ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 7611
Скачиваний: 7
До сих пор мы исследовали, каким путем может передаваться информация о редких ресурсах в различных хозяйственных системах. Но облик той или иной системы зависит и от упомянутых ранее институтов, или «правил игры», которых должны придерживаться все хозяйственные агенты. В следующем параграфе и пойдет речь о некоторых из этих важнейших правил.
§ 2. Права собственности как «правила
игры» в хозяйственных системах
В современной экономической теории, как нам известно из гл. 2, § 3, получило развитие направление экономического анализа, называемое неоинституционализмом. Одной из наиболее известных теорий этого направления является экономическая теория прав собственности. У истоков теории прав собственности стояли два известных американских экономиста - Рональд Коуз, о котором мы много говорили в предыдущем параграфе, и Армен Алчиан. В дальнейшем в разработке и использовании этой теории принимали активное участие такие известные экономисты неоинституциональной школы, как И. Бар-цель, Г. Демсец, Д. Норт, Р. Познер и др.
Своеобразие подхода авторов этой теории к трактовке собственности и ее использованию в качестве методологической и общетеоретической основы экономического анализа состоит в следующем: во-первых, в своих исследованиях они оперируют не привычным для нас понятием «собственность», а используют термин «право собственности». Не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок или доля прав по использованию ресурса — вот что составляет собственность».1
Полный пучок прав, называемый «перечнем Оноре» {в честь английского юриста А. Оноре, впервые предложившего его в 1961 г.), состоит из следующих 11 элементов:
1. Право владения, т.
е. право исключительного физического
конт-
роля над благами;
2. Право использования, т. е. право применения полезных свойств
благ для себя;
3. Право управления,
т. е. право решать, кто и как будет
обеспе-
чивать использование благ;
4. Право на доход, т. е. право обладать
результатами от использования благ; .
5. Право суверена, Т.
е. право на от- 1 Demsetz Н. Toward a theory
чуждение
потребление, изменение или of property rights
- "American
уничтожение блага; Economic
Review". 1967, v. 57, №2.
6. Право на безопасность,
т. е. право на защиту от экспроприации
благ
и от вреда со стороны внешней среды;
Право на передачу благ в наследство,
Право на бессрочность обладания благом;
9. Запрет вредного
использования, т. е. запрет использования
вещи
способом, наносящим вред имуществу
других хозяйственных агентов;
Право на ответственность в виде взыскания, т. е. возможность взыскания блага в уплату долга;
Право на остаточный характер, т. е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.
Права собственности понимаются как санкционированные обществом {законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т. д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ, и касаются их использования. Эти отношения представляют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения. Иначе говоря, права собственности есть не что иное, как определенные «правила игры», принятые в обществе. «Права собственности — это права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Именно права собственности - или то, что, по мнению людей, является соответствующими правилами игры, - определяют, каким именно образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса».1
' Хейне П. Экономический образ мышления. С. 325.
2 Toumanoff P.G. Theory of markel failure - «Kyklos», 1984, v. 37, №4.
3 Менгер К. Основания политической экономии. Австрийская школа в политической экономии. М., 1992. С. 79.
Вторая отличительная черта теории прав собственности заключается в том, что феномен собственности выводится в ней из проблемы относительной редкости, или ограниченности ресурсов: «Без какой-либо предпосылки редкостей бессмысленно говорить о собственности».2 Правда, такой подход не является открытием вышеназванных авторов; впервые он был обоснован еще в 1871 г. австрийским экономистом Карлом Менгером в книге «Основания политической экономии». Собственность, писал К. Менгер, своим конечным основанием имеет существование благ, количество которых меньше по сравнению с потребностями в них. Поэтому институт собственности является единственно возможным институтом разрешения проблем «несоразмерности между надобностью и доступным распоряжению количеством благ».3 Такое несоответствие ведет к тому, что централь
ным моментом отношений собственности становится их исключающий характер-
Таким образом, отношения собственности - это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Иными словами, обеспечение прав собственности предусматривает исключение других лиц из числа пользователей ограниченных ресурсов. Но само обеспечение этого права, как отмечает известный исландский экономист Т. Эггертссон, сопряжено с издержками. В некоторых случаях эти издержки могут быть очень высокими. Хорошо известно, что владельцы домов в районах с высоким уровнем преступности «отказываются от них, когда издержки обеспечения прав собственности сводят чистую ценность этой собственности к нулю».1
Отсутствие исключений из доступа к ресурсам, или свободный доступ к ним, означает, что они — ничьи, что они не принадлежат никому или, что то же самое, всем (общая собственность). Такие ресурсы не составляют объекта собственности. По поводу их использования между людьми не возникают экономические, рыночные отношения.
С точки зрения авторов теории прав собственности, исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Другими словами, спецификация прав собственности - это закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономическими субъектами. Так, перечисленные выше 11 правомочий из «перечня Оноре» могут быть закреплены не обязательно за одним физическим или юридическим лицом, о чем мы подробнее скажем далее. Государству принадлежит особо важная роль в спецификации прав собственности, которые принимают вид формальных правил (законов, прописанных в различных законодательных актах и, прежде всего, в Конституции).
Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу. «Если права на совершение определенных действий могут быть куплены и проданы, - пишет Р. Коуз, -их в конце концов приобретают те, кто выше ценит даруемые ими возможности производства или развлечения. В этом процессе права будут приобретены, подразделены и скомбинированы таким образом, чтобы допускаемая ими деятельность приносила доход, имеющий наивысшую рыночную ценность».2 Таким образом, основ- ~~~
, ~ „ Эггертссон Т. Экономичес-
ная цель спецификации, т. е. четкой оп- кде поведчение и институты. м.,
ределенности прав собственности, эак- дело. 2001. С. 50.
