Файл: Понятие пенсии по случаю потери кормильца (Понятие и правовое регулирование пенсии по случаю потери кормильца).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интерес представляет и другое, тоже спорное, на наш взгляд, предложение - о признании потерявшими кормильца детей, родители которых неизвестны. Согласно ст. ст. 19 и 19.1 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" сведения о родителях найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, а также ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую она обратилась после родов, в запись акта о его рождении не вносятся

По инициативе Совета Федерации и ряда депутатов Государственной Думы РФ 21 декабря 2016 г. был принят в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (о расширении круга лиц, имеющих право на социальную пенсию по случаю потери кормильца)" , которым предлагается включить в этот круг наряду с детьми, потерявшими одного или обоих родителей, и детьми умершей одинокой матери также детей, в свидетельстве о рождении которых в графах "отец" и "мать" сведения отсутствуют. Согласно пояснительной записке к законопроекту судебные органы, принимающие положительные решения по таким делам, считают: поскольку право на пенсию есть у ребенка, потерявшего родителей, неважно, каким образом он их потерял. Отсутствие свидетельств об их смерти либо аналогичных документов, по мнению судов, не может быть основанием к отказу в назначении пенсии, поскольку свидетельство о рождении, в котором родители ребенка не указаны, подтверждает их потерю. Само наличие судебных споров, отмечается в пояснительной записке, доказывает неоднозначность толкования действующих норм и свидетельствует в пользу предлагаемого законопроекта. Причем, по мнению спикера Совета Федерации В.И. Матвиенко, речь должна идти о социальном обеспечении только детей, юридически никогда не имевших ни одного из родителей . Обращается внимание на немногочисленность рассматриваемой категории детей (согласно данным Минобрнауки России по состоянию на 20 апреля 2016 г. их было 880 чел.).

Действительно, такие дети признаются законодателем вообще не имеющими родителей, которые в реальности существовали или существуют, т.е. как бы потерявшими их. В то же время их приравнивание в целях пенсионного обеспечения к детям, лишившимся кормильца, неизбежно повлечет вполне обоснованный и закономерный вопрос о праве на социальную пенсию и всех детей одиноких матерей, поскольку они юридически имеют лишь одного родителя (т.е. "потеряли" отца), а это уже миллионы человек. Представляется более правомерным в таких случаях не размывать понятие потери кормильца ради назначения пенсии, а говорить о необходимости установления на детей, юридически, т.е. с точки зрения самого законодателя, не имеющих одного или обоих родителей, ежемесячного федерального (а не регионального) пособия - в размере, сопоставимом с размером рассматриваемой пенсии. Поскольку государство в данных случаях считает для себя возможным не искать и (или) не признавать реальных родителей, оно должно взять на себя ответственность за материальную поддержку их детей без искусственного расширения понятия потери кормильца.


Существует и иная проблема в данной сфере. Пенсия, как уже говорилось, может быть назначена не только за родителей, но и за некоторых других членов семьи, которые в семейном праве именуются алиментообязанными лицами второй очереди. Так, допускается возможность пенсионного обеспечения братьев (сестер) и внуков, но лишь при отсутствии у них трудоспособных родителей. Пенсия не должна назначаться, если трудоспособен хотя бы один из родителей. Во внимание принимается факт трудоспособности родителей, а не реальная возможность содержать детей. Например, при нахождении сестры на иждивении брата пенсия в связи с его потерей не может быть назначена и в том случае, если их трудоспособные родители лишены родительских прав, признаны безработными или находятся в местах лишения свободы. Если не оговорено иное, нетрудоспособность родителей должна определяться по правилам ст. 10 Закона о страховых пенсиях, т.е. так же, как при установлении круга лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца. В частности, это означает, что брат (сестра) или внук умершего будут признаны не имеющими трудоспособных родителей, если их трудоспособная мать не работает в связи с уходом за ребенком, не достигшим 14-летнего возраста, а работающий отец является инвалидом 3-й группы.

