Файл: Индивидуальное предпринимательство (Понятие и особенности индивидуального предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, например, налоговая инспекция доначислила предпринимателю Единый социальный налог (ЕСН), по мнению налоговой инспекции, предприниматель занижал ЕСН, путем включения в состав затрат амортизации личного имущества. Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (ст. 252 НК РФ).

В целях налогообложения амортизируемым имуществом в соответствии со ст. 256 Налогового Кодекса РФ[15] признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода, и стоимость которого погашается путем начисления амортизации.

Судами установлены и материалами дела подтверждены юридически значимые обстоятельства по приобретению и эксплуатации в предпринимательской деятельности налогоплательщиком имущества, принадлежащего предпринимателю на праве собственности для извлечения дохода и непосредственно связанного с этим фактом права на включение, в соответствии с нормами действующего законодательства о налогах и сборах, в состав затрат суммы амортизации на спорный объект.

«Суд признал действия предпринимателя правомерными, указав, что в целях налогообложения амортизируемым имуществом в соответствии со ст. 256 НК РФ признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода, и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. При этом суд исходил из доказанности факта использования личного имущества предпринимателя в предпринимательской деятельности»[16].

Существует еще один проблематичный вопрос, связанный с разграничением личного имущества предпринимателя и имущества используемого в предпринимательских целях: сдача в аренду квартиры. Сдача в аренду принадлежащего физическому лицу на праве собственности имущества является юридическим актом. Арендодатель получает доход в виде арендной платы, облагаемой налогом на доходы по ставке 13%, но при этом не осуществляет на свой риск какой – либо экономической деятельности, так как именно арендатор ведет деятельность с использованием арендного имущества. Согласно ст. 606 ГК РФ плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендного имущества по договору, являются его собственностью[17]. Поскольку данная точка зрения весьма спорная, существует компромиссный вариант: если у индивидуального предпринимателя в свидетельстве о государственной регистрации значится такой вид деятельности, как операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, то доходы, полученные им в качестве арендодателя, считаются доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности, если в свидетельстве такой вид деятельности не значится, то он не вправе заключать договоры на сдачу принадлежащего ему имущества в аренду в качестве индивидуального предпринимателя.


Можно привести пример решения Арбитражного суда г. Перми от 19 марта 2009 года, дело № А150-1295\2009-А11,

«индивидуальный предприниматель А обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения о привлечении его к налоговой ответственности за совершения им налогового правонарушения, вынесенного ИФНС России г. Перми 11 января 2009 года. По мнению заявителя, ему необоснованно начислен налог по упрощенной системе налогообложения (УСН), пеня и он неправомерно привлечен к налоговой ответственности. Заявитель считает, что решением нарушены его право и право супруги на имущественный вычет. Заявителю был начислен штраф 150000 рублей за неполную уплату единого налога по УСН, до начислен налог по УСН 750000 рублей и соответствующие пени 193740,84 рубля. Налоговый орган до начислил налог, придя к выводу, что 12500000 рублей, полученные заявителем по договору купли-продажи недвижимого имущества, заключенному с гражданином Б 30 сентября 2005 года являются доходом, облагаемым налогом по упрощенной системе налогообложения (УСН), поскольку имущество использовалось заявителем в предпринимательской деятельности путем сдачи в аренду»[18].

Заявитель настаивал на том, что доход по договору купли – продажи от 30 сентября 2005 года получен им не в связи с предпринимательской деятельностью и с этого дохода им исчислен и уплачен налог на доходы физических лиц, что видно из налоговых деклараций. Согласно выписке из Единого Государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности заявителя является сдача в наем собственного недвижимого имущества. Из договора купли–продажи недвижимого имущества от 30 сентября 2005 года видно, что он заключен заявителем без указания в нем статуса продавца как индивидуального предпринимателя. Суд проанализировав имеющиеся в деле доказательства пришел к выводу, что налоговым органом не доказана продажа имущества заявителем по договору от 30 сентября 2005 года в связи с осуществлением последним предпринимательской деятельности.

Таким образом, следует отметить следующие особенности правового режима имущества индивидуального предпринимателя:

Во-первых, индивидуальный предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом.

Во-вторых, разграничение личного имущества предпринимателя и имущества используемого для предпринимательских целей весьма условно, и зачастую необходимо в первую очередь для целей налогообложения, кроме того личное имущество предпринимателя может использоваться для предпринимательских целей и наоборот, имущество используемое в предпринимательских целей может использоваться для личных нужд индивидуального предпринимателя.


Глава II. Государственное регулирование индивидуального предпринимательства

2.1. Порядок регистрации и лицензирования предприятий граждан

Граждане Российской Федерации, а также законно находящиеся на территории России иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие намерение приступить к индивидуальной предпринимательской деятельности впервые, или после прекращения такой деятельности должны пройти процедуру государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя. Необходимо сказать, что зарегистрированы в таком качестве могут быть физические лица, право которых на предпринимательскую деятельность не ограничено законом или в установленном им порядке.

