Файл: История рус лит- зачет- Материалы для подготовки-Заочники.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 1366

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФАКУЛЬТЕТ РЕКЛАМЫ И PR

Зачет по дисциплине

«История русской литературы» (I семестр)

Дополнительные материалы для подготовки



Внимание!

  1. Данные материалы следует рассматривать как дополнительный материал для подготовки к зачету. Не забывайте, что обязательным условием сдачи зачета является знание текстов произведений.

  2. Интернет-ресурсы для подготовки

Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)

http://www.a4format.ru/index.php


а) История русской литературы 19 века. В 3-х частях. http://www.alleng.ru/d/lit/lit136.htm

б) Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века, 1800-1830. М., 2007.

http://www.alleng.ru/d/lit/lit129.htm


Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века (40-60-е годы). М., 2003.

http://www.alleng.ru/d/lit/lit130.htm


в) История русской лит. В 4-х тт. Под ред. Н. Пруцкова. Л. 1980-1983. Т. 2-4. http://lib.rus.ec/s/7109.


г) тексты произведений http://www.litra.ru/fullwork/


Желаю успехов в подготовке к зачету!



1. Периодизация русской литературы 19 века.

    1. Периодизация русской литературы 19 века (1-я половина). ТЕЗИСЫ.

    2. Периодизация русской литературы 19 века (2-я половина). ТЕЗИСЫ.

2 подхода к вопросу в литературоведении.

А) Деление, к которому мы все привыкли, которое заложено в преподавание литературы в школе: рус. лит. 19 века четко делится на лит. 1-й половины 19 в. и 2-й половины 19, и уже в каждом из этих этапов выделяются свои периоды. Ваш лектор придерживается этого понимания лит. процесса.

1 половина.

1) Лит 1-й четверти 19 в., которая в свою очередь делится на : начало века (до середины-конца 1810-х) и 1820-е гг. Полностью период связан с царствованием Александра I, ожиданиями, вызванными началом его правления, и последовавшими разочарованиями. Важнейшее событие – война 12 года, повлиявшая на сознание значительной части передового дворянства, в том числе и литераторов.

Начало века характеризуется «многоукладностью» литературы: в ней сочетаются элементы разных лит. направлений (классицизм, просвещенческий реализм фонвизинского типа, сентиментализм, предромантические явления и усиливающиеся романтические тенденции – поэзия Батюшкова, Жуковского). Разворачивается борьба между сторонниками обновления литературы и литературными «староверами» (сторонниками классицизма с его жесткими правилами, возвышенностью; они выступали против легкости и раскрепощенности в лит.). «Староверы» группировались вокруг «Беседы любителей русского слова», возглавляемой Шишковым.

За раскрепощенность и легкость языка и лит-ры выступали Карамзин, Батюшков, а позже и объединившиеся в общ-ве «Арзамас» литераторы (Жуковский, Вяземский, юный Пушкин, тот же Батюшков и др.).


1820-е (середина 10-х-середина 20-х)– ведущие позиции занимает РОМАНТИЗМ. В конце периода ведущим представит. лит-ры становится Пушкин. Завершают период произв. с выраженным реалистич. началом – «Горе от ума» Грибоедова и «Борис Годунов» Пушкина.



2) Лит. 1830-х годов (после 1825). Исторически это время после декабр. восстания, время прихода к власти Ник. I и наступившей полосы политич. реакции. Время разочарований (они отразились, напр., в ст. Лермонтова «Дума»), но одновременно и неуклонного созревания, роста интеллектуальной мысли. Романтизм и РЕАЛИЗМ соседствуют в лит.: это сложное взаимодействие (ранний Гоголь, «Герой нашего вр.» Лерм.). Вед. имена – Пушкин, Лермонтов.

3) Лит. 1840-1850-х. Время расцвета николаевской государственности. Серьезные измен-я в интеллектуальной и худож. мысли: приходят новые (уже не только представители дворянства) силы в лит.: напр., В.Г. Белинский – из разночинцев. Ведущим направлением становится реализм. Блестящий образец широкой реалистич. картины рус. жизни, критики ее пороков – поэма Гоголя «Мертвые души» (1842).

Под воздействием Гоголя и литературно-критических статей Белинского формируется так называемая «натуральная школа» Это последователи Гоголя (В. Даль, Д. Григорович, А. Писемский, И. Панаев, Е. Гребенка и др.; в начальном периоде своего творчества Герцен, Некрасов, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин). Писатели «натуральной школы» развивают реалистические, критические традиции Гоголя, идут путем строго правдивого изображения действительности, стараются быть верными «натуре», показывать влияние среды (социальных условий жизни) на человека. Писатели «нат школы" изображают жизнь разных сословий, в том числе крестьянства, чиновничества, городской бедноты. Для их творчества характерен глубокий демократизм, сочувствие к простым людям. Некоторые представители «нат. школы» всё же оказывались еще только описателями, «копеистами» действительности, не шли дальше ее очеркового изображения, но в произведениях наиболее талантливых ее представительность описательность преодолевалась, ее сменял все более глубокий и критичный анализ русской жизни («Записки охотника» входящего в литературу И.С.Тургенева, «Бедные люди» входящего в литературу Ф.М. Достоевского и т.д.)

Идейная борьба западников и славянофилов (уточните, кто это).

Ключевые фигуры эпохи – Гоголь, литературный критик Белинский. Постепенно на первый план выдвигаются перечисленные нами выше писатели.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2-я половина.

1850 (1855)-60-е годы. Это и есть рубеж между двумя половинами века. Время ожидания и проведения реформ (1861- отмена креп. права). Социально-историч. наполнение эпохи задает мощное обновление лит-ры. Споры: идейные о реформах, о развитии России; связанные с идейными эстетич. споры (должна ли литература быть инструментом решения социальных проблем и идейных споров (это осн. творческий принцип Некрасова, Чернышевского, Добролюбова) - или она самоценна (именно это утверждают сторонники «чистого иск-ва», представители т.н. «эстетической» критики Дружинин, Анненков, Боткин).


Деление рус. общественной мысли усложняется: противоборство «прогрессистов» и «консерваторов» дополнилось углубляющимся конфликтом среди самих «прогрессистов»: теперь так называемая передовая мысль дифференцируется на либералов и революционных демократов. Позже в споры включаются еще и почвенники (это своеобразные продолжатели славянофильских идей). Эти споры разделяют литераторов, но при этом делают лит. процесс сложным единством. Большая часть рус. литераторов – либералы, сторонники постепенных реформ (Гончаров, Тургенев, Островский и др.). Рев. демократы - Некрасов, Салтыков-Щедрин, Чернышевский, Добролюбов, Писарев и др. Идеологом почвенничества явл. Достоевский.

Мощный расцвет, дальнейшее углубление, русского РЕАЛИЗМА. В поэзии рядом сосущ. Некрасов (+ поэты «некрасовской школы»- это поэзия «реальная», гражданственная, социально активная) и поэзия «чистого иск-ва» (Фет, Полонский, А. Майков; они активно пишут и в 70-е годы). В прозе - многообразие жанровых форм: очерки и рассказы о народе, повесть, социально-психологический роман Тургенева и Гончарова, идеологически напряженные романы Достоевского, роман о «новых людях» («Что делать?» Чернышевского), ром-эпопея Толстого «Война и мир. Развитие драматургии (Островский). Развитие литературной критики, которая во многом становится важнейшей формой разговора об острых общественных проблемах, преломленных в литературе.


Лит. 1870-х. Это так называемые «пореформенные годы». Радикализация общественных настроений, распростр. идей народничества (уточните, в чем состоят). Демократизация лит. (это тенденция еще предшествующих десятилетий). В ней все больше представителей разночинцев, демократической интеллигенции; не всегда их произв. претендовали на высший уровень худ. мастерства, но в целом давали правдивую картину рус. жизни. На этом фоне – продолжается тв-во Толстого, Достоевского, Островского и др., расцвет тв-ва Лескова, пишущего о народной жизни. Показательны произв. Островского (объектом изображ. драматурга оказывается в это время вся Россия, жизнь всех сословий, кот. все больше перемешиваются в сложное единство – это тоже знак пореформенного времени). Достоевский – «Бесы», «Братья Карамазовы». Толстой . «Анна Каренина» - продолжающееся углубление реализма. В поэзии 70-х гг. по-прежнему сосуществовали в полемике друг с другом два направления: некрасовское, гражданское, и фетовское направление «чистого искусства».


Лит. 1880-1890-х годов. Социально-историческая ситуация на протяжении периода менялась, что даже позволяет некоторым исследователям разделять 80-е и 90-е годы.

80-е годы. После убийства Александра II – консервативное царств-ние Александра III. В чем-то повторяется эпоха 1830-х, в том числе и в настроениях разочарования у интеллигенции; тоже эпоха «безвременья». Острая критика сущ. порядков с демократич. точки зрения – Салтыков-Щедрин (сказки, содержащие в числе прочего и критику интеллигенции, переставшей бороться и сопротивляться). В лит. входят новые писатели: Чехов, Гаршин, Мамин-Сибиряк. Появляется новый герой лит. – «средний», обыкновенный человек, интеллигент. Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона (популярный поэт),  В. Гаршина. У Чехова другое – после веселых ранних рассказов все более глубокое осмысление почти неразрешимой сложности жизни. Но во много лит. лицо эпохи определяют писатели старшего поколения – Лесков (1831-95), Островский (1832-86), Л. Толстой. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого. Реализм двигается в двух направлениях. С 1 ст., трансформируется в натурализм (Боборыкин, старательное бытописательство). С другой стороны, начинается новый этап развития реализма (80-90-е годы), отмеченный поисками новых форм (в том числе, в тв-ве Лескова, Салтыкова-Щедрина, а потом и Чехова, Гаршина и др. ).


90-е гг. Развитие капитализма в России, рост популярности марксистских идей, что не могло не отразиться на литературе. Понемногу начинается поиск новых форм на путях модернизма (2-я половина 1890-х). Противостояние реалистической и декадентской литературы. Развитие критического реализма в творчестве Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, А. Куприна. Зарождение пролетарской литературы (М. Горький).


б) Подход к периодизации рус. лит. 19 в., завоевывающий все больше сторонников в научном мире: лит. 19 следует делить на 3 периода (1800-1830-е годы; 1840-1860-е годы; 1870-1890-е гг.).

Лит. первой трети 19 в. Это период с 1800 по 1840 гг. Именно в этот период закладывались основы всей русской классической литературы, ее основные темы, проблемы, эстетическое богатство и совершенство. В этот период можно выделить три вершинных имени: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Логика развития литературного процесса связана с этими тремя именами. Писатели более поздних периодов в своем художественном творчестве ориентировались на особенности литературы начала XIX века.

Литература второй трети XIX  века. Это литература 40-60-х гг. Время формирования реализма как типа художественного сознания. 1842 г. выходят «Мертвые души» Гоголя, 1845 – сборник «Физиология Петербурга», ставший манифестом «натуральной школы». Вершинными именами этого периода можно считать Тургенева, Гончарова, Островского, Фета, Тютчева, Лескова, Некрасова, А.К.Толстого и других.

Литература третьей трети XIX  века. Это 70-80(90)-е гг. Время, рубежное в истории и культуре России. Страна находилась в преддверии нового исторического этапа. Современники отмечали «дыханье завершения, итога». В то же время это период расцвета великих гениев: Л.Н.Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова

  1. Романтизм как метод. Особенности русского романтизма.

См.:

http://www.a4format.ru/pdf_files_slovari/4b7a9e6d.pdf



  1. Реализм как метод.

См.:

http://www.a4format.ru/pdf_files_slovari/4b78db4f.pdf



  1. .Проблематика и особенности конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Вопрос жанра. Идейное содержание комедии. Система образов, особенности конфликта. Элементы классицизма, романтические мотивы, черты реализма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

История создания.

1822-1824 – время осн. работы. Завершена в 1825, но не могла быть опуб., распространялась в списках. Полностью опубликована только в 1862. «Горе» не публиковали за особую общественную остроту. В чем она?

Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной — Софье Павловне Фамусовой, которую он не видел три года. Они вместе выросли и с детства любили друг друга. Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Санкт-Петербург и «не писал трёх слов». Чацкий приезжает в дом Фамусова с решением взять в жёны Софью. Вопреки его ожиданиям Софья встречает его очень холодно. Оказывается, что у неё уже другой возлюбленный — молодой секретарь Алексей Степанович Молчалин, живущий в доме её отца. Но Чацкий ничего об этом не знал, хотя догадывался, что Софья в кого-то влюблена, но никак не мог понять, в кого. На протяжении всей комедии Чацкий пытается понять, кто же избранник его возлюбленной. Ему трудно представить, что предметом любви умной и острой на язык Софьи может быть ничтожный, угодливый Молчалин. Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество (идеологом которого выступает отец Софьи Павел Афанасьевич Фамусов), но добивается лишь того, что вызывает в обществе слухи о своём сумасшествии, пущенные Софьей. В конце пьесы он решает покинуть Москву.


Идейное содержание (проблематика.

  1. В социально-историческом плане. Представлена борьба передовой мысли России первой четверти 19 века с косным, привыкшим к старым порядкам обществом (передовой дворянской интеллигенции с московским барством), «века нынешнего» и «века минувшего». В чем видят суть «века нынешнего» Гр. и его герой Чацкий ? В появлении большей свободы. За утверждение этой свободы мысли, самой личности и выступает Чацкий.

Осмысляется жизнь русского общества, современного автору, его ценности – старые, ложные – и новые, истинные. Старые устои (креп. право, зависимость от монаршей милости, угодничество, служение не делу, а «лицам», барская жизнь, стремление к чинам и богатству) и их защитники предстают в резко-критическом освещении (с одной стороны, их критикует Чацкий; с другой стороны, происходит и саморазоблачение «фамусовского общества»).


  1. В философском, в философско-нравственном плане это пьеса об извечной трудной борьбе между всем передовым, новым , талантливым и консервативными силами.


Особенность конфликта (т.е. столкновения, на котором строится пьеса):

конфликт в «Горе» раздваивается, Чацкому приходится сражаться на два фронта:

за свои идеи;

за свою любовь.

То есть, мы можем выделить в комедии

а) общественный конфликт: Ч. и «фамусовское общ-во», конфликт идей и жизненных принципов Ч. и фамус. общ-ва. Ч. вынужден сражаться со всеми его членами, но в наибольшей степени ему приходится противостоять Фамусову;

б) личный конфликт (переживания Ч., связанные неудачей в любви, его столкновение в связи с этим с Софьей, Молчалиным, а в чем-то и с самим собой).


Система образов (т.е. персонажи, но не сами по себе, а во взаимодействии, сопоставлении др. с другом).

Одинокий Чацкий противостоит многочисленной силе – «фамусовскому» общ-ву (Фамусову и его гостям, во всем его поддерживающим). Он один, а их много (Фамусов, подхалим Молчалин, грубый и ограниченный полковник Скалозуб, крепостница Хлестова).

Взгляды Чацкого:

протест против крепостного права (монолог «А судьи кто?»);

протест против лизоблюдства и чинопочитания, приспособленчества;

требование свободы, независимости личности;

идеи уважения к народу.

Представители «фамусовского» общества

Фамусов, Скалозуб, Молчалин, крепостница Хлестова и др. Расскажите о них.


Жанр: бесспорно, комедия, ведь здесь осмеиваются недостатки людей и общества. Какая разновидность комедии? Высокая общественная комедия. Но в финале гл. герой – Чацкий оказывается фигурой трагической: никем не понят и всеми предан. Так что перед нами особый сплав комического в жизни с почти трагическим – т.е., по сути, драма.


Почему говорим о класс-ме, ром-ие и реал-ме в отношении пьесы? Реалистич. пьес еще не было, а на сцене давали классицистич. или романтич. пьесы. Есть их проявления и в «Горе». Кл-м: ед-во времени; единство места. Но: нет единого, единственного конфликта (Ч. ведь сражается на два фронта). Романтизм: конечно, в Ч. много от романтического героя-бунтаря.