лючается в изменении поведения хозяй- г коуз Р. Фирма, рынок и пра-
ствующих субъектов таким образом, что- во. М., 1993. С. 14.
бы они принимали наиболее эффективные решения. Ведь только на собственника падают в конечном счете все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Поэтому он и оказывается заинтересованным в максимально полном их учете при принятии решений.
Приведем пример, позволяющий лучше понять проблему спецификации прав собственности. Нередко нам приходится сталкиваться с так называемой «бесхозной» землей в черте города. Как правило, это стихийные мусорные свалки, крошечные огороды на окраинах города, сооруженные в порядке «самозахвата» все той же ничейной земли и т.п. Конфликтные ситуации по этому поводу возникают из-за того, что каждый из его участников полагает: он имеет право сваливать мусор или выращивать редиску; в то же время другие полагают, что они имеют право на чистый воздух и цивилизованный городской вид. На самом деле вся проблема заключается в том, что права собственности не специфицированы, правомочия не закреплены ни за одним из участников конфликта.
Чем определеннее права собственности, тем сильнее стимул у хозяйствующего субъекта учитывать те выгоды или тот ущерб, которые его решения приносят другому лицу. Именно поэтому в процессе обмена права собственности на те или иные блага будут переданы тому экономическому агенту, для кого они представляют наивысшую ценность. Тем самым обеспечивается эффективное распределение ресурсов, поскольку в ходе обмена они перемещаются от менее производительного к более производительному использованию, от лиц, менее их ценящих - к лицам, ценящим их больше. В экономической науке эта проблема рассматривается в известной теореме Коуза, с которой мы подробно познакомимся в гл. 15.
Экономическая теория рассматривает различные режимы прав собственности:
частная собственность (private ownership). В этом случае исключительными правами пользуются отдельные индивиды.
государственная собственность (state ownership). Исключительные права принадлежат государству, или точнее, тем, кто его контролирует.
коммунальная собственность (communal ownership). Исключительные права принадлежат некоему сообществу людей, которые контролируют доступ к ресурсу.
общая собственность, или свободный доступ (common ownership).
Эти базисные режимы прав собственности могут сосуществовать в самых различных сочетаниях в разных странах.
Остановимся несколько подробнее на тех.последствиях, которые вытекают из указанных режимов прав собственности.
Право частной собственности означает, что отдельное физическое или юридическое лицо обладает всем пучком прав собственности или только некоторыми из 11 правомочий «перечня Оноре». Допустим, вы можете обладать лишь некоторыми из перечисленных прав, но не обладать остальными правами. Некоторые права существуют лишь в определенной комбинации и, взятые сами по себе, не имеют никакой ценности (например, правомочие седьмое без правомочия первого). Комбинации этих прав с учетом того, что ими обладают различные физические и юридические лица могут быть весьма разнообразными. Поэтому можно говорить о разнообразии форм собственности.
Право государственной собственности означает, что всем пучком прав или различными его компонентами обладает исключительно государство, причем, чем в большей степени все 11 правомочий реализуются государством, тем в большей степени такая система хозяйствования заслуживает название иерархии.
Свободный доступ, или общая собственность порождает проблему, которая в экономической науке называется «трагедией общин». Этим термином обозначается тенденция к хищническому использованию общей собственности. Действительно, представим себе озеро или реку, в которой водится рыба, при этом права собственности на ее улов характеризуются свободным доступом. Никаким законодательством не определены исключительные права на совершение хозяйственной деятельности, в данном случае, рыболовства. В таком случае хозяйствующие субъекты, не ограниченные в своих действиях никакими законами, или «правилами игры», будут эксплуатировать наличные запасы рыбы вплоть до полного их истощения. Каждый руководствуется лишь своим стремлением к максимизации выгоды, и в результате складывается ситуация «сверхиспользования» ресурса. Угроза истощения ограниченных ресурсов может привести к изменению режима открытого доступа и переходу к частной, государственной или коммунальной ее формам.
Современная хозяйственная система западных стран именуется «смешанной экономикой». И все-таки мы не совершим большой ошибки, если назовем эти страны капиталистическими. Во-первых, определяющим способом передачи информации в них является механизм ценовых сигналов, или спонтанный порядок. Во-вторых, в частной собственности находится преобладающая доля редких (ограниченных) ресурсов, главным из которых является капитал. Поэтому термин «смешанная экономика» отражает всего лишь то обстоятельство, что в чистом виде мы не наблюдаем ни спонтанного порядка, ни иерархии; ни правового режима исключительно частной собственности, исключительно общей собственности, исключительно государственной или коммунальной собственности. «Смешанная экономика» означает сосуществование механизма рыночной координации и государственного регулирования экономики. Речь не идет о некоем «третьем пути», по которому якобы идут такие страны, как Великобритания, Австрия, Швеция Япония, Южная Корея и т. п. Более того, расширение государственного сектора с неизбежностью будет усиливать иерархические компоненты в данной системе хозяйственных связей. А это чревато нарастанием трансакционных издержек, перечеркивающим благие намерения с которыми связано усиление роли государства в экономике. В этом смысле и следует понимать бескомпромиссное высказывание Л. Мизеса- «Производство может направляться либо рыночными ценами,.., либо правительственным советом по управлению производством. Третьего решения не существует. Невозможна третья социальная система, которая была бы ни социалистической, ни капиталистической».1