Файл: Понятие пенсии по случаю потери кормильца (Понятие и правовое регулирование пенсии по случаю потери кормильца).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инструкция по заполнению формы расположена в разделе «Дополнительная информация», «Нормативно-правовые акты». Электронный адрес: https://www.gosuslugi.ru

Для подачи заявления нужно активировать кнопку «Получить услугу» и заполнить форму заявления.

Документы, которые необходимо привязывать к заявлению в виде файлов (в электронном виде), можно подготовить с помощью сканера или сфотографировать цифровым фотоаппаратом, сотовым телефоном и т.д.

Для обращения за назначением и выплатой ежемесячного социального пособия на детей-инвалидов; назначение и выплата ежемесячного пособия социального пособия на детей, потерявших кормильца Вам потребуется:

  1. Удостоверение личности (паспорт или документ его заменяющий);
  2. Свидетельство о рождении ребенка;
  3. Информация о номере счета в кредитном учреждении (ребенка).

После получения сообщения о том, что заявление может быть рассмотрено положительно, необходимо прийти в указанное время и представить оригиналы документов для сверки.

При отсутствии доступа в «Интернет» в домашних условиях можно воспользоваться бесплатными услугами Центров общественного доступа.

ШАГ 2. Предоставление пакета документов

Кроме заявления в уполномоченный орган необходимо предоставить пакет документов.

Условно его можно разделить на две части.

В первую часть входят паспорт, свидетельство о смерти кормильца, его трудовая книжка и документ, который подтверждает статус иждивенца.

Во вторую часть пакета входят всевозможные дополнительные документы, которые могут понадобиться в каждом конкретном случае. К ним относятся:

  • справка о заработной плате, которую получал кормилец;
  • паспорт опекуна иждивенца;
  • документ, закрепляющий статус матери одиночки;
  • справка, удостоверяющая факт прохождения очного обучения (для граждан до двадцати трех лет);
  • документ, отражающий факт инвалидности иждивенца;
  • решение суда о признании кормильца безвестно отсутствующим;

документ, подтверждающий, что утрачен источник средств к существованию;

Следует иметь в виду, что необходимые для установления пенсии документы и сведения у граждан могут запросить только в случае, если они не находятся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда России (далее- территориальное подразделение ПФР), государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

По общему правилу заявление и документы подаются в территориальное подразделение ПФР по месту жительства (месту пребывания) гражданина. Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, подают заявление о назначении пенсии в территориальное подразделение ПФР по месту своего фактического проживания.


Пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. Ранее дня обращения она назначается в том случае, если гражданин обратился за указанной пенсией в течение 12 месяцев со дня смерти кормильца. В этом случае ее назначение происходит со дня смерти кормильца. Если прошло больше 12 месяцев — то на 12 месяцев раньше дня обращения.

Днем обращения считается день приема в территориальное подразделение ПФР заявления и необходимых документов, а при их направлении по почте или представлении в форме электронного документа — дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления в форме электронного документа. При подаче документов через многофункциональный центр днем обращения за пенсией будет дата приема заявления[13].

Пенсия по случаю потери кормильца оформляется на полный срок, в течение которого государство будет выплачивать пособие.

Для несовершеннолетних существует несколько этапов получения пенсии.

  • достижение совершеннолетия и двадцатитрехлетнего возраста (в случае обучения);
  • гражданам с инвалидностью срок выплат будет устанавливаться на время действия инвалидности;

-в некоторых случаях пенсия по потере кормильца оформляется на всю жизнь

2.2 Размеры и порядок исчисления пенсии по случаю потери кормильца и инвалидности

В связи с пенсионной реформой 2015 г. и принятием федерального закона о «страховых пенсиях» порядок исчисления и размеры пенсии установлены единой формулой для различных получателей. В том числе назначение пенсии по потери кормильца и инвалидности установлено одной формулой основным фактором которого является страховой стаж.

Говоря о размере страховой пенсии, необходимо учитывать, что она, как и до реформы, по - прежнему состоит из двух частей:

собственно страховой пенсии, исчисляемой по новой пенсионной формуле;

фиксированной выплаты к страховой пенсии (аналог фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии). Размер выплаты установлен Законом и подлежит ежегодной корректировке по основаниям, установленным законодательством.


