ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 7596
Скачиваний: 7
1 Условие, при котором выполняется
вторая теорема благосостояния,
заключается в том, что предпочтения
участников распределения должны
выражаться кривыми безразличия,
имеющими такую же форму, как в модели
«ящик Эджворта», т. е. выпуклыми. Тогда
между парой кривых безразличия пройдет
единственная общая касательная,
которую можно представить в аиде общего
бюджетного ограничения для двух
участников распределения,что говорит
о достижении равновесия каждого из
них. Если же кривые безразличия участников
распределения будут иметь другую форму
(например, волнистую), не позволяющую
провести между ними общую касательную,
то равновесия при Парето-эффективном
распределении достигнуто не будет.
экономики благосостояния заключается в том, что распределение в условиях конкурентного равновесия эффективно по Парето. Значит, если всем участникам сделки удается максимизировать свою полезность, то в результате достигается общественно эффективное распределение, максимизирующее общественное благосостояние. Данная теорема указывает на инструмент достижения эффективности по Парето: это - механизм конкурентного рынка. С его помощью можно достичь Парето-эффективного распределения благ среди сотни тысяч участников, не прибегая к созданию специальных структур по сбору информации и принятию централизованных решений. Необходимо и достаточно, чтобы каждый участник распределения обладал информацией о конкурентной рыночной цене того или иного товара.
Вторая теорема экономики благосостояния гласит, что в определенных условиях1 при Парето-эффективном размещении благ может быть достигнуто конкурентное равновесие. Иными словами, каждая точка кривой контрактов - это случай конкурентного равновесия. Данная теорема проводит разграничение между аллокативной и дистрибутивной ролью ценового сигнала {подробнее об этих функциях см. гл. 5, § 10). С одной стороны, рыночная цена определяет относительную редкость того или иного блага, с другой, - показывает, какой объем различных товаров каждый рыночный агент в состоянии приобрести.
Однако для достижения общей эффективности экономики недостаточно эффективного распределения благ среди потребителей. Необходимо, чтобы и производители распоряжались экономическими благами эффективно.
Для рассмотрения условий эффективного использования факторов производства можно вновь использовать «ящик Эджворта». Рассмотрим рис. 15.7. На повернутых друг к другу осях координат расположены факторы производства хлеба и шоколада. Каждая точка диаграммы показывает затраты труда и капитала для производства этих двух товаров.
Набор изоквант показывает уровни выпусков хлеба и шоколада при различных комбинациях затрат труда и капитала (рис. 15.7). Распределение факторов производства эффективно, если выпуск одного товара не может быть увеличен без хотя бы минимального сокращения производства другого товара. В точке А, например, выпуск не эффективен, так как варианты выпуска в заштрихованной области дают лучшие результаты. Точки 8, С и D - пример эффективного распределения затрат, а значит, и производства. В этих точках изокванты производителей хлеба и шоколада имеют одинаковый наклон и, следовательно, одинаковую предельную норму технологического замещения капитала трудом (см. гл. 10, § 4). В равновесных точках производители данных продуктов минимизируют свои издержки, комбинируя труд и капитал таким образом, что соотношение предельных продуктов этих факторов равно соотношению их цен (см. гл. 10, § 4, 5):
MPJMPK = PJPK (4)
Значит, факторы производства могут эффективно использоваться при условии равенства:
MRTSKL = PJPK (5)
Кривая, на которой расположены все точки эффективного распределения и использования факторов производства (рис. 15.7), называется кривой производственных контрактов. Она показывает все комбинации максимального (эффективного) выпуска хлеба и шоколада при имеющемся количестве труда и капитала. Эта кривая и есть известная нам граница производственных возможностей.
Однако для эффективного выпуска необходимо, чтобы товары производились в таких количествах, которые соответствуют желанию потребителей заплатить за них. Поэтому необходимым условием эффектив
ного выпуска является равенство предельной нормы замещения - предельной норме технологического замещения факторов производства:
MRS = MRTS (6)
Это и есть состояние оптимальности в экономике. Выполнение данного равенства для всех потребителей и производителей, т. е.
= ZMRTS (7)
называется первым наилучшим распределением, идеально оптимизирующим благосостояние всего общества. Однако оно труднодостижимо: современный рынок находится в условиях несовершенной конкуренции и претерпевает множество искажений.
Монополизм, асимметричность информации, нерациональность налогообложения и другие проблемы несовершенной конкуренции мешают оптимальному распределению ресурсов. Поэтому экономисты рассматривают принцип «второго наилучшего» (second-best principle), т. е. предлагаются варианты такого распределения, которое было бы наилучшим среди неоптимальных. Такого рода распределение называется квазиоптимумом, или «вторым наилучшим распределением». Рассмотрим на примере выпуска двух товаров, хлеба и шоколада, возможность достижения квазиоптимума посредством налогообложения. Допустим, хлеб производится в чисто конкурентных условиях, а шоколад - в монопольных. Цены на шоколад завышены, по сравнению с конкурентными, за счет его недопроизводства. В условиях общего равновесия ресурсы шоколадной отрасли, не нашедшие применения, поглощаются конкурентным рынком хлебных изделий. В результате конкурентное равновесие на этом рынке наступает, когда хлеб производится в большем объеме и при более низкой цене, по сравнению с теми, которые могли бы установиться, если бы шоколад также производился в условиях совершенной конкуренции.