Согласно же СК РФ несовершеннолетние нуждающиеся братья, сестры и внуки вправе претендовать (в судебном порядке) на алименты от своих трудоспособных совершеннолетних братьев (сестер), а также от дедушек или бабушек при невозможности получения содержания от своих родителей (ст. ст. 93, 94 СК РФ). Таким образом, разница в пользу пенсионного обеспечения состоит в том, что оно может быть предоставлено и при потере несовершеннолетнего кормильца - брата или сестры. Например, если младшая сестра находилась на иждивении 17-летнего работающего брата, в случае его смерти (при отсутствии трудоспособных родителей) она может получить пенсию за него. Однако в отличие от семейного законодательства для пенсионного обеспечения, как говорилось, необходимо подтвердить отсутствие трудоспособных родителей. При этом не учитывается, есть ли у них реальная возможность содержать ребенка. Например, если трудоспособная по возрасту мать не работает в связи с уходом за мужем-инвалидом или своим парализованным отцом, а ее ребенка содержит материально обеспеченная старшая сестра, в случае смерти последней пенсия брату не может быть назначена, хотя фактически мать не в состоянии предоставить сыну, реально потерявшему кормильца, средства к жизни. Если при тех же обстоятельствах сестра была бы жива, суд мог обязать ее платить алименты. Аналогичные различия существуют и при обеспечении алиментами внуков и их пенсионном обеспечении за дедушку (бабушку). Представляется, что нормы семейного и пенсионного законодательства должны быть гармонизированы в пользу несовершеннолетних детей, находившихся на иждивении указанных членов семьи. Отметим, кстати, что такое решение не привело бы к сколько-нибудь заметным расходам пенсионных средств, поскольку подобные ситуации единичны. Так, в на практике в сфере пенсионного обеспечения не было ни одного случая обращения за пенсией при потере брата, сестры, дедушки или бабушки.


Необходимо отметить, что признание права на пенсию лишь за членами семьи определенной степени родства или свойства восходит к законодательству СССР, в частности к Закону о пенсиях 1956 г., и не подвергается критической оценке, хотя, на наш взгляд, это концептуальное положение нуждается в переосмыслении, а пенсионное законодательство - в гармонизации с нормами гражданского законодательства, посвященными возмещению вреда при потере кормильца. Предварительно отметим, что со смертью кормильца для его нетрудоспособных иждивенцев происходит смена субъекта, предоставляющего им средства существования. Вместо частного (физического) лица таковым выступает лицо публичное - государство, что, собственно, и гарантируется Конституцией РФ каждому человеку, потерявшему кормильца. Конечно, в первую очередь кормильцами детей выступают их родители и ближайшие родственники, как это и отражено в пенсионном законодательстве. В то же время нельзя не видеть существенные концептуальные различия в понимании кормильца между пенсионным и гражданским законодательством. Согласно ст. 1088 ГК РФ в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют любые нетрудоспособные лица, состоявшие на его иждивении или имевшие право на получение от него содержания. Таким образом, ГК РФ несколько по-иному, более объемно определяет граждан, лишившихся кормильца и, соответственно, источника средств существования. Получается, что частные лица несут ответственность перед более широким кругом лиц, нуждающихся в материальной поддержке, чем государство, отказывающее некоторым гражданам в праве на пенсионное обеспечение лишь на том основании, что формально не признает их членами семьи, с чем трудно согласиться.

Конституционный Суд РФ, рассматривая жалобу гражданки М.А. Тыхеевой, которая оспаривала конституционность правила, ограничивающего возможность назначения пенсии за деда-кормильца наличием у внучки трудоспособных родителей, поддержал позицию законодателя, указав, что такое правовое регулирование учитывает положения СК РФ, согласно которым именно родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, и не может расцениваться как нарушающее права заявительницы, родители которой, как следует из представленных материалов, на день смерти ее дедушки были трудоспособны[15]. В аналогичной ситуации могут оказаться дети, находившиеся на иждивении дальних родственников или иных фактических воспитателей, которые не признаются членами семьи в целях пенсионного обеспечения. При рассмотрении подобных обращений Конституционный Суд РФ полагает, что разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, является прерогативой законодателя и в компетенцию Конституционного Суда РФ не входит[16]. Между тем представляется, что законодатель вправе действовать лишь в рамках, отведенных ему Конституцией РФ, которая, гарантируя социальное (пенсионное) обеспечение каждому человеку, потерявшему кормильца, не связывает эту гарантию с обязательным наличием родственных отношений иждивенцев с кормильцем.


Заключение

Исходя из анализа материала представленного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:

Правовое регулирование пенсии по потери кормильца во многом зависит от правового статуса кормильца. Выбор закона, применимого в каждом конкретном случае, зависит от правового статуса кормильца.

