ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2019

Просмотров: 163

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5


  1. Театр драматурга Виктора Гюго



Гюго (Hugo) Виктор Мари (26.2.1802, Безансон, — 22.5.1885, Париж), французский писатель, глава и теоретик французского демократического романтизма. ГЮГО был свидетелем трех революций. Был генералом у Наполеона. Мать-монархистка. Родители развелись. Он жил с мамой, от нее перенял консервативные взгляды. Поэт с 14 лет. Позднее стал демократичным РОМАНТИКОМ! (драма «Кромвель». В предисловии «Кромвель» ставит вопрос о создании нового искусства. Решительная борьба против статичности. Хочет динамического развития сюжета. В 1827 году Гюго опубликовал пьесу "Кромвель" (Cromwell), слишком длинную для постановки на сцене. Её знаменитое "Предисловие" стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Меньше чем за месяц Гюго написал романтическую драму "Эрнани" (Hernani). За её скандальной премьерой (25 февраля 1830 года) последовали другие, столь же шумные её представления. «Битва за Эрнани» завершилась не только триумфом автора пьесы, но и победой романтизма, которую окончательно закрепил успех "Собора Парижской Богоматери" (Notre-Dame de Paris, 1831 г.). В романе, живописующем Париж 15 века и великое творение готики, Гюго впервые предстал как прозаик.

Пьеса Гюго "Марион Делорм" была все-таки поставлена 11 августа 1831 года.

За ней свет рампы увидели "Король забавляется" (Le Roi s'amuse, 1832 г.), "Лукреция Борджиа" (Lucrèce Borgia, 1833 г.), "Мария Тюдор" (Marie Tudor, 1833 г.), "Анджело" (Angelo, 1835 г.), "Рюи Блаз" (Ruy Blas, 1838 г.) и "Бургграфы" (Les Burgraves, 1843 г.). Все они, в том числе, лучшая из них - "Рюи Блаз", воплощали принципы, сформулированные в «Предисловии» к «Кромвелю». )

Драма- концентрическое действие, должно быть не прекрасное, а характерное. Черпать надо из первичных источников, подражать Шекспиру и Мольеру- им разработана поэтика контрастов: комическое-трагическое/ доброе-злое. ГюГо хотел это сочетать. Сочетание противоположностей!

  1. Он сочетал двойственную форму. Все это-предисловие к драмам 30-х гг. Пьеса: «Марион Делорм» (Период с 1829 по 1843 был чрезвычайно продуктивным в творчестве Гюго. В 1829 появилась пьеса Марион Делорм (Marion de Lorme), запрещенная цензурой за нелицеприятный портрет Людовика XIII. Драма фр. Marion Delorme, 1759год)

Сюжет: исторический материал Франции 17 века. Герои-исторические личности. Эпические столкновения. Нагромождения случайностей. ГЕРАТ ДИДЫ- 1-й романтический герой. Он не может существовать без веры в добро! Его возлюбленная- Марио.

1830г – пьеса "Эрнани". Столкновение героя с королем. Страстная и безответная любовь. Король не злодей, готов простить обидчиков.

Постановке пьесы мешали. На премьере в зале был конфликт из-за того, что не было классического канона.

1830 год- революция! Гюго пишет: «Король забавляется» и «Риголето». В его пьесах звучат антимонархические темы. В сентябре 1830г. – цензурные запреты.


«Рюи Блаз» (1838) – герой –выходец из низов, но нравственно высок! Влюблен в Королеву. Королева тоже в конце в него влюбляется. Но, что бы не портить ей жизнь он уходит от нее.

«Дон Сезар де Базан» -продолжение « Рюи Блаз» . 18 лет Гюго был в изгнании. После написал: «Вознаграждение - 1000 франков» (спектакль ставят) «Токле мате» (?)

В 60-е гг. романтизм утрачивает свое значение.

У Альфреда Мюссе (Альфред де Мюссе (фр. Alfred de Musset), 11 декабря 1810 (Париж) — 2 мая 1857 там же — французский поэт, драматург и прозаик, представитель позднего романтизма) позиция скептицизма, раньше был романтиком. Мюссе был очень образован. С детства знаком с ГюГо. Жил 47 лет.(см. билет 9 «Романтизм»)

Произведения …Гюго (Hugo) Виктор (1802-85), французский писатель-романтик. Предисловие к драме «Кромвель» (1827) — манифест французских романтиков. Пьесы «Эрнани» (1829), «Марион Делорм» (1831), «Рюи Блаз» (1838) — воплощение бунтарских идей. В историческом романе «Собор Парижской богоматери» (1831) сильны антиклерикальные тенденции. После государственного переворота Луи Наполеона Бонапарта (1851) эмигрировал, выпустил политический памфлет «Наполеон Малый» (1852) и сборник сатирических стихов «Возмездия» (1853). В изгнании он закончил свой наиболее известный труд - роман «Отверженные». Романы : «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869), изображающие жизнь разных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами. Сборники стихов «Восточные мотивы» (1829), «Легенда веков» (т. 1-3, 1859-83); роман о Французской революции «93-й год» (1874).



