Файл: Понятие пенсии по случаю потери кормильца (Понятие и правовое регулирование пенсии по случаю потери кормильца).pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы регулирования пенсий по случаю потери кормильца
1.1 Понятие и правовое регулирование пенсии по случаю потери кормильца
1.2 Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца
Глава 2. Оформление, исчисление и размеры пенсий по случаю потери кормильца
2.1 Порядок оформления пенсии по случаю потери кормильца
2.2 Размеры и порядок исчисления пенсии по случаю потери кормильца и инвалидности
2.3 Проблемные аспекты назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца
Введение
Потеря кормильца для членов его семьи, как правило, оборачивается не только болью утраты, но и потерей единственного источника средств к существованию. Для того, что указанные граждане сохранили прежний уровень благосостояния, государство должно обеспечить эффективную систему пенсионного обеспечения в стране. Одним из показателей эффективности выступает предоставление пенсионных выплат по случаю потери кормильца тем лицам, которые действительно нуждаются в ней, при наличии у них законных прав на получение данного вида пенсий.
Проводимая в последнее десятилетие государственная компания по модернизации системы пенсионного обеспечения ориентирована на построение нового институционально-правое ого каркаса российской пенсионной системы, на структурные изменения в организации пенсионного обеспечения и страхования, на повышение уровня и качества жизни населения социально-пенсионного статуса. Ключевая задача модернизации пенсионной системы заключается в обеспечении высокого стандарта текущего потребления людей, имеющих социально-пенсионный статус. В развитых странах это обеспечивается за счет накопленных активов во время активного трудоспособного периода, а также за счет мер дополнительной социальной поддержки пенсионеров, в то время как в России преимущественно за счет инструментария распределительно-страхового механизма и принципов межпоколенной солидарности, всеобщности и добровольности.
Вышесказанное предопределило актуальность данного курсового проекта.
Цель исследования раскрыть содержание, условия назначения и проблемные аспекты пенсий по случаю потери кормильца.
Задачи исследования курсовой работы:
-выявить понятие, правовое регулирование и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца
-определить порядок оформления пенсии по потери кормильца;
-выявить проблемы функционирования существующей пенсионной системы в РФ в сфере назначения и выплат пенсий по потери кормильца;
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с назначением и выплатами пенсий по потери кормильца.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, судебная практика, практика Пенсионного фонда РФ, а также учебно-методическая литература и научные статьи по вопросам пенсий по потери кормильца.
Основу нормативной базы исследования составили следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и иные нормативно правовые акты.
В ходе написания курсовой работы были применены следующие методы: анализ нормативно-правовой документации; метод сравнение; специально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования.
Исходя из цели и задач курсовой работы имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы регулирования пенсий по случаю потери кормильца
1.1 Понятие и правовое регулирование пенсии по случаю потери кормильца
Основной вид пенсионного обеспечения детей, т.е. несовершеннолетних граждан, - пенсия по случаю потери кормильца. Именно для этой категории лиц законодатель устанавливает существенные особенности правового регулирования, которые представляют теоретический и практический интерес.
В русском языке понятие "кормилец" употребляется в мужском роде и означает того, кто кормит кого-либо, добывает кому-либо пропитание, содержит кого-либо на иждивении. С юридической точки зрения кормилец - физическое лицо, обеспечивающее или обязанное обеспечивать содержание других физических лиц[1]. Смерть кормильца, т.е. прекращение его физического существования, навсегда лишает членов его семьи возможности получить от него необходимое содержание и влечет различные юридические последствия[2]. Так, согласно ст. 1088 ГК РФ лицо, несущее гражданско-правовую ответственность за смерть кормильца, обязано возместить вред, связанный с его потерей[3]. В сфере социального обеспечения нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на иждивении кормильца, приобретают право на пенсию по случаю его потери. В современных условиях, когда бюджет семьи формируется обычно за счет доходов всех или любых трудоспособных ее членов, юридическое понятие кормильца относится к лицам любого пола. Пенсия может быть назначена (на определенных условиях) при потере матери, жены, бабушки, сестры.
Согласно ст. 3 Закона о страховых пенсиях эта пенсия определяется как ежемесячная денежная выплата нетрудоспособным членам семьи застрахованного лица, которая компенсирует заработную плату и иные выплаты и вознаграждения кормильца, утраченные в связи с его смертью, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными этим Законом. Там же сказано, что как нетрудоспособность, так и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений предполагаются и не требуют доказательств.
Правовое регулирование пенсии по потери кормильца во многом зависит от правового статуса кормильца. Выбор закона, применимого в каждом конкретном случае, зависит от правового статуса кормильца. Если он был застрахован в рамках обязательного пенсионного страхования, пенсия назначается по Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"[4] (далее - Закон о страховых пенсиях). Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признает потерю кормильца страховым случаем, а одноименную пенсию - обязательным страховым обеспечением. Законодатель не требует, чтобы кормилец имел статус застрахованного лица на дату его потери. Право на пенсию не зависит от продолжительности страхового стажа кормильца, а также (по общему правилу) от причины и времени наступления его смерти (п. 10 ст. 10 Закона о страховых пенсиях). Назначению страховой пенсии препятствует лишь полное отсутствие страхового стажа. В этом случае проверяется право на социальную пенсию по случаю потери кормильца. Не страховая, а лишь социальная пенсия может быть назначена также, если претендующий на нее член семьи совершил установленное в судебном порядке уголовно наказуемое деяние, повлекшее смерть кормильца (п. 11 ст. 10).
Законом о государственном пенсионном обеспечении (ст. 7.1) установлены условия назначения пенсий гражданам из числа космонавтов и членам их семей.
