Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров (Проблема компетенций и компетентности специалистов в литературных источниках).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования, - заключена в том, на современном этапе значительно возрастает динамика развития и трансформации общества. Данные трансформации охватывают различные области социальных отношений, таких как: культура и нравственность, политика и экономика. Среди типичных сфер государственной власти, выделяются территория, природные ресурсы, вооруженные силы, которые уступают свои позиции конкурентной экономике, эффективному управлению, активной дипломатии и моральному авторитету, привлекательному международному имиджу нации, а также качеству ее человеческого потенциала.

Многие зарубежные специалисты рассматривают положение о том, что в будущем бизнес-среда будет связана с высокой скоростью технологических и социальных изменений. Будет продолжаться переход к инновационной экономике, которая будет предъявлять высокие требования к профессиональной подготовке и компетентности специалистов.

На современном этапе в бизнесе уже предъявляется строгие требования к высшему профессиональному образованию, которое обеспечивает подготовку высококвалифицированных управленческих кадров, соответствующих новым требованиям рынка. Современный эффективный управленец должен обладать знаниями практико-ориентированного характера. Фактор знаний выступает главенствующим аспектом «новой» экономики, а его носителем выступает человеческий капитал. Должен произойти переход от простого менеджера к менеджеру-исследователю.

Подготовка компетентных специалистов и менеджеров должна происходит с большей динамичностью, гибкостью и удаленностью от шаблонов. В большей мере востребованными являются специалисты, которые не только хорошо владеют своей специальностью, но и способны быстро приспособиться и осваивать новые знания и навыки. Одним из важных шагов в данном направлении выступает формирование у будущих специалистов и менеджеров высокой компетентности и компетенций.

Цель исследования: определить специфику компетенций и компетентности специалистов и менеджеров.

Объект исследования – компетенции и компетентность специалистов и менеджеров.

Предмет исследования – особенности компетенций и компетентности специалистов и менеджеров.

Задачи исследования.

1. Определить сущность понятия «компетенции» и «компетентность».

2. Рассмотреть управленческую культуру как ведущий компонент профессиональной компетентности современного менеджера-управленца.


3. Провести эмпирическое исследование особенностей компетенций и компетентности руководителей и менеджеров.

4. Разработать план профессионального развития специалиста.

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: теоретические - критический анализ литературы по теме исследования; тестирование.

Методики исследования: опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявский, В. А. Федорошин (КОС), опросник «Уровень организационной культуры».

Экспериментальная база исследования. Экспериментальное исследование проходило в фирме по производству мягких игрушек «Alisa». В исследовании приняли участие менеджеры по продажам в количестве 10 человек.

Объем работы: 35 страниц.

Глава 1. Проблема компетенций и компетентности специалистов в литературных источниках

1.1 Понятие «компетенции» и «компетентности»

В современной литературе можно встретить разнообразную трактовку понятий «компетенция», «компетентность» и «компетентностный подход».

Существует предположение, что основателем компетентностного подхода является Аристотель. Философ изучал возможности состояния субъекта, описываемым греческим словом “atere” – что означает силу, которая развивалась и совершенствовалась до такой степени, что стала характерной чертой личности.

В представлениях научно-академического сообщества компетенция является предметной областью, в которой человек хорошо осведомлен и выражает готовность к реализации деятельности, а компетентность является интегрированной характеристикой качеств личности, которая выступает результатом подготовки выпускника для реализации деятельности в некоторых сферах.

По определению Н. И. Алмазовой компетенции являются знаниями и умениями в конкретной области деятельности человека, а компетентность - это качественное использование компетенций [1].


Как считает Н. Н. Нечаев и Г. И. Резинская компетентность выражается в основательном знании выполняемого дела, а так же сложных связях, явлениях и процессах, вероятных способов и средств достижения поставленных целей. К примеру, формирование коммуникативной компетенции является необходимым условием становления профессионального сознания специалистов, работа которых связана с людьми[2].

Таким образом, получается, что компетенция - это знания, а компетентность - умения (действия). Понятие «компетенция» отличается от понятия «квалификация», так как в первом случае речь идет о таких характеристиках как инициатива, сотрудничество, способность к групповой работе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию, а во втором случае речь идет о сугубо профессиональных знаниях и умениях.

Функциональный подход не фокусируется на индивидуальные характеристики специалистов, а обращает внимание на стандарты деятельности и базируется на интерпретации задач и ожидаемых результатов.

Представители американской школы, являясь приверженцами личностного подхода, фиксируют свое внимание, главным образом, личностные характеристики субъекта труда, которые позволяют человеку добиваться эффективных результатов в профессиональной деятельности. В соответствии с точкой зрения, базовые компетенции можно описать при помощи стандартов KSAO, включающих следующие элементы[3]:

  • знания (knowledge);
  • умения (skills);
  • способности (abilities)
  • иные характеристики (other).