Франция - Бенуа-Констан Коклен родился 23 января 1841 года, в небольшом французском. городке, в семье булочника. В юношестве он увлекся театром и начал выступать в. любительских спектаклях.

В 60-е окончил консерваторию, 1860 года Коклен дебютировал в «Комеди Франсез» в роли ГроРене из комедии Мольера «Любовная досада». ГроРене — умный и хитрый слуга, который, забавно посмеиваясь, комментирует высокопарные тирады своего влюбленного господина.. Стал исполнителем слуг в комедии Франсес. Актер театра представления. Коклен сыграл эту роль остроумно и весело, доказав свое право войти в артистический ансамбль театра. Ему сразу же поручили роли слуг в классических комедиях — Пти Жана в «Сутягах» Расина и Сильвестра в «Проделках Скапена» Мольера. 1-й исполнитель роли СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК— центральный персонаж героической комедии Э. Ростана «Сирано де Бержерак». Играл 400 раз в течении года. Коклен сыграл Сирано по возвращении в Париж на сцене театра «Порт Сен Мартен», который он возглавил. В дальнейшем выступал в т-рах "Ренессанс", "Порт-Сен-Мартен". Коклен остался в истории сцены актером комедийным. В драматическом жанре ему не удалось создать образов, равных его Фигаро или Тартюфу. Гамлет у Коклена стремился ценой жизни…пафосный. Романтические роли привлекали героикой страстей. Сара Бернар-дебют в 1862г.


Был вынужден играть классические роли,т.к. четко привязан к амплуа.1886г-создает свою труппу, 5 раз был в России. Творчество на материалах Расина, Гюго, Шекспира. Противоположен искусству Сальи.

САЙТ: .В.Гюго и становление французской романтической драмы.

ГЮГО, ВИКТОР (Hugo, Victor) (1802–1885), великий французский поэт, романист, драматург; лидер романтического движения во Франции. Родившийся 26 февраля 1802 в Безансоне Виктор Мари был третьим сыном капитана (позднее генерала) Ж.Л.С.Гюго (родом из Лотарингии) и Софи Требюше (родом из Бретани). Родители совершенно не подходили друг другу и часто разъезжались; 3 февраля 1818 они получили официальное разрешение жить раздельно. Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, волевой женщины, разделявшей роялистские и вольтерьянские взгляды. После смерти жены в 1821 отец сумел вернуть любовь сына.

Долгое время образование Гюго было бессистемным. Несколько месяцев он провел в мадридском колледже Ноблес; во Франции его наставником стал бывший священник отец де ла Ривьер. В 1814 он поступил в пансион Кордье, откуда наиболее способные ученики переходили в лицей Людовика Великого. К этому периоду относятся его самые ранние стихотворные опыты – большей частью переводы из Вергилия. Вместе с братьями он предпринял издание журнала «Литературный консерватор» («Le Conservateur littéraire»), где были опубликованы его ранние поэтические произведения и первая версия мелодраматического романа Бюг Жаргаль (Bug Jargal, 1821). Его приняли в роялистское «Общество изящной словесности». Увлечение подругой детских лет Адель Фуше встретило решительное неодобрение матери. После ее смерти отец позволил влюбленным встречаться, и этот период ухаживания отразился в Письмах к невесте (Lettres à la fiancée). Первая поэтическая книга Гюго, Оды и разные стихотворения (Odes et poésies diverses, 1822), была замечена королем Людовиком XVIII, которому пришлись по вкусу оды в роялистском духе. Не по летам зрелому поэту была назначена ежегодная пенсия в 1200 франков, что позволило Виктору и Адели повенчаться 12 октября 1822.

Определение «меланхолический романтик» никак не подходит к Виктору Гюго периода 1820-х годов. Счастливый супруг, любящий отец и необыкновенно удачливый литератор, он не ведал огорчений, какие увековечивают в прозе или стихах. В 1823 он опубликовал свой второй роман, Ган Исландец (Han d"Islande), повествование в готическом стиле, в традиции Замка Отранто Х.Уолпола и Монаха М.Льюиса. В 1828 вышло каноническое издание Од и баллад (Odes et ballades); яркая образность баллад свидетельствовала об усилении романтических тенденций в его творчестве.

В числе друзей и знакомых Гюго были такие литераторы, как А.де Виньи, А.де Сен-Вальри, Ш.Нодье, Э.Дешан и А.де Ламартин. Образовав группу Сенакль (франц. «сообщество», «содружество») при журнале «Французская муза», они часто встречались в салоне Нодье, хранителя библиотеки Арсенала. Особо тесные отношения связывали Гюго и Ш.Сент-Бёва, который написал в «Глоб» хвалебную рецензию на Оды и баллады.


В 1827 Гюго опубликовал пьесу Кромвель (Cromwell), слишком длинную для постановки на сцене; ее знаменитое Предисловие стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго обрушился на столь любезное французам единство времени, места и действия, высказался в пользу более гибкой системы стихосложения и ратовал за соединение возвышенного с гротеском. Этот манифест, а также пронзительно человечная повесть Последний день приговоренного к смерти (Le dernier jour d"un condamné, 1829) и поэтический сборник Восточные мотивы (Les Orientales, 1829) принесли Гюго славу.

