ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2019
Просмотров: 1630
Скачиваний: 1
- направляет и координирует деятельность министерств, других центральных органов исполнительной власти относительно создания безопасных и здоровых условий труда и надзора за охраной труда;
- устанавливает единую государственную статистическую отчетность по вопросам охраны труда.
С целью координации деятельности органов государственного управления охраной труда создается Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения, которую возглавляет премьер-министр Украины.
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики Госнаблохрантруда обеспечивает проведение государственной экспертизы условий труда с привлечением служб санитарного эпидемиологического надзора специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области здравоохранения, определяет порядок и осуществляет контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест относительно их соответствия нормативно-правовым актам по охране труда.
Госнаблохрантруда:
- осуществляет комплексное управление охраной труда на государственном уровне, реализует государственную политику в этой области и осуществляет контроль за выполнением функций государственного управления охраной труда министерствами, другими центральными органами исполнительной власти. Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления;
- разрабатывает при участии министерств, других центральных органов исполнительной власти, Фонда социального страхования от несчастных случаев, всеукраинских объединений работодателей и профсоюзов общегосударственную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды и контролирует ее выполнение;
- осуществляет нормотворческую деятельность, разрабатывает и утверждает правила, нормы, положение, инструкции и другие нормативно-правовые акты по охране труда или изменения в них;
- координирует работу министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности в области безопасности, гигиены труда и производственной среды;
- получает безвозмездно от министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов статистики, предприятий, других субъектов предпринимательской деятельности сведения и информацию, необходимые для выполнения положенных на него задач;
- принимает участие в международном сотрудничестве и в организации выполнения международных договоров, согласие на обязательность которых предоставленная Верховной Радой Украины, по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, изучает, обобщает и распространяет мировой опыт по этим вопросам, обрабатывает и подает в установленном порядке предложения относительно усовершенствования и постепенного приближения действующего законодательства об охране труда к соответствующим международным и европейским нормам.
Решение, принятые специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти из надзора за охраной труда в пределах его компетенции, являются обязательными для выполнения всеми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти.
Полномочие Совета министров Автономной Республики Крым и местных государственных администраций в области охраны труда регламентируются ст.34 Закона. Они в пределах соответствующих территорий:
- обеспечивают выполнение законов и реализацию государственной политики в области охраны труда;
- формируют при участии представителей профсоюзов, Фонда социального страхования от несчастных случаев и обеспечивают выполнение целевых региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также мероприятий из охраны труда в составе программ социально-экономического и культурного развития регионов;
- обеспечивают социальную защиту нанимаемых работников, в частности занятых на роботах с вредными и опасными условиями труда, принимают меры к проведению аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда;
- вносят предложения относительно создания региональных (коммунальных) аварийно-спасательных служб для обслуживания соответствующих территорий и объектов коммунальной собственности;
- осуществляют контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности нормативно-правовых актов об охране труда.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции согласно ст.35 Закона:
- утверждают целевые региональные программы улучшения состояния безопасности, условий труда и производственной среды, а также мероприятия из охраны труда составе программ социально-экономического и культурного развития регионов;
- принимают решение относительно создания коммунальных аварийно-спасательных служб для обслуживания соответствующих территорий и объектов коммунальной собственности. Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов обеспечивают надлежащее удержание, эффективную и безопасную эксплуатацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи, которые находятся в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, соблюдение требований относительно охраны труда работников, занятых на этих объектах.
Государственный надзор за соблюдением законодательных и других нормативных актов об охране труда осуществляют:
- Госнаблохрантруда;
- Государственный комитет Украины из ядерной и радиационной безопасности;
- органы государственного пожарного надзора управления пожарной охраны Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от следствий аварии на ЧАЭС;
- органы и заклад санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Украины.
Должностные лица органов государственного надзора за охраной труда (государственные инспектора) имеют право:
- беспрепятственно в любое время посещать подконтрольные предприятия для проверки соблюдения законодательства об охране труда;
- присылать руководителям предприятий, а также их должностным лицам, руководителям структурных подразделов Совета Министров Автономной Республики Крым, местных советов народных депутатов, министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти, обязанности для выполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков в области охраны труда;
- останавливать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и оборудование к устранению нарушений требований относительно охраны труда, которые создают угрозу жизни или здоровью работающих;
- привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и других нормативных актов об охране труда;
- присылать владельцам, руководителям предприятий представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать в необходимых случаях материалы органам прокуратуры для привлечения их к уголовной ответственности.
Согласно статье 40 Закона [1.3] должностные лица специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти из надзора за охраной труда имеют гарантированную государственную социальную защиту.
Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда согласно 41 статье Закона осуществляют профессиональные союзы, их объединение в лице своих выборных органов и представителей. Профессиональные союзы осуществляют общественный контроль соблюдения законодательства об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащих производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.
В случае угрозы жизни или здоровью работников профессиональные союзы имеют право требовать от работодателя немедленного прекращения работ на рабочих местах, производственных участках, в цехах и других структурных подразделах или на предприятиях или производствах физических лиц, которые соответственно законодательству используют нанимаемую работу, в целом на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровью работников. Профессиональные союзы также имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного назначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, принимать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и предоставлять свои выводы о них, вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ. В случае отсутствия профессионального союза на предприятии общественный контроль соблюдения законодательства об охране труда осуществляет уполномоченная нанимаемыми работниками лицо.
