Файл: Материалы по микроэкономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 7544

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И
сточник: Barrow С. The Essence of Small Business (2nd ed). Prentice Hall Europe, 1998. P. 3.

Вторая ступень классификации предусматривает более детальную разбивку по величине торгового оборота или количеству занятых внутри отрасли в зависимости от конкретного вида основной деятель­ности фирмы.

В менее крупных странах, таких, например, как Дания или Ирлан­дия, пороговые значения критерия количества занятых ниже, чем в США. Так, в Дании применяется следующая классификация: до 49 за­нятых - малая фирма; от 50 до 199 занятых - средняя фирма; свы­ше 200 занятых - крупная фирма.1 В Дании даже под такое «занижен­ное» определение крупной фирмы подпадают лишь около 400 компа­ний, а если бы здесь применялась классификация, принятая в США, то таких фирм практически бы не было.

Варианты качественных классификаций фирм базируются на крите­риях, раскрывающих внутреннюю сущность фирмы: юридический ста­тус, структуру управления фирмой, источники финансирования деятель­ности. Такой подход опирается в основном на субъективные суждения и опыт исследователей, но при этом делается акцент на отличия, внут­ренне присущие компаниям того или иного размера.

В последние несколько десятилетий широкое распространение по­лучила также теория жизненного цикла (или этапов роста) фирмы, по­явившаяся в результате исследований в области организационных наук и в области маркетинга - науке о продви­жении товара на рынок. Предполагается,

что продукт, выпускаемый фирмой, про- ' ~

' Barrow С. The Essence or ходит несколько этапов с точки зрения Sma|| Busjness {2nd ed} prentice

его появления и ухода с рынка: Hall Europe, 1998. Р. 5.

этап разработки нового продукта

этап внедрения на рынок

этап роста

этап зрелости

этап насыщения

этап упадка.

Этот подход, впервые разработанный американским экономистом _ маркетологом Т. Левиттом в 1965 г., также способствовал распрост­ранению качественных определений размера фирмы на основе выде­ления характерных этапов ее развития. Один из вариантов данной теории фокусирует внимание на стратегии развития продукта как ин­дикаторе этапа роста фирмы. При этом фирмы рассматриваются в динамическом плане, как развивающиеся, начиная от малой, ориен­тированной на производство одного продукта, до крупной, диверси­фицирующей свою деятельность по товарному и отраслевому прин­ципу. Для характеристики этапа развития продукта используется коэф­фициент специализации, равный отношению годового дохода фирмы к ее общим затратам на производство и сбыт основного продукта.

Эти классификации помогают ответить на вопрос о том, стоит ли перед государством задача поддержки тех или иных групп фирм для со­здания благоприятной среды в национальной экономике. Известная фраза «что хорошо для «Дженерал Моторз», то хорошо для Америки», отражает точку зрения, в соответствии с которой государство должно ставить своей целью всемерную поддержку крупных фирм, занимающих передовые позиции в национальной экономике.


Другая точка зрения основана на том, что в самом механизме конку­ренции заложена «мина замедленного действия»: со временем с рынка выдавливаются небольшие фирмы, а крупные в таких условиях име­ют меньшие стимулы для интенсивного развития. Следовательно, го­сударство должно поддерживать конкурентную среду в экономике, с одной стороны, предоставляя льготы малым фирмам, а с другой -сдерживая ограничительную деловую практику1 строгим антимоно­польным законодательством. В современной экономической политике развитых стран преобладает именно последняя позиция.

Крупную фирму вряд ли сметут с рынка неожиданные колебания
процентных ставок или курсов валют: ее
деятельность, как правило, диверсифи-
цирована по различным отраслям и

Даже странам. Эти субъекты рынка об- ' Напомним, что ограничи-
_ тельная деловая практика - это

ладают значительными преимущества- стратегия фирМ: подрывающая

Ми перед малыми и средними компани- свободную конкуренцию.


я

Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупных, так и малых фирм. Различие тех задач, которые решают­ся ими в непрерывной конкурентной борьбе, не должно ни в коей мере приводить к недооценке того значения, которое каждые из них имеют для развития экономики.


ми с точки зрения возможностей использования эффекта масштаба, тем самым неся значительно меньшие удельные издержки (издержки на единицу продукции) по сравнению со своими «меньшими братьями».

Помимо этого очевидного «плюса» крупных и крупнейших фирм, лег­ко привести и другие причины их успеха в конкурентной борьбе. Выда­ющийся австрийский экономист Йозеф Шумпетер еще в начале прошло­го века высказал мнение о том, что прогресс в производстве благ под силу лишь крупным субъектам экономического процесса, способным концентрировать большой коллектив ученых и разработчиков новых технологий. Шумпетер считал, что крупные монополистические ком­пании, имеющие превосходство над малыми и средними фирмами в возможностях концентрации научных, производственных и финансо­вых ресурсов, постепенно вытеснят более слабых конкурентов, при­чем доля малого бизнеса будет неуклонно сокращаться с ростом тем­пов научного прогресса. Утверждение Шумпетера о том, что крупные фирмы будут определять экономическую динамику, особенно в новых наукоемких и капиталоемких отраслях, также разделяет американский экономист, видный представитель институциональной школы Джон Гэл-брейт. Он выделяет следующие причины превосходства крупного бизне­са: во-первых, высокая стоимость научных исследований, и, во-вторых, длительные сроки их реализации и окупаемости.

Однако, действительные проблемы, с которыми может столкнуться корпорация, весьма похожи на те, с которыми столкнулся, в прямом смысле этого слова, огромный океанский лайнер «Титаник», одноимен­ный фильм о трагедии которого прогремел на весь мир. Как мы уже говорили ранее, в силу возрастания трансакционных издержек адми­нистративного контроля по мере увеличения размера фирмы, степень ее управляемости и скорость реагирования на рыночные изменения имеют тенденцию к снижению. Таким образом, «синдром Титаника», из-за действия которого крупная фирма не сможет вовремя увернуть­ся от «айсберга» изменившихся рыночных условий, способен пустить даже такого гиганта ко дну.

Обладая большими возможностями гибкого реагирования на конъ­юнктуру рынка, малые фирмы способны не только удовлетворять посто­янно меняющиеся запросы потребителей, но и дают уникальные воз­можности для самореализации предпринимателя. Малые фирмы, как показала практика послевоенных десятилетий, легче идут на риск но­вовведений, что получило отражение и в названии таких фирм - «вен­чурные» (от англ. venture - рискованное предприятие). Кроме того, ма­лые фирмы играют весьма заметную роль на рынке труда и помогают решать проблемы занятости населения.


Основные понятия:

Неоклассическая теория фирмы Институциональная теория фирмы фирма

Проблема «принципал-агент»

Отлынивание

Активы

Общие активы Специфические активы Интерспецифические активы Контракт

Классический контракт

Неоклассический контракт

Отношенческий контракт

Индивидуальное владение

Партнерство

Корпорация

Диверсификация

Акция

Дивиденд



neoclassical theory of the firm institutional theory of the firm firm

principal-agent problem

shirking

assets

common assets specific assets interspecific assets contract

classical contract neoclassical contract relational contract individual proprietorship partnership corporation diversification stock, share dividend


Глава 10. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДЕЛЬНОЙ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ФАКТОРОВ



«Подобно тому, как цен­ность зависит от предель­ной полезности, так и доли в распределении зависят от предельной производитель­ности».

Джон Б. Кларк



В предыдущих главах мы изучали ценообразование на рынках конечных товаров и услуг. Теперь мы приступаем к изучению большого раздела микроэкономики - рынков факторов. л_роишрд-ства и особенностей ценообразования на них. Используемые в про­изводстве ресурсы, как отмечалось в гл. 3, принято называть факто­рами производства, главными из которых являются труд, капитал, земля и предпринимательство.

Механизм функционирования рынков факторов производства осно­ван на тех же принципах, что и механизм функционирования рынков конечных товаров и услуг. Как и при изучении товарных рынков, мы бу­дем широко использовать предельные величины при анализе рынков факторов.

В настоящей главе будут выяснены закономерности спроса на ресурсы в их самом общем виде. Специфические особенности спроса на рынках труда, капитала, земли, так же, как и их предложе­ние, будут рассмотрены в гл. 11-14. Исследование механизма функ­ционирования рынков факторов мы начинаем с детального рассмотре­ния теории производства.



§ 1. Производственная функция

Теория производства изучает зависимость между коли­чеством используемых ресурсов и объемами выпускаемой продукции. В основе этой теории лежит концепция производственной функции.

Производственная функция определяет максимальный объем выпуска продукции при каждом заданном количестве ресурсов. Эта функция описывает зависимость между затратами ресурсов и выпуском

продукции, позволяя определить максимально возможный объем выпус­ка продукции при каждом заданном количестве ресурсов, или мини­мально возможное количество ресурсов для обеспечения заданного объема выпуска продукции. Производственная функция суммирует толь­ко технологически эффективные приемы комбинирования ресурсов для обеспечения максимального выпуска продукции. Любое усовершенство­вание в технологии производства, способствующее росту производи­тельности труда, обусловливает новую производственную функцию.

Производственный процесс представляет собой способ соединения факторов производства с целью их превращения в конечные товары и услуги. Мы исходим из предположения, что главной целью фирмы яв­ляется максимизация прибыли. Для того, чтобы быть конкурентоспособ­ной, фирма должна применять такой производственный процесс, кото­рый наиболее эффективно использует имеющиеся ресурсы. Иначе го­воря, для производства заданного объема продукции используется ми­нимальное количество ресурсов. Это - главная составляющая любой функционирующей фирмы, максимизирующей прибыль. Производствен­ные методы считаются технологически неэффективными, если для вы­пуска заданного объема продукции они используют больше ресурсов, чем другие методы, обеспечивающие те же объемы выпуска.