Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7275
Скачиваний: 31
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
126
Определение состава, групп показателей и их весомости для отбора перспективных
проектов (тем) осуществляется на базе ряда принципов. Важнейший принцип, который дол-
жен быть положен в основу отбора тем, – это ориентация на конечные результаты реали-
зации инновационных разработок. При определении системы показателей для подбора тем
необходимо учитывать принцип соответствия характера и содержания разработок произ-
водственно-техническим и финансово-экономическим возможностям предприятий отрасли.
К важным принципам отбора перспективных тем относится комплексность подхода. При
выборе показателей учитывается принцип рационального соотношения отдельных показа-
телей, относящихся к различным группам (стоимостным, натуральным, трудовым, времен-
ным), и принцип разграничения показателей на результатные и показатели эффективности.
Принцип регулируемости системы показателей предполагает, что в зависимости от основ-
ной цели круг показателей, различных по своей значимости, или расширяется, или сужается.
Причем следует иметь в виду возможность возрастания или убывания относительного зна-
чения (весомости) отдельных показателей.
К показателям предъявляются следующие требования: логической увязанности с
конечными целями выполнения отбираемых тем, объективности, простоты и доступности
измерения (расчета), конкретности и однозначности полученных результатов, непротиворе-
чивости, приспособленности к существующим формам отчетности и учета. С учетом изло-
женных принципов построения системы показателей и предъявляемых к ним требований
для подбора перспективных и актуальных проектов (тем) могут быть использованы следу-
ющие группы показателей (факторы):
• научно-технические;
• производственно-технологические;
• финансово-экономические;
• социально-экологические;
• отраслевые (региональные);
• правовые;
• временные;
• рыночные (маркетинговые).
Каждая группа показателей характеризуется совокупностью частных показателей,
состав, структура, число и значимость которых зависят от специфики отрасли и профиля
отдельных инновационных организаций, целей отбора тем, этапов выполнения и источников
их формирования. Эти группы факторов и состав частных показателей находят отражение в
методах отбора проектов. К методам отбора тем предъявляется комплекс требований: стро-
гий отбор наиболее перспективных и эффективных тем, совпадение результатов выбран-
ных тем с целями деятельности производственно-хозяйственных и научно-производствен-
ных систем, целенаправленность отобранных тем; высокая степень достоверности оценки –
прежде всего в отношении достижения ожидаемых результатов, учет источника и характера
формирования тем (хоздоговорные, инициативные и др.); учет отраслевых и региональных
особенностей и т. д.
Учет совокупности этих требований осуществляется путем комплексного использова-
ния различных методов. Методы, применяемые при отборе тем (проектов), могут быть под-
разделены на качественные и количественные. На ранних стадиях научно-технических раз-
работок при отборе используются: 1) качественный метод, основанный на интуиции, личном
опыте и квалификации и нашедший применение в практике планирования инноваций. Повы-
шение его объективности обеспечивается хорошо организованными экспертными оценками
и применением математического аппарата (математико-статистической обработки, теории
вероятностей); 2) графоаналитический метод; 3) количественный метод, основанный на
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
127
использовании комплекса расчетных показателей с применением многоуровневой системы
их оценки.
При применении графоаналитического метода отбора тем прежде всего конкретно
формулируются, фиксируются факторы (группы показателей), результаты действия кото-
рых учитываются при выборе тем. С точки зрения единообразия методологии подхода для
всех методов отбора тем применяется единый комплекс факторов. Для характеристики вли-
яния каждого фактора (группы показателей) на выбираемую тему используются различные
оценки (отлично, удовлетворительно и др.). В каждом конкретном случае выбирается лишь
одна оценка. В табл. 11.1 представлен примерный перечень показателей, относящихся к
научно-техническим факторам, и дана их оценка.
Для общей оценки влияния показателей научно-технического характера на тему с
точки зрения ее выполнимости рассчитывается средняя величина баллов (для показателей,
приведенных в табл. 11.1, она составляет около 4). Аналогично оценивается тема и по
другим факторам (группам показателей): экономическим, социально-экологическим и т. д.
