Файл: Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7275

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

126

Определение состава, групп показателей и их весомости для отбора перспективных

проектов (тем) осуществляется на базе ряда принципов. Важнейший принцип, который дол-

жен быть положен в основу отбора тем, – это ориентация на конечные результаты реали-

зации инновационных разработок. При определении системы показателей для подбора тем

необходимо учитывать принцип соответствия характера и содержания разработок произ-

водственно-техническим и финансово-экономическим возможностям предприятий отрасли.

К важным принципам отбора перспективных тем относится комплексность подхода. При

выборе показателей учитывается принцип рационального соотношения отдельных показа-

телей, относящихся к различным группам (стоимостным, натуральным, трудовым, времен-

ным), и принцип разграничения показателей на результатные и показатели эффективности.

Принцип регулируемости системы показателей предполагает, что в зависимости от основ-

ной цели круг показателей, различных по своей значимости, или расширяется, или сужается.

Причем следует иметь в виду возможность возрастания или убывания относительного зна-

чения (весомости) отдельных показателей.

К  показателям  предъявляются  следующие  требования:  логической  увязанности  с

конечными целями выполнения отбираемых тем, объективности, простоты и доступности

измерения (расчета), конкретности и однозначности полученных результатов, непротиворе-

чивости, приспособленности к существующим формам отчетности и учета. С учетом изло-

женных принципов построения системы показателей и предъявляемых к ним требований

для подбора перспективных и актуальных проектов (тем) могут быть использованы следу-

ющие группы показателей (факторы):

• научно-технические;

• производственно-технологические;

• финансово-экономические;

• социально-экологические;

• отраслевые (региональные);

• правовые;

• временные;

• рыночные (маркетинговые).

Каждая  группа  показателей  характеризуется  совокупностью  частных  показателей,

состав, структура, число и значимость которых зависят от специфики отрасли и профиля

отдельных инновационных организаций, целей отбора тем, этапов выполнения и источников

их формирования. Эти группы факторов и состав частных показателей находят отражение в

методах отбора проектов. К методам отбора тем предъявляется комплекс требований: стро-

гий отбор наиболее перспективных и эффективных тем, совпадение результатов выбран-

ных тем с целями деятельности производственно-хозяйственных и научно-производствен-

ных систем, целенаправленность отобранных тем; высокая степень достоверности оценки –

прежде всего в отношении достижения ожидаемых результатов, учет источника и характера

формирования тем (хоздоговорные, инициативные и др.); учет отраслевых и региональных

особенностей и т. д.

Учет совокупности этих требований осуществляется путем комплексного использова-

ния различных методов. Методы, применяемые при отборе тем (проектов), могут быть под-

разделены на качественные и количественные. На ранних стадиях научно-технических раз-

работок при отборе используются: 1) качественный метод, основанный на интуиции, личном

опыте и квалификации и нашедший применение в практике планирования инноваций. Повы-

шение его объективности обеспечивается хорошо организованными экспертными оценками

и применением математического аппарата (математико-статистической обработки, теории

вероятностей);  2)  графоаналитический  метод;  3)  количественный  метод,  основанный  на


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

127

использовании комплекса расчетных показателей с применением многоуровневой системы

их оценки.

При  применении  графоаналитического  метода  отбора  тем  прежде  всего  конкретно

формулируются,  фиксируются  факторы  (группы  показателей),  результаты  действия  кото-

рых учитываются при выборе тем. С точки зрения единообразия методологии подхода для

всех методов отбора тем применяется единый комплекс факторов. Для характеристики вли-

яния каждого фактора (группы показателей) на выбираемую тему используются различные

оценки (отлично, удовлетворительно и др.). В каждом конкретном случае выбирается лишь

одна  оценка.  В  табл.  11.1  представлен  примерный  перечень  показателей,  относящихся  к

научно-техническим факторам, и дана их оценка.

Для  общей  оценки  влияния  показателей  научно-технического  характера  на  тему  с

точки зрения ее выполнимости рассчитывается средняя величина баллов (для показателей,

приведенных  в  табл.  11.1,  она  составляет  около  4).  Аналогично  оценивается  тема  и  по

другим факторам (группам показателей): экономическим, социально-экологическим и т. д.