Федеральным законом 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» в качестве базовой установлена следующая пенсионная формула для установления страховой пенсии по старости, инвалидности, потере кормильца и исчисления ее размера:

СП = ИПК х СПК,

где СП - страховая пенсия соответственно по старости, по инвалидности, по потере кормильца; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента на день, с которого назначается страховая пенсия.

Как следует из приведенной формулы, определяющим (базовым) параметром, на основе которого устанавливается страховая пенсия и исчисляется ее размер, является индивидуальный пенсионный коэффициент (если он меньше 30 на момент выхода на пенсию, то страховая пенсия не назначается). Дело в том, что в реформированной пенсионной системе объем прав застрахованного лица определяется размером страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд работодателем или им самим, на страховую пенсию, продолжительностью страхового стажа, а также отказом на определенный период от получения страховой пенсии после ее назначения. Для количественного учета объема сформированных пенсионных прав застрахованного лица используется индивидуальный пенсионный коэффициент, одновременно устанавливающий вклад застрахованного лица в пенсионную систему. Его размер определяется суммой внесенных страховых взносов на страховую пенсию. Эта сумма зависит от размера зарплаты (дохода), с которой уплачиваются взносы, и продолжительности страхового стажа, т.е. периода, в течение которого уплачиваются взносы. Тем самым в формуле реализуется один из базовых принципов пенсионного страхования: зависимость размера пенсии от размера зарплаты (дохода), с которой уплачивались страховые взносы на страховую пенсию. Логика здесь простая: больше взносов - больше пенсия. Необходимо также отметить, что размер ИПК у каждого застрахованного лица, в силу неодинакового размера зарплаты (дохода), с которой уплачивались страховые взносы в ПФР, разный.

Индивидуальный пенсионный коэффициент определяется ежегодно и учитывается на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Таким образом, исходной точкой установления и исчисления страховой пенсии является исчисление ИПК за каждый год трудовой деятельности застрахованного лица. Принципы и порядок его определения установлены Федеральным законом.

При определении величины ИПК в расчет принимаются все периоды, в течение которых формировались его пенсионные права независимо от законодательной базы, на основе которой они устанавливались. Таких периодов выделено два: период до 2015 года и период с 2015 года. Следовательно, у застрахованных лиц, которые до 2015 года частично заработали свои пенсионные права и продолжат их формирование с 2015 года до выхода на пенсию (уже по новой формуле), индивидуальный пенсионный коэффициент, используемый для исчисления страховой пенсии, будет представлять собой сумму ИПК за период до 2015 года и ИПК за период после 2015 года. Этот общий ИПК увеличивается на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента в случаях, предусмотренных законодательством. Таким образом, определение величины ИПК за конкретный год производится по формуле


ИПК = (ИПКс + ИПКн) х КвСП,

где ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за период до 2015 года; ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за период после 2015 года; вСП - коэффициент повышения размера страховой пенсии по различным основаниям, установленным законодательством.

Данная формула будет действовать на протяжении всего переходного периода (до 2025 года). К этому времени отпадет необходимость в определении индивидуального пенсионного коэффициента за период до 2015 года, так как все застрахованные лица, частично сформировавшие свои пенсионные права ранее 2015 года, выйдут на пенсию. Формула его расчета, следовательно и пенсии, упростится.

Учитывая, что законодательные базы, на основе которых формировались пенсионные права застрахованных лиц в период до 2015 года и после 2015 года, разные, то и правила, по которым устанавливается величина ИПК в каждом из этих периодов, тоже разные.

Таким образом, можно сделать вывод, что положения нового закона о страховых пенсиях мало чем отличаются от положений об условиях назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца и инвалидности ранее действующего Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

2.3 Проблемные аспекты назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца

Смерть или безвестное отсутствие кормильца - устоявшиеся основания данного вида пенсионного обеспечения. Однако это не свидетельствует о невозможности расширения понятия потери кормильца. В настоящее время ставится, например, вопрос о признании таковой отсутствие сведений о местонахождении лица, более одного года уклоняющегося от уплаты алиментов на детей. Проблема отказа родителей от содержания детей не нова. Такой отказ носит массовый характер и обусловливается как субъективными, так и объективными причинами. Сегодня хорошо известно, например, что уровень оплаты труда в России не позволяет многим работающим гражданам надлежащим образом удовлетворять не только потребности детей, но и свои личные потребности.

