Файл: Понятие пенсии по случаю потери кормильца (Понятие и правовое регулирование пенсии по случаю потери кормильца).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ семейного законодательства и соответствующей литературы позволяет сделать вывод, что главное значение для признания семейных отношений, в том числе при пенсионном обеспечении детей, имеет наличие кровных (фактических) родственных связей, происхождение от данного лица или от общего предка. В подтверждение этого принимаются прежде всего свидетельства о рождении, выданные органами ЗАГС в соответствии с требованиями СК РФ и Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"[10]. Для решения вопроса о пенсионном обеспечении ребенка достаточно представить документы, что кормилец, за которого назначается пенсия, является его отцом или матерью. Однако следует иметь в виду, что нормы семейного законодательства претерпевают существенные изменения, а происхождение ребенка от того или иного лица и, соответственно, признание его членом семьи данного кормильца может быть как установлено, так и оспорено не только при жизни, но и после смерти кормильца. Так, законодателем презюмируется происхождение ребенка от мужа его матери. В то же время эта презумпция является оспоримой. Отцом ребенка признается супруг его матери, если не доказано иное (п. 2 ст. 48 СК РФ). При рождении ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, если нет их совместного заявления или в определенных СК РФ случаях заявления отца ребенка, отцовство устанавливается в судебном порядке. Суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица (ст. 49 СК РФ).

Усыновленные дети юридически приравниваются к родным детям усыновителя. При сохранении таких прав сохраняется и право на пенсию за родителя, умершего после усыновления ребенка.

Особые условия пенсионного обеспечения установлены для пасынков (падчериц). Согласно семейному законодательству, действовавшему до вступления в силу СК РФ, отчим и мачеха были обязаны платить алименты на тех пасынков (падчериц), находившихся на их содержании и воспитании, которые не имели возможности получать содержание от своих родителей. СК РФ такую обязанность не предусматривает. Воспитание и содержание детей отчим и мачеха осуществляют сегодня лишь в добровольном порядке. По действующему пенсионному законодательству пасынок и падчерица имеют право на пенсию наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи (п. 11 ст. 10 Закона о страховых пенсиях, ст. 13 Закона о государственном пенсионном обеспечении). Требование подтвердить факты воспитания и содержания ужесточает условия предоставления пенсии пасынку (падчерице) по сравнению с родными детьми, но соотносится с нормами семейного законодательства и представляется обоснованным. Однако вряд ли оправданы различия в пенсионном обеспечении указанных членов семей разных категорий военнослужащих. Согласно Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих (ч. 2 ст. 34) пасынок и падчерица имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми без каких-либо оговорок, детям же пенсия назначается независимо от нахождения на иждивении кормильца (ст. 29). Для пасынков (падчериц) военнослужащих по призыву, равно как и всех остальных категорий граждан, требуются названные выше условия пенсионного обеспечения.


Нетрудоспособность членов семьи. Согласно действующему пенсионному законодательству дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными, если они не достигли 18 лет либо обучаются по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения 23 лет или старше этого возраста, если они до достижения 18-летнего возраста стали инвалидами (ст. 10 Закона о страховых пенсиях). Аналогичное правило содержится в ст. 29 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих. Как говорилось выше, нетрудоспособность указанных выше лиц предполагается и не требует доказательств. Иначе говоря, право на пенсию несовершеннолетнего члена семьи кормильца как нетрудоспособного подтверждается по общему правилу свидетельством о его рождении, согласно которому ему нет 18 лет.

Иждивенство. Законодатель обусловливает право на пенсию также наличием факта иждивенства. Именно этот факт свидетельствует, что потерян кормилец - то физическое лицо, которое содержало, участвовало в содержании или должно было содержать нетрудоспособных членов своей семьи. Члены семьи умершего признаются состоявшими на его иждивении, если находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (п. 3 ст. 10 Закона о страховых пенсиях, ч. 1 ст. 31 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих). Иными словами, достаточно, чтобы в течение определенного времени регулярная помощь кормильца, не будучи единственной, была большей по объему по сравнению как с личными доходами самого члена семьи, так и с помощью, получаемой им от других, кроме кормильца, лиц. Например, наличие небольшого заработка, получение стипендии или алиментов не является препятствием для назначения пенсии, если в основном средства существования обеспечивались доходами умершего кормильца. Поскольку не оговорено иное, право на пенсию не зависит от продолжительности нахождения на иждивении. Не требуется также, чтобы факт иждивенства имел место непосредственно перед потерей кормильца.

Однако законодатель традиционно устанавливает особое правило для несовершеннолетних детей, потерявших родителей, т.е. для основного контингента получателей этой пенсии. Иждивение детей умерших родителей предполагается (презюмируется) и не требует доказательств. Это правило носит отнюдь не формальный характер. По существу, оно меняет представление о понятии иждивения в отношении данной категории детей. Кормильцем может быть признан любой из родителей, независимо от соотношения их реальных доходов, а также от того, является ли доход отца или матери постоянным и (или) основным источником средств существования детей. Исключение из этого правила установлено для детей, которые достигли возраста 18 лет или в соответствии с ГК РФ объявлены полностью дееспособными (ч. 4 ст. 10 Закона о страховых пенсиях).


Буквальное понимание кормильца как лица, реально доставлявшего содержание, могло бы оставить за пределами пенсионного обеспечения детей, родившихся после смерти отца, или тех, мать которых умерла при родах. Однако, поскольку в данных случаях устанавливается отцовство и материнство, потеря отца и (или) матери как потенциальных и презюмируемых кормильцев ребенка является основанием для назначения последнему пенсии.

