Файл: Материалы по микроэкономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 7501

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Условие, при котором вы­полняется вторая теорема бла­госостояния, заключается в том, что предпочтения участников распределения должны выра­жаться кривыми безразличия, имеющими такую же форму, как в модели «ящик Эджворта», т. е. выпуклыми. Тогда между парой кривых безразличия пройдет единственная общая касатель­ная, которую можно представить в аиде общего бюджетного огра­ничения для двух участников распределения,что говорит о до­стижении равновесия каждого из них. Если же кривые безразличия участников распределения будут иметь другую форму (например, волнистую), не позволяющую провести между ними общую ка­сательную, то равновесия при Парето-эффективном распреде­лении достигнуто не будет.





экономики благосостояния заключается в том, что распределение в условиях конкурентного равновесия эффективно по Парето. Значит, если всем участникам сделки удается максимизировать свою полез­ность, то в результате достигается общественно эффективное распре­деление, максимизирующее общественное благосостояние. Данная теорема указывает на инструмент достижения эффективности по Па­рето: это - механизм конкурентного рынка. С его помощью можно достичь Парето-эффективного распределения благ среди сотни ты­сяч участников, не прибегая к созданию специальных структур по сбо­ру информации и принятию централизованных решений. Необходимо и достаточно, чтобы каждый участник распределения обладал информа­цией о конкурентной рыночной цене того или иного товара.

Вторая теорема экономики благосостояния гласит, что в опреде­ленных условиях1 при Парето-эффективном размещении благ может быть достигнуто конкурентное равновесие. Иными словами, каждая точ­ка кривой контрактов - это случай конкурентного равновесия. Данная теорема проводит разграничение между аллокативной и дистрибутив­ной ролью ценового сигнала {подробнее об этих функциях см. гл. 5, § 10). С одной стороны, рыночная цена определяет относительную редкость того или иного блага, с другой, - показывает, какой объем различных товаров каждый рыночный агент в состоянии приобрести.

Однако для достижения общей эф­фективности экономики недостаточно эффективного распределения благ среди потребителей. Необходимо, чтобы и про­изводители распоряжались экономичес­кими благами эффективно.

Для рассмотрения условий эффек­тивного использования факторов произ­водства можно вновь использовать «ящик Эджворта». Рассмотрим рис. 15.7. На повернутых друг к другу осях координат расположены факторы произ­водства хлеба и шоколада. Каждая точка диаграммы показывает затраты труда и капитала для производства этих двух товаров.

Набор изоквант показывает уровни выпусков хлеба и шоколада при различ­ных комбинациях затрат труда и капита­ла (рис. 15.7). Распределение факторов производства эффективно, если выпуск одного товара не может быть увеличен без хотя бы минимального со­кращения производства другого товара. В точке А, например, выпуск не эффективен, так как варианты выпуска в заштрихованной области дают лучшие результаты. Точки 8, С и D - пример эффективного распреде­ления затрат, а значит, и производства. В этих точках изокванты произ­водителей хлеба и шоколада имеют одинаковый наклон и, следователь­но, одинаковую предельную норму технологического замещения капита­ла трудом (см. гл. 10, § 4). В равновесных точках производители дан­ных продуктов минимизируют свои издержки, комбинируя труд и капи­тал таким образом, что соотношение предельных продуктов этих фак­торов равно соотношению их цен (см. гл. 10, § 4, 5):


MPJMPK = PJPK (4)

Значит, факторы производства могут эффективно использоваться при условии равенства:

MRTSKL = PJPK (5)

Кривая, на которой расположены все точки эффективного распреде­ления и использования факторов производства (рис. 15.7), называется кривой производственных контрактов. Она показывает все комбина­ции максимального (эффективного) выпуска хлеба и шоколада при име­ющемся количестве труда и капитала. Эта кривая и есть известная нам граница производственных возможностей.

