ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 7601
Скачиваний: 7
морегулирующаяся система, способная автоматически восстанавливать утраченное равновесие. Рассмотрим механизм саморегуляции рынка подробнее.
В неоклассической экономической теории существует два подхода к исследованию рыночного равновесия - по Вальрасу и по Маршаллу.
рА
о
О
П
рофессор
лозаннского университета швейцарский
экономист Леон Вальрас, основатель
математического направления в
экономической теории, рассматривал
установление равновесия между спросом
и предложением, происходящее в
краткосрочном плане на основе их
количественной подстройки. Обратимся
к рис. 15.1а.
Пусть первоначальное равновесие установилось в точке Е при объеме товара Qe и цене РЕ. При повышении цены до Р, объем спроса сократится, а объем предложения станет выше равновесного, что характерно для рынка покупателя. Избавляясь от товарных излишков, конкурирующие производители начнут снижать цены. Под давлением избыточного предложения цена на товар снизится. В ответ величина спроса на данный товар начнет возрастать. Уторговывание будет продолжаться до тех пор, пока производители не «нащупают» такой объем выпуска, который совпадет с объемом спроса.
Напротив, если цена окажется ниже равновесной, допустим, на уровне Рг то объем спроса будет превышать объем предложения, что характеризует рынок продавца: товар временно окажется в дефиците. Конкуренция покупателей, т. е. избыточный спрос, будет давить на цену товара в сторону повышения. В ответ производители станут расширять предложение до тех пор, пока спрос не будет полностью насыщен. Условие равновесия по Вальрасу выглядит как равенство
QD(P) = QS(P) (1)
формула (1) показывает, что в модели Вальраса объемы спроса и предложения являются функцией цены.
Итак, в подходе Вальраса акцент делается на том, что равновесие устанавливается под влиянием давления избыточного объема спроса, или избыточного объема предложения на цену, т. е. посредством количественной (объемной) подстройки рыночного механизма.
Вальрас подошел к описанию общего равновесия в своей знаменитой «модели аукциониста» при определенных допущениях. Его модель описывает механизм установления равновесия в отсутствие трансакционных издержек. Кроме того, в данной модели рыночная координация осуществляется без учета временнуго фактора, т. е. сделки заключаются мгновенно и только на уже готовые товары. «Аукционист», своеобразный аналог «невидимой руки», обладая полной рыночной информацией, объявляет новые наборы цен, повышая их на дефицитные товары и понижая на избыточные товары до тех пор, пока он не «нащупает» такой набор цен, который уравновесит спрос и предложение. В процессе, названном Вальрасом «нащупыванием» (tBtonnement), воплощен механизм подстраивания производства под спрос, а в «аукционисте» - автоматизм саморегулирования, движущий рынок к оптимизации.
Рассмотрим другую трактовку процесса установления равновесия. Выдающийся представитель неоклассической школы А.Маршалл полагал, что силой, движущей рынок к равновесию, является цена. Рассмотрим рис. 15.16. Если цена спроса Р°1 превышает цену предложения Psv то такая разница цен заставит производителей увеличить предложение с О, до Q£, и потребители смогут расширить свой спрос, пока цена не установится на уровне РЕ. Напротив, если цена спроса Р°7 окажется Ниже цены предложения Ps2, то производители начнут сокращать предложение товара, а потребители сократят спрос до объема, соответствующего равновесной цене. Таким образом, условие равновесия по Маршаллу выглядит как равенство цены спроса цене предложения:
PD(Q) = PS(Q) (2)
Формула (2) показывает, что в модели Маршалла цена является функцией объемов спроса и предложения.
Итак, в соответствии с трактовкой Маршалла, равновесие устанавливается автоматически под давлением разницы цен спроса и цен пРедложения, т. е. в результате ценовой подстройки, что соответствует более долгосрочному периоду.
Напомним еще раз, что в математике принято изображать значения независимой переменной на оси абсцисс, а зависимой - на оси орди
нат. По Маршаллу, величины спроса и предложения являются независимыми переменными, а цена спроса и предложения - зависимой. Поэтому вполне логично, что Q у Маршалла фигурирует на горизонтальной, а Р - на вертикальной оси.1 Однако современные экономисты используют функции спроса и предложения в трактовке Вальраса, где цена является независимой переменной, а объемы спроса и предложения - зависимыми переменными. Но при этом в графическом изображении цена фигурирует на оси ординат, а величины спроса и предложения - на оси абсцисс.