Уполномоченные нанимаемыми работниками лица по вопросам охраны труда, руководствуясь ст.42 Закона имеют право беспрепятственно проверять на предприятиях выполнения требований относительно охраны труда и вносить обязанности для рассмотрения работодателем предложения об устранении выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда.
Если уполномоченные нанимаемыми работниками лица по вопросам охраны труда считают, что профилактические мероприятия, употребленные работодателем, являются недостаточными, они могут обратиться с помощью к органу государственного надзора за охраной труда. Уполномоченные нанимаемыми работниками лица по вопросам охраны труда действуют соответственно типичному положению, которое утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики.
Контрольные вопросы
1. Какие статьи Закона Украины «Об охране труда»
регламентируют вопросы управления и надзора?
2. Которые права должностных лиц органов государственного надзора?
3. Кто осуществляет общественный контроль соблюдения законодательства об охране труда?
Какие нормативно-правовые акты по вопросам охраны труда действуют в Украине?
Законы України.
Конституція України
Закон України «Про охорону праці».
Закон України "Про об’єкти підвищеної небезпеки "
Закон України "Про пожежну безпеку"
Закон України "Про пенсійне забезпечення
Закон України "Про забезпечення санітарного та епідемічного благополуччя населення"
Закон України "Про загальнообов'язкове державне соціальне страхування від нещасного випадку на виробництві та професійного захворювання, які спричинили втрату працездатності".
Основи законодавства України про охорону здоров'я.
Кодекс законив про працю України (КЗпП).
Конституція України, Закон від 28.06.1996 № 254к/96-ВР є основним законом в Україні.
До соціальних прав Конституція включає право кожного на належні, безпечні й здорові умови праці. В основному законі України — Конституції питанням охорони праці присвячені статті 43, 45 та 46.
В статті 43 Конституції України записано: «Кожен має право на працю, що включає можливість заробляти собі на життя працею, яку він вільно обирає, або на яку вільно погоджується», «Кожен має право на належні, безпечні і здорові умови праці, на заробітну плату, не нижчу від визначеної законом», «Використання праці жінок і неповнолітніх на небезпечних для їхнього здоров'я роботах забороняється».
Кожен, хто працює, має право на відпочинок (ст. 45 Конституції України). Це право забезпечується наданням днів щотижневого відпочинку, а також оплачуваної щорічної відпустки, встановленням скороченого робочого дня щодо окремих професій і виробництв, скороченої тривалості роботи у нічний час.
У тексті статті 46 Конституції України вказано на те, що громадяни мають право на соціальний захист, що включає право на забезпечення їх у разі повної, часткової або тимчасової втрати працездатності, втрати годувальника, безробіття з незалежних від них обставин, а також у старості та в інших випадках, передбачених законом.
Закон України «Про охорону праці». В основних напрямках соціальної політики держави йдеться про необхідність реформування системи охорони праці і безпеки життєдіяльності. Головною метою державної соціальної політики в галузі охорони праці є істотне зниження рівня виробничого травматизму і професійних захворювань. Для цього 21 листопада 2002 року Верховною Радою внесені суттєві зміни у Закон України «Про охорону праці»; підготовлені проекти законів про безпеку промислової продукції, про державний нагляд і контроль за дотриманням законодавства про працю й охорону праці. Передбачається розробка і забезпечення виконання ряду державних і національних програм у цій галузі, про систему управління охороною праці на галузевому, регіональному і виробничому рівнях; розробка і реалізація довгострокової програми перегляду національного законодавства про охорону праці з урахуванням вимог конвенцій МОП і директив ЄС; планується вдосконалення центрів з експертизи і діагностики продукції та підвищення рівня професійної підготовки експертів і державних інспекторів охорони праці.
У юридичній літературі охорона праці розглядається в широкому та вузькому значенні. У широкому розумінні охорона праці означає сукупність соціально-економічних, організаційно-технічних, санітарно-гігієнічних, лікувально-профілактичних та інших заходів у поєднанні з правовими нормами. У вузькому розумінні - це сукупність норм, спрямованих на забезпечення умов праці, безпечних для життя і здоров'я працівників.
Ці найважливіші норми закріплені в Законі України «Про охорону праці» від 14 жовтня 1992 року, змінах в Законі від 18 грудня 2002 р. (№49, ст. 668), чотирьох розділах Кодексу законів про працю України КЗпП (розділ XI «Охорона праці», розділ XII «Праця жінок», розділ XIII «Праця молоді», розділ XVIII «Нагляд і контроль за дотриманням законодавства про працю»), а також у підзаконних нормативно-правових актах - положеннях, правилах, інструкціях, актах соціального партнерства, локальних нормативно-правових актах. Закон України «Про охорону праці» складається із 44 статей, об'єднаних у 9 розділів. Цей Закон визначає основні положення щодо реалізації конституційного права громадян на охорону їхнього життя і здоров'я в процесі трудової діяльності, а також регулює відносини між роботодавцем і працівниками з питань безпеки, гігієни праці та виробничого середовища і встановлює єдиний порядок організації охорони праці в Україні. Вказаний Закон є невід'ємною складовою частиною трудового законодавства.