Статья 10 того же Закона особо выделяет статус граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в частности получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации ее последствий. Право на пенсию по случаю потери кормильца предусмотрено для членов семей следующих категорий умерших граждан: инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; участников ликвидации последствий этой катастрофы в зоне отчуждения; граждан, которые были заняты на эксплуатации АЭС и работах в зоне отчуждения. Хотя в Законе о государственном пенсионном обеспечении конкретно говорится лишь о "чернобыльцах" и их семьях, следует согласиться со специалистами: на равных основаниях должно осуществляться пенсионное обеспечение и тех граждан, на которых законодателем распространено действие "чернобыльского" Закона[5]. Соответственно, и членам семей этих граждан пенсии по случаю потери кормильца должны назначаться по правилам, установленным Законом о государственном пенсионном обеспечении для семей "чернобыльцев" (если они отвечают требованиям, установленным для этих семей .
Исходя из принципа всеобщности пенсионного обеспечения, законодатель предусматривает пенсии по случаю потери кормильца, который не имеет определенного правового статуса либо статус которого не подтвержден надлежащим образом. В этих случаях может быть назначена социальная пенсия в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении. Этот Закон (ст. 3) именует социальную пенсию ежемесячной денежной выплатой нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств существования.
Подавляющее большинство получателей пенсий по случаю потери кормильца - дети, потерявшие родителей из числа застрахованных граждан.
1.2 Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца
Законодательство устанавливает четкие условия назначения пенсии по случаю потери кормильца. Данное правоотношение возникает при наличии сложного юридического состава, включающего по общему правилу следующие юридические факты:
потеря физического лица (кормильца);
принадлежность к членам его семьи;
нетрудоспособность члена семьи; его иждивенство.
Все эти факты требуют законодательного определения. Очевидно, что от позиции законодателя зависит, насколько широк круг лиц, в том числе несовершеннолетних, которым может быть назначена пенсия. Очевидно и то, что в интересах детей этот круг должен быть максимально объемным.
Проанализируем подробнее вышеуказанные условия:
Понятие потери кормильца Под потерей кормильца понимается его смерть (гибель). Пенсионное законодательство трактует понятие потери несколько шире. К семьям умерших приравниваются семьи безвестно отсутствующих граждан, если такое отсутствие удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. По заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК РФ)[6]. Отметим, что гражданское законодательство предусматривает наряду с установлением безвестного отсутствия физического лица объявление гражданина умершим. Суд в данных случаях устанавливает не смерть, а ее презумпцию[7], т.е. она не констатируется как реальное событие, а лишь предполагается. Вступление решения суда об объявлении гражданина умершим в законную силу дает основание для регистрации смерти в органах ЗАГС и, соответственно, для пенсионного обеспечения семьи умершего, а не безвестно отсутствующего кормильца. Приведенные выше сроки возможного судебного установления безвестного отсутствия и объявления умершим предопределяют - в целях пенсионного обеспечения - возможность выбора того события, которое может быть установлено в более ранний срок.
Принадлежность к членам семьи кормильца. Круг лиц, имеющих право на пенсию, определяется через понятие "член семьи", которым (применительно к детям) признается лицо, состоявшее в определенной родственной связи с умершим. Это понятие может быть выведено из положений Семейного кодекса РФ. Согласно ст. 2 СК РФ семейное законодательство регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами[8]. Как пишет А.П. Зрелов, несмотря на отсутствие в СК РФ дефиниции понятия "член семьи", на основании текста ст. 2 Кодекса можно установить, что к числу таковых относятся, в частности, родители и их дети (в том числе усыновленные). Согласимся с автором и в том, что предусмотренный ст. 2 СК РФ перечень не подлежит пересмотру в зависимости от изменения каких-либо юридически значимых обстоятельств, например от прекращения совместного проживания и (или) ведения общего хозяйства. Для признания конкретных лиц членами семьи не имеет значения их возраст, а также степень трудо- или дееспособности. Исходя из формулировки ст. 2 СК РФ достижение ребенком совершеннолетия не является достаточным основанием для исключения его из состава членов семьи[9].
А.П. Зрелов обращает внимание также на гл. 15 СК РФ, которая названа "Алиментные обязательства других членов семьи", и приходит к выводу, что основанием для признания членами семьи других лиц помимо названных в ст. 2 СК РФ, может быть наличие у них алиментных обязательств. Членами семьи, в частности, признаются (на период существования алиментных обязательств): братья и сестры (ст. 93 СК РФ); дедушка, бабушка и внуки (ст. ст. 94, 95 СК РФ); фактические воспитанники и воспитатели (ст. ст. 96, 97 СК РФ). При отсутствии же предусмотренных законом оснований установления алиментных обязательств или по их прекращении исключаются, по мнению автора, и законные основания считать указанных выше лиц членами семьи.
Пенсионное законодательство во многом учитывает нормы семейного законодательства относительно понятия члена семьи. Соответственно, пенсия может быть назначена как детям (включая усыновленных), потерявшим отца и (или) мать (усыновителей), так и (при дополнительных условиях) - сестрам (братьям), потерявшим сестру или брата, либо внукам, потерявшим деда или бабушку. При этом назначение пенсии за указанных лиц возможно и в том случае, если они к моменту смерти не несли возложенных на них судом алиментных обязательств либо такие обязательства вообще не могли быть на них возложены, т.е., по мнению А.П. Зрелова, как бы не являлись членами семьи, хотя добровольно содержали указанных родственников. В свете сказанного трудно разделить применительно к пенсионному обеспечению мнение автора, что лица, названные СК РФ другими членами семьи, являются таковыми лишь при определенных условиях, предусмотренных семейным законодательством.