Файл: Лекции Компьютерная графика.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6926

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

частотная модуляция

— периодическое заполнение (с частотой, соответствующей

интенсивности

);

стохастическое растрирование (квазислучайное заполнение)

— хаотичное

заполнение (со средней плотностью, соответствующей интенсивности).

Рис. 1.9. Три способа заполнения ячейки растра: амплитудная модуляция, частот-

ная модуляция и квазислучайное заполнение

При печати полноцветных изображений каждый последующий растр поворачи-

вается на определённый угол:
C

голубой — 105

;

M

пурпурный — 75

;

Y

жёлтый — 90

;

K

чёрный — 45

.

При этом ячейка растра становится косоугольной, и для воспроизведения 256 гра-

даций на устройстве с линиатурой 150 lpi уже недостаточно разрешения 16 × 150 =
2400

dpi. Для профессиональных фотоэкспонирующих устройств принято минималь-

ное разрешение 2540 dpi (коэффициент поправки ∼ 1,06).

3.4. Динамический диапазон

Динамический диапазон в компьютерной графике — соотношение
между максимальной и минимальной измеримой интенсивностью све-
та.

Качество воспроизведения тоновых изображений оценивается динамическим

диапазоном D

:

D = lg

1

ρ

,

ρ =

J

ρ

J

0

;

D = lg

1

σ

,

σ =

J

σ

J

0

.

Здесь J

0

— максимальный (в идеале — падающий) отражённый световой поток, J

ρ

— минимальный отражённый световой поток, ρ — коэффициент отражения, J

σ

минимальный прошедший световой поток, σ — коэффициент пропускания.

15


background image

3.5. Гамма-коррекция

Гамма-коррекция — коррекция функции яркости в зависимости от
характеристик устройства вывода.

Повышение показателя гамма-коррекции позволяет повысить контрастность,

разборчивость тёмных участков изображения, не делая при этом чрезмерно кон-

трастными или яркими светлые детали снимка.

Информация о яркости в аналоговом виде в телевидении, а также в цифровом

виде, в большинстве распространённых графических форматов хранится в нелиней-

ной шкале. Яркость пикселя I (или яркости составляющих цвета, красной, зелёной

и синей по отдельности) на экране монитора можно считать

I ∼ V

γ

,

где V — численное значение интенсивности цвета, а γ — показатель гамма-
коррекции

.

Примером может служить гамма-коррекция изображения на электронно-

лучевых трубках (ЭЛТ). Значение γ = 1 соответствует «идеальному» монитору,

который имеет линейную зависимость отображения от белого к чёрному. Но таких

мониторов не бывает — зависимость, в особенности для ЭЛТ, нелинейна. Большее

значение γ означает более высокую нелинейность этой зависимости. Стандартное

значение γ для стандарта видеоизображений NTSC — 2,2. Для дисплеев компьютера

значение γ обычно находится в пределах от 1,5 до 2,0.

3.6. Альфа-композиция

Альфа-композиция обозначает процесс комбинирования изображения
с фоном с целью создания эффекта частичной прозрачности.

Этот метод часто применяется для многопроходной обработки изображения по

частям с последующей комбинацией этих частей в единое двумерное результирующее

изображение.

Рис. 1.10. Пример работы альфа-композитных операторов

over

,

in

,

out

,

atop

и

xor

Альфа-канал

(маска-канал) позволяет объединить переходную прозрачность

с изображением. Формат GIF поддерживает простую бинарную прозрачность (когда

любой пиксель может быть либо полностью прозрачным, либо абсолютно непро-

зрачным). Формат PNG позволяет использовать 254 или 65534 уровня частичной

прозрачности.

16


background image

Все три типа PNG изображений («TrueColor», «GrayScale» и индексированная па-

литра) могут содержать альфа-информацию, хотя обычно она применяется лишь

с «TrueColor» изображениями. Вместо того чтобы сохранять три байта для каждого

пикселя (красный, зелёный и синий, RGB), сохраняются четыре: красный, зелёный,

синий и альфа, таким образом получается палитра RGBA.

Такая переходная прозрачность позволяет создавать «спецэффекты», хорошо вы-

глядящие на любом фоне. Например, эффекта фотовиньетки для портрета можно

добиться путём установки полностью непрозрачной центральной области (для лица

и плеч), прозрачной остальной обстановки и созданием плавного перехода между

двумя этими различными областями. Соответственно, портрет будет плавно освет-

ляться на белом фоне и затемняться на чёрном. Ещё один спецэффект с прозрачно-

стью — это отбрасывание тени.