Помимо традиционной модели равновесия, существует модель краевого равновесия, возникающего при нулевой цене или при нулевых спросе и предложении (рис. 15.2а, б).
б)
Рис. 15.2.
о а)
Краевое равновесие ком смелым. Ситуация с «непроизводимыми» благами может возникнуть и при разработке опытных дорогостоящих образцов какого-либо товара, еще не знакомого потребителю, а потому не вошедшему еще в стадию серийного выпуска.
Зададимся вопросом о единственности рыночного равновесия. Может ли на рынке возникнуть несколько равновесных состояний?
Все зависит от характера функций спроса и предложения конкретного товара. Рынки большинства нормальных товаров, спрос на которые обратно пропорционален цене, а предложение - прямо пропорционально цене, характеризуются единственностью равновесия. Однако существуют исключительные товары, функции спроса или предложения которых ведут себя «не по правилам». Тогда могут возникать случаи множественности равновесия. Например, кривая индивидуального предложения труда, как мы помним из гл. 11, на участке эффекта замещения имеет положительный наклон, а затем, под воздействием эффекта дохода, меняет его на отрицательный, и дважды пересекает кривую спроса на труд. Поэтому на рынке труда может сложиться двойное равновесие: первое - при низком уровне ставки заработной платы и второе - при высокой ставке.
Классическая теория основывается на предположении о стабильности равновесия, т. е. о способности рынка самостоятельно вернуться в положение равновесия в случае отклонения от него. Всегда ли это так? В дан-Ном вопросе нам поможет разобраться паутинообразная модель рынка.
Паутинообразная модель считается динамической и показывает взаимодействие спроса и предложения при переходе от одного временного периода к другому. Предложение с опозданием реагирует на изменение цены спроса, что вызывает ценовые колебания.
Э
та
модель отражает некую «предрыночную»
ситуацию. Если благо находится в
избыточном количестве по отношению к
спросу, то перед нами - свободное, или
неэкономическое благо (например, чистый
воздух, вода источника и т. д.);
равновесие в таком случае наступает
при нулевой цене (рис. 15.2а).
Равновесие на
«непроизводимые блага» (например,
товары, произ-
водство которых
технологически возможно, но экономически
нецелесо-
образно), характеризуется
нулевым объемом спроса и предложения.
Так
происходит потому, что цена
предложения всегда будет превышать
цену
спроса при их положительном
значении (рис. 15.26). Допустим, что
это
золотые унитазы,
инкрустированные
изумрудами. Конечно,
можно предста-
вить, что найдется
эксцентричный мил- ——-
лиардер, заказавший себе такой товар, 1 см. Маршалл А. Принципы
но предположение о серийном производ- экономической науки. Т. ll. стве подобных изделий является слиш- 1993. С. 29 (рис. 19).
ГС75.3. Паутинообразная модель рынка
В зависимости от чувствительности (наклона кривых) спроса и предложения к изменению цены различают затухающие, усиливающиеся и равномерные колебания цены.
Рассмотрим подробнее на рис. 15.3а, как в результате затухающих ценовых колебаний устанавливается равновесие. В паутинообразной модели предполагается, что объем спроса ориентируется на фактическую цену товара текущего периода. Объемом предложения текущего периода руководят ценовые ожидания предшествовавшего периода, основанные на предположении, что текущая цена сохранится и в следующем периоде (т. е. объем выпуска текущего периода производители планируют в предыдущем периоде, исходя из цен, сложившихся на тот период). На рис. 15.3а производители в текущем периоде t0 предлагают товар в объеме Q0 по цене PQ, что ниже равновесных параметров рынка. При цене Р0 наблюдается дефицит, который толкает цену товара к повышению и она, превысив равновесный уровень РЕ, устанавливается на уровне Ру Именно эта высокая цена и повлияет на решение производителей увеличить выпуск в следующем периоде до уровня Qr Однако в следующем периоде г, объем спроса, ориентирующегося на цену Pv окажется меньше предложения. Избыток товара на рынке собьет цену ниже равновесной до уровня Р2. Но разница между РЕ и Р2, как видно из рисунка, меньше, чем между РЕ и Ру Соответственно, в период t2 объем предложения при цене Рг снизится до Q2, что несколько ближе к равновесному, чем объем предложения предыдущего периода. Так, постепенно в результате ценовой и количественной (объемной) подстройки предложение полностью найдет спрос в объеме 0Е при цене РЕ. На рынке автоматически установится равновесие.
