Файл: силабус_этнопедагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2019

Просмотров: 619

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Научно-образовательный комплекс

по специальности 5В010200

«Педагогика и методика начального обучения»










УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


по дисциплине
«Этнопедагогика»
(СИЛЛАБУС)

по кредитной технологии обучения

для студентов специальности 5В010200

«Педагогика и методика начального обучения»
















ПАВЛОДАР 2012 год

УТВЕРЖДАЮ

Директор Академии образования

______________ д.п.н. Каирбекова Б.Д.

«___»_______________2012г.

Автор: ст.преподаватель ________ А.И. Шубаро



Кафедра «Педагогика и психология»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

(Силлабус)

по дисциплине «Этнопедагогика»


для студентов специальности 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения»

для очной формы обучения, на базе общего среднего образования





Курс 2

Семестр 4

Лекции 15

Практические занятия 15

СРСП 15

СРС 45

Курсовая работа -

Форма контроля экзамен


Разработан на основании Государственного общеобразовательного стандарта высшего

образования Республики Казахстан 6.08.059-2010, 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения» (Астана, 2010)


Утвержден на заседании научно-методического совета Академии образования и рекомендован к изданию

Протокол № от

Председатель НМС Академии Образования

ст. преподаватель Сарсембаева Э.Ю.

_____________________________________


Рассмотрен на заседании кафедры «Педагогика и психология»

Протокол № от

Зав. кафедрой «Педагогика и психология»

д.м.н., проф. Россинский Ю.А.

____________________________________


Согласовано:

Начальник УМО

к.п.н., доцент Ушакова Н.М.


_____________________________________





Контактная информация:

Ф.И.О.

преподавателя

Время и место проведения

Контактная информация

Аудитарная работа

СРСП

Шубаро Анастасия Игоревна

Ст.преподаватель кафедры «Педагогика и психология»

Корпус № 3,

Ауд. согласно расписанию

Корпус №3,

Ауд. согласно расписанию

Кафедра «Педагогика и психология», кабинет 520

Тел. раб. 45-22-11,

(внутр. 136)




Структура силлабуса учебного курса

«Этнопедагогика»

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………..4

  2. Тематико-содержательный план обучения (Таблица 1)………………………………………....5

  3. Модульно-интегративная структура УК с указанием проблемных.

вопросов по модулям (Таблица 2)…………………………………..…………………………….....11

  1. Организация СРС по модулям УК (Таблица 3)………………………………………………....15

  2. Условия успешного достижения ожидаемых результатов по окончании УК………………...16

  3. Организация менеджмента качества профессиональной подготовки

  4. студента по УК (виды и формы контроля знаний и умений студентов)

(Таблица 4)…………………………………………………………………………………………....16

  1. Критерии и параметры оценки знаний, навыков и умений студентов

(включая СРС) (Таблицы 5, 6, 7)……………………………………………………………..……...19




































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса: обеспечение базовых знаний психолого-педагогического и специального характера как фундамента профессионального обьразования;

- овладение системой знаний по психолого-педагогическим дисциплинам, предметно-теоретическим основам учебных дисциплин,формирование умений и навыков по применению усвоенных знаий при изучении частнометодических дисциплин и формирование на этой основе ключевых предметных компетенций, при проведении научно-педагогических исследований и в практической деятельности.


Студенты должны знать:

  1. основные разделы педагогики,

  2. методологические основы и категории педагогики,

  3. структуру и содержание действующих стандартов начального образования, учебных программ, учебников и учебных пособий.


В результате усвоения объема теоретических положений и проблем студенты должны уметь:

  1. моделировать педагогическую деятельность, осуществляя рефлексию, целеполагание, диагностику;

  2. организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями школьников.


В результате изучения курса студенты должны иметь навыки:

  1. организации и проведения занятий с детьми младшего школьного возраста по развитию критического и творческого мышления;

  2. применения инновационных технологий в педагогичеком процессе начальной школы.