Анализ условий назначения пенсии детям за родителей, таким образом, свидетельствует, что она может компенсировать не только доходы, которые реально были источником средств существования, но и те, которые могли быть таким источником. Пенсия полагается, например, и при потере родителя, фактически никогда не содержавшего ребенка или в течение многих лет не платившего ему алиментов. Законодатель не требует, чтобы кормилец располагал какими-либо доходами именно к моменту смерти. Так, не является препятствием к назначению ребенку пенсии за умершую мать, работавшую по найму лишь до его рождения.

Как отметил Конституционный Суд РФ, презумпция нахождения ребенка до достижения 18-летнего возраста на иждивении родителей следует из норм семейного права, согласно которым ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (п. 1 ст. 54 СК РФ), родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (п. 1 ст. 80 СК РФ). Следовательно, до достижения ребенком совершеннолетия всю ответственность за его воспитание и содержание несут родители, что освобождает детей, не достигших 18 лет, от необходимости доказывать факт нахождения на иждивении родителей при назначении пенсии по случаю потери кормильца[11]. Однако подчеркнем, что указанная презумпция касается и тех случаев, когда родители по разным причинам фактически не выполняли этой обязанности и (или) уклонялись от такой ответственности. Представляется, что, предполагая факт иждивенства даже при его заведомом отсутствии, законодатель исходил из необходимости обеспечения равенства пенсионных прав детей умерших родителей, доставлявших и не доставлявших детям содержание при жизни. Иное решение привело бы к несправедливому и необоснованному ущемлению интересов тех детей, которые (возможно, и при попустительстве государства) были лишены материальной поддержки родителей. Отсутствие реальной материальной помощи детям от родителей, подлежавших обязательному пенсионному страхованию, не может служить основанием их исключения из сферы пенсионного обеспечения и потому, что за всех застрахованных лиц уплачиваются страховые взносы, предназначенные, в частности, для финансирования пенсионного обеспечения членов их семей при потере кормильца.


Военнослужащие получают денежное довольствие за счет средств федерального бюджета. Как отмечает Конституционный Суд РФ, государство принимает на себя обязательства по социальной защите членов семьи военнослужащего, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности[12]. При этом законодатель не может не взять на себя ответственность в случае его смерти (гибели) или пропажи без вести за материальное обеспечение нуждающихся членов семьи. Отказ от такой ответственности из-за неправомерного поведения военнослужащего, хотя бы по субъективным мотивам фактически не содержавшего своих детей, вряд ли можно оправдать.

Требование доказать факт нахождения на иждивении умершего тех членов семьи, которые достигли возраста 18 лет или объявлены полностью дееспособными, не представляется чрезмерным. Оно согласуется с нормами гражданского и семейного законодательства. Как установлено ст. 21 ГК РФ, гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Однако, когда законом допускается вступление в брак до достижения указанного возраста, несовершеннолетний гражданин приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Полная дееспособность сохраняется и при расторжении брака до достижения 18 лет. Если же брак признан недействительным, суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Соответственно, в последнем случае при потере кормильца - отца или матери факт нахождения на их иждивении для назначения пенсии не требует доказательств.

Согласно ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, т.е. эмансипированным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей либо попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипированному члену семьи, равно как и несовершеннолетнему, состоящему в браке, пенсия может быть назначена при условии подтверждения факта иждивенства, т.е. если помощь кормильца была постоянным и основным источником средств его существования. Выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия прекращается (п. 2 ст. 120 СК РФ). Представляется, что в данной ситуации пенсионное законодательство менее категорично, так как не лишает возможности назначения (а значит, и выплаты) пенсии, если полностью дееспособный несовершеннолетний член семьи находился на иждивении кормильца.


Законодательство устанавливает четкие условия назначения пенсии по случаю потери кормильца. Данное правоотношение возникает при наличии сложного юридического состава, включающего по общему правилу следующие юридические факты: потеря физического лица (кормильца), принадлежность к членам его семьи, нетрудоспособность члена семьи,

Глава 2. Оформление, исчисление и размеры пенсий по случаю потери кормильца

2.1 Порядок оформления пенсии по случаю потери кормильца

Проанализируем процедуру оформления пенсии по потере кормильца

ШАГ 1. Подача заявления

Оформлением пенсии по потере кормильца занимается уполномоченный орган - пенсионный фонд России. Процедура регистрации начинается с подачи заявления.

Проанализируем порядок подачи заявлений о назначение и выплата ежемесячного социального пособия на детей-инвалидов, детей, потерявших кормильца» с помощью единого портала государственных и муниципальных услуг

Подать заявление через единый портал государственных и муниципальных услуг (далее - ЕНГУ) можно из личного кабинета пользователя. Для регистрации личного кабинета необходимо зайти по ссылке https://gosuslugi.ru и выполнить все необходимые для этого действия.

После окончания процедуры регистрации осуществить вход в личный кабинет, выбрать свое местоположение и активировать кнопку « Государственные услуги».

В строке «Поиск услуг» достаточно набрать часть наименования услуги, например: «социальная поддержка семей, имеющих детей, в том числе многодетным семьям». В результатах поиска выбрать нужную строку и автивировать ее.

В том случае, если такой поиск не дал нужного результата, нужно организовать поиск государственных услуг по ведомствам:

найти и активировать кнопку с наименованием ведомства например «Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югра»;

среди перечня услуг выбрать «Назначение и выплата ежемесячного пособия социального пособия на детей-инвалидов, либо назначение и выплата ежемесячного пособия социального пособия на детей, потерявших кормильца».