Прозрачность наиболее важна для маленьких изображений, обычно используе-

мых на веб-страницах, вроде цветных (круглых) маркеров или причудливого текста.
Альфа-композиция

позволяет использовать сглаживание (anti-aliasing), созда-

вая иллюзию гладких кривых на сетке прямоугольных пикселей, плавно изменяя их

цвета, что позволяет добиться округлых изображений, хорошо отображаемых как на

белом, так и на любом другом фоне. Таким образом одно и то же изображение может

быть многократно использовано в нескольких местах без «призрачного» эффекта,

свойственного GIF-изображениям.

Windows XP поддерживает 32-битные значки (иконки) — 24-бита цвета RGB и

8-битный альфа канал. Это позволяет отображать значки со сглаженными (размы-

тыми) краями и тенью, которые сочетаются с любым фоном.

4.

Фрактальная графика

Фрактал — объект, отдельные элементы которого наследуют свой-
ства родительских структур.

Поскольку более детальное описание элементов меньшего масштаба происходит

по простому алгоритму, описать такой объект можно всего лишь несколькими мате-

матическими уравнениями.

Фракталы позволяют описывать целые классы изображений, для детального опи-

сания которых требуется относительно мало памяти. С другой стороны, к изобра-

жениям вне этих классов фракталы применимы слабо.

17


background image

Рис. 1.11. Фрактальный рисунок

5.

Форматы файлов

5.1. Векторные файлы

WMF

(Windows MetaFile,

.wmf) — формат MS Windows, цветовая палитра —

256 цветов, используется в галереях офисных и пр. пакетов.

EMF

(Microsoft Enhanced MetaFile,

.emf) — формат MS Windows, цветовая па-

литра — RGB, поддерживается далеко не всеми программами.

SVG

(Scalable Vector Graphics,

.svg) — формат, разработанный для внедре-

18


background image

ния векторной графики в веб-документы, записывается в виде структурированного

(XML) текста.

PS

(PostScript,

.ps) — платформенно независимый переносимый формат опи-

сания страниц фирмы Adobe, используется для описания многостраничных докумен-

тов. Язык программирования высокого уровня со стековой организацией. Поддер-

живаются все линейные преобразования. Есть возможность создавать библиотеки

цветов, шрифтов, форм, изображений, полутонов и узоров. Для сжатия использу-

ются алгоритмы JPEG и LZW.

EPS

(Encapsulated PostScript,

.eps) — платформенно независимый переноси-

мый

формат описания любых графических изображений в соответствии с соглаше-

ниями по структурированию документов в формате PostScript.

PDF

(Portable Document Format,

.pdf) — платформенно независимый перено-

симый

формат описания документов фирмы Adobe, имеет два алгоритма сжатия:

ZIP (без потерь) и JPEG (с потерями).

5.2. Алгоритмы сжатия

Сжатие без потерь (lossless data compression) — метод сжатия
информации, при использовании которого закодированная информация
может быть восстановлена с точностью до бита.

При этом оригинальные данные полностью восстанавливаются из сжатого состо-

яния. Этот тип сжатия принципиально отличается от сжатия данных с потеря-
ми

. Для каждого из типов цифровой информации, как правило, существуют свои

оптимальные алгоритмы сжатия без потерь.

Сжатие данных без потерь

используется во многих приложениях. Например,

оно используется в популярном файловом формате ZIP и UNIX-утилите Gzip. Оно

также используется как компонент в сжатии с потерями.

Сжатие без потерь

используется, когда важна идентичность сжатых данных

оригиналу. Обычный пример — исполняемые файлы и исходный код. Некоторые

графические файловые форматы (PNG, GIF и др.) используют только сжатие без
потерь

, тогда как другие (PS, PDF , TIFF , JPEG 2000 , MNG и др.) могут исполь-

зовать сжатие как с потерями, так и без.

Сжатие

с

потерями

это

метод

сжатия

данных

(data

compression),

когда

распакованный

файл

отличается

от

ориги-

нального, но «достаточно близок» для того, чтобы быть полезным
каким-то образом.

Этот тип сжатия часто используется для сжатия звука или изображений, а также

в Интернете, особенно в потоковой передаче данных и телефонии. Эти методы

часто называются кодеками.

19