Полученные оценки сводятся в общую таблицу (табл. 11.2), на основе которой окончательно

решается вопрос об отборе предлагаемых тем (проектов).

Сопоставляя различные темы (проекты) по полученным общим показателям, можно

получить  качественную  и  приближенную  количественную  оценку  преимуществ  той  или

иной инновационной темы. Периодически составляемые новые графики-таблицы для тем,

принятых и находящихся в процессе выполнения, сопоставляются с первоначальными про-

гнозами (иногда на одном графике представляются новые и первоначальные оценки).

Таблица 11.1

Показатели, относящиеся к научно-техническим факторам, и их оценка

 

Таблица 11.2

Факторы (группы показателей) и их оценка

 

В конечном счете фактические результаты сравниваются с первоначальными оценоч-

ными.  Такие  сопоставления  дают  картину  положительных  и  нежелательных  изменений


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

128

отдельных показателей. Они могут быть полезными и с точки зрения достоверности мнений

специалистов, оценивающих темы, и привлечения к отбору тем наиболее квалифицирован-

ных из них.

Качественный  и  графо-аналитический  методы,  получившие  широкое  применение,

относительно просты и дают возможность использования графиков для контроля выпол-

нения  тем.  Однако  они  недостаточны  для  объективной  оценки,  поэтому  в  дополнение  к

ним применяются количественные методы. При применении количественного метода для

каждой  конкретной  темы  определяются  первостепенные,  главные,  показатели  и  их  весо-

мость, сравнительная ценность. Примерный перечень некоторых количественных показате-

лей приведен в табл. 11.3. Отметим, что приведенный в табл. 11.1 и 11.2 перечень показа-

телей не является универсальным и в зависимости от целей конкретного инновационного

проекта может быть расширен. Каждая инновационная организация или предприятие (ком-

пания) может использовать те показатели отбора проектов, которые считает для себя наибо-

лее выгодными и ценными.

Таблица 11.3

Количественные показатели оценки инновационных проектов

 

По  общему  (интегральному)  показателю  темы  распределяются  в  порядке  убывания

полученной ими суммарной оценки и определяется место каждой темы. При этом распреде-

ление тем для повышения уровня надежности оценки может быть дополнено их классифи-

кацией на категории (высшая, первая, вторая) в зависимости от суммы полученных баллов.

На этой основе осуществляется предварительный отбор тем.


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

129

 

11.2. Методы оценки эффективности инноваций

 

После отбора инновационных проектов (тем) осуществляется оценка их эффективно-

сти. Оценка эффективности инноваций должна проводиться на всех стадиях и этапах инно-

вационного процесса – начиная с эскизного проектирования и кончая освоением и реализа-

цией новшеств. Методы оценки и система расчетных показателей для всех стадий и этапов

инновационного процесса могут быть одинаковыми, едиными, но исходные данные для рас-

четов различаются по степени полноты информации, уровню достоверности и неопреде-

ленности, разнообразию источников. Это приводит к тому, что показатели эффективности

инноваций различаются по уровню точности и объективности. Это дает возможность регу-

лировать инновационный процесс, внося изменения научно-технического, экономического,

информационного и аналитического характера.

Применяемые в настоящее время методы оценки основаны на соотношении результа-

тов и затрат, т. е. на сопоставлении полученного эффекта и затрат. Соотношение результатов

(эффекта) и затрат может быть выражено в стоимостных и натуральных величинах. Отме-

тим, что эффективность в инновационном процессе – это всегда соотношение, относитель-

ная величина.

При внедрении (реализации) новшеств (инноваций) могут быть получены следующие

виды эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический. Каждый

вид эффекта характеризуется комплексом показателей. Например, экономический эффект

характеризуется прибылью, приростом объема продаж, улучшением использования ресур-

сов;  социальный  эффект  –  увеличением  числа  рабочих  мест,  повышением  степени  без-

опасности  работников,  улучшением  условий  труда;  экологический  эффект  –  снижением

выбросов в атмосферу и воду вредных веществ, улучшением экологичности выпускаемых

новшеств и др.

