Файл: ПАЛЕЙ Т.Ф._Инновационный Менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9471

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

 

 

 

ПАЛЕЙ Т.Ф. 

 

 

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ 

 

Допущено Советом Учебно-методического объединения по образованию в 

области менеджмента в качестве учебного пособия по направлению  

«Менеджмент» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

 

УДК 33 

ББК (У) 65.290-2 

П 14 

Допущено Советом Учебно-методического объединения по образованию в 
области менеджмента в качестве учебного пособия по направлению  
«Менеджмент» 
 

 

Рецензенты 

              

Сафиуллин Марат Рашитович - д.э.н., профессор, академик АН РТ, 

проректор  по  вопросам  экономического  и  стратегического  развития  Казан-
ского 

(Приволжского) 

федерального 

университета 

             Хамидуллин Фильза Гарифович - д.э.н., профессор, академик АН РТ 
             Семенов  Георгий  Виссарионович  -  д.э.н.,  профессор,  заведующий 
кафедрой менеджмента и предпринимательской деятельности ГОУ ВПО "Ка-
занский  государственный  технологический  университет",  д
иректор  научно-
технологического парка 
ГОУ ВПО "КГТУ"  
 
 

 

          ПАЛЕЙ Т.Ф. 

П 14        Инновационный менеджмент. Изд. 2-ое, перераб. доп. – Казань: 

Изд-во «Фолиантъ», 2011. – 162 с. 

  

 
 

В  учебном  пособии  рассмотрены  организационно-управленческие  ас-

пекты инновационного менеджмента.  В нем обобщена имеющаяся литерату-
ра, предложены новые подходы к классификации моделей государственного 
управления  инновациями,  рассмотрены  особенности  инновационного  ме-
неджмента в международном бизнесе. Книга содержит рекомендации по ис-
пользованию активных форм обучения и организации самостоятельной рабо-
ты студентов.  

 
 

ISBN 978-5-94990-010-9                                                                  © Палей Т.Ф. 

© ГОУ ВПО «Казанский государственный финансово-экономический инсти-
тут», 2011 

 


background image

 

ВВЕДЕНИЕ 

         Дисциплина «Инновационный менеджмент» логически связана со мно-
гими дисциплинами по теории и практике менеджмента фирмы. Теоретиче-
ской базой  управления инновациями  являются: теория организации, основы 
менеджмента, исследование систем управления, организационное поведение.  
По своей сущности, любые стратегические меры, предпринимаемые органи-
зацией, носят инновационный характер, поскольку они, так или иначе, осно-
ваны  на  нововведениях.  Инновации  становятся  ключевым  стратегическим 
параметром развития любого предприятия и экономики в целом.  Инноваци-
онные  стратегии,  в  свою  очередь,  реализуются  на  уровне  функционального 
менеджмента. 

Сегодня  на  рынке  выигрывают  те,  чье  предложение  опережает  спрос. 

Оказалось, что эффективнее создать сначала структуры потребления высоко-
технологических и наукоемких новинок, а затем приступить к исследованиям 
и опытно-конструкторским разработкам, чем делать продукт, а потом с тру-
дом внедрять его.  

В  учебном  пособии  рассмотрены  организационно-управленческие  ас-

пекты  инновационного  менеджмента,  т.к.  в  современном  мире  конкуренто-
способной является уже не только наукоемкая продукция, а те продукты, т.е. 
вещи или эффекты, которые невозможно получить, не владея определенными 
схемами организации и управления.  

Автором обобщена имеющаяся литература, предложены новые подхо-

ды  к  классификации  методов  государственного  управления  инновациями, 
типологии  научно-технического  прогнозирования  и  научных  прогнозов, 
определены  разновидности  моделей  государственной  научно-технической 
политики, виды инновационных проектов и технологических парков, а также 
исследованы основные методы оценки эффективности инвестиций в иннова-
ции.  

Материал  пособия  содержит  рекомендации  по  использованию  актив-

ных форм обучения и организации самостоятельной работы студентов.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

 

1. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ТЕНДЕНЦИИ   
И РАЗНОВИДНОСТИ РАЗВИТИЯ 
 

Монотонное и инновационное развитие 

Существует  два  варианта  развития:  монотонное  и  инновационное.  В 

сущности,  инновационный  путь  изменений  означает  прерывание  постепен-
ности  посредством  замены  некоторых  элементов  процесса:  целей,  методов, 
принципов, в то время как монотонный путь не только растянут во времени, 
но и инерционен, консервативен. 

  Также под инновационным развитием понимают цепь реализованных 

новшеств.  Оно  более  успешно,  когда  охватывает  не  одну  узкую  область,  а 
включает  в  себя  также  сферы,  влияющие  на  общий  результат  (управление, 
маркетинг,  обучение  персонала,  финансы,  продажу  и  т.д.).  Следовательно, 
инновационное развитие должно  носить  комплексный  характер.  Всякое  ин-
новационное развитие - это не только основной инновационный процесс, но 
и  развитие  системы  факторов и  условий,  необходимых для  его  осуществле-
ния,  т.е.  инновационного  потенциала.