В то время как учредители юридического лица обращаются в регистрирующий орган за государственной регистрацией для того, чтобы созданная ими организация приобрела свойства субъекта права, была наделена правоспособностью, физическое лицо уже является субъектом гражданского права с момента рождения. Процедура же государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходима, с одной стороны, для того, чтобы гражданин мог пользоваться гарантиями предпринимательской деятельности, а с другой - для возложения на него вытекающих из такой деятельности обязанностей по налогообложению, соблюдению правил осуществления указанной деятельности. Целями государственной регистрации являются также осуществление государственного контроля за экономической деятельностью, получение статистической информации, обеспечение содержащимися в Государственном реестре сведениями о предпринимателях их контрагентов, других лиц, государственные, муниципальные и иные органы и организации.

Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по общим правилам ст. 1 - 3, 8, 9, 11, 23 - 25 и специальным нормам ст. 22.1 Закона о государственной регистрации.

Обратим внимание, что процедура государственной регистрации носит сугубо формальный характер. Регистрирующий орган не вправе рассматривать вопросы о целесообразности государственной регистрации, соблюдении физическим лицом правовых норм (кроме относящихся непосредственно к регистрации), готовности гражданина к предпринимательству, наличии у него необходимого имущества, образования, профессиональных навыков и т.п. Задача указанного органа заключается в том, чтобы проверить полноту и правильность оформления представляемых для регистрации документов, а также факт оплаты заявителем государственной пошлины в установленном размере. Как уже отмечалось, регистрирующий орган не вправе потребовать от заявителя какие-либо дополнительные документы, кроме тех, которые исчерпывающим образом перечислены в ст. 22.1 Закона о государственной регистрации.


Отметим, что подп. "з" п. 1 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации определяет специфику представления документов несовершеннолетними гражданами (в возрасте от 14 до 18 лет), не обладающими полной дееспособностью, а также несовершеннолетними, признанными в законном порядке полностью дееспособными (вступившими в брак до достижения возраста 18 лет либо прошедшими процедуру эмансипации).

Однако в данной статье нет нормы, определяющей особенности комплекта документов, которые могли бы представляться в регистрирующий орган совершеннолетними гражданами, ограниченными судом в дееспособности в установленном порядке, с согласия их законных представителей. Напомним, что ГК РФ не запрещает таким лицам заниматься предпринимательской деятельностью. Из содержания же ст. 22.1 в действующей редакции можно сделать два противоречащих друг другу и при этом одинаково не основанных на праве вывода: а) Закон о государственной регистрации не требует согласия законных представителей лиц, ограниченных судом в дееспособности, на осуществление ими предпринимательской деятельности; б) Закон о государственной регистрации не допускает участия указанных лиц в предпринимательской деятельности.

Поэтому представляется, что п. 1 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации следовало бы дополнить подпунктом примерно следующего содержания: «Нотариально удостоверенное согласие законного представителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, дееспособность которого ограничена судом по основаниям, установленным ст. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя производится в срок не более 5 рабочих дней со дня представления всех необходимых документов в регистрирующий орган (ст. 8 Закона о государственной регистрации). Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать (направить) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В данном случае таким документом является свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Перечень сведений об индивидуальном предпринимателе, содержащихся в государственном реестре, определен в п. 2 ст. 5 Закона о госрегистрации. Внесение изменений в указанные сведения осуществляется регистрирующим органом путем внесения в государственный реестр соответствующей записи (записей). Это еще одна разновидность административного акта государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Новая запись вносится со ссылкой на изменяемую. Представление документов осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 9 Закона.


В случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган должен внести в государственный реестр соответствующую запись и переслать регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства этого предпринимателя. В таком случае снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете. Налоговый орган по новому месту жительства налогоплательщика осуществляет его постановку на налоговый учет на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту жительства налогоплательщика (п. 4 ст. 84 НК РФ).

Прекращение гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется не произвольно. Чтобы оно приобрело значение юридического факта, влекущего прекращение соответствующих прав и обязанностей физического лица, должен быть совершен правопрекращающий административный акт государственной регистрации, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.[19]

При прекращении гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (т.е. после государственной регистрации этого факта) п. 5 ст. 84 НК РФ устанавливает обязанность налогового органа снять такого налогоплательщика с учета на основании сведений, содержащихся в государственном реестре. Порядок снятия с налогового учета устанавливается Правительством РФ.

Статья 22.3 Закона определяет шесть обстоятельств субъективного и объективного характера, при наличии которых регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Независимо от того, какое из обстоятельств повлекло принятие соответствующего решения, государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган необходимых документов. Что касается состава документов, представляемых в регистрирующий орган, то он различается в зависимости от специфики конкретного обстоятельства, обусловившего принятие такого решения.

По общему правилу гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Однако для того, чтобы легально приступить к осуществлению некоторых видов предпринимательской деятельности, указанных в законодательстве, недостаточно только факта государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Речь идет о видах деятельности, являющихся лицензируемыми.