Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров (Проблема компетенций и компетентности специалистов в литературных источниках).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обладание данными видами компетентности свидетельствует о том, что субъект достиг зрелости в профессиональной коммуникации и деятельности, в личностном, индивидуальном и профессиональном становлении. Безусловно обозначенные виды компетентности могут не совпадать в одном человеке[10].

К примеру, человек может быть хорошим узким специалистом, однако при этом не уметь осуществлять задачи собственного развития. В результате, у него можно констатировать высокую специальную компетентность и более низкую социальную, личностную.

В различных источниках выделяются некоторые общие виды компетентности, независимые от профессии, но при этом необходимые каждому человеку. Это определенные ключевые профессионально важные качества и типы профессионального поведения, которые являются платформой для большого круга профессий и при этом не теряющие своего значения при изменениях в производстве, в общественной практике[11].

Следует отметить, что каждый из названных видов компетентности включает следующие межпрофессиональные компоненты:

  • в специальную компетентность включены такие компоненты как: способность к планированию трудовых процессов, умения работать с компьютером, с оргтехникой, чтение технической документации, ручные навыки;
  • в личностную компетентность включены такие компоненты как: способность планировать собственную трудовую деятельность, осуществлять контроль и ее регуляцию, способность к самостоятельному принятию решений; способность находить нестандартные решения (креативность), гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;

- в индивидуальной компетентности входит мотивация достижения, успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомо тивированию, уверенность в себе, оптимизм.

Согласно представлениям А. К. Марковой, имеется еще один вид межпрофессионального компонента, который можно назвать «экстремальной профессиональной компетентностью» - это готовность к трудовой деятельности во внезапно усложнившихся условиях. Специалисты, которые владеют такими качествами, обладают больше гибкостью в переучивании и при необходимости смене трудового места, им в меньшей степени грозит безработица[12].

Таким образом, компетенция является предметной областью, в которой человек хорошо осведомлен и выражает готовность к реализации деятельности, а компетентность является интегрированной характеристикой качеств личности, которая выступает результатом подготовки выпускника для реализации деятельности в некоторых сферах.


1.2 Управленческая культура как ведущий компонент профессиональной компетентности современного специалиста

В области подготовки управленческих кадров управленческую культуру будущего специалиста следует оценивать в качестве абсолютно нового явления. Тем не мене, в рамках анализа различных публикаций по поводу развития управленческой культуры как базового компонента профессиональной компетенции будущего менеджера было зафиксировано, что данная проблема в малой степени описана в литературных источниках. В том числе отсутствуют фундаментальные исследования, посвященных интегральному изучению и объективному анализу состояния процесса развития управленческой культуры будущих специалистов[13].

Профессиональная компетенция менеджера выступает необходимым условием качества управленческой деятельности и рассматривается как способность и готовность менеджера к управлению, базирующаяся на профессионально значимых и личностных качествах. В связи с данным обстоятельством на современном этапе базовым ресурсом является не только специализированные знания, а общая и управленческая культура, которая обеспечивает личностное и профессиональное развитие работника[14].

Молодой специалист по окончанию высшего учебного заведения должен уметь использовать полученные в процессе обучения знания, умения и навыки в типичных и изменяющихся ситуациях на рабочем месте, показывая при этом собственную профессиональную компетенцию.

Как считают Ф. Тейлор и А. Фаоль в рамках имеющейся практики подготовки менеджеров будущих специалистов обучают базовым функциям классического менеджмента, вроде организации, планирования, мотивации, координации и контроля.

Однако современный подход к управлению в большей степени основывается приоритетности личности перед производством, прибылью, интересами организации. Главным образом, подобная постановка вопроса составляет культуру управления.

Управленческая деятельность менеджера характеризуется сложностью, динамичностью, изменчивостью и носит сугубо личный характер. Ведущие психологические особенности данной деятельности сводятся к следующим аспектам[15]:


  • многообразие видов деятельности на различных уровнях управленческой иерархии;
  • креативный, творческий характер деятельности, который осуществляется при недостаточном объеме информации, а так же в часто меняющейся условиях и противоречивой обстановке;
  • чрезмерно выраженная прогностическая природа осуществляемых управленческих задач;
  • существенная роль коммуникативной функции;
  • значительная психическая напряженность, которая возникает из-за большой ответственности за принимаемые решения.

Менеджер должен обладать большой компетентностью в контексте принятия своевременных и правильных решений, что в свою очередь требует использование новых навыков и подходов к управленческому процессу.

В решении различных управленческих задач менеджеру необходимы гибкость и смелость, так как ему приходится постоянно работать в центре постоянно изменяющихся ситуаций. В связи с данным обстоятельством у менеджеров с недостаточным уровнем компетентности развивается осторожность при решении проблемных ситуаций, из-за чего часто происходит запаздывание управленческих решений и снижение эффективности управленческого воздействия[16].

Главная идея в концепции менеджмента отечественных исследователей базируется на возрастании роли управленцев различного уровня. В качестве базы учебного процесса с учетом тенденций социально-экономического развития современного общества и мотивов, которые побуждают молодого специалиста к реализации определенного качества, выступает профессиональная компетентность личности. В трудовой практике было замечено, что только компетентность и профессионализм правильно ориентируют руководителя в реальных условиях, в которых он оказывается способным выбрать наиболее правильный способ поведения и принять правильное управленческое решение[17].

В результате, профессиональная деятельность менеджеров характеризуется многогранностью, ответственностью и сложностью. Явления, с которыми приходится сталкиваться современным менеджерам, выражаются: в темпе, сложности, новизне, опасности, и постоянном вызове современного опережающего мира. Данные обстоятельства актуализируют потребность в высоком уровне компетентности специалиста.

В современных условиях при низком уровне профессиональной компетентности специалистов могут возникать глобальные катастрофические последствия. Типичная система образования, как правило, ориентирована на парадигму подготовки, основанную на знания, в основе которой было прагматическое и формальное применение совокупности освоенных истин. На современном этапе требуется специалист, который разбирается в специфике современного бытия, с духовно-нравственной ориентацией и культурой [18].


Следует отметить, что наиболее важным требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми, а для этого специалисту необходимо быть психологом. Чтобы поступать, как психолог специалисту необходимо знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. Основательно разобраться в людях может помочь язык жестов и телодвижений. Изучение данного языка поможет менеджеру в лучшей степени понимать людей, обоснованность их действий, и что самое важное он сможет добиться взаимного согласия и доверия людей. Такой подход, как правило, оказывает существенную помощь специалисту в процессе заключения выгодных сделок и многого другого.

Помимо этого, хороший менеджер должен выступать в роли хорошего организатора, друга, учителя и лидера, а так же быть экспертом в постановке задач, и просто человеком, который умеет слушать других людей. Он должен быть в курсе того, кто его прямые подчиненные, на что они способны, на каком уровне могут выполнять различной сложности поручаемую им работу. Менеджер так же должен быть в курсе условий, который связывают компанию и работников, справедливо отставать интересы тех и других, способствовать устранению мало способных работников с целью удержания единства и правильности функционирования предприятия[19].

Управленческая деятельность менеджера предполагает реализацию целого ряда функций, наиболее важными из которых являются[20]:

  • умение организовывать и планировать деятельности коллектива и собственную трудовую деятельность;
  • контроль и распределение заданий, а так же проведение инструктажа подчиненных;
  • подготовка и чтение отчетов;
  • оценка и проверка результатов трудовой активности подчиненных;
  • мониторинг новинок в мире бизнеса, техники и технологии, а выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;
  • решение вопросов, которые выходят за рамки компетенции подчиненных;
  • знакомство с текущей корреспонденцией;
  • ответы на звонки и прием посетителей;
  • проведение собраний и представительство;
  • заполнение форм отчетности;
  • ведение переговоров;
  • повышение квалификации.

В рамках исследования политических, социальных, экономических и психологических сил, которые действуют в других странах, а так же изучение воздействия данных сил на тех, кто находится на управленческих постах, можно провести качественный обобщенный анализ касаемо изменяющегося содержания трудовой деятельности руководителя.


Данные работы характеризуются разнообразием формы самих этих действий и места их реализации, различными контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий [21].

При выполнении повседневных обязанностей, менеджеру приходится взаимодействовать с различными категориями лиц. Главным образом это касается партнеров. В некоторых случаях партнеры могут быть достаточно неприятными, они могут выражать угрозы, выдвигать несуразные требования, однако, не взирая на это с ними необходимо взаимодействовать корректно, при этом, не показывая собственного раздражения.

Еще одной категорией людей, с которыми необходимо взаимодействовать являются руководители различного ранга. При взаимодействии с руководством необходимо четко и недвусмысленно выражаться, опираясь на факты и кратко изложенные собственные соображения. В постановке определенной проблемы необходимо сразу предложить вариант ее решения, чтобы не обременять руководство ее решением. Наиболее лучшей стратегией в такой ситуации является выполнение наибольшей части работы.

Общение с подчиненными должно быть наиболее доверительным и доброжелательным. Так же менеджеру приходится взаимодействовать с коллегами-руководителями других подразделений. Безусловно, прямого воздействия на них он не может оказать, поэтому он должен обладать умением вести переговоры, торговаться и убеждать.

В контексте взаимодействия менеджеру приходится выполнять три базовых роли[22].

1. Роль координатора, который связывает одну группу людей с другой и способствует упрощению диалога между ними. Данную роль может выполнять фактический лидер, который способен обеспечить ее имидж и представительство во внешнем мире, может вдохновлять действия людей, направленные на достижение целей фирмы. Так же он является хорошим коммуникатором, который создает вероятность надежных непрерывных контактов между работниками.

2. Роль информатора, который обеспечивает прием, передачу и обработку различного рода информацию. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.