1

  Инновационный  потенциал  включает 

наличие  финансово-экономических  и  интеллектуальных  ресурсов,  а  также 
совокупность  правовых,  организационно-управленческих,  материально-
технических, социальных и информационных факторов, определяющих уро-
вень  готовности  экономической  системы  к  успешной  инновационной  дея-
тельности

2

       Двумя главными составляющими процесса инновационного развития яв-
ляются реализация инновационных проектов и развитие инновационного по-
тенциала. Недооценка такого подхода приводит к тому, что за характеристи-
ки  инновационного  потенциала  часто  выдаются  показатели,  относящиеся  к 
научно-техническому,  производственно-технологическому,  кадровому  или 
иным компонентам общего потенциала предприятия или организации. В по-
добных  случаях  собственно  инновационный  потенциал  предприятия  не  вы-
членяется, не замеряется и, как следствие, целенаправленно не развивается. В 
итоге не достигается результат – прирост новых конкурентоспособных това-
ров и услуг.  

Инновационный  потенциал  является        элементом  общего  потенциала 

предприятия или организации наряду с другими его составляющими – произ-
водственно-технологическим, 

научно-техническим, 

финансово-

экономическим,  кадровым  потенциалами,  представляя  собой  как  бы  ядро 
всего потенциала, органически входя в каждую его часть.  
       Безусловно, между частями общего потенциала существуют более слож-
ные  диалектические  связи,  но  бесспорно  одно:  инновационный  потенциал 

                                                 

1

 

Николаев А.Инновационное развитие и инновационная культура"Наука та наукознавство". - 2001. - №2. - 

с.54-64.  

2

 Федосеева Т.А. Мониторинг инновационного развития экономических систем. Автореферат. ГОУ ВПО 

«Нижегородский государственный технический университет». http://www.nntu.sci-
nnov.ru/RUS/aspir_doktor/avtoreferat/fedoseeva.doc,
 с.8 

 


background image

 

определяет  как  бы  завершающую  часть  производственного  цикла  и  его  ре-
альные пропускные возможности, что существенно сказывается на конечном 
результате.  
       Распространено  мнение,  что  основным  направлением  стимулирования 
инновационного  развития  является  обновление  основных  фондов  и,  прежде 
всего,  станочного  парка.  Против  этого,  казалось  бы,  трудно  возразить.  Но, 
усилив,  таким  образом,  производственно-технологический  потенциал  пред-
приятия  и  не  затронув  в  той  же  мере  другие  его  части,  можно  достичь 
омертвления финансовых средств.

3

  

       

Более детально охарактеризовать исследуемый объект можно посред-

ством выделения различных его видов, то есть, классифицировав его

4

. 

 

      

Так, многие исследователи, различают  явный (наличный, статический) и 

скрытый (возможный, динамический) инновационный потенциал. При этом 
первый характеризует непосредственно те ресурсы и способы их использова-
ния,  которыми  обладает  система  в  определенный  промежуток  времени  и  в 
определенной ситуации. Второй – скрытую перспективу, заложенную ресур-
сах, то есть существующие возможности.  
       Не  менее  важным  является  разделение  инновационного  потенциала  на 
такие три вида как используемый, неиспользуемый и желаемый. Первый вид 
инновационного потенциала – это тот, который фактически используется си-
стемой  для  реализации  поставленных  целей.  Второй  –  существующий  в 
скрытом  виде,  либо  явный,  но  по  определенным  (объективным  или  субъек-
тивным) причинам не включенный в список конкурентных преимуществ, то 
есть так называемый резерв. Третий – потенциал, уровень и состав которого 
по  выделяемым  параметрам  функционирования  максимально  приближен  к 
оптимальному, то есть своего рода идеальный случай.  
       Логическим дополнением к указанным видам инновационного потенциа-
ла являются такие два как дееспособный и недееспособный. К первому виду 
следует отнести потенциал, который в любой момент времени в определен-
ных условиях, возможно, задействовать для выполнения поставленных задач 
и достижения конкретных целей. Таким образом, потенциал, который в силу 
объективных  и  субъективных  причин  не  может  быть  включен  в  процессы 
обеспечения жизнедеятельности системы, можно отнести ко второму виду – 
недееспособный.  
       Следует  отметить,  что  использование  трех  классификационных  призна-
ков,  рассмотренных  выше,  позволяет  на  практике  отделить  реальные  воз-
можности субъекта хозяйствования от перспективных.  
       В  свою  очередь  инновационный  потенциал  также  можно  разделить  на 
человекоориентированный  и  техникоориентированный.  Первый  вид  –  это 

                                                 

3

 

Николаев А.Инновационное развитие и инновационная культура"Наука та наукознавство". - 2001. - №2. - 

с.54-64.  
 

4

 

Кравченко С.И., Кладченко И.С. Исследование сущности иновационного потенциала//Научные труды До-

нецкого национального технического университета. Серия: экономическая. Выпуск 68. - Донецк, ДонНТУ, 
2003. - с. 88-96.