Если же производители сильнее реагируют на изменение цены, чем предъявители спроса (в этом случае кривая предложения более пологая, чем кривая спроса), то цена будет колебаться во времени с нарастающей амплитудой (рис. 15.36), т. е. ценовые колебания будут усиливаться и цена будет все больше удаляться от равновесной. Такая ситуация говорит о крайней нестабильности положения производителей отрасли. Усиление неустойчивости рынка теоретически может привести к его разрушению.
Одинаковая чувствительность спроса и предложения к изменению цены (что графически выражается равным по модулю наклоном этих кривых) порождает равномерные колебания (рис. 15.3в), т. е. цена колеблется в определенном коридоре, не останавливаясь на равновесном значении. Поэтому соотношение между спросом и предложением выражается либо как избыток (если цена выше равновесной и движется к верхней границе ценового коридора), либо как дефицит товара (при движении цены от равновесной к нижней границе ценового коридора).
Исследование паутинообразной модели показывает, что, во-первых, источником ценовых колебаний является запаздывание реакции предложения на изменившийся спрос. Во-вторых, равновесие не всегда может восстанавливаться автоматически. Однако на практике ситуация с усиливающимися колебаниями встречается сравнительно редко. В представленной паутинообразной модели не учитывается одно важное обстоятельство: экономические агенты учатся на своих ошибках. А поэтому при переходе к следующему временному периоду они корректируют свои ценовые ожидания (см. гл. 23, § 6 из раздела «Макроэкономика») и рынок функционирует более или менее устойчиво, особенно в конкурентной среде, не испытывающей неожиданных внешних потрясений.
Проблемы установления и устойчивости равновесия мы рассматривали на примере рынка одного товара или отрасли, т. е. говорили о частичном равновесии. Однако в экономической теории существует понятие общего равновесия, т. е. равновесного состояния всей рыночной системы, что в микроэкономике означает одновременное достижение равновесия на всех рынках (на рынках благ и рынках ресурсов).
С помощью модели общего экономического равновесия исследуется взаимосвязь всех рынков экономической системы. Идеальным проводником информации в условиях совершенной конкуренции является ценовой сигнал, распространяющий сведения об изменении рыночной ситуации по всем рынкам. Продвигаясь от рынка к рынку, закодированные в цене сведения корректируются, вбирая в себя все новые конъюнктурные данные. Преобразованный ценовой сигнал возвращается на рынок первичной информации и оказывает на него уже внешнее воздействие. Такое явление называется эффектом обратной связи. Ценовые сигналы издают и получают все рынки одновременно, следовательно, эффект обратной связи включает в себя многократные отражения и преобразования ценовых сигналов в единицу времени.
Почему же рынки товаров, не имеющих, на первый взгляд, никакого отношения друг к другу (ни взаимодополняемых, ни взаимозаменяемых, ни связанных технологической цепочкой), реагируют на взаимные ценовые сигналы? Что их объединяет в единую рыночную систему? В микроэкономическом плане все товарные рынки связаны, с одной стороны, рынком ресурсов, а с другой стороны, - платежеспособным спросом на блага, производимые с помощью ресурсов. Действительно, рынок труда и платежеспособный спрос, как дно сообщающихся сосудов, связывают рынки товаров и услуг: если увеличивается спрос на одну группу товаров, то может сократиться спрос на другие товары в силу ограничения его платежеспособности. Это относится и к рынку ресурсов, а особенно к рынку труда, учитывая его сегментацию по различным специальностям. С помощью модели общего равновесия рассмотрим, как отдельные Рынки могут повлиять друг на друга.
Возьмем четыре отдельных рынка: два отраслевых рынка, не свя-