ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2019

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Capa Бернар (Bernhardt), (22.X.1844, Париж, - 26.III.1923, там же) - французская актриса. Родилась в семье инженера. По окончании драматических классов Парижской консерватории (училась у Прово и Сансона) в 1862 году дебютировала в театре "Комеди Франсез" в "Ифигении в Авлиде" Расина. Затем работала в театрах "Жимназ", "Порт-Сен-Мартен", "Одеон", где с большим успехом сыграла роли Занетто ("Прохожий" Коппе, 1869), Королевы ("Рюи-Блаз" Гюго, 1872) и др. В 1872-1880 годах Бернар снова в театре "Комеди Франсез", где она в 1877 году становится сосьетеркой. Бернар играла роли молодых героинь в классическом и современном репертуаре: Федра, Андромаха (одноименные произведения Расина), Заира (одноименное произведение Вольтера), Дездемона; донья Соль ("Эрнани" Гюго), Берта ("Дочь Роллана" де Борнье, 1875), Постумия ("Побеждённый Рим" Пароди, 1876) и др. С 1880-х годов Бернар играла преимущественно в пьесах современных драматургов. Для неё пишут В. Сарду ("Теодора", 1884, "Тоска", 1887, "Колдунья", 1903), Ростан ("Принцесса Греза", 1895, "Самаритянка", 1897, "Орлёнок", 1900). Особенным успехом пользовалась Бернар в пьесах А. Дюма-сына; одной из лучших ролей актрисы была Маргарита Готье ("Дама с камелиями", 1881). В этот период Бернар сыграла также Гамлета (1899) и Лорензаччо (1896) в одноименных произведениях Шекспира и Мюссе. Станиславский считал искусство Бернар примером технического совершенства. Бернар обладала красивым голосом, отточенной дикцией, пластичностью; однако виртуозное мастерство, изощрённая техника, наблюдательность, художественный вкус, умение порой дать социальную характеристику (роль Маргариты Готье) сочетались у Бернар с искусственностью, нарочитой эффектностью игры. "Каждый вздох Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра,- писал Чехов, - есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок". В период политической реакции конца 19 века в искусстве Бернар появляются черты декадентства, мистицизма. Творчество Бернар - пример воздействия кризиса буржуазной культуры конца 19 - начала 20 веков на актёрское искусство, теряющее пафос и героику. Бернар гастролировала за границей, выступала во многих театрах Европы и Америки; 3 раза посетила Россию (1881, 1892, 1908). В 1893 году Бернар приобрела театр "Ренессанс", а в 1898 году - театр на площади Шатле, который получил название "Театра Сары Бернар".



Однажды Сара сообщила о своем желании уйти в монастырь в салоне матери. Один из гостей жестко высмеял пятнадцатилетнюю рьяную католичку. Расплата последовала немедленно — Сара расцарапала насмешнику лицо и вырвала клок напомаженных волос из его шевелюры. Герцог де Морни воскликнул: "Эта девчонка - прирожденная актриса! Ее место на сцене", - и в тот же вечер пригласил Сару на спектакль в театр "Комеди Франсез".

Пьеса Расина до того потрясла эмоциональную девочку, что она разрыдалась... А вскоре ее приняли в Национальную академию музыки и декламации. К экзамену Сару готовил сам Дюма, сравнивавший голос девушки с "хрустально чистым ручейком, журчащим и прыгающим по золотой гальке".


В академии она занималась с тем же фанатизмом, с каким прежде возносила католические молитвы. "Мадемуазель Бернар, дебютировавшая вчера в "Ифигении", — высокая, стройная девушка приятной наружности. Держится она хорошо и обладает безупречной дикцией", - таков был отзыв критиков на дебют Сары в "Комеди Франсез".

Правда, со знаменитым театром Саре вскоре пришлось расстаться. Ее младшая сестра, приглашенная на спектакль, нечаянно наступила на длинный шлейф платья ведущей актрисы, которая в ответ толкнула девочку так, что та, упав, рассекла себе лоб. Подбежавшая Сара залепила приме пощечину... Скандал был грандиозным. Девятнадцатилетняя Сара извиняться отказалась, после чего ее уволили.

Первая большая удача актрисы была связана с ее приходом в театр "Одеон". В 1868 году она с блеском сыграла роль мальчика в пьесе Корнеля "Атали". Весьма удачной все признали и ее Корделию в "Короле Лире". Критики восхищались простотой и откровенностью ее игры... А звездой первой величины Сару сделала роль королевы в пьесе Гюго "Рюи Блаз". В результате, спустя почти 10 лет после скандального увольнения, Бернар получила приглашение вернуться в "Комеди Франсез".

Она сыграла много мужских ролей: Вертер, Занетто, Лорензаччо, Орленок... В роли 20-летнего Орленка, несчастного сынаНаполеона Бонапарта, актриса выступала в возрасте... 55 лет! А сыграв Гамлета, она покорила самого Станиславского.

Красивый голос, отточенная дикция, пластичность, нарочитая эффектность - все это отличало игру Сары Бернар. Специально для нее писали пьесы. В частности, Викторьен Сарду создал "Теодору", спустя три года - "Тоску", затем - "Колдунью", а Эдмон Ростан - пьесы "Принцесса Греза", "Самаритянка", "Орленок". Одной из лучших ролей актрисы считается роль Маргариты Готье в "Даме с камелиями". Именно с этим спектаклем связана одна из ее знаменитых шуток: "Если публика сегодня будет капризничать, я умру уже во втором акте".

Позже она начнет приобретать собственные театры. Так, в 1893 году Бернар купила театр "Ренессанс", а пятью годами позже - театр на площади Шатле, он получит название "Театр Сары Бернар". Она бессменно руководила им 24 года.

Бернар очень много гастролировала по миру. Языкового барьера для нее практически не существовало... Пластика, мимика, голос, выразительность - вот те средства, с помощью которых актриса его преодолевала. Гастроли в Нью-Йорке запомнились ее очередной эксцентричной выходкой. Узнав, что один из пасторов регулярно поносит ее в своих проповедях, Сара написала ему записку: "Дорогой коллега! Зачем вы так поступаете? Мы, комедианты, должны поддерживать друг друга".

Трижды Бернар приезжала с гастролями и в Россию. Ее приезды всегда производили большой фурор. Когда ее представили императору, Сара собиралась сделать глубокий реверанс, но Александр III остановил ее: "Нет, мадам, это я должен склониться перед вами".