проектными и конструкторскими организациями. Вещественный результат
этой стадии – чертежи, проекты, стандарты, инструкции, опытные образцы. Вероятность
практического использования – 90–95 %.
В зависимости от видов инноваций (по степени новизны, предметному содержанию)
и конкретных задач по созданию новшеств звено «наука» может быть трех– или двухста-
дийным. Например, если создается отличающийся принципиальной новизной вид техники
(технологии), допустим производство электроэнергии на основе магнитно-динамического
эффекта без котлов, турбин и генераторов, фундаментальные и поисковые исследования
включаются в инновационный цикл. А в случае создания лишь моделей (а также при модер-
низации) определенного вида техники или совершенствования традиционных технологий
фундаментальные исследования (во многих случаях и поисковые исследования) в иннова-
ционном цикле не учитываются.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
15
Производство. Звено «производство» включает две стадии: освоение новшеств (новой
продукции и новых технологических процессов) и собственно производство. На ста-
дии освоения создаются производственно-технологические и организационно-технические
условия для начала производства, а на стадии собственно производства начинается массо-
вый выпуск новшеств, тиражирование результатов научно-технических разработок.
Стадия освоения новшеств включает следующие этапы: техническое освоение, эконо-
мическое освоение, изготовление установочной серии (партии), выпуск первых промышлен-
ных серий. На этапе технического освоения осуществляется изготовление, испытание и
доводка опытного образца (партии), отрабатываются отдельные технологические операции,
проверяются их соотносительность и возможность приспособления к реальным условиям
производства. В целом на этом этапе уточняется возможность технического осуществления
заложенных в проекте (конструкции новшества, технологическом регламенте, рецептурах)
идей и достигается уровень проектных технико-технологических и эксплуатационных пара-
метров новшества. Экономическое освоение заключается в достижении основных экономи-
ческих и социальных показателей (себестоимости, производительности, улучшения усло-
вий и повышения безопасности труда), заложенных в проекте новшеств.
Основное функциональное назначение этой стадии – технико-технологическое и про-
изводственно-экономическое освоение параметров показателей новшеств. Началом стадии
освоения считают принятие решения о выпуске (тиражировании) новшеств и подготовке
производства (технической, организационной, материальной). Окончанием этой стадии
является выпуск и испытание первой промышленной партии (серии).
Стадия собственно производства начинается с серийного (массового) выпуска нов-
шеств (продукции) или широкого использования технологических новшеств, а завершается
снятием продукции-новшества с производства или прекращением использования техноло-
гий-новшеств. Функциональное назначение этой стадии – выпуск (тиражирование) нов-
шеств для удовлетворения общественных потребностей (производственных и личных).
Потребление. Звено «потребление» состоит из двух стадий: распространение (реали-
зация) новшеств и их использование. Включение звена «потребление» в состав инновацион-
ного цикла ориентирует управление инновационным процессом на удовлетворение потреб-
ностей народного хозяйства и населения.
Стадия распространения (реализации) новшеств начинается с момента поступления
изделия потребителям для эксплуатационного освоения и завершается полным удовлетворе-
нием общественных потребностей. Началом стадии использования новшеств следует счи-
тать момент, когда потребители приступают к эксплуатации продуктовых новшеств (машин,
приборов, установок), вошедших в первую промышленную серию, и к применению нов-
шеств личного потребления (продуктов питания, одежды, предметов гигиены и т. д.) или
внедрению технологических и организационно-управленческих новшеств. Окончание этой
стадии установить сложно, ведь потребителей много и сроки использования разные. Целе-
сообразно его увязывать со сроком морального износа и отчасти со сроком физического
износа, а практически – с появлением новых, более эффективных моделей изделий.
Предельная длительность инновационного цикла в основном определяется сроками
морального износа изделий. Срок морального износа изделий машиностроения составляет
6–7 лет, легкой промышленности – 2–3 года. Звенья и стадии инновационного цикла логи-
чески связаны между собой, составляют целостную систему. Для них характерна обратная
связь, обратный поток информации (например, для доводки новшеств, их экономического
освоения и т. д.).