В результате изучения курса студенты должны быть компетентными:

  1. в формировании ключевых компетенций учащихся;

  2. в организации и проведении духовно-нравственного, патриотического, экологического и здоровьесберегающего воспитания учащихся.



Пререквизиты. Философия, Введение в педагогическую профессию, Психология и развитие человека, Педагогика

Постреквизиты. Возрастная физиология и школьная гигена.







Таблица 1 - Тематико-содержательный план обучения УК (2-й семестр (15 недель)

Наименование и содержание УК

(подтемы)

Последовательность учебных недель

Формы и содержание организации УК

Текущий контроль (ТК) следящий

Дата проведения ТК

Сроки обработки

Лекции

Лабораторно-практические занятия

Семинары /СРСП/

СРС

Кол-во часов

Формы и методы организации УК


кол-во часов


Формы и методы организации УК

кол-во часов

Формы и методы организации УК

кол-во часов

Формы и методы организации УК

Модуль 1. Теоретические основы этнопедагогики

1

Предмет этнопедагогики: цели и задачи предмета.

1,2

2

Составление конспекта







конспект

2 нед

3 нед

2

Этнический компонент народной педагогики

3,4

2

Составление конспекта







конспект

4 нед

5 нед

3

Многообразие факторов и средств народного воспитания

5,6

2

Составление конспекта







конспект

6нед

7 нед

4

Казахская этничесакя педагогика: основы,функции, принципы, закономерности.

7,8

2

Составление конспекта







конспект

8 нед

9 нед

5

Междисциплинарный характер этнопедагогики.

1,2



2

Подготовка к семинару





семинар

2 нед

3 нед

6

Идеал соверешенной личности в народной педагогике

3,4



2

Подготовка к семинару





семинар

4 нед

5 нед

7

Народное воспитание в научных трудах педагогов

5,6



2

Подготовить задание по группам





работа в группах

6 нед

7 нед

8

Источники казахской народной педагогики

7,8



2

Подготовка к семинару





семинар

8 нед

9 нед

9

Этнопедагогические знания в совершенствовании учебно-воспитательного процесса

1,2





2

Составить схему



схема

2 нед

3 нед

10

Этнос, нация и народ.

3,4





2

Написать реферат



реферат

4 нед

5 нед

11

Классификация исследований по этнопедагогике: методология этнопедагогики, интегративная этнопедагогика, этнопедагогический менеджмент, этнопедагогическая антропология.

5,6





2

Подготовить сообщение



сообщение

6 нед

7 нед

12

Содержание казахской народной педагогики.

7,8





2

Сотавить контент-анализ



конспект

8 нед

9 нед

13

Народные педагогические воззрения и этнопедагогика

1,2







7

Составить контент-анализ текста

конспект

2нед

3нед

14

Общечеловеческий характер качеств совершенной личности и пути ее воспитания.

3,4







8

Написать реферат

реферат

4нед

5нед

15

Труд – основа народной педагогики

5-8







8

Написать реферат

реферат

8 нед

9 нед


Всего часов:


8


8


8


23





Модуль 2. Этнокультура как основа этнопедагогики

1

Этническая культура и образование

9,10

2

Составить конспект







конспект

10 нед

11 нед

2

Понятие об этнокультурном образовании

11,12

2

Составить конспект







конспект

12 нед

13 нед

3

Воспитание поликультурной личности

13,15

3

Составить конспект







конспект

1 5нед

15 нед

4

Межкультурная толерантность

9,10



2

Подготовить задание по группам





работа в группах

10 нед

11 нед

5

Реализация этнокультурных интересов в Казахстане.

11,12



2

Сотавить контент-анализ





конспект

12 нед

13 нед

6

Характер и содержание деятельногсти в направлении этнопедагогического воспитания.