Период с 1829 по 1843 был чрезвычайно продуктивным в творчестве Гюго. В 1829 появилась пьеса Марион Делорм (Marion de Lorme), запрещенная цензурой за нелицеприятный портрет Людовика XIII. Меньше чем за месяц Гюго написал романтическую драму Эрнани (Hernani). За скандальной премьерой (25 февраля 1830) последовали другие, столь же шумные ее представления. «Битва за Эрнани» завершилась не только триумфом автора пьесы, но и победой романтизма, которую окончательно закрепил успех Собора Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831). В романе, живописующем Париж 15 в. и великое творение готики, Гюго впервые предстал как прозаик.

Марион Делорм была все-таки поставлена 11 августа 1831; за ней свет рампы увидели Король забавляется (Le Roi s"amuse, 1832), Лукреция Борджиа (Lucrèce Borgia, 1833), Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833), Анджело (Angelo, 1835), Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838) и Бургграфы (Les Burgraves, 1843). Все они, в т.ч. лучшая из них, Рюи Блаз, воплощали принципы, сформулированные в «Предисловии» к «Кромвелю».

Важные события произошли в личной жизни Гюго. Сент-Бёв влюбился в его жену, и пути бывших друзей разошлись. Сам Гюго проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ, с которой познакомился в начале 1833. Их связь продолжалась вплоть до ее смерти в 1883. Выходившие с 1831 по 1840 сборники лирических стихотворений в значительной мере навеяны личными переживаниями поэта. В Осенних листьях (Les Feuilles d"automne, 1831) перемежаются темы природы и детства. В Песни сумерек (Les Chants du crépuscules, 1835) вошло несколько стихотворений политического характера, остальные внушены чувством к Жюльетте. Меланхоличны по тону Внутренние голоса (Les Voix intérieures, 1837), с их необыкновенно трогательным стихотворением, посвященным брату Эжену, который скончался в больнице для умалишенных. Разнообразные по тематике Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840) обнаруживают тягу к обретению веры. Актом гуманности стал роман Гюго Клод Ге (Claude Gueux, 1834), не только направленный против смертной казни, но и видевший корень всех зол в проблеме бедности. В 1834 издан также сборник выходивших прежде полностью или в отрывках критических эссе Литературно-философская смесь (Littérature et philosophie mêlées).

В 1841 заслуги Гюго получают признание Французской Академии, которая избирает его своим членом. В 1842 он выпускает книгу путевых заметок Рейн (Le Rhin, 1842), в которой излагает свою программу международных отношений, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. В 1843 поэт пережил трагедию: его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули в Сене. Удалившись на время от общества, Гюго ушел в работу над большим романом Невзгоды (Les Misère), прерванную революцией 1848. Гюго занялся политикой, был избран в Национальное Собрание; после государственного переворота 2 декабря 1851 он бежал в Брюссель, оттуда перебрался на о.Джерси, где провел три года, а затем (1855) обосновался на о.Гернси.


За время долгого изгнания Гюго создал величайшие свои произведения. В 1853 появились Возмездия (Châtiments), блистательная стихотворная сатира с уничтожающей критикой Наполеона III; в 1856 вышел сборник лирической и философской поэзии Созерцания (Les Contemplations); в 1859 Гюго опубликовал первые два тома Легенды веков (La Lgende des siècles), утвердившие за ним славу эпического поэта. В 1860–1861 Гюго вернулся к начатому роману Невзгоды. Книга была напечатана в 1862 под ставшим отныне знаменитым названием Отверженные (Les Misérables). В период своего пребывания на Гернси Гюго опубликовал трактат Уильям Шекспир (William Shakespeare, 1864), сборник стихотворений Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865), а также два романа – Труженики моря (Les Travailleurs de la mer, 1866) и Человек, который смеется (L"Homme qui rit, 1869).

После крушения режима Наполеона III в 1870, в самом начале франко-прусской войны, Гюго вернулся с Жюльеттой в Париж. В течение многих лет он противостоял империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему была оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе. Избранный в Национальное Собрание в 1871, Гюго вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. Смерть сына Шарля и хлопоты, связанные с заботой о внуках, объясняют его отсутствие в Париже в период Коммуны и гражданской войны. Свидетельством его патриотизма и утраты иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию начиная с 1842, стал сборник Грозный год (L"Année terrible, 1872). В 1874 равнодушный к успехам натуралистической школы Гюго вновь обратился к историческому роману, написав роман Девяносто третий год (Quatre-vingt-treize). В возрасте 75 лет он издал не только вторую часть Легенды веков, но и сборник Искусство быть дедом (L"Art d"être grand-père), на создание которого его вдохновили дети Шарля. Заключительная часть Легенды веков вышла в 1883. В том же году скончалась Жюльетта Друэ. После этого Гюго стал заметно сдавать. В мае 1885 Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо.