К середине XIX столетия в истории
театра наступила эпоха безвременья.
Романтические пьесы с ужасными
тайнами и бурными страстями пере
стали интересовать публику. В эти
годы появилось огромное количество
инсценировок Переложения произведений
Диккенса и Дюмаотца, Эжена Сю и
Бальзака составляли большую часть
репертуара театров. Зритель хотел
видеть обыкновенную жизнь, и в театре
стали использоваться "павильоны":
на сцене очень подробно воспроизводилась
повседневная обстановка.
|
Театральное здание
в Байрёйте.
В 1876 г.
здесь прошёл первый
оперный
фестиваль.
|
Действие часто происходило в комнате,
заставленной предметами привычного
обихода: стульями, креслами, шкафами
и т. д. Главным жанром во французском
и английском театре продолжала
оставаться мелодрама; появилась
"хорошо сделанная пьеса" (см.
статью "Под крышами Парижа").
Создатели спектаклей понимали, что
романтизм - прошлое театра, но многие
актёры сохраняли верность этому
стилю. Трагические героини французской
актрисы Элизы Рашель (настоящие имя
и фамилия Элиза Рашель Феликс, 1821 -
1858) напоминали публике о XVII в. -
времени, когда французский театр
считался первым среди европейских
сцен.
|
Элиза Рашель.
|
Стихийный темперамент в игре Рашель
был неотделим от глубокого
проникновения в сущность роли.
Актриса предпочитала сильные и
страстные - героические
характеры."Пламенное выражение
страстей" отличало игру итальянской
актрисы Аделаиды Ристори (1822-1906),
славившейся отточенной, "скульптурной"
пластикой. Ристори снискала любовь
зрителей и в самой Италии, и за
пределами Апеннинского полуострова.
|
Йозеф Кайнц.
|
В 50х - середине 80х гг.
возникло понятие внести левое
мышление. В одном спектакле
могли соединяться разные стили.
Например, пьесу сентиментализма
актёры игра ли в стиле романтизма,
а оформлен спектакль был в соответствии
с правилами классицизма. Однако
принципиально новые сценические
решения в это время найдены не были.
Как всякому искусству, театру
свойственно в определённые периоды
своего развития пользоваться
расхожими штампами - приёмами, из
которых ушла жизнь. Причины могут
быть самые различные: и отсутствие
новой драматургии, и общественная
усталость, обычно наступающая после
бурных эпох, и естественный страх,
что новое публика примет в штыки.
Мешала развитию европейского театра
и система "театральной монополии".
До конца 60х гг. новые сцены можно
было создавать только под эгидой
властей, центральных или городских.
|
Генрик Ибсен.
|
Королевские дворы теряли блеск, но
многие театры продол жали существовать
в качестве придворных сцен, и это
препятствовало осуществлению
интересных замыслов. В середине
века появились солидные труды по
истории театра. Обращаясь к прошлому,
авторы хотели найти пути обновления
искусства сцены. Нетрадиционный
подход к музыкальному театру
предложил оперный композитор Рихард
Вагнер в работе "Художественное
произведение будущего" (1850 г.). А
началом новой драматургии стали
произведения норвежского драматурга
Генрика Ибсена (1828-1906). В пьесах
Ибсена речь шла о делах семейных,
но за супружескими ссорами и изменами
вставали проблемы, связанные с
устройством всего мира. За стенами
комнаты угадывалась большая, полная
тайн жизнь, ощущалось дыхание
времени. По ступки героев Ибсен
подвергал анализу, обнажая скрытые
пружины людского бытия.
|