13,15



3

Подготовка к семинару





семинар

15 нед

15 нед

7

Культуросообразность образования

9,10





2

работа с текстом




конспект

10 нед

11 нед

8

Этнокультурное образование в период глобализации

11,12





2

Написать реферат



реферат

12 нед

13 нед

9

Этнопедагогическая подготовка будущих учителей

13,15





3

работа с текстом




конспект

15 нед

15 нед

10

Полиэтническая образовательная среда

9,10







7

Написать реферат

реферат

10нед

11 нед

11

Принципы внедрения этнокультурного образования

11,13







7

работа с текстом


конспект

13 нед

14 нед

12

Роль учителя в организации этнопедагогической работы.

14,15







8

Таблица

таблица

14 нед

15 нед


Всего часов:


15


15


15


45











Таблица 2 – Модульно-интегративная структура УК с указанием программных вопросов по модулям

Содержание

Модуль 1

Модуль 2

Программные вопросы

  1. Предмет этнопедагогики: цели и задачи предмета.

  2. Этнический компонент народной педагогики

  3. Казахская этничесакя педагогика: основы,функции, принципы, закономерности.

  4. Многообразие факторов и средств народного воспитания

  1. Этническая культура и образование

  2. Понятие об этнокультурном образовании

  3. Воспитание поликультурной личности


Обязательная литература

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведаний.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176 с. (ч/з)

  2. Калыбекова Асма Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. Алматы: БАУР, 2006.-364 с. (ч/з)

  3. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика.-Алматы: Галым, 1998.-317 с. (ч/з)

  4. Кожахметова К.Ж., ТаубаеваШ.Т., Джанзакова Ш. Методология общей и этнической педагогики в логико-структурных схемах. – Алматы, 2005. (ч/з)

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведаний.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176 с. (ч/з)

  2. Калыбекова Асма Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. Алматы: БАУР, 2006.-364 с. (ч/з)

  3. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика.-Алматы: Галым, 1998.-317 с. (ч/з)

  4. Кожахметова К.Ж., ТаубаеваШ.Т., Джанзакова Ш. Методология общей и этнической педагогики в логико-структурных схемах. – Алматы, 2005. (ч/з)

Дополни-тельная литература

  1. Ахиярова К.Ш. Народная педагогика и современная школа. – Уфа, 2000

  2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М., 2003

  3. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие/ Под ред. Д.И. Латышиной. – М., 2004.

  4. Стефаненко Т. Этнопсихология. – М., 2000.

  5. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. – М., 1992.

  6. Этнопедагогика народов Казахстана/ Под. ред. Г.И. Волкова, К.Ж. Кожахметовой. – Алматы, 2001.

  1. Ахиярова К.Ш. Народная педагогика и современная школа. – Уфа, 2000

  2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М., 2003

  3. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие/ Под ред. Д.И. Латышиной. – М., 2004.

  4. Стефаненко Т. Этнопсихология. – М., 2000.

  5. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. – М., 1992.

  6. Этнопедагогика народов Казахстана/ Под. ред. Г.И. Волкова, К.Ж. Кожахметовой. – Алматы, 2001.


Содержание лекций

Тема №1. Предмет этнопедагогики: цели и задачи предмета.

Содержание: Место и роль этнопедагогики в профессиональной подготовке будущего учителя. Этнопедагогика как наука. Взаимовлияние и взаимообогащение народной педагогики с научной педагогикой.

Тема №2 Этнический компонент народной педагогики.

Содержание: Этнос. Картина мира. Национальное сознание. Концептуальная картина мира. Языковая картина мира.

Тема№3. Многообразие факторов и средств народного воспитания.

Содержание: Природа как основной фактор в формировании народной педагогики. Влияние трудовой деятельности и быта на педагогическую культуру народа. Традиции, обычаи и обряды и их воспитательная сущность.

Тема 4. Казахская этничесакя педагогика: основы,функции, принципы, закономерности.

Содержание: Антропологические аспекты происхождения казахского народа.Особенности национального характера.

Народная культура, как база воспитания и обучения.

Тема 1. Этническая культура и образование

Содержание: Педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия и  взаимовлияния  педагогики с культурными традициями народа. Духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы.

Тема 2. Понятие об этнокультурном образовании.

Содержание: Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования. Исторические этапы становления этнокультурного образования в Казахстане.