Однако для эффективного выпуска необходимо, чтобы товары про­изводились в таких количествах, которые соответствуют желанию потре­бителей заплатить за них. Поэтому необходимым условием эффектив­


ного выпуска является равенство предельной нормы замещения - пре­дельной норме технологического замещения факторов производства:

MRS = MRTS (6)

Это и есть состояние оптимальности в экономике. Выполнение дан­ного равенства для всех потребителей и производителей, т. е.

= ZMRTS (7)

называется первым наилучшим распределением, идеально оптими­зирующим благосостояние всего общества. Однако оно труднодостижи­мо: современный рынок находится в условиях несовершенной конкурен­ции и претерпевает множество искажений.

Монополизм, асимметричность информации, нерациональность на­логообложения и другие проблемы несовершенной конкуренции меша­ют оптимальному распределению ресурсов. Поэтому экономисты рас­сматривают принцип «второго наилучшего» (second-best principle), т. е. предлагаются варианты такого распределения, которое было бы наилучшим среди неоптимальных. Такого рода распределение называ­ется квазиоптимумом, или «вторым наилучшим распределением». Рассмотрим на примере выпуска двух товаров, хлеба и шоколада, воз­можность достижения квазиоптимума посредством налогообложения. Допустим, хлеб производится в чисто конкурентных условиях, а шоко­лад - в монопольных. Цены на шоколад завышены, по сравнению с кон­курентными, за счет его недопроизводства. В условиях общего равно­весия ресурсы шоколадной отрасли, не нашедшие применения, погло­щаются конкурентным рынком хлебных изделий. В результате конкурен­тное равновесие на этом рынке наступает, когда хлеб производится в большем объеме и при более низкой цене, по сравнению с теми, кото­рые могли бы установиться, если бы шоколад также производился в ус­ловиях совершенной конкуренции.

Как можно воспрепятствовать переливу ресурсов, нарушающему эф­фективный объем производства товаров? Допустим, государство вводит налог на хлеб, нарушая конкурентное равновесие на рынке хлебных изделий. Это вызовет сокращение производства хлеба и повышение его цены для потребителей. Стремление рынка к восстановлению общего равновесия с учетом налога будет стимулировать перелив части ресур­сов производства хлеба в шоколадную отрасль. Несмотря на монопо­лизм, производство шоколада сможет расшириться и несколько снизит­ся его цена. В результате на обоих рынках установится новое равновес­ное распределение, квазиоптимум, компенсирующий монопольное не­допроизводство шоколада искажением конкурентного равновесия на рынке хлеба. Однако такое равновесие будет лучше, чем другие менее эффективные варианты. Главная идея теории квазиоптимума состоит в

§з.

том, что за счет отказа от конкурентного равновесия на одном рынке, устраняются искажения в распределении и производстве на других рын­ках, т. е. балансируется рыночная система в целом.





Проблемы фиаско (провалов) рынка

Мы уже говорили о том, что рыночный механизм не все­гда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют про­блемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а пото­му не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиас­ко рынка. В связи с этим мы рассмотрим теорию внешних эффектов, проблему производства общественных благ, а также проблему асиммет­ричности информации и цикличности развития рынков.


Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии. Под внешним эффектом подразумевается воздей­ствие сделки на третьи лица1, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Экстерналии, или внешние эффекты, делятся на положительные, т. е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо отри­цательные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и дру­гим производителям, порождает отрицательные экстерналии. Услуги в области здравоохранения, образования, орошение, озеленение и др. по­рождают положительные внешние эффекты. Например, если вы на сво­ем балконе выращиваете красивые цветы, то порождаете для всех, кто любуется ими совершенно бесплатно, положительный внешний эффект.

Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механиз-
ма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают
перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объе-
мом продукции. При положительных экстерналиях, наоборот, возни-
кают случаи недопроизводства товаров и услуг. Почему это происхо-
дит? Рассмотрим данные отклонения на рис.15.8. Условием достиже-
ния общественно эффективного объема выпуска является равенство
предельной общественной полезности
(MSU) предельным общественным издер-
жкам (MSC): ■

1 Под третьими лицами пони-
MSU = MSC (8) маются экономические субьек-

D ты, не участвующие в данной об-

случае отрицательных экстерна- менНой сделке.