Как можно воспрепятствовать переливу ресурсов, нарушающему эффективный объем производства товаров? Допустим, государство вводит налог на хлеб, нарушая конкурентное равновесие на рынке хлебных изделий. Это вызовет сокращение производства хлеба и повышение его цены для потребителей. Стремление рынка к восстановлению общего равновесия с учетом налога будет стимулировать перелив части ресурсов производства хлеба в шоколадную отрасль. Несмотря на монополизм, производство шоколада сможет расшириться и несколько снизится его цена. В результате на обоих рынках установится новое равновесное распределение, квазиоптимум, компенсирующий монопольное недопроизводство шоколада искажением конкурентного равновесия на рынке хлеба. Однако такое равновесие будет лучше, чем другие менее эффективные варианты. Главная идея теории квазиоптимума состоит в
§з.
том, что за счет отказа от конкурентного равновесия на одном рынке, устраняются искажения в распределении и производстве на других рынках, т. е. балансируется рыночная система в целом.
Проблемы фиаско (провалов) рынка
Мы уже говорили о том, что рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка. В связи с этим мы рассмотрим теорию внешних эффектов, проблему производства общественных благ, а также проблему асимметричности информации и цикличности развития рынков.
Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии. Под внешним эффектом подразумевается воздействие сделки на третьи лица1, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Экстерналии, или внешние эффекты, делятся на положительные, т. е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо отрицательные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные экстерналии. Услуги в области здравоохранения, образования, орошение, озеленение и др. порождают положительные внешние эффекты. Например, если вы на своем балконе выращиваете красивые цветы, то порождаете для всех, кто любуется ими совершенно бесплатно, положительный внешний эффект.
Экстерналии нарушают
эффективность работы рыночного
механиз-
ма. Отрицательные экстерналии
на конкурентном рынке порождают
перепроизводство
по сравнению с общественно эффективным
объе-
мом продукции. При положительных
экстерналиях, наоборот, возни-
кают
случаи недопроизводства товаров и
услуг. Почему это происхо-
дит?
Рассмотрим данные отклонения на рис.15.8.
Условием достиже-
ния общественно
эффективного объема выпуска является
равенство
предельной общественной
полезности
(MSU) предельным общественным
издер-
жкам (MSC): ■
1 Под третьими лицами
пони-
MSU = MSC (8) маются экономические
субьек-
D ты, не участвующие в данной об-
случае отрицательных экстерна- менНой сделке.
л
а) отрицательный внешний эффект
Внешние эффекты (экстерналии)
1 Переносит в том смысле, что у третьих
лиц по вине производителя возникают
издержки, связанные с болезнями,
покупкой лекарств, потерей или
ухудшением трудоспособности и т.п.,
которые не учитываются в цене продукции
экологически вредного предприятия.
ий
(рис. 15.8а) предельные издержки отдельного
производителя МС меньше предельных
общественных издержек MSC. Например,
производитель, отказавшись использовать
дорогостоящие экологически чистые
технологии, переносит1 тем самым на
третьих лиц часть своих издержек,
порождая предельные внешние издержки
(МЕС). Вследствие этого объем выпуска
превышает общественно эффективный
объем QE, а цена РЛ оказывается заниженной
по сравнению с РЕ.
В случае положительных экстерналий (рис. 15.86) предельная полезность товара или услуги MU ниже предельной общественной полезности MSU. Например, при озеленении улиц обогащенный воздух бесплатно приносит пользу всем людям, а не только тем, кто посадил деревья, порождая тем самым предельную внешнюю полезность (MEU). Поэтому цена РЕ выше, чем цена Р, и озеленители посадят деревья в количестве Q1 вместо общественно эффективного количества QE.
Как урегулировать проблему неэффективности, создаваемую внешними эффектами? Что компенсирует
обществу ущерб от отрицательных эк- _
стерналий, а создателю положительных эффектов недополученную выгоду? Решение этих проблем, как предполагалось до широкого признания идей Р. Коуза, берет на себя государство, используя свои традиционные инструменты - налоги и субсидии. Если для устранения отрицательных экстерналий государство введет сдерживающий налог (или заставит производителя покупать лицензию либо установить очистительное оборудование) в размере предельных внешних издержек, то внутренние издержки производителя повысятся и приведут объем выпуска в соответствие с общественно оптимальным. Этот прием называется интернализацией (or англ. internal - внутренний) внешних эффектов, который на графике (рис. 15.8а) выразится смещением кривой МС до уровня MSC и объем выпуска сократится до QE.
Для того, чтобы интернализировать положительный внешний эффект, государство использует стимулирующие субсидии (S). Они выплачиваются в размере предельной внешней полезности и трансформируют ее во внутреннюю, увеличив предельную полезность MU производителя. Субсидируемый производитель расширит выпуск продукции до общественно эффективного уровня. На графике (рис. 15.86) процесс интернализации положительных экстерналий выразится сдвигом кривой предельной индивидуальной полезности товара MU на величину субсидии, до уровня предельной общественной полезности MSU. В результате объем выпуска Q1 расширится до QE.
Однако, если права собственности на ресурсы будут четко определены (специфицированы) и соблюдены, включая возможность свободного обмена этими правами, то рынок сможет урегулировать проблему экстерналий самостоятельно, без участия государства, путем купли-продажи этих прав. Такую идею выдвинул Р. Коуз, который изучал связь между внешними эффектами, правами собственности и эффективностью, что привело к созданию теоремы (1960 г.), названной в честь ученого. Теорема Коуза гласит: внешние эффекты могут быть интерна-лизированы при четкой спецификации прав собственности на ресурсы и свободном обмене этими правами. Теорема выполняется лишь при таком количестве участников обмена правами, при котором трансакционные издержки проведения переговоров о передаче прав собственности не превысят выгод от результатов обмена. Проще говоря, количество участников переговоров не должно быть слишком велико. Представьте себе, что вы хотели бы договориться об обмене правами на чистый воздух со всеми владельцами автомобилей, проезжающими по шоссе возле вашего дома. Трансакционные издержки по проведению таких переговоров окажутся запретительно высокими.