Тема 3. Воспитание поликультурной личности.

Содержание: Сущность поликультурного образования . Компоненты поликультурного воспитания. Социально-педагогические условия воспитания поликультурной личности

Содержание лабораторно – практических занятий

Практическое занятие № 1 Междисциплинарный характер этнопедагогики

План:

  1. Социально-исторические, этнографические аспекты проблем этнопедагогики.

  2. Обосновать связь этнопедагогики с другими науками.

Практическое занятие № 2 Идеал совершенной личности в народной педагогике

План:

  1. Представления народа о личности.

  2. «Совершенный человек» как цель народного воспитания, его этнический характер.

  3. Идеал личности в казахском обществе.

Практическое занятие № 3 Народное воспитание в научных трудах педагогов

План:

  1. Принцип народности воспитания в трудах зарубежных и русских педагогов (Я.А. Коменского, Г. Песталлоци, К.Д. Ушинского и др.).

  2. Этнопедагогические исследования советского периода (Г.Н. Волков, А.Э. Измайлова, Е.Н. Христова и др.).

  3. Идеи народности в наследии Аль-Фараби. М. Кашгари и Ж. Баласагуни как исследователи народных традиций воспитания.

  4. Современное состояние и перспективы этнопедагогической науки в Казахстане.

Практическое занятие № 4 Источники казахской народной педагогики

План:

  1. Пословицы и поговорки.

  2. Народные песни.

  3. Сказки.

  4. Загадки

  5. Декоративно-прикладное искусство.

Практическое занятие № 5 Межкультурная толерантность

План: Сравнить этнический характер наций (по выбору студентов)

Практическое занятие № 6 Реализация этнокультурных интересов в Казахстане

План:

Национальные программы «Атамекен», Елим ай» и др. и их значимость в осуществлении этнопедагогической работы в школах Республики Казахстан (работах в группах)

Практическое занятие № 7 Характер и содержание деятельности в направлении этнопедагогического воспитания

План:

  1. Цель, задачи и основные направления этнопедагогической работы в школе.

  2. Роль и место предметных уроков в этническом воспитании учащихся.

  3. Внеклассная этнопедагогическая работа.




Планы СРСП

Этнопедагогические знания в совершенствовании учебно-воспитательного процесса

Составить схему, отражающую связь этнопедагогики и классической педагогики. Описать особенности взаимовлияния

Культуросообразность образования.

Раскрыть принцип культуросообразности в историческом контексте

Этнос, нация и народ.

Написать реферат, в котором отражены основные характеристики понятий темы. Дать сравнительную характеристику.

Этнокультурное образование в период глобализации

Написать реферат. Проанализировать концепцию этнокультурного воспитания в РК

Классификация исследований по этнопедагогике: методология этнопедагогики, интегративная этнопедагогика, этнопедагогический менеджмент, этнопедагогическая антропология. Подготовить реферат по теме

Этнопедагогическая подготовка будущих учителей

Проанализировать периодическую литературу по теме занятия

Содержание казахской народной педагогики.

Сущность понятия «содержание». Принципы отбора содержания народной педагогики. Элементы содержания народной педагогики.




Таблица 3 - Организация самостоятельной работы студента СРС по модулям УК

модуля

Тематика СРС

Задания для СРС

Формы контроля СРС

График контроля СРС

1

Народные педагогические воззрения и этнопедагогика

Сравнительный анализ

конспект

2 нед.

Общечеловеческий характер качеств совершенной личности и пути ее воспитания.

Написать реферат по теме

реферат

4 нед.

Труд – основа народной педагогики

Написать реферат по теме

реферат

8 нед.

2

Полиэтническая образовательная среда

Написать реферат по теме

реферат

10 нед.

Принципы внедрения этнокультурного образования

Описать принципы внедрения этнокультурного образования

конспект

12 нед.

Роль учителя в организации этнопедагогической работы.

Сделать сравнительную таблицу, раскрывающую различные точки зрения относительно данного вопроса.

таблица

15 нед