Законодательство устанавливает четкие условия назначения пенсии по случаю потери кормильца. Данное правоотношение возникает при наличии сложного юридического состава, включающего по общему правилу следующие юридические факты:

потеря физического лица (кормильца)- под потерей кормильца понимается его смерть (гибель). Пенсионное законодательство трактует понятие потери несколько шире. К семьям умерших приравниваются семьи безвестно отсутствующих граждан, если такое отсутствие удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. По заявлению заинтересованных лиц гражданин может быть признан с

принадлежность к членам его семьи - Круг лиц, имеющих право на пенсию, определяется через понятие "член семьи", которым (применительно к детям) признается лицо, состоявшее в определенной родственной связи с умершим. Это понятие может быть выведено из положений Семейного кодекса РФ. несмотря на отсутствие в СК РФ дефиниции понятия "член семьи", на основании текста ст. 2 Кодекса можно установить, что к числу таковых относятся, в частности, родители и их дети (в том числе усыновленные).

нетрудоспособность члена семьи. Согласно действующему пенсионному законодательству дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными, если они не достигли 18 лет либо обучаются по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения 23 лет или старше этого возраста, если они до достижения 18-летнего возраста стали инвалидами (ст. 10 Закона о страховых пенсиях).

Иждивенство. Законодатель обусловливает право на пенсию также наличием факта иждивенства. Именно этот факт свидетельствует, что потерян кормилец - то физическое лицо, которое содержало, участвовало в содержании или должно было содержать нетрудоспособных членов своей семьи.

Проанализируем процедуру оформления пенсии по потере кормильца

ШАГ 1. Подача заявления

Оформлением пенсии по потере кормильца занимается уполномоченный орган - пенсионный фонд России. Процедура регистрации начинается с подачи заявления. Форму документа предоставляют гражданам по месту регистрации.


Следует иметь в виду, что необходимые для установления пенсии документы и сведения у граждан могут запросить только в случае, если они не находятся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда России (далее- территориальное подразделение ПФР), государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

На основании выявленных проблем можно дать следующие рекомендации:

1) Смерть или безвестное отсутствие кормильца - устоявшиеся основания данного вида пенсионного обеспечения. Однако это не свидетельствует о невозможности расширения понятия потери кормильца. В настоящее время ставится, например, вопрос о признании таковой отсутствие сведений о местонахождении лица, более одного года уклоняющегося от уплаты алиментов на детей.

Предложение приравнять неуплату алиментов к потере кормильца возникло из-за того, что государство не признает себя обязанным участвовать в содержании нетрудоспособных граждан, не получающих, в том числе по его вине, материальной помощи от родителей, и не считает нужным искать средства для предоставления безусловно необходимой им поддержки. Идти в этих случаях по пути расширения понятия потери кормильца - не самая удачная идея. Отметим также, что ее реализация может привести к всплеску "безвестного отсутствия" тех родителей, которые ранее не предполагали скрываться от алиментных обязательств. Кроме того, в проигрыше окажутся добросовестные плательщики алиментов, а также значительная часть их детей, поскольку при низкой оплате труда размер алиментов во многих случаях значительно ниже размера даже социальной пенсии по случаю потери кормильца.

2) Интерес представляет и другое, тоже спорное, на наш взгляд, предложение - о признании потерявшими кормильца детей, родители которых неизвестны. Действительно, такие дети признаются законодателем вообще не имеющими родителей, которые в реальности существовали или существуют, т.е. как бы потерявшими их. В то же время их приравнивание в целях пенсионного обеспечения к детям, лишившимся кормильца, неизбежно повлечет вполне обоснованный и закономерный вопрос о праве на социальную пенсию и всех детей одиноких матерей, поскольку они юридически имеют лишь одного родителя (т.е. "потеряли" отца), а это уже миллионы человек. Представляется более правомерным в таких случаях не размывать понятие потери кормильца ради назначения пенсии, а говорить о необходимости установления на детей, юридически, т.е. с точки зрения самого законодателя, не имеющих одного или обоих родителей, ежемесячного федерального (а не регионального) пособия - в размере, сопоставимом с размером рассматриваемой пенсии. Поскольку государство в данных случаях считает для себя возможным не искать и (или) не признавать реальных родителей, оно должно взять на себя ответственность за материальную поддержку их детей без искусственного расширения понятия потери кормильца.