Различают потенциальный и фактический (коммерческий) эффект. В зависимости от

временнóго периода оценивается эффект за расчетный период и годовой эффект. Расчет-

ный  период  зависит  от  следующих  факторов:  продолжительности  инновационного  про-

цесса, точности исходных данных, срока использования новшеств, ожиданий инвесторов. В

настоящее время в практике расчетов эффективности инноваций в основном определяется

и учитывается лишь экономический эффект. Другие виды эффекта из-за отсутствия четких

методических рекомендаций, недостаточности и недостоверности исходной информации,

за редким исключением, количественно не оцениваются. Рассмотрим некоторые методы и

систему показателей оценки эффективности инноваций, нашедшие практическое примене-

ние.

В отечественной практике при оценке инновационных проектов в основном приме-

няют  «Методические  рекомендации  по  оценке  эффективности  инновационных  проектов

и их отбору для финансирования», утвержденные Госстроем России, Министерством эко-

номики,  Министерством  финансов  РФ  и  Госкомпромом  России,  от  31  марта  1994  г.,  и

«Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая

редакция)», утвержденные Минэкономики, Минфином России, Госкомитетом РФ по строи-

тельной, архитектурной и жилищной политике, от 21 июня 1999 г. Эти методические реко-

мендации предлагают учитывать следующие обобщающие показатели эффективности про-

екта: народно-хозяйственную экономическую эффективность, бюджетную эффективность

и  коммерческую  эффективность.  Народно-хозяйственная  экономическая  эффективность

отражает эффективность инновационно-инвестиционного проекта для всего федерального

хозяйства, отдельных его субъектов (регионов) и отраслей.  Бюджетная эффективность

учитывает  влияние  результатов  реализации  проекта  на  расходную  или  доходную  часть


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

130

федерального (регионального) бюджета. Коммерческая эффективность оценивает финан-

сово-экономические последствия для предприятий и организаций, участвующих в реализа-

ции проекта.

В зависимости от значимости, длительности и масштабов инновационного проекта

(темы) коммерческая эффективность может быть определена лишь для одного предприятия

или научно-производственного комплекса. Например, в тех случаях, когда крупные пред-

приятия, имеющие мощную научно-техническую базу, и научно-производственные объеди-

нения могут осуществлять весь инновационный цикл «наука – производство – потребление»

без участия других организаций. При оценке экономической эффективности инноваций всех

участников, независимо от размера предприятий (научно-производственный комплекс или

малая инновационная фирма) и форм собственности, в первую очередь интересует коммер-

ческая эффективность проекта (темы). Это вполне объяснимо с точки зрения финансового

положения предприятия (организации), его финансовой устойчивости и в конечном счете его

выживаемости. При этом необходимо учесть и следующее: большинство инновационных

разработок, осуществляемых на отдельных предприятиях и в организациях, невелики по

масштабам, ограничены по объемам затрат (инвестиций) и направлены на создание и осво-

ение новшеств (продуктовых, технологических и др.), нацеленных на рынок. Они в отдель-

ности не могут оказать непосредственное влияние на показатели народно-хозяйственной

экономической и бюджетной эффективности, рассчитываемые лишь для крупных иннова-

ционных проектов (целевых программ, мегапроектов, международных проектов). Поэтому

мы ограничимся рассмотрением показателей, которые применяются (или могут быть при-

менимы) для оценки коммерческой эффективности инноваций.

В основе оценки эффективности инноваций, как уже отмечалось, лежит сопоставле-

ние эффекта (доходов или денежных потоков) и затрат (инвестиций). Период жизненного

цикла инноваций, инфляция, изменения процентных ставок и налогов приводят к экономи-

ческой неравноценности осуществляемых в разное время затрат и получаемых результатов

(денежных потоков). Это требует приведения их в сопоставимый вид. Задача сопоставимо-

сти решается приведением затрат и результатов к одному моменту, например к году начала

реализации инноваций. Это называют методом приведенной стоимости, или дисконтиро-

ванием. Дисконтирование основано на том, что сумма, которая будет затрачена или получена

в будущем, в настоящее время обладает меньшей ценностью. Дисконтированием учитыва-

ется фактор времени.

В практике, для того чтобы отразить разность между будущей и текущей стоимостью,

используется коэффициент дисконтирования а, который рассчитывается по формуле слож-

ных процентов:

 

где  Е  –  норма  дисконта  (процентная  ставка),  %;  I  –  порядковый  номер  временного

интервала реализации проекта инноваций. При приведении к году начала реализации инно-

ваций формула принимает следующий вид: