ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 7624
Скачиваний: 7
Человеческий капитал рассматривается в экономической теории как запас человеческих качеств, формируемый в течение всей жизни индивида. Инвестиции в человеческий капитал приносят работникам поток доходов. Соизмерение растянутого по времени потока доходов и размеров инвестиций лежит в основе принятия рационально мыслящим субъектом решения о целесообразности вложений в человеческий капитал. Подробнее о принципах принятия такого рода решений говорится в гл. 12.
Итак, анализ совершенной конкуренции на рынке труда говорит о невозможности сколько-нибудь продолжительной безработицы.
Наличие же устойчивой безработицы может свидетельствовать лишь об одном, - о том, что на рынке труда отсутствуют условия совершенной конкуренции: свободный перелив ресурсов на различных сегментах рынка труда, гибкая заработная плата, совершенная информация и т. п. Все это способствует устойчивости отклонения заработной платы вверх от ее равновесного значения. При этом, как говорилось ранее, часть трудящихся оказывается в положении безработных. О наличии внеконкурентных факторов на рынке труда говорит, например, тот факт, что в последние десятилетия рост безработицы во многих про-мышленно развитых странах не приводил к снижению заработной платы и установлению полной занятости.
§ 5. Несовершенная конкуренция
на рынке труда
Что же можно отнести к этим внеконкурентным факторам? Прежде всего, это различные институты. Во-первых, к ним относится государство, активно регулирующее рынок труда, законодательно лишая заработную плату рыночной гибкости. Государство в различных странах устанавливает минимально гарантированный уровень заработной платы, осуществляет индексацию доходов; тормозящее влияние на колебание цены труда оказывают в ряде случаев и другие направления социальной политики государства, о чем подробнее будет идти речь в гл. 24.
Во-вторых, профсоюзы, оказывающие большое влияние на уровень заработной платы, как правило, в направлении ее повышения по сравнению с равновесным уровнем.
В-третьих, крупные корпорации тяготеют, как правило, к установлению сравнительно стабильной во времени стандартной ставки заработной платы, отказываясь слишком часто пересматривать ее в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда.
Следует заметить, что регулирование этого рынка значительно облегчается в связи со спецификой фигурирующего на нем товара. Проявление рыночных законов (например, закона спроса, установления равновесной цены и др.) на рынке труда имеет особый характер. Он определяется тем, что купля-продажа услуг труда производится в форме найма на базе более или менее продолжительного трудового договора. Поэтому каждый отдельный работник не находится в постоянной, беспрерывной зависимости от состояния рынка труда. На срок действия трудового соглашения продавец как бы «выводится» на время из текущей конъюнктуры рынка. Условия, определенные договором, имеют характер минимальных нормативов; это означает, что индивидуальный договор рабочих с предпринимателями признается юридически недействительным, если он заключен на условиях худших, чем те, которые определены в коллективном договоре. В чем смысл коллективности договора и принципа нормы как минимума? Эти положения договора позволяют устранить конкуренцию между наемными работниками в борьбе за получение рабочего места, - ведь конкуренция вынуждает рабочих соглашаться на худшие условия труда, диктуемые предпринимателями, особенно в отсутствие профсоюзов.
Регулирование рынка труда предполагает воздействие как на спрос, так и на предложение труда. Объектами регулирования выступают заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др.
Рассмотрим важнейшие методы, при помощи которых профсоюзы добиваются повышения заработной платы.
Во-первых, профсоюзы могут ограничивать предложение услуг труда. Это достигается, например, введением высоких иммиграционных барьеров, лоббированием законов о максимальной продолжительности рабочего времени, удлинением срока ученичества при подготовке к той или иной профессии, установлением высоких профсоюзных вступительных взносов с одновременным запрещением принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзе, ограничением трудовой нагрузки и т. п. Сокращение предложения услуг труда при неизменном спросе на них приводит к росту равновесной цены, т. е. ставки заработной платы.
Во-вторых, профсоюзы добиваются повышения обусловленных договором ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше равновесного уровня.
В-третьих, профсоюзы могут содействовать росту спроса на услуги труда. При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на услуги труда, например, проведение рекламных кампаний в пользу того или иного товара (не будем забывать, что спрос на рынке труда - это производный спрос). Росту спроса на услуги труда содействует и политика профсоюзов, настаивающих на установлении высоких импортных таможенных тарифов, защищающих какую-либо национальную отрасль и способствующих росту производства внутри страны. В результате увеличивается количество используемого труда и возрастает заработная плата.
Отраслевой профсоюз часто выступает как монополия на рынке труда, при этом его монопольная власть тем выше, чем большая доля работников данной отрасли входит в соответствующий профсоюз. Общие закономерности ценообразования в условиях чистой монополии подробно рассматривались в гл. 7. Применительно к рынку труда ситуация в случае монопольной власти профсоюза показана на рис. 11.7.
Теоретически можно представить цель профсоюза по аналогии с фирмой, стремящейся к максимизации прибыли. Это, конечно, упрощение, но оно поможет нам яснее представить механизм установления заработной платы на рынке труда в случае монополии профсоюза. Но что же именно максимизирует профсоюз? Из графика на рис. 11.7 следует, что кривая спроса dl, с которой сталкивается профсоюз-монополия, может быть представлена как кривая его среднего дохода aru (union - от англ. союз, объединение). Ниже расположена кривая предельного дохода мни профсоюза. Кривая предложения sl есть не что иное, как кривая предельных издержек мси. Равновесие отраслевого рынка труда, монополизированного профсоюзом, определяется точкой . в которой пересекаются кривые mru и мси. Проведя вертикаль до кривой спроса, мы находим точку u, на уровне которой и установится заработная плата wu, тогда как на конкурентном рынке равновесие определялось бы точкой £, соответствующей уровню зарплаты и/Е. Соответственно, равновесная ставка заработной платы wu на монополизированном рынке ресурса выше, чем wE , а число занятых работников la -
Рис. 11.8.
м
1 Максимизация экономической ренты
- одно из альтернативных объяснений
поведения профсоюза. Существуют и
другие цели профсоюзов на рынке
труда.
еньше, чем L£. Затемненная
площадь показывает нам величину
экономической ренты, получаемой
занятыми рабочими. Вот что стремится
максимизировать профсоюз-монополист!
Максимизация экономической ренты
приводит к увеличению отраслевой ставки
заработной платы при уменьшении
количества используемых работников,
то есть к отклонению рынка от положения
полной занятости.1
Другое положение на отраслевом рынке труда может сложиться при наличии на нем монопсонии, когда в отрасли действует всего один покупатель услуг труда. Такая ситуация может сложиться, например, в небольшом городе, где единственным работодателем выступает одна имеющаяся в нем фирма. Ситуация монопсонии рассматривалась в гл. 7. Графическое изображение монопсонии на рынке труда выглядит так, как это показано на рис. 11.8.
Кривая спроса DL для
монопсониста представляет собой
кривую
предельного продукта труда
в денежном выражении MRPL, а кривая
предложения
труда SL - линию средних издержек на
ресурс (в данном
случае на труд) ARCL.
Кроме того, следует напомнить, что у
монопсони-
ста предельные издержки
на фактор MRCL растут быстрее по мере
уве-
личения закупок услуг труда,
чем средние издержки ресурса, т. е.
ARCL.
Для лучшего понимания того, почему
предельные издержки на ресурс
растут
быстрее его средних издержек,
проведите
сравнительный анализ соотно-
шения
между восходящей ветвью АС и
МС из гл. 6, § 1, 2. И вы увидите, что они аналогичны отношениям между ARCL и
MRCL.
Это происходит потому, что монопсонист, нанимающий дополнительное количество работников, вынужден не только привлекать вновь нанимаемых рабочих более высокой ставкой заработной платы, но и устанавливать эту повышенную ставку и для работников, нанятых ранее. Равновесие на рынке труда в случае монопсонии определяется точкой пересечения кривых предельных издержек на фактор (MRCJ и предельным доходом от продукта используемого фактора (MRPL), т. е. точкой Ег Проведя вертикаль от нее до кривой SL, мы определяем точку М и, соответственно, уровень заработной платы при монопсонии wM. А в условиях совершенной конкуренции равновесие определялось бы точкой пересечения кривых MRPL и ARCL, т. е. точкой Е. Поэтому в отрасли будет нанято меньше работников, чем в условиях совершенной конкуренции (на величину LELM ) и по более низкой ставке заработной платы (на величину wE wM).
Интересно рассмотреть ситуацию так называемой двойной монополии, складывающуюся тогда, когда монопольной власти профсоюза противостоит монопсоническая власть работодателя. Для этого совместим два предыдущих графика на рис. 11.9.
Анализируя этот график, важно четко разобраться в интерпретации изображенных кривых. Нам придется смотреть на них то «глазами» монопсониста, то профсоюза-монополиста. Как и на рис. 11.7 и рис.11.8, нижние индексы в виде букв U (от англ. union - союз, объединение) и М (от англ. monopsony - монопсония) будут обозначать принадлежность к Двум противоборствующим силам: профсоюзу - монополии и монопсонии на рынке труда.
Итак, кривая DL с точки зрения монопсонии - это кривая ее предельного дохода от продукта фактора, т. е. MRPM. Кривая SL интерпретируется как кривая предельных издержек профсоюза МСи и в то же время -кривая средних издержек на ресурс (труд) монопсонии ARCM. MRU - это
кривая предельного дохода профсоюза-монополиста, а кривая MRC отражает предельные издержки на ресурс монопсониста. Далее мы определяем уже известным нам способом уровни заработной платы при монопсонии (точка Е2) и при монопольной власти профсоюза (точка Et). Они, соответственно, будут равны wM и wu. На графике видно, что как монополия, так и монопсония имеют своим результатом уменьшение занятости в отрасли (LM и Lu соответственно) по сравнению с ее равновесным уровнем в условиях совершенной конкуренции LB. Что же касается заработной платы, то ее ставка при монополии профсоюза (wu) -выше, а при монопсонии (wM) - ниже той, которая сложилась бы в том случае, если бы рынок труда был конкурентным (wE). В зависимости от соотношения сил между профсоюзом и работодателем, ставка заработной платы будет колебаться в промежутке между wM и \ми, т. е. ее уровень, а также уровень занятости, будет весьма неопределенным. Известный американский экономист Джон Гэлбрейт не случайно назвал профсоюзы «уравновешивающей силой», возникшей в ответ на моно-псонистическую власть крупнейших фирм. Но конечный исход этой борьбы гигантов вовсе не гарантирует приближения ставки заработной платы к конкурентному уровню.
Следует заметить, что чистая монополия или чистая монопсония встречаются на рынке труда крайне редко. Дело в том, что в среднем членами профсоюза являются 20-40 процентов рабочих разных отраслей, а это ослабляет монополию профсоюза. Монопсоническая власть так же не абсолютна, поскольку у работников почти всегда имеются альтернативные возможности трудоустройства.
Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Как уже отмечалось выше, законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на услуги труда в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.
Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения наемных работников в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены услуг труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.
Значительна и посредническая роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству- Государственные системы обучения и переобучения работников содействуют максимально быстрой адаптации последних к меняющимся требованиям рынка.