Полученные оценки сводятся в общую таблицу (табл. 11.2), на основе которой окончательно
решается вопрос об отборе предлагаемых тем (проектов).
Сопоставляя различные темы (проекты) по полученным общим показателям, можно
получить качественную и приближенную количественную оценку преимуществ той или
иной инновационной темы. Периодически составляемые новые графики-таблицы для тем,
принятых и находящихся в процессе выполнения, сопоставляются с первоначальными про-
гнозами (иногда на одном графике представляются новые и первоначальные оценки).
Таблица 11.1
Показатели, относящиеся к научно-техническим факторам, и их оценка
Таблица 11.2
Факторы (группы показателей) и их оценка
В конечном счете фактические результаты сравниваются с первоначальными оценоч-
ными. Такие сопоставления дают картину положительных и нежелательных изменений
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
128
отдельных показателей. Они могут быть полезными и с точки зрения достоверности мнений
специалистов, оценивающих темы, и привлечения к отбору тем наиболее квалифицирован-
ных из них.
Качественный и графо-аналитический методы, получившие широкое применение,
относительно просты и дают возможность использования графиков для контроля выпол-
нения тем. Однако они недостаточны для объективной оценки, поэтому в дополнение к
ним применяются количественные методы. При применении количественного метода для
каждой конкретной темы определяются первостепенные, главные, показатели и их весо-
мость, сравнительная ценность. Примерный перечень некоторых количественных показате-
лей приведен в табл. 11.3. Отметим, что приведенный в табл. 11.1 и 11.2 перечень показа-
телей не является универсальным и в зависимости от целей конкретного инновационного
проекта может быть расширен. Каждая инновационная организация или предприятие (ком-
пания) может использовать те показатели отбора проектов, которые считает для себя наибо-
лее выгодными и ценными.
Таблица 11.3
Количественные показатели оценки инновационных проектов
По общему (интегральному) показателю темы распределяются в порядке убывания
полученной ими суммарной оценки и определяется место каждой темы. При этом распреде-
ление тем для повышения уровня надежности оценки может быть дополнено их классифи-
кацией на категории (высшая, первая, вторая) в зависимости от суммы полученных баллов.
На этой основе осуществляется предварительный отбор тем.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
129
11.2. Методы оценки эффективности инноваций
После отбора инновационных проектов (тем) осуществляется оценка их эффективно-
сти. Оценка эффективности инноваций должна проводиться на всех стадиях и этапах инно-
вационного процесса – начиная с эскизного проектирования и кончая освоением и реализа-
цией новшеств. Методы оценки и система расчетных показателей для всех стадий и этапов
инновационного процесса могут быть одинаковыми, едиными, но исходные данные для рас-
четов различаются по степени полноты информации, уровню достоверности и неопреде-
ленности, разнообразию источников. Это приводит к тому, что показатели эффективности
инноваций различаются по уровню точности и объективности. Это дает возможность регу-
лировать инновационный процесс, внося изменения научно-технического, экономического,
информационного и аналитического характера.
Применяемые в настоящее время методы оценки основаны на соотношении результа-
тов и затрат, т. е. на сопоставлении полученного эффекта и затрат. Соотношение результатов
(эффекта) и затрат может быть выражено в стоимостных и натуральных величинах. Отме-
тим, что эффективность в инновационном процессе – это всегда соотношение, относитель-
ная величина.
При внедрении (реализации) новшеств (инноваций) могут быть получены следующие
виды эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический. Каждый
вид эффекта характеризуется комплексом показателей. Например, экономический эффект
характеризуется прибылью, приростом объема продаж, улучшением использования ресур-
сов; социальный эффект – увеличением числа рабочих мест, повышением степени без-
опасности работников, улучшением условий труда; экологический эффект – снижением
выбросов в атмосферу и воду вредных веществ, улучшением экологичности выпускаемых
новшеств и др.