По мнению Министерства юстиции РФ - автора инициативы признавать безвестно отсутствующими лиц, более одного года уклоняющихся от уплаты алиментов, законопроект направлен на совершенствование законодательства в части розыска должников, хотя на самом деле он этому розыску не способствует. Судя по пояснительной записке к законопроекту, только в 2015 г. судебными приставами-исполнителями был объявлен исполнительный розыск в отношении 124 899 должников по алиментным обязательствам, за 11 месяцев 2016 г. - в отношении 109 767 должников. При этом по состоянию на 1 января 2017 г. 27 464 должника находились в розыске более одного года, 15 241 - свыше двух лет, 6 760 - свыше трех лет, 1 101 должник - свыше четырех лет. Несмотря на то что разыскные мероприятия были проведены в полном объеме, но не дали результата, исполнительный документ находится в производстве судебного пристава-исполнителя.


Авторы законопроекта предлагают: если в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике розыск оказался безрезультатным и все возможные меры по обнаружению его места нахождения исчерпаны - оканчивать исполнительное производство, а исполнительный документ возвращать взыскателю и разъяснять ему право на обращение в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим. Между тем приведенные выше цифры красноречиво свидетельствуют: число должников при продолжении розыска за пределами годичного срока резко сокращается, а отказ от его продолжения и назначение через один год розыска пенсии взамен алиментов приведет к фактическому освобождению должников от возложенных на них судом обязательств. При этом разработчики законопроекта утверждают, что его реализация не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Но это верно лишь в случае, если реализация ограничится окончанием исполнительного производства. Если же суды будут устанавливать безвестное отсутствие должников с последующим назначением детям пенсии по случаю потери кормильца, это повлечет расходы федерального бюджета на ежемесячную выплату пенсии десяткам тысяч детей.

Предложение заменить алименты пенсией весьма спорно, так как не согласуется, на наш взгляд, с юридическим и теоретическим представлениями о безвестном отсутствии. Как справедливо утверждается в учебниках гражданского права, гражданские отношения рассчитаны на нормальное их развитие и не предполагают, что кто-либо может специально прятаться, уклоняться от обнаружения его местонахождения. Поэтому, если суду станут известны факты, которые могут свидетельствовать о желании гражданина скрыться, например, из боязни подвергнуться уголовному наказанию за совершенное преступление, суд должен воздержаться от вынесения решения о признании его безвестно отсутствующим, ибо безвестность отсутствия может быть устранена его розыском[14].

Признание в массовом порядке лиц, не желающих платить алименты (а речь идет, скорее, всего о миллионах, а не тысячах граждан) и избегающих их уплаты, на наш взгляд, искажает суть понятия безвестного отсутствия. Розыск безвестно отсутствующих лиц осуществляется полицией в рамках оперативно-разыскной деятельности, на основании заявлений об их исчезновении, предполагающем трагические обстоятельства этого исчезновения и необходимость срочных мер поиска внезапно исчезнувшего лица. Это мало похоже на случаи умышленного уклонения от уплаты алиментов. Нежелание (или отсутствие возможности) содержать собственных детей, уклонение (иногда демонстративное) от выполнения алиментных обязательств, безуспешный (зачастую весьма формальный) розыск судебными приставами должников, реальная нуждаемость детей, не получающих алиментов, в средствах существования - все это не может служить основанием для признания таких детей субъектами права на пенсию наравне с детьми, кормилец которых умер. Предложение приравнять неуплату алиментов к потере кормильца возникло из-за того, что государство не признает себя обязанным участвовать в содержании нетрудоспособных граждан, не получающих, в том числе по его вине, материальной помощи от родителей, и не считает нужным искать средства для предоставления безусловно необходимой им поддержки. Идти в этих случаях по пути расширения понятия потери кормильца - не самая удачная идея. Отметим также, что ее реализация может привести к всплеску "безвестного отсутствия" тех родителей, которые ранее не предполагали скрываться от алиментных обязательств. Кроме того, в проигрыше окажутся добросовестные плательщики алиментов, а также значительная часть их детей, поскольку при низкой оплате труда размер алиментов во многих случаях значительно ниже размера даже социальной пенсии по случаю потери кормильца.