Многими специалистами отмечается, что использование такой на первый взгляд простой формулы для описания ключевых компетенций связано с некоторыми трудностями в определении и диагностике двух ее элементов: знания и умения (KS) намного проще определить, нежели способности и иные характеристики (АО), так как в последнем случае мы имеем дело с абстракциями.

Помимо этого, на разных этапах, различные авторы вкладывали разное понятие в букву «А» (например, attitude - отношение), а буква «О» в аббревиатуре вообще отсутствовала (применяется для характеристики физического состояния, поведения и т. п.).

Тем не менее, пристальное внимание следует направить skills и abilities, так как[4]:

· они выполняют большую роль в обеспечении конкурентоспособности организации, которую возглавляет определенный руководитель;

· в рамках высшего образовании этому не обучают, или этому обучают в специализированных учреждениях.


В результате, получается, что рынок в сфере образования переполнен образовательными и тренинговыми структурами, которые компенсируют пробелы вузовского образования.

С позиции практического бизнеса, профессиональные компетенции являются способностью человека в рамках трудовой деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями. Должностные требования представляют собой задачи и стандарты их реализации, которые приняты на предприятии.

Такая позиция тесно соотносится с точкой зрения представителей британской школы психологии труда, которые, главным образом, сконцентрированы на функциональном подходе, который раскрывает профессиональные компетенции как способность выполнять действия согласно стандартам выполнения трудовой деятельности[5].

Следует так же отметить, что корпоративные университеты, на ряду с проведением специальных связанных с спецификой профессии обучающих программ, также тренируют «жизненные навыки», к числу которых относятся, к примеру коммуникативные навыки и навыки ведения переговоров.

Во многих толковых словарях компетентность описывается как осведомленность и эрудированность. Профессиональная компетентность рассматривается как совокупность профессиональных знаний и умений, а также способов выполнения трудовой деятельности.

Ведущими компонентами профессиональной компетентности выступают[6]:

• социально-правовая компетентность связана с знаниями и умениями в сфере взаимодействия с социальными институтами и людьми, а также с владением приемами профессионального общения и поведения;

• специальная компетентность характеризуется готовностью к самостоятельной реализации определенных видов деятельности, с умением решать типичные профессиональные задачи и оценивать результаты собственного труда, способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и умений по специальности;

• персональная компетентность выражается в способности к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя на профессиональном попроще;

• аутокомпетентность, характеризуется адекватным представлением об личностных социально-профессиональных характеристиках и владением технологиями преодоления профессиональных деструкций.

А. К. Марковой был выделен еще один вид компетентности - экстремальная профессиональная компетентность, проявляющаяся в способности действовать во мгновенно усложнившихся условиях, к примеру, в ситуациях аварий, или нарушений технологических процессов[7].


Часто в психологии труда компетентность отождествляется с профессионализмом. Однако профессионализм повышает уровень выполнения деятельности помимо компетентности.

В рамках исследования функционального развития профессиональной компетентности было зафиксировано, что на начальных стадиях профессионального становления молодого специалиста присутствует относительная автономность данного процесса. На стадии самостоятельного выполнения трудовой деятельности происходит объединение компетентности с профессионально важными качествами.

Необходимыми критериями профессиональной компетентности человека выступают: обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм[8].

В большинстве случаев компетентностью рассматривается, как личностная характеристика соответствия человека требованиям профессии. По результатам трудовой деятельности человека можно говорить о наличии, или отсутствии компетентности.

Компетенция каждого работника проявляется в той степени, в какой его работа отвечает соответствующим требованиям, которые предъявляются к итоговому результату данной профессиональной деятельности. В связи с данным обстоятельством единственным научным способом определения компетентности специалиста, является измерение конечного результата. Компетентность определенного человека значительно уже, чем его профессионализм. Данное обстоятельство выражается в том, что человек может быть профессионалом, однако не может быть компетентным в решении всех профессиональных вопросов.

Таким образом, главными видами профессиональной компетентности являются[9]:

  • специальная компетентность связана с владением профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
  • социальная компетентность связана с владением совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в этой профессии приемами профессионального общения, а так же социальной ответственностью за результаты своего профессионального труда;
  • личностная компетентность связана с владением приемами личностного самовыражения и саморазвития, посредством противостояния профессиональным личностным деформациям;
  • индивидуальная компетентность связана с владением приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессиональной деятельности, готовностью к профессиональному росту, способности к индивидуальному самосохранению, а так же поддержанию профессиональной гибкости и умению организовать рационально свой трудовой ресурс без перегрузок времени и сил.