л

а) отрицательный внешний эффект


Внешние эффекты (экстерналии)


1 Переносит в том смысле, что у третьих лиц по вине произ­водителя возникают издержки, связанные с болезнями, покуп­кой лекарств, потерей или ухуд­шением трудоспособности и т.п., которые не учитываются в цене продукции экологически вредно­го предприятия.




ий (рис. 15.8а) предельные издержки отдельного производителя МС меньше предельных общественных издержек MSC. Например, произ­водитель, отказавшись использовать дорогостоящие экологически чис­тые технологии, переносит1 тем самым на третьих лиц часть своих издержек, порождая предельные внешние издержки (МЕС). Вслед­ствие этого объем выпуска превышает общественно эффективный объем QE, а цена РЛ оказывается заниженной по сравнению с РЕ.

В случае положительных экстерналий (рис. 15.86) предельная по­лезность товара или услуги MU ниже предельной общественной полез­ности MSU. Например, при озеленении улиц обогащенный воздух бес­платно приносит пользу всем людям, а не только тем, кто посадил де­ревья, порождая тем самым предельную внешнюю полезность (MEU). Поэтому цена РЕ выше, чем цена Р, и озеленители посадят деревья в количестве Q1 вместо общественно эффективного количества QE.

Как урегулировать проблему неэффективности, создаваемую вне­шними эффектами? Что компенсирует

обществу ущерб от отрицательных эк- _

стерналий, а создателю положительных эффектов недополученную выгоду? Ре­шение этих проблем, как предполагалось до широкого признания идей Р. Коуза, бе­рет на себя государство, используя свои традиционные инструменты - налоги и субсидии. Если для устранения отрица­тельных экстерналий государство введет сдерживающий налог (или заставит производителя покупать лицензию либо установить очистительное оборудование) в размере предельных внешних издержек, то внутренние издержки производителя повысят­ся и приведут объем выпуска в соответствие с общественно опти­мальным. Этот прием называется интернализацией (or англ. internal - внутренний) внешних эффектов, который на графике (рис. 15.8а) выразится смещением кривой МС до уровня MSC и объем выпуска со­кратится до QE.

Для того, чтобы интернализировать положительный внешний эф­фект, государство использует стимулирующие субсидии (S). Они выпла­чиваются в размере предельной внешней полезности и трансформиру­ют ее во внутреннюю, увеличив предельную полезность MU произво­дителя. Субсидируемый производитель расширит выпуск продукции до общественно эффективного уровня. На графике (рис. 15.86) про­цесс интернализации положительных экстерналий выразится сдвигом кривой предельной индивидуальной полезности товара MU на величину субсидии, до уровня предельной общественной полезности MSU. В ре­зультате объем выпуска Q1 расширится до QE.

Однако, если права собственности на ресурсы будут четко опреде­лены (специфицированы) и соблюдены, включая возможность свобод­ного обмена этими правами, то рынок сможет урегулировать проблему экстерналий самостоятельно, без участия государства, путем купли-про­дажи этих прав. Такую идею выдвинул Р. Коуз, который изучал связь между внешними эффектами, правами собственности и эффективнос­тью, что привело к созданию теоремы (1960 г.), названной в честь уче­ного. Теорема Коуза гласит: внешние эффекты могут быть интерна-лизированы при четкой спецификации прав собственности на ре­сурсы и свободном обмене этими правами. Теорема выполняется лишь при таком количестве участников обмена правами, при котором трансакционные издержки проведения переговоров о передаче прав собственности не превысят выгод от результатов обмена. Проще гово­ря, количество участников переговоров не должно быть слишком вели­ко. Представьте себе, что вы хотели бы договориться об обмене права­ми на чистый воздух со всеми владельцами автомобилей, проезжающи­ми по шоссе возле вашего дома. Трансакционные издержки по проведе­нию таких переговоров окажутся запретительно высокими.