Различают потенциальный и фактический (коммерческий) эффект. В зависимости от
временнóго периода оценивается эффект за расчетный период и годовой эффект. Расчет-
ный период зависит от следующих факторов: продолжительности инновационного про-
цесса, точности исходных данных, срока использования новшеств, ожиданий инвесторов. В
настоящее время в практике расчетов эффективности инноваций в основном определяется
и учитывается лишь экономический эффект. Другие виды эффекта из-за отсутствия четких
методических рекомендаций, недостаточности и недостоверности исходной информации,
за редким исключением, количественно не оцениваются. Рассмотрим некоторые методы и
систему показателей оценки эффективности инноваций, нашедшие практическое примене-
ние.
В отечественной практике при оценке инновационных проектов в основном приме-
няют «Методические рекомендации по оценке эффективности инновационных проектов
и их отбору для финансирования», утвержденные Госстроем России, Министерством эко-
номики, Министерством финансов РФ и Госкомпромом России, от 31 марта 1994 г., и
«Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая
редакция)», утвержденные Минэкономики, Минфином России, Госкомитетом РФ по строи-
тельной, архитектурной и жилищной политике, от 21 июня 1999 г. Эти методические реко-
мендации предлагают учитывать следующие обобщающие показатели эффективности про-
екта: народно-хозяйственную экономическую эффективность, бюджетную эффективность
и коммерческую эффективность. Народно-хозяйственная экономическая эффективность
отражает эффективность инновационно-инвестиционного проекта для всего федерального
хозяйства, отдельных его субъектов (регионов) и отраслей. Бюджетная эффективность
учитывает влияние результатов реализации проекта на расходную или доходную часть
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
130
федерального (регионального) бюджета. Коммерческая эффективность оценивает финан-
сово-экономические последствия для предприятий и организаций, участвующих в реализа-
ции проекта.
В зависимости от значимости, длительности и масштабов инновационного проекта
(темы) коммерческая эффективность может быть определена лишь для одного предприятия
или научно-производственного комплекса. Например, в тех случаях, когда крупные пред-
приятия, имеющие мощную научно-техническую базу, и научно-производственные объеди-
нения могут осуществлять весь инновационный цикл «наука – производство – потребление»
без участия других организаций. При оценке экономической эффективности инноваций всех
участников, независимо от размера предприятий (научно-производственный комплекс или
малая инновационная фирма) и форм собственности, в первую очередь интересует коммер-
ческая эффективность проекта (темы). Это вполне объяснимо с точки зрения финансового
положения предприятия (организации), его финансовой устойчивости и в конечном счете его
выживаемости. При этом необходимо учесть и следующее: большинство инновационных
разработок, осуществляемых на отдельных предприятиях и в организациях, невелики по
масштабам, ограничены по объемам затрат (инвестиций) и направлены на создание и осво-
ение новшеств (продуктовых, технологических и др.), нацеленных на рынок. Они в отдель-
ности не могут оказать непосредственное влияние на показатели народно-хозяйственной
экономической и бюджетной эффективности, рассчитываемые лишь для крупных иннова-
ционных проектов (целевых программ, мегапроектов, международных проектов). Поэтому
мы ограничимся рассмотрением показателей, которые применяются (или могут быть при-
менимы) для оценки коммерческой эффективности инноваций.
В основе оценки эффективности инноваций, как уже отмечалось, лежит сопоставле-
ние эффекта (доходов или денежных потоков) и затрат (инвестиций). Период жизненного
цикла инноваций, инфляция, изменения процентных ставок и налогов приводят к экономи-
ческой неравноценности осуществляемых в разное время затрат и получаемых результатов
(денежных потоков). Это требует приведения их в сопоставимый вид. Задача сопоставимо-
сти решается приведением затрат и результатов к одному моменту, например к году начала
реализации инноваций. Это называют методом приведенной стоимости, или дисконтиро-
ванием. Дисконтирование основано на том, что сумма, которая будет затрачена или получена
в будущем, в настоящее время обладает меньшей ценностью. Дисконтированием учитыва-
ется фактор времени.
В практике, для того чтобы отразить разность между будущей и текущей стоимостью,
используется коэффициент дисконтирования а, который рассчитывается по формуле слож-
ных процентов:
где Е – норма дисконта (процентная ставка), %; I – порядковый номер временного
интервала реализации проекта инноваций. При приведении к году начала реализации инно-
ваций формула принимает следующий вид: