Файл: Материалы по микроэкономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 7593

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Функциональные зависимости очень наглядно проявляются при ис­пользовании графических построений в рамках эконометрического мо­делирования экономических процессов. Эконометрика - наука об эко­номических измерениях, результатами этой науки широко пользуется экономическая теория. Использование графиков позволяет представить функциональные связи, как в статике, так и в динамике, определяемой изменением различных показателей. Графический метод, используемый экономистами, имеет одну интересную особенность - здесь независи­мая переменная (аргумент) обычно откладывается на оси ординат, а зависимая (функция) - на оси абсцисс, что связано со сложившимися в экономической науке традициями.

Выше неоднократно встречалось выражение «при прочих равных условиях» (ceteris paribus - лат.). Это очень важный принцип, часто ис­пользуемый в экономических исследованиях для выяснения функцио­нальных связей между экономическими явлениями. Действительно, если мы хотим проследить воздействие уровня цены на спрос, нам при­дется предположить, что все остальные аргументы, влияющие на спрос, кроме цены, неизменны. В противном случае нам не только не удастся обнаружить одновременное влияние всех определяющих спрос факто­ров на его размеры (по причинам, изложенным в предыдущем абзаце), но и выделить воздействие собственно ценового фактора на спрос. На практике очень трудно обеспечить «чистоту эксперимента», поскольку «прочие равные условия» находятся в состоянии постоянного движения, -меняются вкусы, предпочтения, мода, ожидания потребителей. В ре­зультате точность выводов экономической науки уступает строгости ре­зультатов таких наук, в которых можно обеспечить лабораторную чисто­ту эксперимента, например физики, химии и др.

При выявлении причинно-следственных связей между экономичес­кими явлениями можно часто наблюдать временной разрыв (более или енее продолжительный) между причиной и следствием. Повышение чиНЬ1' напримеР' может почти мгновенно привести к сокращению вели­чины спроса, а поступление в обращение необеспеченной товарной с ссои суммы денег вызовет инфляционный рост цен лишь через не-олько месяцев. Однако и в том, и в другом случае причина предше-Ует следствию. Значит ли это, что если одно событие наступает поз­


же другого, то именно оно является его причиной? Вовсе нет. Подобно тому, как звонок будильника не является причиной наступления утра, многие последовательно наступающие экономические события могут и не находиться в причинно-следственной связи. Так, если после повыше­ния цен на кожаные куртки, например, возросли объемы их продаж, то неправильным будет вывод о том, что рост цен явился причиной увели­чения спроса. Такой причиной могут быть совсем иные обстоятельства, скажем, капризы моды, сделавшие кожаные куртки товаром повышен­ного спроса. Выявление причинно-следственных связей в экономике, та­ким образом, является весьма непростой задачей.

Трудности экономического анализа проявляются и в процессе обоб­щения, то есть формулирования выводов, равно справедливых как для отдельных элементов какого-либо явления, так и для всего явления в целом. Далеко не всегда правильность отдельных теоретических поло­жений для части и целого совпадают. Используя предыдущий пример, можно сделать вывод о том, что новый производитель кожаных курток, решившийся заняться их изготовлением по причине высокой доходнос­ти этого вида деятельности, получит прибыль. Но для совокупности фирм этой отрасли появление новых производителей будет означать рост пред­ложения отрасли и, при прочих равных условиях, снижение цен и умень­шение размеров прибыли, а, возможно, и появление убытков.

Многие функциональные зависимости в экономической теории ис­следуются с применением метода предельного анализа. Предельная величина в экономической науке - это дополнительная величина. Так, предельная полезность выступает как дополнительная полезность, по­лучаемая потребителем от использования дополнительной единицы продукта; предельный доход - дополнительный доход, получаемый фирмой от продажи дополнительной единицы товара; предельные из­держки - дополнительные издержки по производству дополнительной единицы продукции и т. д. Важнейшим принципом экономического ана­лиза является сопоставление предельных выгод и предельных затрат при оценке состояния и перспектив деятельности экономических аген­тов. Ясно, что последние будут продолжать свою деятельность, как пра­вило, тогда, когда предельные выгоды от нее будут больше, чем пре­дельные затраты, связанные с нею. Стимулы к продолжению экономи­ческой активности данного рода исчезают, как только предельные зат­раты оказываются выше предельных выгод.

Метод «предельных выгод - предельных затрат», как полагают сто­ронники «экономического империализма», позволяет анализировать не только экономическое поведение. Предположим, что Вы хотите бросить камень в чужой огород. Как рационально мыслящий субъект, Вы, конеч­но же, сопоставите Ваши предельные выгоды, скажем, удовольствие от наблюдения за полетом и приземлением камня, и предельные затраты, например, необходимость объясняться с соседом или подвергаться с его стороны риску судебного преследования. Ваше решение будет за­висеть от того, насколько правильно Вы оцените соотношение этих двух предельных величин.


В случаях, когда решения одного экономического агента оказывают влияние на решения других, экономическая наука для исследования взаимодействия между ними может использовать теорию игр. Теория игр, занимающаяся общим анализом стратегического взаимодействия между субъектами, может быть применена при объяснении взаимоотно­шений между несколькими фирмами на рынке, игроков в азартные игры, участников политических переговоров, особенностей экономического поведения потребителей и производителей. Недаром название книги, выпущенной в 1944 году авторами теории игр Джоном Нейманом и Ос­каром Моргенштерном, - «Теория игр и экономическое поведение».

Касаясь применения в экономических исследованиях экономико-математического метода анализа, следует заметить, что он достаточ­но продуктивен до тех пор, пока служит удобной для восприятия фор­мой отражения экономического содержания. Но иногда происходит от­рыв формы от содержания, математические модели начинают подчи­няться собственной логике развития, что предопределяет возможность появления ошибочных основанных на математических построениях эко­номических выводов.

Экономическая наука обладает большим прогностическим потенци­алом. Основанные на выводах позитивной и нормативной экономичес­кой теории политические решения в ряде случаев могут быть наиболее эффективными из всех возможных. Однако, не следует сильно обольщаться, ибо всегда есть простор для действия закона непредви­денных последствий, когда принимаемые решения приводят к незапла­нированным, а иногда и к прямо противоположным результатам. Крыла­тым выражением стала фраза одного из председателей правительства Ррссии В. С. Черномырдина: «Мы хотели как лучше, а получилось как всегда...» Не будем забывать об этом!



§ 3. Основные направления и школы

в экономической теории



Экономическая наука имеет длительную и богатую исто­рию. Людям всегда были небезразличны процессы, прямо или косвенно лияющие на уровень их благосостояния. Поэтому размышления по по­ДУ хозяйственной жизни сопровождали последнюю с момента ее за­рождения.


Первые известные попытки систематизации экономических знаний связаны с греческими мыслителями, в первую очередь Аристотелем (364-322 до н. э.) и Платоном (428-348 до н. э.), которые рассматрива­ли в своих исследованиях вопросы экономической жизни. Аристотель смог глубоко проникнуть в вопросы хозяйственной деятельности, имен­но он определил экономику как науку о богатстве и внес ценный вклад в теорию стоимости, цены и денег.

Сам термин «экономика» произошел от древнегреческого слова «экономия», которое, как считают ученые, изобрел греческий писатель и историк Ксенофонт (430-355 до н. э.). Слово «экономия» состоит из двух слов: «ойкос» (дом, домашнее хозяйство) и «номос» (знаю, закон). Так что в буквальном, первородном смысле «экономия» означает науку о домоводстве, об искусстве ведения домашнего хозяйства.

Однако времена менялись, а вместе с ними не только менялся смысл слов, но и появлялись новые термины. Развитие общественного разделения труда и обмена привели к преодолению натуральной замк­нутости и формированию экономики как единого целого в масштабе того или иного государства. Возникает потребность в знаниях о народном хозяйстве всей страны. В 1615 г. французский экономист Антуан де Монкретьен (1575-1621) публикует «Трактат политической экономии», в котором предлагает проводить экономическую политику всемерного поощрения торговли, доказывает, что последняя является главной це­лью производства. Работа А. Монкретьена дала название нарождавшей­ся тогда науке, которая сохранилась и по сей день.

Слово «политическая» в названии науки также имеет древнегречес­кие корни. Оно происходит от термина «полис» (город, государство) и заключает в себе более широкий смысл - искусство управления госу­дарственным, общественным хозяйством. В XVII—XVIII вв. политическая экономия была эмпирическим искусством, набором предписаний для правительственного пользования. Экономисты размышляли над текущи­ми хозяйственными проблемами и предлагали решения, призванные увеличить доход государства и монарха.

В этот период основным направлением экономической мысли был меркантилизм - концепция, которая видела основу национального про­цветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), счи­тавшимися главными формами богатства. К числу виднейших предста­вителей этого направления можно отнести уже упоминавшегося выше А. Монкретьена, английского экономиста Томаса Мэна (1571-1641), французского экономиста и политика Жана Батиста Кольбера (1619-1683), российского экономиста и публициста Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726).

Французские ученые Франсуа Кенэ (1694-1774) и Анн Тюрго (1727-1781) явились основателями школы физиократов, представите­ли которой считали, что только земля продуктивна и что только труд сель­скохозяйственных работников способен создать чистый продукт, то есть до­ход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности (промышлен­ность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перера­батывают продукты, не увеличивая их количество. Свои доходы, по мне­нию физиократов, промышленники и купцы получают из «вторых рук».


1 В литературе, посвященной истории экономической мысли, можно встретить различные точ­ки зрения на то, кого именно сле­дует относить к классикам эконо­мической науки. Так, марксистский взгляд на эту проблему суще­ственным образом отличается от взглядов современных западных экономистов. В нашем учебнике мы относим к классикам тех эко­номистов, которых объединяет на­бор определенных предпосылок, о которых речь пойдет далее.

В формировании и развитии политической экономии как науки вы­дающуюся роль сыграли такие ученые, как уже названный нами Фран­суа Кенэ, английские экономисты Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), Джон Стюарт Миль (1806-1873), французский экономист Жан-Батист Сэй (1762-1832). Не­смотря на различия их взглядов, иногда существенные, все они относят­ся к классикам политической экономии.1 Классиков объединял ряд общих предпосылок, который, несмотря на расхождения по многим от­дельным вопросам, был присущ всем названным авторам. Прежде все­го, классики - сторонники экономического либерализма, суть которого нередко выражается словами «laissez faire» (буквально - «оставьте де­лать» - фр.). Принцип «laissez faire» - политическое требование, сфор­мулированное еще школой физиократов: полная экономическая свобо­да личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешатель­ством государства. Классическая школа рассматривает человека, преж­де всего, как «человека экономического». Его стремление к максимиза­ции своего богатства ведет и к приумножению богатства всего общества. «Невидимая рука», как назвал автоматический механизм самонастрой­ки экономики Адам Смит, направляет разрозненные действия отдельных производителей и потребителей таким образом, что вся система нахо­дится в состоянии долгосрочного экономического равновесия. Длитель­ное существование в такой системе без­работицы, перепроизводства или недо­производства товаров оказывается не­возможным. Классики внесли огромный вклад в создание аппарата экономичес­кой науки, который в дальнейшем ис­пользовался и совершенствовался в тру­дах других представителей мировой эко­номической мысли.

А. Смит и его последователи разра­ботали экономическую теорию, в основе которой лежала концепция трудовой сто­имости. Они считали, что богатство со­здается не только земледелием, но и тру­дом всех других классов, всей нации в